Красиков Борис Сергеевич
Красиков
Борис
Сергеевич
старший сержант / авиационный радист-стрелок
Дата рождения: 15.05.1922

История солдата

      Борис Сергеевич родился 15 мая 1922 г. в селе Тресоруково Давыдовского района Воронежской области. Окончил местную школу. Семья Красиковых перебралась в областной центр, где полным годом осуществлялась индустриализация. Везде были нужны рабочие руки. Борис в 1938 г. поступил в Фабрично-заводское училище при заводе синтетического каучука, получил специальность аппаратчика химических препаратов и работу в цехе №6-8. Как и большинство ровесников, он учился в заводской вечерней школе. В те времена на предприятии стремились учиться все, они осваивали новые для страны технологии и продукцию.

   Буквально накануне войны с гитлеровской Германией – 10 июня 1941 г. – комсомолец Красиков Борис Сталинским райвоенкоматом г. Воронежа был призван в РККА и направлен в школу младших авиационных специалистов. Возможно, это было ближайшее подобное учебное заведение - Воронежская (38-я) окружная/дивизионная ШМАС воздушных стрелков-радистов при Воронежской (6-й) военной авиационной школе первоначального обучения.

     Во многих книгах и кинофильмах, которые описывают период учебы курсантов военных училищ в начальные годы войны, показаны все трудности. Это: и напряженная программа, и нехватка техники, и скудное питание, обмундирование. Но Борис и его друзья готовы были всё перетерпеть, стремились скорее вырваться на фронт.  Действительно, занятия шли в ускоренном режиме. Через 3-4 месяца — экзамены по овладению радиотехникой и авиавооружением. Сами курсанты не летали на учебных самолетах.  Взлетали маленькие «По-2», которые тянули за собой конус-мишень. По этому конусу с установок, имитирующих боевое место радиста-стрелка в самолете, курсанты вели огонь.  А далее отправка в центр, где продолжали подготовку на штурмовиках Ил-2. Весь личный состав от моториста до командира части изучали первый опыт применения этих самолетов в Великой Отечественной войне. С 8 утра до 6 часов вечера в классах и штабах, на стоянках аэро­дрома кипела напряженная боевая учеба.  Работа по вводу в строй «молодняка» велась полным ходом. Каждый день - занятия по боевой и политической подготовке или полеты, во время которых летчики тренировались, шлифовали технику пилотирования на взлете и посадке, летали на полигон бомбить и стрелять из пушек и пулеметов. Тщательно заставляли стрелков – радистов отрабатывать свои обязанности, от их мастерства порой зависела судьба экипажа.   

      Борис Красиков не только легко освоил радиооборудование самолета, но умел его классно обслуживать. Эти его навыки были востребованы, старший сержант Красиков проходил службу в качестве механика по радио. В 1942 г. он был отправлен на фронт в составе 825 -го шап.  Полк, имевший на вооружении штурмовики Ил-2, в действующей армии: 05.07 - 25.07.1942 г., 09.08.1942 г. - 12.03.1943 г., 23.03 - 10.04.1943 г., 04.06.1943 г. - 09.05.1945 г.

    825-й штурмовой авиационный полк  с аэродрома Лобаново 1-й запасной авиабригады ВВС Приволжского военного округа 6 августа с 19-ю исправными самолётами Ил-2 вошел в состав 225-й шад. С 29 июля 1942 г. дивизия директивой штаба ВВС КА № 340164сс включена в состав 15-й воздушной армии на Брянском фронте, в октябре 1943 г. - на 2-м Прибалтийском фронте.

  Потенциальными целями штурмовиков, как правило, являлись сосредоточения войск, укрепленные позиции, орудийные и зенитные батареи, транспортные средства, реже — железнодорожные сооружения и аэродромы. Поэтому из-за вооружения и мощной брони конструкторы Ил-2 жертвовали скоростью, высотой и маневренностью.  В 1942 г., находясь в обороне, Красная Армия не могла в полной мере наращивать силы штурмовой авиации. Однако уже к 1943 г. этот род авиации был полностью востребован и рассматривался советским командованием как одна из определяющих сил в воздушной войне. Главными боевыми порядками в атаке были круг и цепочка, которые выполнялись на малой высоте, где Ил-2 был особенно хорош. Если над целью преобладала низкая облачность, атака совершалась с высоты 100-150 метров; в случае, если позволяла видимость — с высоты 500-600 метров. В течение атаки штурмовиков на пологом пикировании огонь велся изо всего наступательного бортового оружия, сбрасывались бомбы и запускались неуправляемые ракеты, а на выходе из атаки по цели мог вести огонь и воздушный стрелок. Атака по цели проводилась с одного захода или нескольких в зависимости от интенсивности заградительного зенитного огня, размеров атакуемого объекта, дальности полета и условий задания полета. 

        Неизвестный автор переделал стихотворение А. Фролова "Легендарный штурмовик" в "Песню о штурмовиках". Вот ее слова:

Представьте летчика в тот миг, 
Когда готовится он к бою, 
Когда, ведя свой штурмовик, 
Он видит цель перед собою. 
Тогда в атаку он идет, 
Сильней штурвал в руке сжимает, 
На цель, направив самолет, 
На все гашетки нажимает. 
И пулеметы, пушки бьют, 
И реактивные снаряды, 
И бомбы точно в цель идут, 
Круша фашистские преграды. 
Пусть самолеты все важны: 
Как воздух, хлеб - "Ил-2" нужны, 
Так сказал наш Вождь однажды,
И пусть об этом знает каждый. 
Ильюшин "Илы" те создал, 
А мы - им славу боевую, 
И каждый летчик все отдал, 
Чтоб защитить страну родную. 
Фашистов разбивали в прах, 
Нас черной смертью называли, 
И тех стремительных атак 
Мы никогда не забывали.
С тех пор прошло немало лет, 
Но тех боев мы не забудем, 
Кто пал в бою - оставил след, 
И мы всегда их помнить будем. 
Погибших летчиков, стрелков, 
Чей прах покоится в могилах, 
И всех других штурмовиков, 
Кто воевал на грозных "Илах"!

               Через двадцать с лишним лет после окончания войны в Нью-Йорке вышла книга бывшего гитлеровского генерала В. Швабедиссена "Русские ВВС глазами немецкого командова­ния». В книге много внимания уделено штурмовой авиации Красной Армии. Вот одно из признаний генерала: "Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточ­но запечатлена в докладах большинства командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала все возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выпол­нять до конца поставленные перед ними задачи, их сражаю­щиеся сердца и отчаянная храбрость.  Авторы всех немецких источников в своих мнениях сходятся в том, что самолет «Ил-2» был эталоном самолета-штурмовика. Самолет «Ил-2» - свиде­тельство исключительного прогресса, он являлся главным, основным противником немецкой армии."

   20 летний старший сержант Красиков, помимо выполнения прямых должностные, под любым предлогом добивался у командования разрешения летать на боевые задания в качестве воздушного стрелка – радиста. Ни сложные погодные условия, ни бешеный огонь зениток, - ничто не могло остановить наступательного порыва Бориса, его "крылатых" однополчан. Были дни, когда полк ввиду неблагоприятных метеоусловий действовала исключительно парами, совершая в день по несколько вылетов. Низкая облачность не только мешала поиску целей, но при отсутствии на Ил-2 радиокомпасов препятствовала возвращению на свой аэродром. Тем не менее всё и все были мобилизованы на выполнение поставленной боевой задачи.

    Механика по радио авиаполка старшего сержанта Красикова приказом №04/н по 825-й шап 225-й шад 15 -й ВА Брянского фронта от 20 августа 1943 г. наградили медалью «За отвагу» «за то, что он за время пребывания на Брянском фронте совершил в качестве воздушного стрелка 10 успешных боевых вылетов, в которых отразил более 16 воздушных атак истребителей противника. 02.03.1943 г. при выполнении боевого задания с заместителем командира эскадрильи капитаном Белоусовым над целью были атакованы истребителями противника МЕ-109. Тов. Красиков был ранен, из строя вышел пулемет (поперечный разрыв гильзы) и, превозмогая боль, продолжил наводить пулемет на истребители противника, тем самым не дал возможность подойти противнику на прицельный огонь».

   По своей специальности обслужил безотказной работой радиостанции 187 боевых самолетовылетов» (Информация об архиве - архив ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 682526. Дело ист. информации: 1740).

     Лечение Борис Красиков проходил в полевом лазарете.

      Переломным этапом в боевом применении штурмовой авиации Красной Армии стала Курская битва. Несмотря на отсутствие господства в воздухе, советское командование, использовав в этой операции значительное количество самолетов, организованных в крупные оперативно-тактические и тактические соединения, добилось на фоне повышения уровня руководства авиационными формированиями и организации взаимодействия с наземными силами ощутимого влияния ударной авиации на оперативную обстановку. В дальнейшем штурмовая авиация добивалась успехов не только совершенствуя боевую выучку личного состава, но непрерывно повышая качество оперативного управления воздушными силами, организацию взаимодействия между штурмовиками и истребителями прикрытия, совместных действий общевойсковых и авиационных командиров.

     Штурмовик успевал в среднем выполнить 13 самолетовылетов до того, как выбывал из строя. 

     Всего на Центральном и Воронежском фронтах в июле безвозвратные потери составили более 330 штурмовиков при первоначальной численности до 580 машин. Поступавшие пополнения позволяли формированиям штурмовой авиации не потерять своей боеспособности. 

  Части 225-ой штурмовой авиационной дивизии 6-10 октября 1943 г. участвовали в Невельской операции (территория Псковской области). Её замысел состоял в том, чтобы быстро прорвать немецкую оборону, стремительным броском овладеть Невелем и занять выгодные позиции для дальнейшей борьбы. Главную роль в наступлении предстояло сыграть 3-й ударной армииЧтобы запутать немецкое командование относительно направления главного удара разведка проводилась на нескольких участках фронта.  7 октября активность немецкой авиации резко увеличилась. В воздухе им противостояли лётчики 240-й истребительной авиадивизии. В целом же за период с 6 по 11 октября лётчики они произвели 1450 боевых вылетов и сбили 94 самолёта противника. Чтобы выполнить поставленные задачи, им приходилось совершать по 5-7 вылетов в день. Не меньше вылетов совершали и штурмовики.

    10 ноября 1943 г. на Белорусской земле, в районе Витебска, Ил-2, на котором старший сержант Красиков в очередной раз выполнял задачи стрелка-радиста, был сбит в воздушном бою немецким «мессером». Мастерство летчика (это мог быть лейтенант Рыбаков Анатолий Петрович, 1914 года рождения, или младший лейтенант Монастырский Евгений Иосифович, 1917 года рождения; они не вернулись с задания в этот день; были пленены, выжили) позволило тяжелому штурмовику не уйти в штопор, спланировать, жестко приземлиться. Повезло, что при этом самолет не взорвался.

     Борис Красиков, которому к тому времени только что исполнился 21 год, всю жизнь содрогался от той нестерпимой боли, что пронзила его после удара о землю и погасила сознание. Очнулся от отрывистой немецкой речи и пинков. «Неужели плен?» – пронеслось в голове. И снова – глубокая бездна беспамятства». 

       Борис вполне мог стать узником 313-го ШТАЛАГ (располагался в г. Витебске Белоруссии - территория бывшего 5-го железнодорожного полка. Существовал с 09.1941г.  по 08.1944 г. Лагерь первоначально был создан для воен­нопленных. По мере уничтожении военнопленных заполнялся и гражданским населением. Общее количество расстрелянных и погибших от го­лода, пыток и похороненных на территории полка составляет более 80 тыс. человек, из которых около 4 тыс. - гражданские лица). По отношению к заключенным действовал грубый произвол: любой солдат охраны в любой момент и безо всякой причины мог избить узника, расстрелять или повесить. Неукоснительным правилом являлось немедленное уничтожение каждого, кто заболевал или был возвращен в лагерь вторично после побега. Узники страдали от холода, грязи и страшной завшивленности. Их содержали в нечеловеческих условиях, использовали на самых грязных и изнурительных работах.  Внутренняя охрана шталага была представлена лагерными полицейскими из числа самих военнопленных. Эти полицаи, как их называли другие пленные, находились в привилегированном положении: получали улучшенный паек, жили в отдельном помещении, пользовались правом свободного перемещения по территории лагеря, были вооружены плетками с вшитыми в наконечники металлическими предметами и дубинками.

       А потом была вереница концлагерей: в Польше, Восточной Пруссии… В лагере под Кёнигсбергом нацисты вели «обработку» советских военнопленных, предлагали перейти на сторону врага, но Красиков Б.С. остался верен присяге и не поддался ни на какие угрозы и издевательства фашистов. 

     В январе 1945 г. советские войска вступили на территорию фашисткой Германии и освободили Красикова и других военнопленных этого концлагеря.

    Борис Красиков был направлен в сборно – пересыльный пункт НКО.  (В качестве справки: сборно-пересыльные пункты (СПП) были созданы в самом конце 1941 г. и предназначались для процедуры первоначальной спецпроверки военнослужащих, освобождённых из плена или длительно пребывавших в окружении на оккупированной гитлеровцами территории. Де-факто это были военно-пенитенциарные в/ч Красной Армии. Свой номерной СПП имела каждая общевойсковая армия. Работали же они при армейских запасных стрелковых полках. Комначсостав – строевые офицеры и солдаты сухопутных войск Красной Армии, а оперсостав – от военной контрразведки, которая с апреля 1943 г. именовалась как контрразведка «Смерш». Те представители переменного состава, к которым у армейских чекистов не возникло серьёзных претензий, через запасной полк направлялись в дальнейшем на пополнение частей и соединений армии, в состав которой и входил конкретный СПП. Если у чекистов возникали сомнения, то такие лица направлялись на спецпроверку в спецлагеря НКВД СССР. А вот выявленные предатели, изменники и дезертиры немедленно передавались в руки военного правосудия…».

    Борис попросился на фронт, так хотелось быстрее отомстить за мучения, нечеловеческое отношение. До конца войны он был разведчиком в пехоте. Победу встретил в Германии. Последующие два года продолжал службу в Центральной группе войск в Чехословакии, затем в Австрии – механиком-водителем бронетранспортера, радиотелеграфистом, начальником радиостанции (к сожалению, документальные подтверждения об этом пока отсутствуют).

     Во всех официальных архивных документах Министерства обороны, электронной Книге Памяти в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, Книге Памяти Воронежской области и города Воронежа Борис Сергеевич Красиков числится погибшим; об этом он узнал только в 1997 г.    Дело в том, что вернувшиеся из боя товарищи доложили командованию 825-го штурмового авиаполка о гибели экипажа. Об этом сообщается в донесении о безвозвратных потерях 15-й Воздушной армии от 25.12. 1943 г. №8/01558 (Информация об архиве -Источник информации: ЦАМО. Фонд ист. информации: 35. Опись ист. информации: 11304. Дело ист. информации: 743).

 Отца – Красикова Сергея Ивановича – командование полка уведомили, что старший сержант Красиков Б.С. пропал без вести.

 Кстати, в этот день с боевого задания не вернулись на базу два экипажа 825-го шап.

     Демобилизовался Борис Сергеевич в 1947 г. Спустя 6 лет он вернулся в родной цех №6 Воронежского завода синтетического каучука старшим аппаратчиком.

   Начавшиеся летом 1942 г. бои за Воронеж привели к тому, что завод СК был уничтожен практически полностью. Начался сложный период восстановления предприятия. 2 сентября 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении Воронежского завода синтетического каучука. Это важное задание было поручено Управлению военно-строительных работ № 18. Первоначально планировалось закончить работы в третьем квартале 1944 г. Но помешала война. Строители смогли приступить к работам территории завода только в 1944 г. и то недостаточными силами. По-прежнему в дефиците были материалы, транспорт, инструмент. В этих условиях кировцам приходилось снова больше надеяться на хозспособ, на свои силы. Люди, жившие в бараках и землянках, в невероятно сложных условиях, разбирали завалы и возводили, по сути дела, новый завод.  И темпы работ постепенно нарастали. В начале 1945 г. областная газета «Коммуна» отмечала, что январский план выполнен на 118 % .5 августа 1945 г. ГКО установил новый срок пуска завода — I квартал 1946 г. В этот период восстановили здание цеха №8 (обработки каучука СКБ) и в нём смонтировали практически всё оборудование, сдали в эксплуатацию водонасосную станцию и электроподстанцию, проложили много подземных инженерных коммуникаций. 1946 г. стал переломным в судьбе предприятия. На завод возвратились многие кадровые работники, в том числе Попов А.П. Прибывали молодые специалисты, послевоенные выпускники вузов и техникумов. Важным моментом стало назначение директором завода Сергея Александровича Матвеева, который строил завод в 30-е годы. Заводчане не ждали пассивно, когда строители подготовят завод к пуску, а, разбившись на бригады, вели строительные и монтажные работы параллельно с работниками специализированных строительных и монтажных организаций. Завод имел чёткий план выполнения восстановительных работ хозяйственным способом. В 1946 г. этот план был выполнен на 114%, в 1947 г. — на 120%, причём в этот период объем работ превысил предыдущий в 2 раза. Одновременно развернулась широкая подготовка кадров основных технологических профессий: аппаратчиков, машинистов, мотористов, лаборантов. В 1947 г. работы продолжались все возрастающими темпами. К осени отчетливо стала видна перспектива начала возобновления основных технологических процессов и получения каучуковой продукции.

    Борис Сергеевич без отрыва от производства учился в техникуме, ВУЗе. Работал начальником смены в цехах №№ 6 и 25. В числе лучших специалистов оказывал помощь в пуске производства эмульсионных каучуков в Сумгаите, Куйбышеве, Омске, Освенциме (Польша). В 1959 г. был направлен в Башкирию на ввод в эксплуатацию цеха эмульсионной полимеризации Стерлитамакского завода СК. Работы там шли круглосуточно. Борис Сергеевич и другие специалисты, вызванные для помощи из Воронежа, в буквальном смысле дневали и ночевали в цехе. И это не фигура речи. Для них прямо в цех были доставлены раскладушки и матрацы. Не будет преувеличением сказать, что здесь в полной мере проявились не только профессиональные, но и организаторские способности Б. Красикова. А когда начался монтаж технологической системы, руководство завода и проектная организация доверили начальнику цеха проводить изменения в схеме под его ответственность. Случай – из разряда уникальных. И он полностью оправдал это доверие. Сроки монтажа резко сократились. Но это не значит, что царила «партизанщина». Был составлен перечень всех отступлений от проекта, и каждый из них затем был соответствующим образом оформлен.

      Конечно, Б. Красиков не один создавал это производство. Борис Сергеевич с теплотой вспоминал коллег-«пускачей» – тех, кто помогал ему в этой работе.  Но для пуска производства одного монтажа недостаточно. Началось интенсивное формирование штата цеха. Аппаратчиков набирали исключительно из молодёжи – выпускников 15-го профессионального училища и строителей – из тех, кто имел опыт и окончил курсы обучения без отрыва от производства. Немаловажная деталь: почти все эти люди прошли практику на аналогичных производствах Воронежа, Сумгаита. Так, с первых рулонов синтетического каучука начиналась трудовая история цеха и завода.

     22 года Борис Сергеевич работал на Стерлитамакском заводе заместителем главного инженера по производству сополимерных каучуков и катализатора. Все виды продукции внедрялись и осваивались на заводе с его участием. Комитетом по науке Борису Сергеевичу вручено более 30 авторских и соавторских свидетельств на изобретения, а также редкий нагрудный знак «Изобретатель СССР».

       За эти годы к ордену Отечественной войны 1-й степени, медалям «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» добавились трудовые ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», а также бронзовая медаль ВДНХ за успехи в народном хозяйстве.

       Бориса Сергеевича всегда манила родная воронежская земля и после выхода на пенсию он возвращается на постоянное место жительства в г. Воронеж

    В работе над данным материалом были использованы публикации Людмилы Сергеевны, правнука фронтовика. Биография нуждается в доработке, получении дополнительной информации от потомков ГЕРОЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны Красикова Бориса Сергеевича. 

 

 

Регион Воронежская область
Воинское звание старший сержант
Населенный пункт: Воронеж
Воинская специальность авиационный радист-стрелок
Место рождения Село Тресоруково Давыдовского района Воронежской области
Годы службы 1941 1947
Дата рождения 15.05.1922

Боевой путь

Место призыва Сталинский райвоенкомат г. Воронежа
Дата призыва 10.06.1941
Боевое подразделение 825-й штурмовой авиационный полк 225-й штурмовой авиационной дивизии 15-й Воздушной армии
Завершение боевого пути Чехословакия
Принимал участие В Курско-Орловской, Невельской операциях, освобождении Белоруссии
Плен с 10.11.1943 по 01.1945
Госпитали полевой лазарет 825-го шап

     Буквально накануне войны с гитлеровской Германией – 10 июня 1941 г. – комсомолец Красиков Борис Сталинским райвоенкоматом г. Воронежа был призван в РККА и направлен в школу младших авиационных специалистов. Возможно, это было ближайшее подобное учебное заведение - Воронежская (38-я) окружная/дивизионная ШМАС воздушных стрелков-радистов при Воронежской (6-й) военной авиационной школе первоначального обучения.

     Во многих книгах и кинофильмах, которые описывают период учебы курсантов военных училищ в начальные годы войны, показаны все трудности. Это: и напряженная программа, и нехватка техники, и скудное питание, обмундирование. Но Борис и его друзья готовы были всё перетерпеть, стремились скорее вырваться на фронт.  Действительно, занятия шли в ускоренном режиме. Через 3-4 месяца — экзамены по овладению радиотехникой и авиавооружением. Сами курсанты не летали на учебных самолетах.  Взлетали маленькие «По-2», которые тянули за собой конус-мишень. По этому конусу с установок, имитирующих боевое место радиста-стрелка в самолете, курсанты вели огонь.  А далее отправка в центр, где продолжали подготовку на штурмовиках Ил-2. Весь личный состав от моториста до командира части изучали первый опыт применения этих самолетов в Великой Отечественной войне. С 8 утра до 6 часов вечера в классах и штабах, на стоянках аэро­дрома кипела напряженная боевая учеба.  Работа по вводу в строй «молодняка» велась полным ходом. Каждый день - занятия по боевой и политической подготовке или полеты, во время которых летчики тренировались, шлифовали технику пилотирования на взлете и посадке, летали на полигон бомбить и стрелять из пушек и пулеметов. Тщательно заставляли стрелков – радистов отрабатывать свои обязанности, от их мастерства порой зависела судьба экипажа.   

      Борис Красиков не только легко освоил радиооборудование самолета, но умел его классно обслуживать. Эти его навыки были востребованы, старший сержант Красиков проходил службу в качестве механика по радио. В 1942 г. он был отправлен на фронт в составе 825 -го шап.  Полк, имевший на вооружении штурмовики Ил-2, в действующей армии: 05.07 - 25.07.1942 г., 09.08.1942 г. - 12.03.1943 г., 23.03 - 10.04.1943 г., 04.06.1943 г. - 09.05.1945 г.

    825-й штурмовой авиационный полк  с аэродрома Лобаново 1-й запасной авиабригады ВВС Приволжского военного округа 6 августа с 19-ю исправными самолётами Ил-2 вошел в состав 225-й шад. С 29 июля 1942 г. дивизия директивой штаба ВВС КА № 340164сс включена в состав 15-й воздушной армии на Брянском фронте, в октябре 1943 г. - на 2-м Прибалтийском фронте.

  Потенциальными целями штурмовиков, как правило, являлись сосредоточения войск, укрепленные позиции, орудийные и зенитные батареи, транспортные средства, реже — железнодорожные сооружения и аэродромы. Поэтому из-за вооружения и мощной брони конструкторы Ил-2 жертвовали скоростью, высотой и маневренностью.  В 1942 г., находясь в обороне, Красная Армия не могла в полной мере наращивать силы штурмовой авиации. Однако уже к 1943 г. этот род авиации был полностью востребован и рассматривался советским командованием как одна из определяющих сил в воздушной войне. Главными боевыми порядками в атаке были круг и цепочка, которые выполнялись на малой высоте, где Ил-2 был особенно хорош. Если над целью преобладала низкая облачность, атака совершалась с высоты 100-150 метров; в случае, если позволяла видимость — с высоты 500-600 метров. В течение атаки штурмовиков на пологом пикировании огонь велся изо всего наступательного бортового оружия, сбрасывались бомбы и запускались неуправляемые ракеты, а на выходе из атаки по цели мог вести огонь и воздушный стрелок. Атака по цели проводилась с одного захода или нескольких в зависимости от интенсивности заградительного зенитного огня, размеров атакуемого объекта, дальности полета и условий задания полета. 

        Неизвестный автор переделал стихотворение А. Фролова "Легендарный штурмовик" в "Песню о штурмовиках". Вот ее слова:

Представьте летчика в тот миг, 
Когда готовится он к бою, 
Когда, ведя свой штурмовик, 
Он видит цель перед собою. 
Тогда в атаку он идет, 
Сильней штурвал в руке сжимает, 
На цель, направив самолет, 
На все гашетки нажимает. 
И пулеметы, пушки бьют, 
И реактивные снаряды, 
И бомбы точно в цель идут, 
Круша фашистские преграды. 
Пусть самолеты все важны: 
Как воздух, хлеб - "Ил-2" нужны, 
Так сказал наш Вождь однажды,
И пусть об этом знает каждый. 
Ильюшин "Илы" те создал, 
А мы - им славу боевую, 
И каждый летчик все отдал, 
Чтоб защитить страну родную. 
Фашистов разбивали в прах, 
Нас черной смертью называли, 
И тех стремительных атак 
Мы никогда не забывали.
С тех пор прошло немало лет, 
Но тех боев мы не забудем, 
Кто пал в бою - оставил след, 
И мы всегда их помнить будем. 
Погибших летчиков, стрелков, 
Чей прах покоится в могилах, 
И всех других штурмовиков, 
Кто воевал на грозных "Илах"!

               Через двадцать с лишним лет после окончания войны в Нью-Йорке вышла книга бывшего гитлеровского генерала В. Швабедиссена "Русские ВВС глазами немецкого командова­ния». В книге много внимания уделено штурмовой авиации Красной Армии. Вот одно из признаний генерала: "Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточ­но запечатлена в докладах большинства командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала все возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выпол­нять до конца поставленные перед ними задачи, их сражаю­щиеся сердца и отчаянная храбрость.  Авторы всех немецких источников в своих мнениях сходятся в том, что самолет «Ил-2» был эталоном самолета-штурмовика. Самолет «Ил-2» - свиде­тельство исключительного прогресса, он являлся главным, основным противником немецкой армии."

   20 летний старший сержант Красиков, помимо выполнения прямых должностные, под любым предлогом добивался у командования разрешения летать на боевые задания в качестве воздушного стрелка – радиста. Ни сложные погодные условия, ни бешеный огонь зениток, - ничто не могло остановить наступательного порыва Бориса, его "крылатых" однополчан. Были дни, когда полк ввиду неблагоприятных метеоусловий действовала исключительно парами, совершая в день по несколько вылетов. Низкая облачность не только мешала поиску целей, но при отсутствии на Ил-2 радиокомпасов препятствовала возвращению на свой аэродром. Тем не менее всё и все были мобилизованы на выполнение поставленной боевой задачи.

    Механика по радио авиаполка старшего сержанта Красикова приказом №04/н по 825-й шап 225-й шад 15 -й ВА Брянского фронта от 20 августа 1943 г. наградили медалью «За отвагу» «за то, что он за время пребывания на Брянском фронте совершил в качестве воздушного стрелка 10 успешных боевых вылетов, в которых отразил более 16 воздушных атак истребителей противника. 02.03.1943 г. при выполнении боевого задания с заместителем командира эскадрильи капитаном Белоусовым над целью были атакованы истребителями противника МЕ-109. Тов. Красиков был ранен, из строя вышел пулемет (поперечный разрыв гильзы) и, превозмогая боль, продолжил наводить пулемет на истребители противника, тем самым не дал возможность подойти противнику на прицельный огонь».

   По своей специальности обслужил безотказной работой радиостанции 187 боевых самолетовылетов» (Информация об архиве - архив ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 682526. Дело ист. информации: 1740).

     Лечение Борис Красиков проходил в полевом лазарете.

      Переломным этапом в боевом применении штурмовой авиации Красной Армии стала Курская битва. Несмотря на отсутствие господства в воздухе, советское командование, использовав в этой операции значительное количество самолетов, организованных в крупные оперативно-тактические и тактические соединения, добилось на фоне повышения уровня руководства авиационными формированиями и организации взаимодействия с наземными силами ощутимого влияния ударной авиации на оперативную обстановку. В дальнейшем штурмовая авиация добивалась успехов не только совершенствуя боевую выучку личного состава, но непрерывно повышая качество оперативного управления воздушными силами, организацию взаимодействия между штурмовиками и истребителями прикрытия, совместных действий общевойсковых и авиационных командиров.

     Штурмовик успевал в среднем выполнить 13 самолетовылетов до того, как выбывал из строя. 

     Всего на Центральном и Воронежском фронтах в июле безвозвратные потери составили более 330 штурмовиков при первоначальной численности до 580 машин. Поступавшие пополнения позволяли формированиям штурмовой авиации не потерять своей боеспособности. 

  Части 225-ой штурмовой авиационной дивизии 6-10 октября 1943 г. участвовали в Невельской операции (территория Псковской области). Её замысел состоял в том, чтобы быстро прорвать немецкую оборону, стремительным броском овладеть Невелем и занять выгодные позиции для дальнейшей борьбы. Главную роль в наступлении предстояло сыграть 3-й ударной армииЧтобы запутать немецкое командование относительно направления главного удара разведка проводилась на нескольких участках фронта.  7 октября активность немецкой авиации резко увеличилась. В воздухе им противостояли лётчики 240-й истребительной авиадивизии. В целом же за период с 6 по 11 октября лётчики они произвели 1450 боевых вылетов и сбили 94 самолёта противника. Чтобы выполнить поставленные задачи, им приходилось совершать по 5-7 вылетов в день. Не меньше вылетов совершали и штурмовики.

    10 ноября 1943 г. на Белорусской земле, в районе Витебска, Ил-2, на котором старший сержант Красиков в очередной раз выполнял задачи стрелка-радиста, был сбит в воздушном бою немецким «мессером». Мастерство летчика (это мог быть лейтенант Рыбаков Анатолий Петрович, 1914 года рождения, или младший лейтенант Монастырский Евгений Иосифович, 1917 года рождения; они не вернулись с задания в этот день; были пленены, выжили) позволило тяжелому штурмовику не уйти в штопор, спланировать, жестко приземлиться. Повезло, что при этом самолет не взорвался.

     Борис Красиков, которому к тому времени только что исполнился 21 год, всю жизнь содрогался от той нестерпимой боли, что пронзила его после удара о землю и погасила сознание. Очнулся от отрывистой немецкой речи и пинков. «Неужели плен?» – пронеслось в голове. И снова – глубокая бездна беспамятства». 

       Борис вполне мог стать узником 313-го ШТАЛАГ (располагался в г. Витебске Белоруссии - территория бывшего 5-го железнодорожного полка. Существовал с 09.1941г.  по 08.1944 г. Лагерь первоначально был создан для воен­нопленных. По мере уничтожении военнопленных заполнялся и гражданским населением. Общее количество расстрелянных и погибших от го­лода, пыток и похороненных на территории полка составляет более 80 тыс. человек, из которых около 4 тыс. - гражданские лица). По отношению к заключенным действовал грубый произвол: любой солдат охраны в любой момент и безо всякой причины мог избить узника, расстрелять или повесить. Неукоснительным правилом являлось немедленное уничтожение каждого, кто заболевал или был возвращен в лагерь вторично после побега. Узники страдали от холода, грязи и страшной завшивленности. Их содержали в нечеловеческих условиях, использовали на самых грязных и изнурительных работах.  Внутренняя охрана шталага была представлена лагерными полицейскими из числа самих военнопленных. Эти полицаи, как их называли другие пленные, находились в привилегированном положении: получали улучшенный паек, жили в отдельном помещении, пользовались правом свободного перемещения по территории лагеря, были вооружены плетками с вшитыми в наконечники металлическими предметами и дубинками.

       А потом была вереница концлагерей: в Польше, Восточной Пруссии… В лагере под Кёнигсбергом нацисты вели «обработку» советских военнопленных, предлагали перейти на сторону врага, но Красиков Б.С. остался верен присяге и не поддался ни на какие угрозы и издевательства фашистов. 

     В январе 1945 г. советские войска вступили на территорию фашисткой Германии и освободили Красикова и других военнопленных этого концлагеря.

    Борис Красиков был направлен в сборно – пересыльный пункт НКО.  (В качестве справки: сборно-пересыльные пункты (СПП) были созданы в самом конце 1941 г. и предназначались для процедуры первоначальной спецпроверки военнослужащих, освобождённых из плена или длительно пребывавших в окружении на оккупированной гитлеровцами территории. Де-факто это были военно-пенитенциарные в/ч Красной Армии. Свой номерной СПП имела каждая общевойсковая армия. Работали же они при армейских запасных стрелковых полках. Комначсостав – строевые офицеры и солдаты сухопутных войск Красной Армии, а оперсостав – от военной контрразведки, которая с апреля 1943 г. именовалась как контрразведка «Смерш». Те представители переменного состава, к которым у армейских чекистов не возникло серьёзных претензий, через запасной полк направлялись в дальнейшем на пополнение частей и соединений армии, в состав которой и входил конкретный СПП. Если у чекистов возникали сомнения, то такие лица направлялись на спецпроверку в спецлагеря НКВД СССР. А вот выявленные предатели, изменники и дезертиры немедленно передавались в руки военного правосудия…».

    Борис попросился на фронт, так хотелось быстрее отомстить за мучения, нечеловеческое отношение. До конца войны он был разведчиком в пехоте. Победу встретил в Германии. Последующие два года продолжал службу в Центральной группе войск в Чехословакии, затем в Австрии – механиком-водителем бронетранспортера, радиотелеграфистом, начальником радиостанции (к сожалению, документальные подтверждения об этом пока отсутствуют).

Награды

орден Отечественной войны 1-й степени, 1985 г.

орден Отечественной войны 1-й степени, 1985 г.

орден Трудового Красного Знамени

орден Трудового Красного Знамени

орден Знак Почета

орден Знак Почета

медаль "За отвагу", 1943 г.

медаль "За отвагу", 1943 г.

медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1945 г.

медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1945 г.

медаль "30 лет Советской Армии и Флота", 1948 г.

медаль "30 лет Советской Армии и Флота", 1948 г.

медаль "40 лет Вооруженных сил СССР", 1958 г.

медаль "40 лет Вооруженных сил СССР", 1958 г.

медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1965 г.

медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1965 г.

медаль "50 лет Вооруженных сил СССР", 1968 г.

медаль "50 лет Вооруженных сил СССР", 1968 г.

медаль "За трудовую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", 1970 г.

медаль "За трудовую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", 1970 г.

медаль "30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1975 г.

медаль "30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1975 г.

медаль "60 лет Вооруженных сил СССР", 1978 г.

медаль "60 лет Вооруженных сил СССР", 1978 г.

медаль "40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1985 г.

медаль "40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1985 г.

медаль "70 лет Вооруженных сил СССР", 1988 г.

медаль "70 лет Вооруженных сил СССР", 1988 г.

медаль Жукова, 1995 г.

медаль Жукова, 1995 г.

медаль "50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1995 г.

медаль "50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 1995 г.

медаль "60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 2005 г.

медаль "60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", 2005 г.

медаль "Ветеран труда"

медаль "Ветеран труда"

Фотографии

Фото группы воинов 825-го шап ( Б. Красиков в светлой гимнастерке), лето 1943 г.

Фото группы воинов 825-го шап ( Б. Красиков в светлой гимнастерке), лето 1943 г.

Штурмовик Ил-2 в полете

Штурмовик Ил-2 в полете

Борис Красиков. На фото надпись "Вот и кончилась война. Май 1945 г."

Борис Красиков. На фото надпись "Вот и кончилась война. Май 1945 г."

После войны

    Демобилизовался Борис Сергеевич в 1947 г. Спустя 6 лет он вернулся в родной цех №6 Воронежского завода синтетического каучука старшим аппаратчиком.

   Начавшиеся летом 1942 г. бои за Воронеж привели к тому, что завод СК был уничтожен практически полностью. Начался сложный период восстановления предприятия. 2 сентября 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении Воронежского завода синтетического каучука. Это важное задание было поручено Управлению военно-строительных работ № 18. Первоначально планировалось закончить работы в третьем квартале 1944 г. Но помешала война. Строители смогли приступить к работам территории завода только в 1944 г. и то недостаточными силами. По-прежнему в дефиците были материалы, транспорт, инструмент. В этих условиях кировцам приходилось снова больше надеяться на хозспособ, на свои силы. Люди, жившие в бараках и землянках, в невероятно сложных условиях, разбирали завалы и возводили, по сути дела, новый завод.

    И темпы работ постепенно нарастали. В начале 1945 г. областная газета «Коммуна» отмечала, что январский план выполнен на 118 % .5 августа 1945 г. ГКО установил новый срок пуска завода — I квартал 1946 г. В этот период восстановили здание цеха №8 (обработки каучука СКБ) и в нём смонтировали практически всё оборудование, сдали в эксплуатацию водонасосную станцию и электроподстанцию, проложили много подземных инженерных коммуникаций. 1946 г. стал переломным в судьбе предприятия. На завод возвратились многие кадровые работники, в том числе Попов А.П. Прибывали молодые специалисты, послевоенные выпускники вузов и техникумов. Важным моментом стало назначение директором завода Сергея Александровича Матвеева, который строил завод в 30-е годы. Заводчане не ждали пассивно, когда строители подготовят завод к пуску, а, разбившись на бригады, вели строительные и монтажные работы параллельно с работниками специализированных строительных и монтажных организаций. Завод имел чёткий план выполнения восстановительных работ хозяйственным способом. В 1946 г. этот план был выполнен на 114%, в 1947 г. — на 120%, причём в этот период объем работ превысил предыдущий в 2 раза. Одновременно развернулась широкая подготовка кадров основных технологических профессий: аппаратчиков, машинистов, мотористов, лаборантов. В 1947 г. работы продолжались все возрастающими темпами. К осени отчетливо стала видна перспектива начала возобновления основных технологических процессов и получения каучуковой продукции.

    Борис Сергеевич без отрыва от производства учился в техникуме, ВУЗе. Работал начальником смены в цехах №№ 6 и 25. В числе лучших специалистов оказывал помощь в пуске производства эмульсионных каучуков в Сумгаите, Куйбышеве, Омске, Освенциме (Польша). В 1959 г. был направлен в Башкирию на ввод в эксплуатацию цеха эмульсионной полимеризации Стерлитамакского завода СК. Работы там шли круглосуточно. Борис Сергеевич и другие специалисты, вызванные для помощи из Воронежа, в буквальном смысле дневали и ночевали в цехе. И это не фигура речи. Для них прямо в цех были доставлены раскладушки и матрацы. Не будет преувеличением сказать, что здесь в полной мере проявились не только профессиональные, но и организаторские способности Б. Красикова. А когда начался монтаж технологической системы, руководство завода и проектная организация доверили начальнику цеха проводить изменения в схеме под его ответственность. Случай – из разряда уникальных. И он полностью оправдал это доверие. Сроки монтажа резко сократились. Но это не значит, что царила «партизанщина». Был составлен перечень всех отступлений от проекта, и каждый из них затем был соответствующим образом оформлен.

      Конечно, Б. Красиков не один создавал это производство. Борис Сергеевич с теплотой вспоминал коллег-«пускачей» – тех, кто помогал ему в этой работе.  Но для пуска производства одного монтажа недостаточно. Началось интенсивное формирование штата цеха. Аппаратчиков набирали исключительно из молодёжи – выпускников 15-го профессионального училища и строителей – из тех, кто имел опыт и окончил курсы обучения без отрыва от производства. Немаловажная деталь: почти все эти люди прошли практику на аналогичных производствах Воронежа, Сумгаита. Так, с первых рулонов синтетического каучука начиналась трудовая история цеха и завода.

     22 года Борис Сергеевич работал на Стерлитамакском заводе заместителем главного инженера по производству сополимерных каучуков и катализатора. Все виды продукции внедрялись и осваивались на заводе с его участием. Комитетом по науке Борису Сергеевичу вручено более 30 авторских и соавторских свидетельств на изобретения, а также редкий нагрудный знак «Изобретатель СССР».

       За эти годы к ордену Отечественной войны 1-й степени, медалям «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» добавились трудовые ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», а также бронзовая медаль ВДНХ за успехи в народном хозяйстве.

       Бориса Сергеевича всегда манила родная воронежская земля и после выхода на пенсию он возвращается на постоянное место жительства в г. Воронеж

    В работе над данным материалом были использованы публикации Людмилы Сергеевны, правнука фронтовика. Биография нуждается в доработке, получении дополнительной информации от потомков ГЕРОЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны Красикова Бориса Сергеевича. 

 

 

 

 

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: