
Анатолий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед Кудряшов Анатолий Иванович 1921 г.р., был призван в армию в 1938году, попал на крейсер "Киров", без единого ранения прошел всю войну на крейсере "Киров" от матроса до лейтенанта. Медали "За оборону Ленинграда", медаль Нахимова, "За оборону Советского Заполярья", орден Отечественной войны 2 степени и др. Участвовал в страшном Таллинском переходе. В блокадном Ленинграде познакомился с моей бабушкой Людмилой Борисовной. Потом ушел в поход в Англию.
В 1944 г. дед был переведен на крейсер "Архангельск".
Боевой путь
Приход крейсера в Таллин серьезно укрепил оборону Главной базы флота. С подходом противника на дальность артиллерийского огня кораблей крейсер стал наносить по наступавшим гитлеровским войскам сокрушительные удары, уничтожая их живую силу и боевую технику. Здесь фашисты впервые узнали, какую грозную силу представляет крейсер «Киров».
В своих попытках уничтожить крейсер они не жалели ни сил, ни средств. Но добиться своей цели так и не смогли.
Наиболее мощные удары по крейсеру противник стал наносить в конце августа 1941 года. Вот некоторые записи из журнала боевых действий крейсера тех лет:
«25 августа в 10 часов утра противник открыл сильный огонь по кораблям, находящимся на Таллинском рейде. По крейсеру было выпущено более 60 артиллерийских снарядов. Прямых попаданий не было.
В 13 часов 30 минут крейсер атакован самолетами противника. Сброшено 12 бомб.
В 16 часов 20 минут новый налет авиации. На крейсер сброшено 18 авиабомб.
В 19 часов 47 минут артиллерия противника вновь открыла огонь по крейсеру, выпустив более 100 снарядов.
В 20 часов 25 минут тяжелый снаряд противника попал в кормовую часть корабля. Возник пожар, угрожавший перекинуться на артпогреб и глубинные бомбы. Действиями аварийной партии пожар ликвидирован.
При тушении пожара особо отличились командир трюмной группы инженер-лейтенант Терентьев, политрук Сухов, старшина 2 статьи Шаповал и матрос Скрипов.
Осколками разорвавшегося снаряда убито три матроса и два тяжело ранено.
В период с 20 часов 40 минут до 22 часов 12 минут авиация противника совершила еще пять налетов, сбросив на крейсер 24 бомбы.
Всего в течение дня на крейсер сброшено 54 авиабомбы и выпущено по кораблю около 200 крупных артиллерийских снарядов.
26 августа с рассветом противник снова произвел артиллерийский обстрел крейсера, выпустив более 100 снарядов.
В этот же день авиация противника, действуя группами по 6—8 самолетов, произвела на крейсер четыре налета.
В 9 часов 03 минуты на крейсер сброшено 24 бомбы.
В 16 часов 30 минут — 42 бомбы.
В 17 часов 56 минут — 38 бомб.
В 18 часов 12 минут — 22 бомбы.
Всего в этот день на крейсер сброшено 126 авиабомб и выпущено по кораблю более 100 артиллерийских снарядов.
На корабле ранено 12 матросов и старшин.
При отражении атак самолетов пулеметным расчетом старшины 1 статьи Вирченко и зенитными батареями лейтенанта Кравцова, Александровского и Киташева сбито три самолета противника».
За период с 22 по 27 августа, т. е. всего лишь за пять суток, противник выпустил по крейсеру более 500 снарядов и сбросил 326 авиационных бомб.
Вдумайтесь в эти цифры... Дед расказывал, что большего ужаса за свою жизнь он не испытывал, было страшно, был ад. Человеческое мясо было везде - на палубе, на пушках, на его глазах взрывом разорвало матроса...
Для того чтобы уменьшить вероятность попадания в корабль бомб и снарядов, крейсер с началом артиллерийского обстрела и обнаружением самолетов противника снимался с якоря и начинал маневрировать на небольшом Таллинском рейде, непрерывно меняя скорость и направление движения. А потом был переход в Кронштадт...
Крейсер «Киров» с честью выдержал труднейшее испытание. Пробившись через минные поля, отразив многочисленные атаки авиации, удары береговой артиллерии и торпедных катеров, он благополучно прибыл в Кронштадт.
В Кронштадте крейсер пробыл около месяца. Весь этот период он систематически вел огонь по немецким войскам, штурмовавшим пригороды Ленинграда, и почти ежедневно подвергался ответным ударам немецкой артиллерии и авиации.
А потом — приход в Ленинград, артиллерийская оборона города в течение всех 900 дней блокады...
Кировцы восстановили водопроводную станцию города и в течение полутора месяцев несли вахту по ее обслуживанию, обеспечивая ленинградцев водой. Ввели в строй одну из городских электростанций. Помогли наладить нормальную работу на хлебозаводе № 4. Несмотря на скудный блокадный паек, систематически помогали хлебом и другими продуктами подшефному детскому дому, находившемуся на набережной Красного флота.
Кировцы строили оборонительные сооружения — доты и дзоты, рыли траншеи. Строили десантные баржи, тральщики и плашкоуты для перевозки продовольствия по «Дороге жизни».
Восстанавливали разрушенные цеха ленинградских заводов. В трудные для обороны города дни послали на фронт более 200 своих матросов, офицеров.
В один из таких рейдов и познакомились мои дед Анатолий Иванович с моей бабушкой Людмилой Борисовной, прожившей всю блокаду в осажденном городе и работающей на военном заводе наравне со взрослыми, а было ей в 41 всего 15... Бабушке нужно было пройти в район Голодая (место в Ленинграде, где ленинградцам весной дали небольшие участки земли, чтобы можно было хоть что-то вырастить на нем), а дед стоял на посту, охраняя проход и не пускал ее. Но как-то бабушка его уговорила, и дед нарушил приказ… А потом он навещал ее, после блокады ушел на крейсере в Англию, бабушка дождалась его, и в 1946 году родилась моя мама.
С 1944г. дед служил на крейсере "Архангельск". В годы Великой Отечественной название «Архангельск» получил английский линкор «Ройял Соверен», который был получен Северным флотом в 1944 году в счёт советской доли военно-морского флота Италии, капитулировавшей в 1943 году.
Англичане «поделились» с нами не новым, но вполне боеспособным линкором. До 1949 года британец оставался самым крупным кораблём и флагманом Северного флота. Правда, в боевые походы командование его отправлять опасалось, но в качестве «оперативной угрозы» немецким ВМФ в Арктике он свою задачу успешно выполнял.
Во время службы на "Архангельске" дед получил награды - медаль Нахимова и "За оборону Советского Заполярья". Остальнеы награды - во время службы на "Кирове".