Лавров Михаил Николаевич
Лавров
Михаил
Николаевич
полковник в отставке / Летчик
16.04.1924 - 1998

История солдата

Михаил Николаевич Лавров - полковник в отставке, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный военный летчик СССР.

Михаил Николаевич родился 16.04.1924г. в г. Павловский Посад Московской области в семье Антонины Михайловны Лавровой (в девич. Оранжереевой, во 2-м браке Тумановой) и Николая Ионовича Лаврова.

После окончания Орехово-Зевского аэроклуба в 1941г. был направлен на учебу в Чугуевское военное авиационное училище летчиков-истребителей.

Окончив училище в 1943г., Михаил Николаевич Лавров в качестве лётчика-инструктора готовил лётчиков-истребителей для фронта и для пополнения кадров Военно-воздушних сил СССР вплоть до 1954г. Считался одним из лучших лётчиков-инструкторов на самолётах-истребителях Ла-9.

К этому времени относятся воспоминания  "В небесах мы летали одних" выпускника Чугуевского ВАУЛ 1951г., впоследствии генерала-лейтенанта авиации Петра Николаевича Масалитина, который пишет:

Зимой 1950 года не летали, снова занимались теоретической подготовкой. А весной наша эскадрилья перебазировалась на аэродром Граково. Там в 1950 году закончили обучение на боевых истребителях Як-11 и Ла-9. Инструктором на этих самолётах был лейтенант П. Гриценко. Командирами эскадрилий были майор Овчаренко и майор Квитковский; командирами звеньев – капитан Пасхин и М. Лавров.

Затем, окончив специальные курсы с отличием, Михаил Николаевич Лавров был направлен на испытательную работу, испытал и освоил более 40 типов самолетов и вертолётов.

С 1968г. увольнения в запас служил в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, был командиром 70-го отдельного испытательного тренировочного авиационного полка особого назначения имени Героя Советского Союза Владимира Сергеевича Серёгина (в настоящее время правопреемником этого полка является Объединенный авиационный отряд Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина).

Одной из тяжелейших утрат полка являлась гибель его первого командира Владимира Сергеевича Серёгина и первого космонавта в мире Юрия Алексеевича Гагарина. Не так давно пришедшему в полк Михаилу Николаевича Лаврову довелось осуществлять полёты в целях проведения следственного эксперимента при расследовании летного происшествия, в результате которого 27 марта 1968г. разбился учебно-тренировочный самолет полка "МиГ-15УТИ" с В.С.Серёгиным и Ю.А.Гагариным. В частности, об этом пишет в публикации в газете "Вечерний Новосибирк" в 2007г. полковник авиации, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Виктор Борисович Бардин:

Полеты на следственный эксперимент на самолете «Ути МиГ-15» неоднократно выполнялись замкомэска Иваном Ткачевым или полковником Михаилом Лавровым, ставшим впоследствии командиром авиационного полка тренировки космонавтов имени В. С. Серегина.

Авиапарк полка состоял из самолетов Миг-15УТИ, Ил-14, Ан-2, Миг-21, Л-29, Л-39, Ту-134ЛК, АН-12,Ту-104А, Ан-26, Ту-154М-ЛК1, Ил-76К, Ил-76МДК, вертолетов Ми-4 и Ми-8, на которых отрабатывались элементы подготовки космонавтов для полетов на советских космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз», проводились тренировочные полёты космонавтов разного уровня пилотажа в различных метереологических условиях, парашютные прыжки, полеты для тренировки в краткосрочных условиях невесомости.

В скором времени Михаил Николаевич Лавров становится командиром полка. О его работе на должности командира 70 ОИТАПОН сохранились записи в дневнике Героя Советского Союза Николая Петровича Каманина, бывшего помощником Главнокомандующего Военно-Воздушных сил по космосу:

29 января 1970.

Десять дней не брался за дневник — все это время работал в Центре во главе комиссии из 37 проверяющих. В составе комиссии летчики, инженеры, ученые, врачи, политработники, тыловики, финансисты. В проверке состояния дел в Центре мне помогали генералы Горегляд, Бабийчук, Фролов и Васильев. Прошло уже 10 месяцев, как ЦПК переведен на новые штаты и юридически оформлен в научно-испытательную исследовательскую организацию. Мы очень тщательно проверили 70-й отдельный авиаполк, все три управления, штаб и службы Центра. Общее впечатление от проверки положительное [....]

В прошедшем году из руководящих работников Центра лучше других работали Беляев, Самсонов, Клишов, Масленников, Лавров, Игнатьев, Суханов. [....]

27 марта 1970.

Исполнилась вторая годовщина со дня гибели Гагарина и Серегина. Не верится, что уже два года нет рядом с нами Юры, — у меня перед глазами он всегда живой, жизнерадостный, с обаятельной улыбкой и острым словом. Сегодня Валентина Ивановна, я и космонавты были на месте гибели Гагарина и у Кремлевской стены. К урнам Королева, Комарова, Гагарина и Серегина мы положили красные гвоздики. [...]

Вчера был на ночных полетах в 70-м полку. Замечаний по организации полетов у меня нет. Плановая таблица выполнена полностью (летали Л-29, МиГ-21, Ту-104, Ту-124 и Ил-14 — всего более 20 самолетов). Практику ночных полетов проходили 14 космонавтов. Командир полка полковник М.Н.Лавров работает четко, грамотно, умело. Он много летает сам, проявляет высокую требовательность к себе и своим подчиненным — года через два из него может получиться образцовый командир полка.

8 июля 1970

Был вчера в полку на полетах. Полеты проводились в две смены: с 8:00 до 13:00 летали МиГ-21, а с 13:30 до 18:00 — Л-29. Вчера летали 16 космонавтов, из них четверо самостоятельно пилотировали боевые истребители МиГ-21. Беседовал с командиром полка полковником Лавровым Михаилом Николаевичем. Он уже зарекомендовал себя как отличный летчик и хороший руководитель. Хорошее впечатление производит и новый инженер полка подполковник Симонов. Полк работает нормально, но есть трудности с ремонтом аэродрома, а также с вводом в строй новых самолетных стоянок и служебных зданий. Не совсем удобны для полка и космонавтов полеты в субботние дни. Лавров просит выделить для ночных полетов понедельники, а для дневных — среды и пятницы, но против такого распределения летных дней возражает транспортная бригада. Придется решить этот вопрос через Главкома.

31 декабря 1970.

Втроем — я, Горегляд и Кузнецов — больше часа обсуждали итоги 1970 года и наши главные заботы в наступающем 1971 году. [...] Сегодня Кузнецов попросил моего разрешения на представление к генеральскому званию полковников Крышкевича, Самсонова, Попова, Алексеева, Леонова и Лаврова. Первые двое, пожалуй, достойны этого звания, а об остальных надо крепко подумать.

17 февраля 1971.

Закончил вчера проверку Центра и полка. Общее впечатление по результатам проверки: Центр и полк находятся сейчас на подъеме. Хорошо работают командир полка полковник М.Н.  Лавров  и все четыре командира эскадрилий — А.М.Устенко, В.М.Есиков, Н.А.Самко и Е.И.Пантелеев.

После увольнения из рядов Советской Армии Михаил Николаевич Лавров продолжал работать в качестве инженера по созданию тренажерной базы в ЦПК им. Ю.А.Гагарина.

За подготовку лётчиков для фронта, освоение новой авиационной техники, испытательную работу и подготовку лётчиков-космонавтов СССР Михаил Николаевич Лавров награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени, а также медалями.

Умер в 1998г. Похоронен в Чкаловском.

 

 

Регион Московская область
Воинское звание полковник в отставке
Населенный пункт: Павловский Посад
Воинская специальность Летчик
Место рождения г. Павловский Посад Московской области
Дата рождения 16.04.1924
Дата смерти 1998

Воспоминания

дочь Иевлева Нина Михайловна

Без преувеличения считаю своего отца человеком неординарным, талантливым. Он мог бы стать ученым-физиком, если бы жизнь предоставила ему эту возможность. Как же он любил её, физику. Дома было много технической литературы, которую он покупал, увлекаясь какой-то проблемой на данный момент.Он был активным читателем журнала "Радио". Не раз писал в редакцию журнала о своих замечаниях по каким-либо статьям. Иногда сам предлагал решение по некоторым вопросам. А из редакции этого журнала тоже иногда обращались к нему за консультацией.
Отец очень увлекался медициной, вникая глубоко во всё, что его интересовало. Он сам сделал люстру Чижевского для ионизации воздуха в квартире. Свои рекомендации по её изготовлению посылал в журнал "Радио". Также сам сделал прибор для занятия аккупунктурой, изучил основные активные точки на теле человека. Это ему самому иногда помогало в рабочих ситуациях, когда вдруг чувствовал себя неважно. Он быстро приводил себя в норму, массируя нужные для этого состояния активные точки.
Также хочу отметить, что отец был смелым, сильным духом, обладал огромной силой воли, не боялся идти на риск, если был уверен в его необходимости. С таким человеком не только чувствуешь себя защищенной от опасностей, но хотелось быть самой такой же сильной и смелой.
Вспомнилось, как однажды, придя после своих ночных полетов, папа предложил мне прогуляться на лыжах. Дорога к карьеру, куда мы направились, шла мимо кладбища. Днём-то не весело около него находиться, а уж поздно вечером тем более. Но рядом со мной бежал на лыжах папа, и мне не было страшно. А когда подъехали к карьеру - представилось зрелище просто фантастическое! Всё вокруг в снегу, в лунном сиянии, а на дне этого снежного кратера горел яркий костер. Кто-то оставил его специально, не стал тушить. Незабываемое впечатление.
Помню, как начинал отец день. Каждое утро, в любую погоду, он пробегал около трёх километров. И даже тогда, когда здоровье стало ухудшаться, он продолжал бегать по утрам. Пока мог, вплоть до последних месяцев. Он ушёл в 74 года.
Мой отец был замечательный! Он летал над землёй на сложнейшей военной технике, он плавал не только по воде, но и под водой, проплывая большие расстояния. Он ничего не боялся, был прирождённым оптимистом.
Отец был первоклассным военным летчиком. Его профессионализм порой выручал его же от возможной катастрофы. Помню его рассказ об одном из таких случаев. Однажды во время полета он вдруг увидел прямо перед собой пассажирский самолет. Он был так близко, что папа увидел лица людей в окнах. Доли секунды потребовались отцу, чтобы избежать столкновения. Он ушёл под пассажирский самолёт.
Папа был очень музыкален, любил хорошую музыку. У него было много записей и классики, и эстрады. В выходные дни утро в нашей семье всегда начиналось с музыкальной передачи "С добрым утром", что задавало бодрый тон на весь день.
Так сложилась жизнь отца, что ему не пришлось закончить среднюю школу, и, как следствие, не получить высшее образование. Находясь много лет на генеральской должности, он оставался полковником. Космонавты обращались в высшие инстанции с просьбой в порядке исключения присвоить звание генерала полковнику Лаврову. Но положительного решения не было, хотя отец своей профессиональной деятельностью доказал свое соответствие этому званию.

дочь Ретунская Ирина Михайловна

Для нас отец настоящий герой, он всегда хотел и мог быть первым. В 50 лет, будучи командиром полка, бегал кросс на лыжах и приходил первым, а ведь многие офицеры были помоложе. Жизнь прошла в переездах. Сестра Нина училась в 6 школах, я в четырех. Родители женились в Казахстане и за первые 20 лет жизни переезжали 25 раз. Мама в любых условиях умудрялась создать уютный дом, была настоящей офицерской женой, готовой ко всем невзгодам и трудностям.

Письма

Фотографии

Видео

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: