Краснюков Иван Иосифович
Краснюков
Иван
Иосифович
Полковник / Штурман Дальней Авиации
15.05.1918 - 20.11.1975

История солдата

Краснюков Иван Иосифович – штурман эскадрильи 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского полка (36-я бомбардировочная авиационная Смоленская Краснознаменная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленский корпус, 18-я воздушная армия), гвардии капитан. Родился 15 мая 1918 года в селе Попово-Лежачи ныне Глушковского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1944. Окончив 7 классов и лесохимический техникум, работал на одном из заводов в Татарской АССР (ныне Республика Татарстан). Призван в армию в 1939 году. Окончил Краснодарское военное авиационное училище летчиковнаблюдателей и штурманов в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. С июня 1941 по март 1942 года воевал в 21-м дальнебомбардировочном авиационном полку на Южном фронте, в Крыму в составе 51-й армии, снова на Южном фронте в составе 50-й бомбардировочной авиационной дивизии. Летал на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4). В марте 1942 года его полк был включен в систему Авиации дальнего действия в составе 50-й авиадивизии дальнего действия. В этом полку (с 18 сентября 1943 года – 24-м гвардейском) сражался до 26 декабря 1944 года, когда с упразднением Авиации дальнего действия и ее преобразованием в 18-ю воздушную армию полк стал 240-м гвардейским бомбардировочным, а дивизия – 36-й бомбардировочной. В системе Авиации дальнего действия и 18-й воздушной армии совершал в качестве рядового штурмана, штурмана звена, штурмана эскадрильи боевые вылеты в интересах различных фронтов. Бомбил столицы и крупные военнопромышленные центры вражеских государств, военные объекты в глубоком тылу противника на временно оккупированной территории СССР, железнодорожные узлы, аэродромы, военные склады в пределах фронтовых и армейских тылов, скопления войск и техники противника на переднем крае его обороны во время проведения крупных наступательных операций Советской Армии. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, освобождении Кавказа, в битве на Курской дуге, освобождении Крыма и города-Героя Севастополя (за что его полк получил наименование Севастопольского), Белоруссии, Польши, разгроме вражеских войск на территории Германии и в штурме Берлина. Летал в любых метеорологических условиях, при противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. К 4 февраля 1945 года совершил 285 боевых вылетов, из них 244 вылета ночью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбардировочных ударов по врагу, Краснюкову Ивану Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1947 году окончил курсы усовершенствования командиров и штурманов, в 1953 году – Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации. С 1959 года подполковник И.И.Краснюков – в запасе. Жил в Бобруйске (Белоруссия), работал на заводе резинотехнических изделий. Полковник запаса И.И.Краснюков скончался 20 ноября 1975 года. Похоронен на Минском кладбище в Бобруйске. Памятный знак в честь И.И.Краснюкова установлен на Аллее Героев в Бобруйске. На здании школы в селе Попово-Лежачи установлена мемориальная доска. Награжден 2 орденами Ленина (29.06.1945; …), 3 орденами Красного Знамени (28.04.1943; 24.10.1944; …), орденами Отечественной войны 1-й степени (15.10.1943), Красной Звезды, медалями.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                             Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В действующей Красной Армии – с 22 июня 1941 года. Боевые задания командования выполняет в сложных метеоусловиях на полный радиус действия самолета Ил-4, в составе экипажа: летчика – командира экипажа Героя Советского Союза гвардии майора Тихомолова, стрелка-радиста трижды орденоносца гвардии младшего лейтенанта Алпетьяна и воздушного стрелка дважды орденоносца гвардии старшины Марунова. Всего выполнил за период Отечественной войны 285 боевых вылетов, из них 41 боевой вылет днем и 244 ночью. В системе АДД выполнил 255 боевых вылетов, общий боевой налет 1140 часов. Всего произвел вылетов на бомбардирование целей 285, из них 3 боевых вылета на фотографирование целей с попутным бомбометанием, 22 боевых вылета на освещение целей с последующим бомбометанием, 21 боевой вылет на контроль бомбардирования, 15 боевых вылета на разведку погоды с последующим бомбардированием целей. В сложных метеоусловиях совершил 120 боевых вылетов. За время боевой работы 7 раз подвергал бомбардированию политические центры противника: 6 и 26 февраля 1944 года (4 раза) – Хельсинки, 13,14 и 19 сентября 1944 года – Будапешт. 8 раз летал на бомбардировку военнопромышленных объектов на территории врага: 10 апреля 1944 года – Галац, 17 апреля 1944 года – Констанца, 3 сентября 1944 года – Сату-Маре, 15 сентября 1944 года – Дебрецен, 18 сентября 1944 года – Чоп, 25 и 28 июля 1944 года – Варшава, 7 октября 1944 года – Бреслау. 57 боевых вылетов совершил на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника в пределах временно оккупированной территории СССР, в том числе: Орша, Полтава, Харьков,Полтава, Сталино, Мариуполь, Мелитополь, Псков, Нарва, Таллин, Минск, Севастополь, Львов, Брест, Люблин, Керчь, Джанкой. 105 боевых вылетов совершил на бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов, складов в пределах фронтовых и армейских тылов, в том числе: Никополь, Херсон, Идрица, Георгиевск, Армавир, Тамань, Харьков, Киев, Запорожье, Днепропетровск, Белгород, Полтава, Саки, Сарабуз, Сталино и другие. 108 боевых вылетов совершил на бомбардировку войск и техники противника на переднем крае его обороны, в том числе: бомбардировал цели при прорыве блокады Ленинграда; участвовал в боевой работе при освобождении Кавказа, особенно много летал на бомбардировку переднего края в районе Краснодара, Тамани, на косе Чушка; действовал при разгроме вражеской группировки в районах Харькова и Белгорода, при изгнании немцев из Белоруссии. За период Отечественной войны не имеет ни одного случая невыполнения боевого задания или бомбардирования случайных целей. В боевой работе по разгрому фашистских оккупантов всегда показывает боевое рвение, смелость, разумное упорство в достижении и поражении цели. В условиях сильного противодействия противовоздушной обороны противника показал высокую штурманскую культуру, тактическую грамотность и боевое мастерство, чем зарекомендовал себя лучшим штурманом в полку – мастером ночного самолетовождения и точного бомбардирования. По неполным данным, подтвержденным фотографированием, экипажамиконтролерами, агентурными данными и наземными войсками, на боевом счету тов. Краснюкова числится: 185 взрывов, из них 45 – большой силы, 75 пожаров, из них 30 – крупных размеров, 26 прямых попаданий по эшелонам, складам с горючим и боеприпасами. 24 раза штурмовал живую силу и технику противника с высоты 250-400 метров, при этом уничтожил до 10 автомашин с войсками и грузом, подавил 2 батареи малокалиберной зенитной артиллерии и несколько зенитных пушек. За образцовое выполнение боевых заданий командования награжден тремя орденами СССР. После последнего представления выполнил 89 боевых вылетов. Совершенные им после последнего награждения боевые вылеты являются образцами стойкости и умения поражать врага. Например: 9.01.1943 года наносил бомбоудар по материальной части на аэродроме Армавир. Несмотря на сильное противодействие, вывел самолет на цель и прямым попаданием вызвал 5 очагов пожаров в расположении стоянок самолетов. В эту ночь на аэродроме нашими экипажами было уничтожено до 80 самолетов, что подтверждено агентурными данными. 8.09.1943 года бомбардировал железнодорожную станцию Пологи, вызвал при этом 4 сильных взрыва с последующими пожарами. В эту ночь нашими экипажами уничтожено 18 железнодорожных эшелонов и разрушена железнодорожная станция, что подтверждено агентурными данными. 6 и 26 февраля 1944 года 4 раза бомбардировал столицу Финляндии Хельсинки. В тяжелых метеоусловиях по маршруту, при облачности 10 баллов и высоте облачности 300-400 метров пробился к цели. Противник оказывал сильное противодействие. Несмотря на это, вывел самолет строго на цель и прицельным бомбометанием с минимальной высоты вызвал 3 очага пожара в центре города и 2 сильных взрыва, что подтверждено контролирующими экипажами. 14.09.1944 года наносил удар по столице Венгрии Будапешту. Цель прикрывалась мощной системой ПВО – 80 батареями зенитной артиллерии, 40-50 прожекторами, в воздухе патрулировали истребители. Несмотря ни на что, задание выполнил успешно, вызвав 2 пожара в западной части города, что подтверждает контролирующий экипаж. 2.10.1943 года бомбардировал железнодорожные эшелоны на станции Джанкой. Отмечено 5 прямых попаданий в эшелоны, 15 взрывов и 7 очагов пожара. Пожары и взрывы наблюдались на расстоянии до 100-150 километров от цели. 8.01.1944 года бомбардировал железнодорожный узел Идрица. В тяжелых метеоусловиях пробился к цели и бомбометанием вызвал 2 пожара на станции с последующими 3 взрывами. По наблюдению других экипажей, им был подожжен склад с горючим. За период Отечественной войны участвовал в 6 воздушных боях. В одном их них 11 июля 1941 года в районе Шепетовки был сбит вражеским истребителем Ме-109. Много работает по обучению молодого штурманского состава, прибывшего из школ. Лично подготовил и ввел в строй 9 молодых штурманов, которые сейчас успешно громят врага. За период войны вырос от рядового штурмана до штурмана эскадрильи. В июле 1943 года выполнял боевое задание в составе экипажа летчика Лукина. Летчик, который был слаб здоровьем, во время бомбометания пришел в обморочное состояние и был не в состоянии управлять самолетом. Тов. Краснюков в темную ночь из передней кабины пилотировал самолет более двух часов и благополучно совершил посадку на свой аэродром. Благодаря его настойчивости и умению была спасена жизнь экипажа и дорогостоящая материальная часть. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество, отвагу и геройство достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 240 гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского полка гвардии полковник

Гусаров 4 февраля 1945 года.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я своего Деда плохо помню, он умер, когда мне было 4 года. Но на протяжении всего моего детства, юности мой папа (сын Героя), моя бабушка (супруга Героя) рассказывали мне о Дедушке, о том, как он воевал и громил врага, о том. каким был наставником для молодых штурманов, только - только приходящих в полк. Папа всегда говорил :" Ты-внучка героя и должна с честью нести фамилию Деда." И я старалась. Была "отличницей", школу закончила с Золотой медалью. Поступила и закончила  Рижский Краснознаменный Институт инженеров Гражданской авиации. У меня растет сын, который носит фамилию деда и имя - Краснюков Иван. Сейчас он в учится в 3-ем классе на одни пятерки. Недавно принял присягу в ряды Юнармии. Он все знает о своем Прадеде, о его славном боевом пути, о подвигах и наградах. Изучает историю Великой Отечественной войны от самого начала до полного разгрома фашистской Германии. Он вообще сильно увлекается славной военной историей России, изучает  ратные подвиги нашего народа, начиная с первых дней существования нашей прекрасной Родины.

Моя Бабушка многие реликвии, оставшиеся от Деда, отдала различным музеям по разным городам бывшего Советского Союза. Уж очень сотрудники этих организаций просили. У нас остались все награды Деда и его авиационный офицерский кортик. Мы это бережно храним и будем передавать из поколения в поколение.

Регион Российская Федерация
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Россия
Воинская специальность Штурман Дальней Авиации
Место рождения Курская обл., с.Попово-Лежачи
Годы службы 1941 1959
Дата рождения 15.05.1918
Дата смерти 20.11.1975

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: