Лешуков Николай Михайлович
Лешуков
Николай
Михайлович
рядовой / водитель автомобилей
5.12.1913 - 13.12.1992

История солдата

Учетная карточка на ветерана войны

ФИО Лешуков Николай Михайлович

год месяц дата рождения 5 декабря 1913 года

место рождения г.Никольск Вологодской области

место призыва и год 1941 год Никольский РВКа

Партийность(в период боёв) член КПСС, комсомолец (подчеркнуть)

Военное звание     умер 13.12.1992, уст. памятник МО в 2008 г.

Род войск

Где учавствовал в боях (Германия, Япония) подчеркнуть Германия

Участие в боях (Ханхингол, Бессарабии, Прибалтика, Финляндия) подчеркнуть  Финляндия

Время участия в боях (дата, название полка, дивизий, корпуса армий, фронта) в каком направлении, какие освобождал города точно и подробно заполнить согласно военного билета.

А) 20 августа 1941 г. 11 жел. Дор. мотобригада при 9-ом батальоне Блокада Ленинграда 900 дней дорога жизни Ладоги

Б) 11 бригада 22 отд. Жел. Дорожн. батальон при 9 отд. Жел. Дор.

Тарту, Рига, Венгрия, Керлинд, Мама, Папа

Деберцент, Будапешт

 

В каких иностранных государствах принимал участие в боях (указать освобождавшие крупные города) Эстония Латвия Рига

 

Ранения, контузия, группы инвалидности (по документам) нет

Где проходил излечение, госпиталь №   место нахождения госпиталя

Награды (по документам) медаль «За победу над Германией»

Место работы, откуда ушел на пенсию с. Казачинское Райпотребсоюз

Удостоверение ветерана войны №  А-224505

 

Лешуков Николай Михайлович

05.12.1913 - 13.12.1992

Родился и вырос Вологодская область ( по рассказам мамы "вологодская лаптя") предположительно в с. Прокопьевское или Никольское

(точно уже не выяснить, с  родственниками связь утеряна)

Недавно нашел  на сайте информацию

Лешуков Николай Михайлович
Год рождения: 05.12.1913
место рождения: Вологодская обл., г. Никольск

Учился в ПТУ г. Ленинград  на Лиговском проспекте на  слесаря а затем на водителя грузовой машины на ускоренных курсах  во время ВОВ

И сразу на фронт на "Дорогу жизни" во время блокады Ленинграда.

Во время бомбежки машина попала в полынью и груз  утонул с машиной, а отец успел с напарником выбраться.

После ВОВ этот эпизод стал причиной ссылки на поселение в с. Казачинское Иркутской области, где сожительствовал без регистрации с моей мамой Антипиной Полиной Михайловной .

Отец с мамой  родили трех сыновей, но воспитывали четырех

Антипин Олег Демьянович  26.12.1949

Антипин Александр Николаевич  31.05.1957 - 22.05.1999

Антипин Николай Николаевич 05.11.1958 - 30.10.2002

Антипин Андрей Николаевич 29.06.1962

 

Информация об отце долго была засекречена а когда все стало рассекречиваться отца уже не стало.

Имел все награды выдаваемые в военное и  послевоенное время.

Никогда не бряцал своими наградами и мало пользовался льготами и привилегиями для фронтовиков ВОВ.

Пользовался только путевками в санатории для поддержания своего здоровья.

О всех фронтовых заслугах и наградах нужно узнавать в архивах, а в них как известно обращаться бесполезно.

В фотографиях есть мое свидетельство о рождении где нет записи об отце. Это нужно было еще наверное для того чтобы мама могла брать материальную помощь для нашего воспитания . У отца были братья и сестры, помню только Соню и Прокопия( после войны жил в Хабаровске) Хотя для кого я всё это пишу, всё равно ничего уже не изменить и отца не вернуть и узнать подробности личного дела моего отца - это просто нереально. Спасибо моему папе и моей маме что родили меня и воспитали как смогли. Молодость свою и Здоровье свое потратили на Родину, а Родина мало чем отблагодарила и маму и папу.  Обидно....

Регион Иркутская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Иркутск
Воинская специальность водитель автомобилей
Место рождения г.Никольск Вологодской области
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 5.12.1913
Дата смерти 13.12.1992

Боевой путь

Место призыва год 1941 год Никольский РВКа
Боевое подразделение 20 августа 1941 г. 11 жел. Дор. мотобригада при 9-ом батальоне Блокада Ленинграда 900 дней дорога жизни Ладоги
Принимал участие 11 бригада 22 отд. Жел. Дорожн. батальон при 9 отд. Жел. Дор. Тарту, Рига, Венгрия, Керлинд

А где этот боевой путь узнать? Всё в Архивах, а может быть и ликвидирован или выброшен архив. Нам простым людям не доступен.

Учетная карточка на ветерана войны

ФИО Лешуков Николай Михайлович

год месяц дата рождения 5 декабря 1913 года

место рождения г.Никольск Вологодской области

место призыва и год 1941 год Никольский РВКа

Партийность(в период боёв) член КПСС, комсомолец (подчеркнуть)

Военное звание     умер 13.12.1992, уст. памятник МО в 2008 г.

Род войск

Где учавствовал в боях (Германия, Япония) подчеркнуть Германия

Участие в боях (Ханхингол, Бессарабии, Прибалтика, Финляндия) подчеркнуть  Финляндия

Время участия в боях (дата, название полка, дивизий, корпуса армий, фронта) в каком направлении, какие освобождал города точно и подробно заполнить согласно военного билета.

А) 20 августа 1941 г. 11 жел. Дор. мотобригада при 9-ом батальоне Блокада Ленинграда 900 дней дорога жизни Ладоги

Б) 11 бригада 22 отд. Жел. Дорожн. батальон при 9 отд. Жел. Дор.

Тарту, Рига, Венгрия, Керлинд, Мама, Папа

Деберцент, Будапешт

 

В каких иностранных государствах принимал участие в боях (указать освобождавшие крупные города) Эстония Латвия Рига

 

Ранения, контузия, группы инвалидности (по документам) нет

Где проходил излечение, госпиталь №   место нахождения госпиталя

Награды (по документам) медаль «За победу над Германией»

Место работы, откуда ушел на пенсию с. Казачинское Райпотребсоюз

Удостоверение ветерана войны №  А-224505

Воспоминания

Статья в газете.

18.01.1989 Районная газета «ПУТЬ ОКТЯБРЯ»
с. Казачинское, Казачинско-Ленский район Иркутской области.



«18 ЯНВАРЯ 46 ЛЕТИЕ со дня прорыва блокады Ленинграда.»
18.01.1943 - 18.01.1989



«УЧАСТНИК ЛЕДОВОЙ ЭПОПЕИ»
…За многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий…
После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. (Из сообщения Совинформбюро).



Три четверти века прожил на свете Лешуков Николай Михайлович.
Возраст, конечно, солидный.
Но не так уж преклонно выглядит ветеран внешние, и душевно не постарел.
Бодриться не поддаётся хандре и унынию.
В избе своей, и небольшой по размерам, побелкой занимался в час нашего прихода.
В такие-то годы - не каждому это под силу.
Словом, есть ещё порох в пороховницах у этого добродушного и гостеприимного человека.
Церемония знакомства не заняла и минуты.
Узнав о цели визита, тут же пригласил сесть на стул, тем самым расположив для непринужденной беседы.
Он, Лешуков, в Казачинске обосновался с середины пятидесятых.
Из Бодайбо занесла судьба.
Там долгих восемь лет провел на лесозаготовках по «милости» сталинских законов и их ретивых исполнителей.
И лишь за то, что товарищу как-то помог перевезти из лесу домой дрова, которые оказались, как это ни печально, колхозными.
- В ту пору, - вздыхает с грустью собеседник, - за что угодно можно было попасть под суд.
За куренка или петуха даже давали трёх четырехлетний срок.
Я и не знал, что товарищу привёз колхозное топливо.
Вот и наказали по чьему-то доносу.
Так из Вологодской области попал в эти места.
Родился же Николай Михайлович в декабре тринадцатого года в Барнауле.
Помнит себя, как никольчанина.
Малышом был, когда с Алтая отец, член партии из 1913 года, перевез семью в город Никольск Архангельской губернии (ныне Вологодская область).
По долгу службы, связанной с железнодорожными работами, был переведён на новое место.
Когда Николаю исполнилось 15 лет, умер отец.
На попечении матери осталось семеро детей.
Жить стало трудно с такой оравой.
И в 1929 году юноша покинул отчий дом.
Подался искать счастливой доли, своим трудом зарабатывать на жизнь, младшим сестрам и братьям помочь.
Судьба забросила его в село Поленово Ленинградской области.
Тут в то время создавался коммунхоз.
Приняли и его в хозяйство, и даже трактористом на «Фордзон» так как кое-что смыслил в технике.
А когда появился автомобиль марки «АМО-Ф15» стал шоферить.
И первое, что заставили исполнять молодого водителя - вывозить из села в город раскулаченные семьи…
На каких только машинах ни пришлось потом работать, в том числе в течение 12 лет на лесовозах.
Сколько вёрст исколесил по бесконечным дорогам Родины - никому и никогда не счесть.
И по фронтовым трассам Финляндии немало поездил в 1939 - 40 гг.
Служил в автобате при военной академии имени С. Будённого .
Возил слушателей учебного заведения на военные позиции наших войск, доставлял бойцам тёплую одежду и обувь.
Попадал в разные дорожные ситуации, особенно на линии Маннергейма.
И всегда чудом выходили из опасных зон целым и невредимым.
- Всё мне хотелось до Хельсинки добраться, - мягко улыбается фронтовик, - чтобы хоть краешком глаза взглянуть на чужеземную столицу.
Верст 7 всего не доехал до неё…
После войны вновь вернулся в Никольск, где кроме матери, братьев и сестёр находилась и подруга жизни с маленькой дочуркой.
Но недолго довольствовался мирным житьем-бытьем.
22 июня 1941 года в первые же часы вероломного вторжение гитлеровской Германии на нашу землю шофёров вызвали в военкоматы и приказали в срочном порядке развести повестки военнообязанным.
Затем они же на автомашинах увозили призывников за 179 версту на станции Шарья, что в Костромской области, на сборный пункт.
Несколько дней бессонных ночей не выпускали баранок из рук водители, в том числе и Лешуков, выполняя боевые задания командования в тылу.
А в скоре и сами получили приказ: грузится в эшелон, следующий на Ленинград.
Под Гатчиной приняли боевое крещение, попав под вражеский артобстрел.
К счастью потери почти не было…
Здесь вновь прибывших зачислили в 11-ю железнодорожную восстановительную бригаду, которую через некоторое время перебросили в Красное Село, а оттуда – в Ленинград, и разместили в Старо-Невском соборе.
- Во все глаза глядел я на улицы города, - вспоминает с горечью в Голосе Николай Михайлович.
- В руины, пепелища превратили их гитлеровцы.
Некогда шумные, они обезлюдели, стали безжизненными.
А когда нагрянула зима, ещё хуже стало.
Связь с Большой Землей почти прервалась.
Перестал действовать водопровод, отключился свет не было дров.
Вражеская канонада, как заведенная машина грохотала и днем, и ночью.
Слышались далекие и близкие взрывы.
Это фашистских «стервятники» сбрасывали на город бомбы .
В те же дни были разрушены самые большие в городе склады - Бадаевские.
Авто бригаду бросили на сбор сахара, смешанного со взрывным мусором, возить на завод «Фармакон» …
2 Лешуков Николай Михайлович
Все 900 блокадных дней провёл Николай Михайлович в городе на Неве и его окрестностях, стал одним из первых водителей, кто открывал и осваивал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро.
Из Ленинграда вывозил на своём ЗИС-5 раненых. больных на Большую землю.
Возвращаясь назад, вез продовольствие для голодающего населения, боеприпасы, тёплую одежду.
И конечно же, в ту пору он не мог не прочитать на фанерном щите при въезде на Ладожский лёд лаконичную надпись: «Каждая полуторная машина везёт продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель спасай эти жизни!»
Днем и ночью с короткими перерывами на еду и сон водил он с однополчанами машины по ледовой дороге.
- Сорок с лишним километров была протяжённостью в один конец, - поясняет участник трагических событий.
- Гитлеровцы, как назойливые осы не давали покоя.
На беззащитные среди чистой ледяной глади вереницы санок с мукой, на наши грузовики налетали вражеские самолеты.
А как наступала темнота, включались мощные прожекторы на немецких позициях, расположенных на островах, в небе повисали осветительные бомбы, а за ними появлялись «Юнкерсы», обрушивали на обозы и машины фугасы и зажигалки.
В довершение по озеру молотила тяжелая артиллерия.
Немцы снарядами взламывали лёд…
И всё же движение по Ладоге не прекращалось.
Ездили с открытыми дверцами.
В темноте включали малюсенькие подфарники.
И страшно всё же вспомнить, сколько машин провалилась под лёд, попало в «майны».
Случалось, среди перевозимых раненых в пути некоторые умирали.
Самому с товарищами как-то пришлось двоих похоронить в снегу.
Не дай Бог, чтобы подобное когда-то вдруг вновь повторилось.
Жуткая штука - эта блокада…
И холод, и голод вместе с другими нелегкими военными невзгодами пережил красноармеец Лешуков.
Небольшой паёк, состоящий из кусочка сухаря и жиденькой похлёбки, выдавали на пропитание.
Чтобы как-то продлить удовольствие и перебороть чувство голода, макал сухарь в суп и сосал.
Счастлив был лишь тем, что ни одна вражеская пуля или осколок снаряда в этом аду не попали в него и в машину.
Только однажды для него и молодого командира Погодина день чуть не кончился печально.
Дело было под Пулково.
Ехали в город, да попали в затор.
Сотни машин скопились на пути.
Не проехать вперёд, ни объехать.
А тут ещё «Мессершмиты» появились на горизонте.
Выскочили с командиром из кабины и скатились под откос, а через минуту-две взрывами колыхнуло землю.
К счастью, бомбы упали на противоположную сторону насыпи.
Отделались лишь небольшой контузией.
Восьмого декабря сорок второго года из Ставки Верховного Главнокомандования поступила директива на прорыв блокады.
Бригаде, в которой служил Лешуков, дали задание бить сваи по Ладоге, начиная от деревни Кобона, чтобы по льду проложить узкоколейку.
Но это же многие десятки километров до конечного пункта!
Короче, вскоре подразделение перебросили в Шлиссельбург.
Разбили палаточный городок на Синявинских болотах.
Здесь, в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, транспортным и строительным подразделениям предстояло соорудить железнодорожный мост через Неву.
- Адской была обстановка, - рассказывает Николай Михайлович, - ведь на противоположном берегу находились мощные укрепления фашистов.
Под непрерывным огнем возили конструкции моста, шпалы, рельсы, строительные материалы.
Гибли люди, подрывалась техника.
Но работа не прекращалась.
Когда же берега соединились пролетами, немцы прямым попаданием подорвали противоположный конец.
За ночь наши бойцы с помощью танков устранили повреждение…
Утром 12 января 1943 года тонны смертоносного металла обрушились на фашистские позиции.
Этот день стал началом прорыва блокады Ленинграда, а 18 января произошло соединение двух наших фронтов - Волховского и Ленинградского.
Фашисты сильно сопротивлялись, в плен почти не сдавались и стреляли до последнего патрона.
Но хода событий это не изменило.
Так, победно для наших войск, прошла операция «Искра», в честь которой в Москве прозвучал салют 20 залпами из 224 орудий.
После снятия блокады Ленинграда красноармейца Лешукова направили в г. Серово на восстановление народного хозяйства, а в победном сорок пятом - демобилизовали.
Приехал в Никольск к родной семье.
Тогда уже и вторая дочь подрастала.
Здесь-то ему крупно и не повезло из-за тех самых дров, что привёз товарищу.
«Загремел» в далекие сибирские просторы.
И пока в одном из бодайбинских леспромхозов возил лес с делян, отбывая «повинную», в далеком Никольском случилась трагедия.
Жена, работавшая заправщицей на одной из машинотракторных станций, попала под трактор.
Осиротевших дочерей взяла на воспитание тетка жены, проживавшая в Москве.
Прибыв в старинное село Казачинское, Николай Михайлович поступил шофёром в колхоз «Красное знамя». Женился.
Вырастил четверых сыновей.
Олег и Николай в настоящее время трудятся в районном узле связи, Александр - в кооперативе, самый младший Андрей скоро завершит учёба в Иркутском мединституте и станет квалифицированным хирургом.
Вот таков, полный жизненных перипетий, трагизма вперемешку с радостными событиями, нелёгкий, но благородный и честный пройденный путь ветерана войны и труда, мужественного и стойкого участника ледовой эпопеи на «Дороге жизни» и прорыве Ленинградской блокады, неутомимого и скромного по складу характера труженика в мирное время, нашего земляка Николая Михайловича Лешукова.
М.ХАЛИУЛИН.



Лешуков Николай Михайлович 05.12.1913 - 13.12.1992

Награды

Лешуков Николай Михайлович Год рождения: 05.12.1913 место рождения: Вологодская обл., г. Никольск № наградного документа: 32 дата наградного документа: 21.03.1988 № записи: 1516016517 Орден Отечественной войны II степени

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: