Кушнаренко Иван Николаевич
Кушнаренко
Иван
Николаевич
Старшина

История солдата

Принимал участие в действующей армии: 22.06.41-18.03.42 (81 дбап), 18.03.42-18.08.42 (81 ап дд) 18.08.42-26.12.44 (5 гап дд), 26.12.44-09.05.45 (5 гбап).Формирование полка началось на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска) по приказу Командующего ВВС Северо-Кавказского округа от 13.03.40г. Основой формирования явились кадры летно-технического и руководящего состава 12 дбап и 1 тбап. Формирование было завершено 27.06.40г. Полк получил наименование 81дбап. Входил в состав 50 дбад. Полк получил на вооружение бомбардировщики ДБ-3ф. Накануне войны в полку был 61 самолет и 62 боеготовых экипажа. Первый боевой вылет выполнен в ночь на 24.06.41г. В июле-сентябре 1941г полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. В августе 1941г основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам, не прекращая боевых действий днем, полк подготовил 25 ночных экипажей. В октябре 1941г принимал участие в боях за Мариуполь, Таганрог, Ростов. В сутки каждый самолет выполнял по 5 боевых вылетов. С декабря 1941г по апрель 1942г основными задачами полка являлись: нарушение нормальной работы ж.д. узлов Иловайская, Павлоград, Славянск, Волноваха и налеты на аэродромы люфтваффе в Мокрой, Кировограде, Мариуполе, Таганроге. К списку приоритетных целей добавились металлургические заводы в Мариуполе, которые немцы пытались ввести в строй, и портовые сооружения Николаева. Вторую половину 1942г полк попрежнему принимал участие в обороне Кавказа. С декабря 1942г  по март 1943г экипажи полка действовали днем в сложных метеоусловиях с малых высот и ночью со средних высот по ж.д. узлам, эшелонам на перегонах, переправам через Керченский пролив, по аэродромам Буденновск и Армавир. За время проведения Кубанской операции с 27.02 по 12.06.43г полк выполнил по аэродрому Керчь-2103 самолето-вылета, по аэродрому Багерово-62, по аэродрому Саки-21, по аэродрому Тамань-25 самолето-вылетов. Помимо аэродромов, полк бомбил портовые сооружения и плавсредства в Анапе, Керчи, Темрюке, Новороссийске, ж.д. станцию Керчь, узлы обороны противника на "Голубой линии". В июле 1943г полк принимал участие в Орловско-Курско-Белгородской операции. Ударам гвардейцев подверглись аэродромы Сталино и Кутейниково, ж.д. узлы Барвенково, Дебальцево. В августе и первой половине сентября 1943г полк поддерживал действия наземных войск, наступавших на Мариуполь, Барвенково, Волноваху, Чаплино. Во второй половине сентября-ноябре 1943г полк участвовал в срыве эвакуации противника из Крыма, бомбардируя ж.д. узел Джанкой, прилегающие ж.д. перегоны и станции, наносил удары по ж.д. мостам в Днепропетровске и Запорожье, переправам через Днепр у Никополя, Херсона и Борислава. В январе и марте 1944г оперативная группа полка с аэродрома Хотилово принимала участие в стратегической операции Верховного Главнокомандования - налетам на столицу Финляндии. Самолеты оперативной группы выполнили 46 вылетов на бомбардирование Хельсинки. Из Хотилрва также наносились удары по ж.д. узлам Идрица, Псков и по скоплениям войск противника в районе Идрицы и Нарвы, а также на Таллин. В апреле экипажи полка летали на Румынию. Объектами ударов стали порты и ж.д. станции Констанца, Галац. Кроме того, совершались удары по Львову, Вельску, Кишеневу, Севастополю. По позициям артиллерии и оборонительным линиям под Севастополем полк выполнил 125 самолето-вылетов. За отличные боевые действия при освобождении Севастополя приказом от 24.05.44г полку присвоено почетное наименование Севастопольский. Летом 1944г полк поддерживал наземные войска, принимавшие участие в операции "Багратион". В июле-августе 1944г экипажи совершили 86 боевых вылетов на Будапешт. В связи с преобразованием Авиации Дальнего Действия в 18-ю воздушную армию, полк переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44г в 5 гбап. 28.12.44г вошел в состав 11 гбад. Войну полк заканчивал, поддерживая наземные войска, действовавшие в Восточной Пруссии и на Берлинском направлении. В феврале 1945г бомбил Кенигсберг, в марте 19 экипажей летали на Данциг. 16 апреля экипажи произвели 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина. Последние за войну в Европе боевые вылеты состоялись 30.04.45г: объект удара - порт Свинемюнде. За период Великой Отечественной войны экипажи полка произвели 7624 боевых вылета (928 днем и 6696 ночью), суммарный налет при этом составил 24111ч. На цели сброшено 73168 бомб общей массой 8017 т. Согласно документам полка в результате боевой работы уничтожено: танков и бронемашин-123, автомашин-351, емкостей с горючим-170, складов с горючим-74, штабов-2, разрушено мостов-6, переправ-39, ангаров-6, ж.д. депо-4, эшелонов-129, пакгаузов-15, ДЗОТов-12, самолетов на земле-195, самолетов в воздухе-44, потоплено морских транспортов-2, потоплено барж с войсками-7 18.08.45 г. за боевую работу в годы войны полк был награжден орденом Красного Знамени.Выполняя Директиву Командующего 18-й ВА СА от 9.01.1946 года, 5-й гвардейский БАП с 20. 09.1946 года переходит на штаты мирного времени и включается в состав 1-й ВА Дальней авиации. Одновременно переименовывается в 121-й Гвардейский Севастопольский Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк. 
Осенью 1950 г., 121-й гвардейский БАП в очередной раз перебазируется на аэродром Новозыбков в Брянской области, и переучивается на самолеты-разведчики В-25, которые были получены с аэродромов Быхов и Балбасово (Орша) – от 362-го Рижского БАП. Полк стал именоваться «121-й Гвардейский Севастопольский Краснознаменный Отдельный дальний разведывательный авиационный полк » (ОДРАП), с подчинением непосредственно штабу 50-й ВА (г.Смоленск). 
В середине ноября 1952 г. полк перебазировался на аэродром Мачулищи Минской обл. Белорусской ССР. 
С 1958г. полк приступил к теоретическому изучению и практическому освоению самолета-разведчика Ту-16РД (изд. Н). 
В 4-м квартале 1962г. 3 АЭ гвардии подполковника Тарима А.Д. приступила к переучиванию на самолёт Ту-22. Первая группа летчиков и штурманов убыла на переучивание 29 января 1963г. 
В феврале 1963г. летный состав полка приступил к теоретическому освоению самолета Ту-22 (изд. Ю).
14 февраля 1964 г. первый самостоятельный полет на Ту-22 выполнил командир 3-й АЭ гвардии подполковник Тарима Алексей Дмитриевич, штурман гвардии майор Филипповский Александр Егорович, оператор гвардии капитан Жильцов Николай Иванович. «Спарок» еще не было, поэтому вылетали сразу на боевом самолёте.
Только в 1967г. полк стал получать собственно свои самолеты Ту-22П, Ту-22К и Ту-22У. Их освоение шло далеко не просто.
В июне 1968г. экипаж командира отряда капитана Бочкова Владимира Григорьевича выполнил первый практический пуск АКР Х-22. 
С изменением предназначения полка в 1969 году вновь поменялось и его наименование - 121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный ТБАП. С 19 апреля 1972 г. полк вошёл в состав прославленной 22-ой Гвардейской Краснознамённой Донбасской ТБАД Штаб и управление дивизии дислоцировались в г.Бобруйск Могилевской области.
В июле 1973г., участвуя в учениях «Электрон -73», полк перехватил в акватории Баренцева моря французский авианосец «Клемансо», на который его навели экипажи самолетов-разведчиков Ту-22 Зябровского авиаполка. 

Регион Краснодарский край
Воинское звание Старшина
Населенный пункт: Краснодар
Годы службы 1941 1945

Боевой путь

Место призыва аэродром Хотунок (близ Новочеркасска)
Дата призыва 22.06.1941
Боевое подразделение 81 дбап
Завершение боевого пути Восточной Пруссии и на Берлинском направлении
Принимал участие Битвы за Мариуполь, Таганрог, Ростов. Принимал участие в обороне Кавказа

Принимал участие в действующей армии: 22.06.41-18.03.42 (81 дбап), 18.03.42-18.08.42 (81 ап дд) 18.08.42-26.12.44 (5 гап дд), 26.12.44-09.05.45 (5 гбап).Формирование полка началось на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска) по приказу Командующего ВВС Северо-Кавказского округа от 13.03.40г. Основой формирования явились кадры летно-технического и руководящего состава 12 дбап и 1 тбап. Формирование было завершено 27.06.40г. Полк получил наименование 81дбап. Входил в состав 50 дбад. Полк получил на вооружение бомбардировщики ДБ-3ф. Накануне войны в полку был 61 самолет и 62 боеготовых экипажа. Первый боевой вылет выполнен в ночь на 24.06.41г. В июле-сентябре 1941г полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. В августе 1941г основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам, не прекращая боевых действий днем, полк подготовил 25 ночных экипажей. В октябре 1941г принимал участие в боях за Мариуполь, Таганрог, Ростов. В сутки каждый самолет выполнял по 5 боевых вылетов. С декабря 1941г по апрель 1942г основными задачами полка являлись: нарушение нормальной работы ж.д. узлов Иловайская, Павлоград, Славянск, Волноваха и налеты на аэродромы люфтваффе в Мокрой, Кировограде, Мариуполе, Таганроге. К списку приоритетных целей добавились металлургические заводы в Мариуполе, которые немцы пытались ввести в строй, и портовые сооружения Николаева. Вторую половину 1942г полк попрежнему принимал участие в обороне Кавказа. С декабря 1942г  по март 1943г экипажи полка действовали днем в сложных метеоусловиях с малых высот и ночью со средних высот по ж.д. узлам, эшелонам на перегонах, переправам через Керченский пролив, по аэродромам Буденновск и Армавир. За время проведения Кубанской операции с 27.02 по 12.06.43г полк выполнил по аэродрому Керчь-2103 самолето-вылета, по аэродрому Багерово-62, по аэродрому Саки-21, по аэродрому Тамань-25 самолето-вылетов. Помимо аэродромов, полк бомбил портовые сооружения и плавсредства в Анапе, Керчи, Темрюке, Новороссийске, ж.д. станцию Керчь, узлы обороны противника на "Голубой линии". В июле 1943г полк принимал участие в Орловско-Курско-Белгородской операции. Ударам гвардейцев подверглись аэродромы Сталино и Кутейниково, ж.д. узлы Барвенково, Дебальцево. В августе и первой половине сентября 1943г полк поддерживал действия наземных войск, наступавших на Мариуполь, Барвенково, Волноваху, Чаплино. Во второй половине сентября-ноябре 1943г полк участвовал в срыве эвакуации противника из Крыма, бомбардируя ж.д. узел Джанкой, прилегающие ж.д. перегоны и станции, наносил удары по ж.д. мостам в Днепропетровске и Запорожье, переправам через Днепр у Никополя, Херсона и Борислава. В январе и марте 1944г оперативная группа полка с аэродрома Хотилово принимала участие в стратегической операции Верховного Главнокомандования - налетам на столицу Финляндии. Самолеты оперативной группы выполнили 46 вылетов на бомбардирование Хельсинки. Из Хотилрва также наносились удары по ж.д. узлам Идрица, Псков и по скоплениям войск противника в районе Идрицы и Нарвы, а также на Таллин. В апреле экипажи полка летали на Румынию. Объектами ударов стали порты и ж.д. станции Констанца, Галац. Кроме того, совершались удары по Львову, Вельску, Кишеневу, Севастополю. По позициям артиллерии и оборонительным линиям под Севастополем полк выполнил 125 самолето-вылетов. За отличные боевые действия при освобождении Севастополя приказом от 24.05.44г полку присвоено почетное наименование Севастопольский. Летом 1944г полк поддерживал наземные войска, принимавшие участие в операции "Багратион". В июле-августе 1944г экипажи совершили 86 боевых вылетов на Будапешт. В связи с преобразованием Авиации Дальнего Действия в 18-ю воздушную армию, полк переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44г в 5 гбап. 28.12.44г вошел в состав 11 гбад. Войну полк заканчивал, поддерживая наземные войска, действовавшие в Восточной Пруссии и на Берлинском направлении. В феврале 1945г бомбил Кенигсберг, в марте 19 экипажей летали на Данциг. 16 апреля экипажи произвели 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина. Последние за войну в Европе боевые вылеты состоялись 30.04.45г: объект удара - порт Свинемюнде. За период Великой Отечественной войны экипажи полка произвели 7624 боевых вылета (928 днем и 6696 ночью), суммарный налет при этом составил 24111ч. На цели сброшено 73168 бомб общей массой 8017 т. Согласно документам полка в результате боевой работы уничтожено: танков и бронемашин-123, автомашин-351, емкостей с горючим-170, складов с горючим-74, штабов-2, разрушено мостов-6, переправ-39, ангаров-6, ж.д. депо-4, эшелонов-129, пакгаузов-15, ДЗОТов-12, самолетов на земле-195, самолетов в воздухе-44, потоплено морских транспортов-2, потоплено барж с войсками-7

 

18.08.45 г. за боевую работу в годы войны полк был награжден орденом Красного Знамени.

Выполняя Директиву Командующего 18-й ВА СА от 9.01.1946 года, 5-й гвардейский БАП с 20. 09.1946 года переходит на штаты мирного времени и включается в состав 1-й ВА Дальней авиации. Одновременно переименовывается в 121-й Гвардейский Севастопольский Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк. 
Осенью 1950 г., 121-й гвардейский БАП в очередной раз перебазируется на аэродром Новозыбков в Брянской области, и переучивается на самолеты-разведчики В-25, которые были получены с аэродромов Быхов и Балбасово (Орша) – от 362-го Рижского БАП. Полк стал именоваться «121-й Гвардейский Севастопольский Краснознаменный Отдельный дальний разведывательный авиационный полк » (ОДРАП), с подчинением непосредственно штабу 50-й ВА (г.Смоленск). 
В середине ноября 1952 г. полк перебазировался на аэродром Мачулищи Минской обл. Белорусской ССР. 
С 1958г. полк приступил к теоретическому изучению и практическому освоению самолета-разведчика Ту-16РД (изд. Н). 
В 4-м квартале 1962г. 3 АЭ гвардии подполковника Тарима А.Д. приступила к переучиванию на самолёт Ту-22. Первая группа летчиков и штурманов убыла на переучивание 29 января 1963г. 
В феврале 1963г. летный состав полка приступил к теоретическому освоению самолета Ту-22 (изд. Ю).
14 февраля 1964 г. первый самостоятельный полет на Ту-22 выполнил командир 3-й АЭ гвардии подполковник Тарима Алексей Дмитриевич, штурман гвардии майор Филипповский Александр Егорович, оператор гвардии капитан Жильцов Николай Иванович. «Спарок» еще не было, поэтому вылетали сразу на боевом самолёте.
Только в 1967г. полк стал получать собственно свои самолеты Ту-22П, Ту-22К и Ту-22У. Их освоение шло далеко не просто.
В июне 1968г. экипаж командира отряда капитана Бочкова Владимира Григорьевича выполнил первый практический пуск АКР Х-22. С изменением предназначения полка в 1969 году вновь поменялось и его наименование - 121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный ТБАП. С 19 апреля 1972 г. полк вошёл в состав прославленной 22-ой Гвардейской Краснознамённой Донбасской ТБАД Штаб и управление дивизии дислоцировались в г.Бобруйск Могилевской области.
В июле 1973г., участвуя в учениях «Электрон -73», полк перехватил в акватории Баренцева моря французский авианосец «Клемансо», на который его навели экипажи самолетов-разведчиков Ту-22 Зябровского авиаполка. 

 

 

Награды

Ордена: Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Медали: "За взятие Берлина", "За взятие Кенигсберга" , "За боевые заслуги"

Ордена: Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Медали: "За взятие Берлина", "За взятие Кенигсберга" , "За боевые заслуги"

Семья солдата

Нина
Татаринцева Нина Ивановна

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: