Козырь Алексей Константинович
Козырь
Алексей
Константинович
старший лейтенант
23.02.1912 - 19.07.1989

История солдата

Родилсся 23 февраля 1912 года в Екатеринославской губернии.

В  1940 году в городе Одессе при Военном Авиационном училище имени Полины Осипенко окончил техническую школу по специальности «техническая эксплуатация самолетов и двигателей» с присвоением квалификации «военного техника».

1941 - 1943 годы, организовывал и проводил техническую подготовку истребителей  к боевым вылетам. Выпускал в полет самолеты, на которых  славные лётчики громили фашистов.

Умер 19 июля 1989 года, захоронен на городском кладбище в г. Майкопе.

Награжден правительственными наградами:

- орденом «Красного Знамени»;

- орденом «Красной Звезды»;

- орденом «Трудового Красного Знамени»;

- орденом «Отечественной войны» второй степени.

- медалью «За боевые заслуги».

- медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г.»;

- медалью «Тридцать лет Советской Армии и Флота».

- медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г.»;

- медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г.»;

- медалью «Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР»;

- медалью «Шестьдесят лет Вооруженных Сил СССР»;

- медалью «Семьдесят лет Вооруженных Сил СССР».

- медалью «За трудовое отличие»;

- медалью «За доблестный труд, в ознаменовании столетия со дня рождения В.И. Ленина»;

- медалью «Ветеран труда».

Регион Российская Федерация
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Россия
Место рождения Российская империя, Екатеринославская губерния
Годы службы 1934 1956
Дата рождения 23.02.1912
Дата смерти 19.07.1989

Воспоминания

Козырь Алексей Константинович (1912-1989 г.г.)

Весной 1941 года наш авиационный полк Одесского авиационного училища перебазировался в летние лагеря, сел на аэродром, в районе пограничного села Беляевка, это тридцать километров от границы с Румынией, возле железнодорожной станции Выгода. В лагерях шла интенсивная лётная подготовка курсантов - военных летчиков.



22 июля 1941 года в 4 часа 10 минут на наш аэродром неожиданно налетели фашистские самолёты и начали бомбить лагерь. Аэродром подвергся интенсивной бомбардировке авиации Гитлера. После воздушного налета, уцелевшие на земле самолёты, вместе с техниками улетели на аэродром в городе Одесса. На автомашинах вывозили оставшиеся в лагерях технические команды. Из Одессы часть боевых самолетов срочно улетела на аэродром в городе Конотопе. Там были сформированы боевые эскадрильи из боевых самолетов «И-16», в то время считались самые лучшие истребители, как их еще называли «Ишаки». Эти боевые эскадрильи вошли в боевые соединения по охране наших городов на Украине, узловой железнодорожной станции Бахмач, Нежин, вплоть до Киева. Они охраняли железнодорожные станции, сопровождали бомбардировщики в места скопления противника и на его территории вели воздушные бои с истребителями «Мессершмит». Период, осень 1941 и по 1943 год я, обслуживал истребители, организовывал и проводил техническую подготовку их к боевым вылетам. Выпускал в полет самолеты, на которых славные лётчики громили фашистов.



Наши боевые самолеты походу боевых действий перебрасывались во многие города и фронты (районы ведения боевых действий). В 1942 году наш полк находился в городе Грозный, выполнял задачи по охране нефтяных районов Грозного: Слепцовск, Новые промысла и другие. В конце 1942 года нас перебросили в Узбекскую ССР посёлок городского типа Урсатьевская (с 1963 года Хаваст) в Сырдарьинской области, это узел железных дорог линий на Ташкент, Самарканд, Коканд и автодорог. Где наш полк получал новейшую боевую технику самолеты «ЯК-3», «ЯК-7», «Ла-5» и «Ла-9». Летный состав проходил переучивание на новые самолеты и боевому применению их в воздушных боях. Я также проходил переучивание по обслуживанию и подготовке самолетов к полетам, изучал новую авиационную технику, побывал на курсах, где два месяца изучал самолеты «ЯК-3», «ЯК-7», «Ла-5» и «Ла-9». Впоследствии читал летному составу мотор, то есть преподавал устройство и эксплуатацию авиационного мотора «М-105 ПФ», V-образный и авиационного мотора «АША 82», четырнадцати цилиндровый (двух рядная звезда).



В марте 1943 года наш полк Конотопского авиационного училища перебросили в город Новочеркасск, Ростовской области. В Новочеркасске пробыли мы месяца два или три. Наш боевой авиаполк расформировали, и я попал в учебную школу пилотов города Кропоткина (железнодорожная станция Кавказская), где готовили военных летчиков на самолетах первоначального обучения «УТ-2». Я, так же организовывал подготовку самолетов к полетам.



В послевоенное время при прохождении службы выполнял обязанности начальника автомобильной службы полка, начальника ПАРМА (полевые авиационно-ремонтные мастерские) в станице Советская в тридцати километрах от города Армавира.



В 1946 году, после окончания войны ушел с авиационно-технической эксплуатации самолётов на службу в авиационно-техническое обеспечение, техником по обеспечению ГСМ (горюче смазочные материалы) авиационных полков при Армавирском училище. Служил в Кавказской (железнодорожная станция), г. Тихорецк, Краснодарского края.



Уволился в 1956 году с должности, заместителя начальника отдела снабжения ГСМ дивизии, в городе Сталинграде (Волгограде).




Работал до семидесяти двух лет. Трудовой стаж составил сорок семь лет и одиннадцать дней.

Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: