Логоватовский Александр Иванович
Логоватовский
Александр
Иванович
подполковник
24.-.1907 - 26.-.1973

История солдата

Мой дедушка, Александр Иванович Логоватовский, родился  24 мая 1907 года в городе Киеве в семье рабочего. Кадровый военный. Война для него началась в 1939 году в Западной Украине. Участник Финской, Великой Отечественной и Японской войн. Орденская книжка  Г № 394586. Умер в 1973 году в городе Ростове-на-Дону. 

Регион Ростовская область
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Ростов-на-Дону
Место рождения г. Киев
Годы службы 1935 1953
Дата рождения 24.-.1907
Дата смерти 26.-.1973

Боевой путь

24 мая 1907 года в городе Киеве в семье рабочего родился мой дедушка, Александр Иванович Логоватовский.  О детстве его известно лишь то, что  в 1916 году его семья, спасаясь от голода,  переехала в село Рубежное  Климовского  района  Брянской области.  В 1926 году он был направлен на уборку урожая в Сумскую область, а затем поступил грузчиком на Краснозвездинский рафинадный завод, где в 1928 году был избран председателем рабочего комитета. В это время он учился на вечерних курсах юристов и поступил на автодорожный рабфак. В 1929  его приняли в члены ВКПб.  В  1932 году Сумский горком партии ЦК КПБУ направляет молодого коммуниста  в город Харьков во Всеукраинский институт Партийного просвещения. В  стране чрезвычайно  нужны были рабочие руки. Но партия шла на это,  т.к. еще больше она нуждалась в грамотных, стойких, мужественных и непоколебимых бойцах  на идеологическом фронте. При институте дедушка закончил курсы Высшей вневойсковой подготовки и в сентябре 1935 года по спецнабору призван в Красную Армию, где работал  в политорганах на разных должностях: на преподавательской работе, комиссаром учебного батальона, зам. начальника политотдела, зам. ком. Полка по политической части и др. Войну начал  в 1939 году, сражаясь за освобождение Западной Украины,  потом были Финская и Великая Отечественная. Закончил  он свой боевой путь в 1945 году на Дальнем Востоке, где с 579 минометной бригадой участвовал в разгроме Японской армии и в освобождении Северного Китая. До 1953 года, оставаясь в рядах Советской Армии, работает ст. инструктором политотдела артдивизии, а затем начальником университета Марксизма-Ленинизма при политотделе 39 Армии в г. Порт-Артуре. В 1953 году дедушка в звании подполковника демобилизовался из рядов Советской Армии и поселился с семьей в городе Ростове-на-Дону.

Воспоминания

Мои воспоминания о дедушке

Я знаю о моем дедушке не так много, как мне хотелось бы. Он был очень немногословен, и я мало слышала от него рассказов о жизни и людях вообще, не помню, чтобы он обсуждал и оценивал житейские события и чьи-то поступки. Он не любил обнажать душу, и о некоторых периодах его жизни я имею представление только по воспоминаниям и описаниям мамы, бабушки и тети Вали. Но мне известно, каким он был человеком, каких принципов придерживался и что ему было дорого.
Когда я попросила моих родных, хорошо знавших дедушку, коротко охарактеризовать его, как личность, они ответили, что, прежде всего, поражают его разносторонние знания, редкое трудолюбие, доброта, честность, бескорыстность и душевная чистота. Все ясно и определенно в его судьбе. Жизненный путь был избран однажды и навсегда – строить счастье будущих поколений, защищать любимую Советскую Родину от внешних и внутренних врагов, бороться с тяжкими пережитками прошлого, делиться с другими своей любовью…
Часто я представляю их с бабушкой, тех, кто дал мне характер и волю. Тех, кто ушел от меня, оставив громадное духовное наследство. Прошлое живет во мне. Образы, не потускневшие во времени, их слова и поступки, навсегда отпечатавшиеся в моей душе, мои мысли, каждая из которых теряет свою отдельность, перетекая и растворяясь в их мыслях, сплавляются в смысловое целое, над которым я много размышляю, прячась от одиночества и тоски. И невозможно определить, где, в ходе этого непрерывного ассоциативного движения, заканчивается их и начинается мой путь духовных исканий. Поиск, о котором я сама ещё не способна полностью отдать себе отчет.
Мои детские воспоминания о дедушке фрагментарны, составлены от общего к личному, ну что же «каждый помнит по-своему…». Часто вспоминаю 9 Мая 196…г.г.. Мне посчастливилось быть внучкой Героя Великой Отечественной войны, оставшегося в живых. У всех моих подруг и друзей деды с Войны не вернулись. Наверное, поэтому 9 Мая они приходили к нашему дому и подолгу стояли у калитки, ожидая, когда соберутся дедушкины друзья – однополчане, и они все вместе будут отмечать День Победы. Мой дедушка был для них олицетворением Солдата-Победителя, прославленного Отечественной Войной. Он выделялся величавой фигурой, привлекательными чертами лица, свидетельствующими о великой нравственной и физической силе. Мужество духа и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому он производил впечатление особенной цельности и гармоничности. Это был человек с необыкновенным характером, душой великой и непреклонной, человек, истинно русский, который смог выстоять в тяжелейших боях с фашизмом. Мне дедушка казался хладнокровным, твердым, безмерно выносливым и самоотверженно храбрым, скрытным, необыкновенного ума, с обширными познаниями - теоретическими и практическими, замыслами и способностями государственными. Эти свойства человеческие и воинские не смогли заглушить в нем ни годы, ни болезни, ни пришедшие на смену Великим годам Победы и Возрождения иные времена, когда восторжествовала подлость. Время, проведенное с дедушкой, подняло меня в собственных глазах моих, я уже с некоторой гордостью смотрела на свою жизнь - судьба подарила мне героическое семейное наследие. Я любила рассматривать дедушкины военные фотографии, награды, личные вещи. Бабушка хранила их до своей тяжёлой болезни и передала их моему сыну, в надежде, что: «жизнь чудная его в потомство перейдет».
Я мало знаю о жизни дедушки на войне, слишком маленькой я была, чтобы что-то достоверно запомнить. Даже те воспоминания, которые сохранились в моей памяти, переплетаются у меня с воспоминаниями близких, сюжетами советских фильмов и книг о войне. Дедушка был коммунистом. И когда я читаю стихотворение Александра Межирова «Коммунисты вперёд», представляю своего дедушку. Он был политруком, человеком особых душевных качеств. Таким отдавались сердца, им верили, за ними шли до конца... Вот отрывок из этого стихотворения:
…Есть в военном приказе
Такие слова,
На которые только в тяжелом бою
(Да и то не всегда)
Получает права
Командир, подымающий роту свою.
— Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед
Образ коммуниста, бесстрашного и несгибаемого, беззаветно преданного Родине и народу, поднимающего бойцов в смертельную атаку своим личным примером и мужеством – образ моего деда! И этот образ навсегда со мной!
В детстве бабушка рассказывала, как дедушка получил медаль «За отвагу!». Водитель санитарной машины был убит, дедушка, тяжело раненый осколком гранаты в бедро, смог сесть за руль. Он вёл машину под страшным огнём противника, думая только о том, чтобы от нестерпимой боли и кровотечения не потерять сознание и вывезти из- под обстрела умирающего командира и раненых бойцов. Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество в бою! Сам дедушка никогда мне об этом не рассказывал. И на мои вопросы: «Откуда у него такой ужасный шрам на бедре?», закрываясь сигаретным дымом, отшучивался: "осколок мимо пролетал…».
На меня всегда необыкновенное впечатление производило стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло…" – стихотворение, которое призывало вопреки всему – надеяться и ждать!. Стихотворение вдохновляло убеждённостью в победе над всеми мыслимыми и немыслимыми испытаниями судьбы, убеждённостью в неотвратимости встречи людей. Как писал критик «феномен "Жди меня", вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. "Жди меня" – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит». Мне почему – то казалось, что оба моих дедушки вернулись с Войны живыми, только потому, что их ждали так, как ждала эта женщина - на пределе душевных возможностей, за гранью объяснимого…
Летом 1945 г. тысячи солдат и офицеров отправляли на Японскую Войну. Бабушка рассказывала, как она с детьми ходила на вокзал встречать эшелоны, которые шли на Восток в надежде хотя бы мельком увидеть дедушку, показать детей…А потом снова ждала и верила, что и с этой войны он вернется с Победой.
Вот что писал об этом мой дядя, участник русско-японской войны 1945 г в своих воспоминаниях о службе в ОДВКА (Особая Дальневосточная Красная Армия):
«…В теплушках, наспех подметённых,
Нас мчали эти поезда,
Стуча на стыках обречённо,
Что навсегда, что навсегда.
И далее:
«Мы шли в твоих рядах, Дальневосточная!
Готовые сражаться до конца»
После Победы над Японией дедушку, как и многих других солдат и офицеров оставили служить в Китае. Он прислал за бабушкой ординарца, который должен был помочь ей с переездом в Китай. Но тот по дороге пропил все деньги и распродал вещи. Ехать было не на что и не в чем. В поездку бабушку собирали друзья и соседи. Давали кто что смог. Дорога была долгой и очень трудной. Сначала ехали поездом до Владивостока, потом неделю плыли на пароходе, впереди которого шел тральщик и вытаскивал мины. Когда, наконец, добрались до дедушкиной военной части, сил не осталось совсем, бабушка проспала двое суток подряд…
После войны дедушка прожил недолго.
Празднование 9 Мая в перестроечное и нынешнее время оставляет горький осадок! «Как мы слепы, как мы глухи к своим великим старикам!»



«И вот тебя давно уж нет на свете,
И у меня свой дом, семья и повзрослели дети…
Так отчего ж печальным взглядом смотрю на фотографию твою,
Где в сапогах и с автоматом
Стоишь с друзьями в боевом строю?»



Мы всегда ощущаем кровное родство с прошлым, былым, далеким, но, тем не менее, общим. Эти связи расширяют душу, наше личное существование…
Чтобы сейчас не говорилось о той эпохе, когда страна назывались Советским Союзом, великой, могучей державой, а народ ещё помнил «величавое имя своё» и гордился не только прошлым, но и настоящим, я знаю, что не будет времени более светлого, чистого, героического.
«Ползучая реставрация капитализма привела нашу Родину к национальной катастрофе, но на этом классовая борьба не закончилась, на современном этапе она изменила форму и требует новых методов». Сейчас даже в самых развитых странах начинают понимать, что «капитализм поставит человечество на грань гибели. Коммунизм же ведёт в будущее. Людям, которые измеряют историю количеством выпитого и съеденного, трудно понять, что идеологии и политические партии не умирают, если они востребованы жизнью. Коммунистическая идеология не может устареть, потому что не может устареть идея борьбы ДОБРА со ЗЛОМ».
Пройдёт время. Мы сможем познавать историю страны и наши личные истории во всей полноте, в разных её масштабах. Из будущего, как известно, видны только великие беды и великие свершения. «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!» - писал И. В. Сталин. Я думаю, что ветер истории безжалостно развеет мусор не только с могилы И.В. Сталина, но и других цинично оболганных людей. Вместе с антикоммунистическим угаром… Люди поймут, что "марксистское учение - всесильно потому, что оно верно".
А сейчас мало кто верит, что было время, когда, как писал И.А. Бунин, человек мог «мечтать о чистой, здоровой, доброй жизни среди природы, собственными трудами, в простой одежде, в братской дружбе со всеми бедными и угнетёнными людьми…», стремиться к душевной чистоте.
Дед мой был и остался до конца настоящим коммунистом, честнейшим и порядочнейшим человеком. Он жил и работал ради великой идеи, любил Родину и испытывал мучительный страх за неё. Его жизнь – это непостижимый свод событий одной человеческой жизни: размышлений, горестей и радостей, очарований и разочарований. … М. Горький писал: «….пройдёт ошеломлённость и растерянность, ….мы излечимся от хамской распущенности – это должно быть или мы пропали,…. тогда нам придется задуматься над строгими вопросами – быть или не быть России?», быть или не быть нам? И чтобы ответить на них нам и нашим детям придётся избавиться от привычной корысти лжи, от нежелания знать правду, вспомнить своих предков, оставивших в мире свои чувства, видения, стремления, сокровенные залежи мудрости и доброты, воспринять все стороны русской души, метафизические черты характера истинно русских людей, таких как мой дед
«Не переоценивает прошлое либо дурак, либо покойник». Я за переоценку, но только на основе фактов, глубоких знаний истории, политэкономии, философии…, с позиций нравственности и гуманизма!



А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька



Когда я думаю о дедушке, часто задаю самой себе вопрос: «Почему цели и замыслы, такие гуманные и прекрасные, трагически не соответствуют полученному результату?» И мне, кажется, я нашла на него ответ.
Наверное, потому, что цели эти ставили перед собой и другими, люди, обладавшие высочайшим уровнем сознания, огромным созидательным потенциалом, основанным на прекрасных идеях справедливости, люди, различающие добро и зло и принимающие решения, будучи ответственными за себя, других и перед своей совестью.
А большинство ставит своей целью материальное обогащение, наживу, удовольствия и, практически, не в состоянии жить в соответствии с нормами морали.
А дальше, развивая мысль, приходишь к Ф.М. Достоевскому: «Своё собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда, хотя бы даже до сумасшествия, вот это-то всё и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и все теории разлетаются к чёрту. И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо благонамеренно выгодного хотения? Человеку надо – одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы не привела. Человек не примет никакое общественное устройство. Если оно не учтёт выгоды его быть личностью и иметь свободу для её реализации».
Сущность личности, по словам К. Маркса составляют социальные качества: «личность тем значительнее, чем больше в её индивидуальном преломлении представлено всеобщих общечеловеческих характеристик».
Мой дедушка был личностью масштабной, в отличие от многочисленной группы людей-конформистов, «не обладающих злой волей, но и не имеющих нравственных категорий отношения к добру и злу, и ориентирующихся на те или иные колебания общественной жизни». Они не совершают тяжких преступлений (по-моему, лишь из страха наказания), но в мелочах не гнушаются ничем.
Сейчас никто не поверит, что мой дедушка, квартиру, которую ему предоставил райком партии по прибытии в Ростов, отдал своей сотруднице, потому что она жила в невероятно тяжких условиях с больным ребёнком. Или будут искать в этом поистине альтруистическом поступке личные мотивы. А их не было! Было только желание спасти человека. На дедушкиной могиле и через 40 лет после смерти появляются живые цветы!
Что ещё можно добавить к портрету этого дорогого мне человека. Жизнь его оборвалась, когда мне было 12 лет. Его биография отражает судьбы первых детей революции, «которые учились в годы ликбеза и рабфаков, взрослели на подъеме пятилеток, мужали в Отечественную войну, затем вытаскивали страну из неимоверной разрухи».
«Это поколение победителей, обладающих свободой мысли и действия. Оно сделалось становым хребтом нравственности народа». Осмысливая его жизнь, такую типичную и необыкновенную, полную героизма и драматизма мы находим ответы на самые трудные вопросы.
Мне он запомнился теплотой своего отношения к людям, простотой и радушием, смелостью и правдивостью в большом и малом. Когда я думаю о нём в контексте эпохи, то понимаю, что он мог быть только таким, и я его хотела бы видеть только таким!
А. Ахматова писала: «…невозможно представить ситуацию – тяжело раненый на дуэли Дантес и живой невредимый Пушкин!»
Так и я не могу представить дедушку, например, взяточником, человеком с двойной моралью, или вообще без таковой, равнодушным, не имеющим собственного мировоззрения или, допустим, на месте предателя Родины, дезертира, спекулянта… (эти трое – реальные люди, наши бывшие соседи, которые благополучно пережили войну). Мы с подругами, деды которых не вернулись с войны, ненавидели их и однажды на 9мая перебили им стёкла и разрисовали ворота и фасады домов фашистскими свастиками.
Люди с такими духовными и душевными качествами, какими обладал мой дедушка, только так и могли прожить свою жизнь. Вот почему мои воспоминания идут от общего к личному и переплетаются с высказываниями людей, пытающихся осмысливать происходящее.
Е. Проклова написала о своём дедушке: «Он дал мне нечто основное, такое, что проходит через весь земной путь человека, кончается вместе с ним, а может и не кончается …!!!»
Я с необыкновенным волнением прочитала эти строки и очень остро ощутила утрату. В моей жизни больше не будет таких людей. А то, основное, что он нам дал, сейчас приходится прятать и прятаться самой, сознательно уходить от множества контактов, превращающих жизнь в рутину, заставляющих растрачивать силы впустую, ничего не дающих взамен, а требующих постоянного продолжения…
На этом запас завершенных мыслей не заканчивается. Вот ещё одна: «Нравственное совершенствование во многом определяется умственным развитием, а духовные ориентиры даёт идеология (коммунистическая идеология)».
Дедушка, будучи умнейшим человеком своего времени, всю жизнь учился. Работал он до последних дней жизни, и даже выйдя на пенсию, читал лекции в «Институте повышения квалификации работников образования». Вечерами его можно было увидеть за письменным столом, при свете настольной лампы читающим журнал «За рубежом», газету «Правда», листающим книги и составляющим планы лекций.
Когда я училась в школе, мне часто поручали готовить политинформации, «Ленинские уроки», выпускать «Боевые листки» ко Дню Победы, 7 ноября (Дню Великой Октябрьской социалистической революции), 23 февраля (Дню Красной Армии), 22 апреля (Дню рождения В.И. Ленина) и т. д. Я брала книги из дедушкиной библиотеки, которую сохранил мой дядя. У него были собрания сочинений В.И. Ленина, И.В. Сталина, К. Маркса и Ф. Энгельса, книги по политэкономии, философии, материалы съездов партии и т. д. Однажды я принесла в школу Ленинскую «Искру», «Правду», листовку «Долой самодержавие». Этот урок произвёл огромное впечатление на одноклассников. Спустя 30 лет, на встрече выпускников они об этом вспомнили. А я думала, что теперь это никому не нужно. И оказалась неправа. Сейчас такие духовные приобретения составляют, может быть, единственную благоприобретённую собственность человека разумного, грамотного, учившегося, привыкшего беседовать и толковать, имеющего убеждения, взгляды, основательность, а главное – твёрдость.
У дедушки были «золотые руки». Он всё умел делать: плести лапти, корзины, пояса, пилить, строгать, строить, шить, сапожничать, готовить, сажать деревья…
У нас до сих пор сохранился абрикос, посаженный дедушкой. Абрикосы на ней чудесные. Его доброта, любовь и забота чувствуются во всём, что он делал, что оставил после себя.
Когда к нам в гости приезжала т. Валя, старшая из его дочерей, мы все вместе ходили на кладбище, вспоминали, каким был наш дорогой человек. Я запомнила одну фразу, сказанную т. Валей на его могиле: «Это был лучший мужчина, которого я знала!»
Когда он умер, бабушка сказала моей маме: «Гордитесь тем, что у вас был такой отец!»
Эти же слова повторила моя мама, когда не стало моего папы.
Я очень хочу прожить жизнь достойно, воспитать сына так, чтобы он не растерял то, что многие поколения мужчин нашего рода смогли сохранить, пройдя через страшные испытания.
Писать воспоминания о своих близких очень трудно. Преследует ощущение, что никогда больше мне не будет так хорошо, как было в окружении этих людей. Но пусть эта книга будет ещё одним поклоном им, влиявшим не только на мою судьбу, но и на ход исторических событий, оставившим определённый жизненный след, не ушедшим в небытие вместе со своей эпохой. Как писал мой папа: «они не погасли, как след падающей кометы, а продолжают жить среди живущих, и изливать свой животворный свет сегодня, завтра, всегда, как продолжает посылать свой свет далёкая звезда, даже если она давно угасла».
Сейчас, когда до предела унижено достоинство человека, когда процветает жестокость и несправедливость, одна только мысль о моих дорогих людях согревает душу, помогает сохранить уверенность, что Судьба, связав всех нас, живых и умерших между собой крепчайшими и неразрывными духовными связями, которые возможны только между людьми честными, справедливыми, добропорядочными, самоотверженными, убережёт нас от позорной участи рабов денег и удовольствий, что не «отстанем в разлуках, и не останемся в прошлом одни».

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: