Кудаков Иван Михайлович
Кудаков
Иван
Михайлович
младший лейтенант / Летчик-штурмовик (пилот)
1922 - 2.09.1943

История солдата

... Иван ...

Наш Иван, как и все дети семьи Кудаковых Михаила Егоровича и Анастасии Александровны, родился в деревне Спасовка, Челатьминского с/с, Дивеевского района, Горьковской области, в 1922 г. В 1933 г. большая семья Кудаковых переехала в деревню Клинцево, Богородского с/с, Ивановского района, Ивановской области, где Иван и окончил 9 классов (Возможно, что по окончании школы в 1939 году (?)поступил в Ивановский хлопчато-бумажный или индустриальный техникум, как братья).

На службу в РККА вступил в 1941 г. (предположительно в октябре 1941 года). Призван Тейковским РВК, Тейковский р-н Ивановской обл., по другим данным Ивановским РВК Ивановской обл.

С октября 1941 г. по 13 апреля 1942 г. курсант Вязниковской высшей авиционной школы пилотов.

Службу летчиком сержант Кудаков Иван Михайлович начал в составе 22 Запасного истребительного авиационного полка (6 Запасная авиационная бригада), базировавшегося в Иваново.

Из летчиков 6 ЗАБ (в том числе 14 и 22 ЗИАП) весной 1943 года проходило формирование 657 ШАП, который в апреле 1943 года был переведен в резерв Московского военного округа. Место базирования в мае-июле 1943 года: аэродром Слободка (Киржачский район, Владимирская обл.).

С 05 августа 1943 – младший лейтенант Кудаков Иван Михайлович на фронте (звание присвоено 18 июля 1943 г.). Летчик 657 ШАП 232 ШАД (с 10 сентября 1943 г. 6 гв. ШАД, а позднее 7 гв. ШАД) 2 ШАК 1 ВА Западного фронта (командир полка майор Бабичев (?А.Д.?)).

Пропал без вести 02 сентября 1943 года в ходе наступательной операции в районе Ельня (Период с 28.08.1943 по 05.09.1943 г.).

Согласно данным Оперсводки № 243 штаба 1 Воздушной Армии на 23.00 2.9.43 г. подразделения 2 ШАК в течение дня 02 сентября 1943 года в сопровождении истребителей 303 и 309 ИАД штурмовыми и бомбардировочными действиями с высоты 1100 - 300 м с планирования уничтожали артиллерию на ОП, скопления техники и войск противника в районах: выс. 280,7 / 2 км зап. Савки, выс. 253,0 / 2 км юго-зап. Савки, выс. 242,9 / км юго-зап.​ Малая Нежода, Ивонино, Новоселовка, Бол. Тишево, ст. Глинка, Буда, Старая, Батутино - 1-ое, Батутино - 2-ое, ​Берники, Ясино, Новоселье, Хотеево и по дорогам Заболотье, Богдановский, Антоновка, Стар. Присмара, Рывинки, Коханы, Шуи.

76 ИЛ-2 произвели 91 с/в, налет 126 ч. 36 мин.

Потери: 4 ИЛ-2 сбиты ИА противника, 4 ИЛ-2 подбиты огнем ЗА и ИА противника, предположительно произвели вынужденные посадки на нашей территории.

Достоверно установлено, что 02 сентября 1943 года личным составом 657 ШАП было совершено как минимум 3 боевых вылета:

11:52 - 11:56 сводная группа из 10 самолетов; 12:00 - 12:03 сводная группа из 20 самолетов, ведущий КомЭск 657 ШАП Давыдов Константин Иванович; 16:16 - 16:20 сводная группа из 12 самолетов.

Нашему Ивану был всего 21 год. До нашей победы оставалось еще полтора года, а пока четверо детей Михаила Егоровича и Анастасии Александровны продолжали свой боевой путь. Трое из них - Андрей Михайлович, Дарья Михайловна и мой дед, Василий Михайлович, встретят весну 1945 года в Германии.

Я помню! Я горжусь!!!

Регион Ивановская область
Воинское звание младший лейтенант
Населенный пункт: Иваново
Воинская специальность Летчик-штурмовик (пилот)
Место рождения д. Спасовка, Дивеевский район, Челатьминский с/с. Горьковская область
Дата рождения 1922
Дата смерти 2.09.1943

Боевой путь

Место призыва Тейковский РВК Ивановская область Тейковский район
Дата призыва 1941
Боевое подразделение 657 ШАП 232 ШАД 2 ШАК 1 ВА Зап Фр Командир полка майор Бабичев
Завершение боевого пути Пропал без вести 02 сентября 1943 года.
Принимал участие Наступательная операция в районе Ельня

В учетно-послужной карте на младшего лейтенанта Кудакова Ивана Михайловича  указано, что он родился в 1922 году.

​Член ВЛКСМ с 1940 г.

Образование:                      гражданское    9 классов

​                                             военное           Вязниковская высшая авиашкола пилотов  1942г.

Военные звания:​​                 сержант           13 апреля 1942 г.  Приказ Вязниковская ВАШ - №114

​                                             мл.лейтенант  18 июля 1943 г.     Приказ по Московскому военному округу - №01838

Боевой путь в составе: ​      22 Зап АП         Военный пилот     13 апреля 1942 г.  Приказ Вязниковская ВАШ - №114

​                                             Проведен по переписи                  20 июля    1942 г.

​                                             657 ШАП           Пилот                                      1943 г. Пр. о Зв.
​​В картотеке учета награжденных не значится.
​В картотеке учета безвозвратных потерь так же не значится.

Воспоминания

Л. Славин, И. Осипов, специальные корреспонденты газеты "Известия"

На протяжении всего сражения за Ельню наша авиация неизменно господствовала над полем боя. Могучие удары штурмовиков и бомбардировщиков достигали врага повсюду.
Нам удалось наблюдать боевую работу подразделения штурмовой авиации, которым командует майор Бабичев. Молодые летчики этого подразделения за четыре дня совершили около двухсот вылетов, уничтожили и частично рассеяли до двух батальонов противника, подбили пять орудий, взорвали пять складов с боеприпасами и горючим, подавили до 12 зенитных точек, уничтожили 65 автомашин. К этому счету надо добавить еще два немецких истребителя - "Мессершмитт - 109" и "Фокке-Вульф 190".



Смоленское направление
31 августа

Олепир А.И., однополчанин по 6 ЗАБ и 657 ШАП, впоследствии Герой Советского союза,

В 14-м запасном авиаполку, ко­торый стоял на окраине Иваново, молодые летчики долго сидели без дела. Ждали, когда в СССР привезут из США истребители «Аэрокобра», да не дождались. Немцы перехватили и потопили караван транспортных судов, в трюмах которых лежали 200 но­веньких самолетов, причитавших­ся нашей стране по ленд-лизу.
Потом по запасному полку про­несся слух, что новичков прика­зано подготовить на штурмовики Ил-2.
В 1943 году попал сержант Олепир в 657-й штурмовой авиа­полк - под начало Героя Совет­ского Союза капитана Давыдова. Комэск и повел его (вместе с другими молодыми) в первый бой. В тот раз они успели до появления «мессеров» сделать по танкам противника три захода. Внизу сразу вспыхнули с десяток чадных факелов. Но потом вось­мерку Ил-2 атаковали вражеские истребители, и все смешалось. Те пять минут воздушного боя пока­зались вечностью.



http://ростовгород.рф/histori-abc/378-olepir-a-i

Букчин Семен Зиновьевич

Я попал в 22-й зап — запасной авиационный полк — в город Иваново. Там к этому времени были собраны несколько сотен летчиков, как желторотых новичков, так и пилотов, уже понюхавших пороху, в основном вернувшихся в строй из госпиталей. Самолетов не было. Дошло до того, что нас, «безлошадных» летчиков, использовали на хозработах. С фронта на переформировку приходили остатки полков, которые набирали пилотов из зала. По мере поступления техники формировали эскадрильи, они проводили 10–20 учебных полетов, и снова отправлялись на фронт. Но из запасного полка отбирали обычно тех, кто побывал в боях, а мы, молодежь, с отчаянием ждали, когда же придет наш счастливый день? За все 7 месяцев, проведенных в запасном полку, мне из-за отсутствия горючего удалось совершить всего несколько полетов на самолете «киттихаук». Рядом тренировалась эскадрилья «Нормандия — Неман», но не к французам же идти просить о зачислении!



Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943–1945. / Составитель А. В. Драбкин. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 512 с. — (Война и мы).

Георгий Баевский, летчик-инструктор Вязниковской ВАШП

Командование, штаб Вязниковской летной школы расположились в здании местной школы недалеко от вокзала. Севернее железной дороги — центральный аэродром, далее, примерно в пяти километрах, — город Вязники на реке Клязьма, в 100 километрах восточнее — город Горький, южнее железной дороги — второй аэродром.
20 октября 1941 года в Москве и прилегающих к ней районах решением Государственного Комитета Обороны было введено осадное положение. Затаив дыхание, по утрам мы вслушивались в сводки Совинформбюро.
С курсантами полетов пока нет, но уже известно, что после вывозных полетов на У-2 мы будем их обучать на самолетах УТИ-4 и выпускать на И-16. И это уже как-то радует. Настроение в те критические дни было очень хреновое, чему способствовали письма из Москвы и неутешительные сообщения Совинформбюро.
В новом, 1942 году начались вывозные полеты с курсантами на самолетах У-2. В моей летной группе 12 человек. У всех решительное настроение. Полеты лимитирует только погода. Удается полетать и для себя — на И-15бис и на И-16.
Несмотря на большую загруженность полетами с курсантами, летаем с ними теперь на УТИ-4 (из летной книжки: до 47 полетов — 5 ч 38 мин в летную смену), удается больше летать для себя на самолете И-16. Много летаем по маршруту с курсантами на самолете УТ-2. Полеты — дело сложное, требуют постоянной высокой подготовки летчика, внимания и, не побоюсь сказать, строгой дисциплины и просто здравого смысла.
Вязники — старинный деревянный одноэтажный городок на берегу Клязьмы. Очень тихий, патриархальный. Зимой 1941/42 года мы летали на своих У-2 на рыбалку. Места здесь рыбные, и мы очень неплохо пробавлялись, скрашивая скудный паек. Ловили в реке щучек, окуней, в небольших прудах — карасей. Сами варили и жарили улов.
Жили мы на квартирах у местных жителей, я — вместе с Павлом Палагиным. Остались в городе в основном старики, женщины и дети. Развлечений никаких. Все настороженно ждали сообщений с фронта. И мы напряженно слушали у тарелочки радиоприемника сводки Информбюро.
Главным была, конечно, летная работа, подготовка курсантов, боевых летчиков, а все вышесказанное лишь определяло обстановку, в которой решалась эта ответственная задача, а выполнялась она своим чередом со всеми сопутствующими и присущими летной работе особенностями, успехами и промахами. Теперь о приятном одной фразой: на общешкольном итоговом вечере моя летная группа была признана лучшей в эскадрилье, я получил благодарность и ценный подарок от командования.
Бездействие в этой обстановке рождало какую-то тяжелую и нудную тоску. Множество самых разных мыслей крутилось в голове: обстановка на фронте тяжелая, немцы под Москвой! Что будет дальше, уже завтра?! Положение и состояние моих близких мне неизвестно, отец вроде ушел в народное ополчение, воюет где-то под Каширой. Как мама? Дома ли еще брат Вовка? Чем и как им помочь? Каковы перспективы нашей летной школы? Очередной слух — переучиваемся на штурмовик Ил-2, начинаем изучать мотор М-38.



Баевский Г. А. «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе. — М.: Яуза, Эксмо, 2009

Документы

other-soldiers-files/1943_kudakovim_izveshchenie.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_izveshchenie.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_donesenie.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_donesenie.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_donesenie1.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_donesenie1.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_donesenie2.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_donesenie2.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_perepiska.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_perepiska.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_perepiska1.jpg

other-soldiers-files/1943_kudakovim_perepiska1.jpg

other-soldiers-files/elnyavoenkorresp.jpg

other-soldiers-files/elnyavoenkorresp.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: