Ковалёв Степан Емельянович
Ковалёв
Степан
Емельянович
подполковник

История солдата

Ковалёв С.Е. родился 7 января 1919 года в д. Склимин, Климовического района, Могилёвской обл., БССР. После ФЗУ (фабрично-заводское училище) работал литейщиком на Краматорском заводе тяжелого станкостроения, занимался в ДОСАФ. До начала Великой Отечественной войны окончил летное училище, и в звании сержант, был направлен командиром экипажа бомбардировщика к западной границе СССР. Прошел войну летчиком от первого и до последнего дня. Пять раз был сбит. Дважды лежал в госпиталях. Родные получили на него две похоронки.

В 1942 году он, как имевший боевой опыт, а также летавший на разных типах советских самолетов того времени,  был отобран в состав первой группы из 20 человек (10 летчиков и 10 штурманов) для перегона по лендлизу американских самолетов из Ирана.

В дальнейшем воевал на американском «Бостоне» в составе полка дальних бомбардировщиков. За время войны участвовал в боях на Центральном фронте, под Сталинградом и в Прибалтике. Рассказывал об операциях по уничтожению вражеского аэродрома на острове Борнхольм, подводных лодок на базе Данциг.

В апреле 1945 года его полк был переброшен на Дальний восток, но там Ковалёв С.Е. сделал только один вылет. Полк получил новую боевую задачу – защищать Родину с севера от возможной ядерной атаки США. Самолеты полка были рассредоточены вдоль побережья Ледовитого океана и использовались в качестве мишеней при тренировках расчетов  радиолокационных станций. Выполняя эту задачу, полк понес потери, сопоставимые с боевыми (отсутствие аэродромов и ориентиров, тяжелые погодные условия).

Последнее место службы – с. Добрынское (поселок Сокол), Суздальского р-на, Владимирской области. Должность – нач. штаба полка. Уволен в запас в 1960 году в период разгона военно-воздушных сил Хрущевым.

Первые дни войны. Полк, в котором служил мой дед — Ковалёв С.Е, летал на бомбардировщиках Р-5. Позже эти самолёты стали называть «ночными бомбардировщиками». Сегодня они известны, как «нукурузник». Создан в 1928 году двухместный биплан, был оснащён двумя пулемётами, фюзеляж из фанеры, бомбовая нагрузка до 400 кг. Полк практически не пострадал от фашистских бомбардировок,но в неразберихе начала войны прикрытие истребителями практически не было и тихоходные Р-5 представляли лёгкую мишень для немецких мессершмиттов. Манёвр, который использовался для отрыва от вражеского истребителя — глубокое пикирование. Пикирование было настолько резким, что усилий лётчика не хватало для вывода самолёта от столкновения с землёй. Ручку управления изо всех сил тянули на себя двое — и лётчик, и штурман. Управление самолёта работало на тросах, без всякого электроусиления. Вторая неделя боёв. Полк вылетел на задание. Навалились мессершмитты. Один из них пристроился к самолёту моего деда крыло в крыло. В кабине мессера рыжеволосый немец, на руках надеты длинные кожаные перчатки — краги. Немец показал деду один палец, потом два, сманеврировал и расстрелял самолёт. Р-5 взорвался в воздухе. Взрывом лётчика и штурмана выбросило из кабины. Как говорил дед, он кувыркался среди обломков. Парашюты удалось раскрыть. Приземлились на поле пшеницы. В отдельных местах поля горели обломки подбитых самолётов. В общей сложности на парашютах приземлилось более десяти однополчан. Только тогда мой дед понял, что имел ввиду немецкий лётчик, показывая пальцы — тебе сколько хватит? Одной очереди или двух? Подбитые однополчане собрались группой и направились в сторону линии фронта. Выбирались из окружения трудно и долго. Понемногу группа лётчиков сокращалась. Линию фронта дед перешёл уже один в конце 1941 года. СМЕРШ проверкой долго не занимался — определили рядовым парашютистом — десантником. При посадке в транспортный самолёт дед случайно был опознан лётчиками однополчанами, которые базировались на этом же аэродроме. Нашлось и личное дело. Вернулся в авиацию.

Регион Владимирская область
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Владимир

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: