Кузьмичев Николай Семенович
Кузьмичев
Николай
Семенович
ст.к/ф / радист ст.2 ДТК
28.12.1914 - 28.04.1944

История солдата

Мой дед воевал на торпедном катере Черноморского Флота. С моей бабушкой познакомился на фронте, вместе служили в бригаде торпедных катеров ЧФ. Моя мама родилась в 1943, а в 1944 году дедушка погиб. Бабушка рассказывала про него очень мало, всегда начинала плакать и прерывалась, любила. Я всю жизнь гордился своим дедом и любил его. Вечная память героям!

Далее различные версии героической гибели моего деда:

ТК-332 (до 23.02.1944 — ТК-102) (типа Г-5) командир лейтенант Я. И. Лесов.
27 апреля 1944 года в районе мыса Фиолент у Севастополя при атаке конвоя в составе группы катеров был потоплен артиллерийским огнем противника. По другим данным, при атаке конвоя столкнулся с германским противолодочным кораблем UJ-104, но и сам погиб от артиллерийского огня кораблей противника. Источник https://www.proza.ru/2018/06/20/190

... Наши катера благополучно прибыли в Евпаторию. Пока общими усилиями исправляли повреждения на катере Опушнева, командир дивизиона Сергей Николаевич Котов рассказывал нам о боевых действиях катеров 1-й бригады. Поначалу им не везло. Никак не могли нащупать пути движения вражеских конвоев. Но 25 апреля катера Рогачевского, Опушнева и Бублика в районе мыса Херсонес потопили БДБ. Через сутки еще большего успеха добиваются катера Кочиева, Кананадзе и Лесова. Обнаружив [206] конвой, они сумели прорвать мощное охранение и потопили два транспорта. В этом бою погибли катер Якова Лесова и его моряки А. Тараненко, Ф. Мазикин, Н. Кузьмичев, Д. Гаврилов, Г. Паршин, И. Нагорский. Источник: http://militera.lib.ru/memo/russian/protsenko_vt/10.html

Ночь выдалась темная. Катера шли к Херсону. Поиск продолжался недолго. На вражеские корабли катерники наскочили внезапно. ...Передо мной вдруг встала стена, — рассказывал потом Кананадзе. — Я не успел опомниться, как наш катер оказался под бортом огромного корабля. Из-за близкой дистанции пришлось стопорить моторы и дать полный назад. В этот момент на транспорте раздался трезвон колоколов громкого боя, объявлявших тревогу. Нас обнаружили. Загрохотали пушки, но снаряды пролетали выше, так как наш катер находился в мертвой зоне. А в то время, пока я отходил от транспорта на дистанцию выстрела, Петров и Лесов, шедшие в уступе справа от меня, проскользнули под самой его кормой и вышли на противоположную сторону каравана. Петров развернулся правой циркуляцией, выпустил торпеды в борт одного из кораблей и снова вышел на ту же сторону, где был я. Тем временем Яша Лесов ринулся в голову конвоя. Там шел тральщик. Спеша на помощь своим транспортам, он разворачивался на обратный курс и заметил катер Лесова. Весь свой огонь гитлеровцы перенесли на него. Один из снарядов попал в корабль нашего друга. На катере сдетонировали торпеды, и все было кончено — экипаж погиб мгновенно. В эту же минуту взорвались торпеды, выпущенные нами. Большой транспорт противника разломился надвое и быстро затонул. Так под командованием «Бати» были потоплены сразу два фашистских транспорта, но и мы потеряли боевых друзей — Якова Лесова и его экипаж. Источник: http://militera.lib.ru/memo/russian/chertsov/05.html

... 

И вот очередной выход. В ночь с 26 на 27 апреля отправляются катера Сандро Кананадзе, Жоры Петрова и Яши Лесова. На головном катере снова командир отряда А. И. Кудерский. Как обычно, начали поиск в районе Херсонесского маяка и дальше по фарватеру.

Около 23.00 был обнаружен конвой из двух транспортов. В его охранении насчитали восемь торпедных [361] катеров, больших охотников и тральщиков. В голове конвоя также шел тральщик.

А. И. Кудерский, еще раз спокойно все рассмотрев, — пересчитав катера и тральщики, оценил обстановку и скомандовал:

— Атаковать!

Катера находились на острых курсовых углах левого борта конвоя. Звено Кананадзе — он и Петров — прорвалось через охранение между головным тральщиком и кораблем, идущим слева от транспорта. В последний момент, обнаружив буруны ТКА, противник осветил район ракетами и пытался отразить атаку всеми огневыми средствами. Но тут катер Якова Лесова, оставив головной тральщик противника справа, пошел вдоль линии охранения для атаки с правого борта. Фашисты сосредоточили огонь на нем. Этим воспользовался Кананадзе. Он, а за ним Петров, пересекли курс транспорта по носу и вышли так же на его правый борт, но между охранением и транспортом. Все — отлично, но мала дистанция для залпа. Нужно немного отойти. И этот маневр удалось сделать благодаря самоотверженным действиям лейтенанта Я. Лесова и его экипажа, принявшего весь огонь на себя. Он и сам атаковал один из кораблей охранения. Услышав грохот выстрелов и рев моторов, противник всполошился и на берегу. Там немедленно включили прожекторы и начали освещать район боя. Но это было только на руку нашим морякам. Ведь прожекторы слепили вражеских корабельных артиллеристов и пулеметчиков, а для наших создавали более благоприятные условия для атаки. Кананадзе со своего ТКА атаковал сразу двумя торпедами головной транспорт водоизмещением около 5 тысяч тонн. После взрыва транспорт с большим креном погрузился в воду. Жора Петров пошел в атаку на второй транспорт. В него вонзились обе торпеды, и транспорт затонул.

В горячке боя, когда каждый из катеров стремился нанести как можно больший урон врагу, никто не думал о себе. Огнем обожгло сердце Афанасия Кудерского, когда он увидел, как накрытый трассами со всех сторон, взорвался катер Яши Лесова. И уже ничем нельзя было ему помочь...

Большая победа в бригаде и большая потеря. Вот мы называли Петрова — Жора, Кананадзе — Сандро, а Лесова — Яша. Все мы — командиры катеров, лейтенанты, [362] старшие лейтенанты. А ведь Яша — Яков Исакович — был в свое время парторгом ЦК ВКП(б) на Сталинградском тракторном заводе. Пришел же на флот командиром ТКА с высокой должности заместителя министра мясной и молочной промышленности Эстонской ССР. Мог бы этим делом всю войну где-нибудь в тылу заниматься. Но не таков бывший парторг Яков Исакович Лесов. Он определил свое место в первый день войны. На самом опасном, самом трудном участке был он и в этом бою. Во имя выполнения боевой задачи вместе с ним отдали свои жизни Родине боцман Ф. И. Мазыкин, старшина группы мотористов А. Ф. Тараненко, командир отделения мотористов Г. Т. Паршин, радист Н. С. Кузмичев, моторист Д. Д. Гаврилов, пулеметчик И. И. Нагорский. Источник: http://militera.lib.ru/memo/russian/rogachevsky_ga/09.html


192. №102 (с 23.02.1944 г. "ТК-332")
Заложен весной 1936 г., спущен в конце 1936 г., вст. в строй в конце 1936 г. и в феврале 1937 г. вошел в состав ЧФ. Прошел кап. ремонт в 1938 г. Участвовал в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. десантной и Крымской 8.04 - 12.05.1944 г. наступательной операциях. Совместно с катерами "ТК-343" и "ТК-344" 27.04.1944 г. тяжело повредил германский противолодочный корабль "UJ 104" ("KT 17", не восстановлен), при атаке погиб от артиллерийского огня кораблей противника. Источник http://sovnavy-ww2.ho.ua/mtb/typ_g5.htm

Регион Москва
Воинское звание ст.к/ф
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность радист ст.2 ДТК
Место рождения г. Севастополь
Годы службы 1941 1944
Дата рождения 28.12.1914
Дата смерти 28.04.1944

Боевой путь

Место призыва Минеевским РВК
Дата призыва 1941
Боевое подразделение 1-я бригада торпедных катеров ЧФ

Оборона Одессы и Севастополя.  Освобождение Крыма.

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Медаль за отвагу

Медаль за отвагу

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль За оборону Одессы

Медаль За оборону Одессы

Медаль За Оборону Севастополя

Медаль За Оборону Севастополя

Документы

other-soldiers-files/kuzmichev_0.jpg

other-soldiers-files/kuzmichev_0.jpg

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: