Ляшенко Николай Иванович
Ляшенко
Николай
Иванович
сержант / шофер
22.05.1912 - 25.11.1992

История солдата

Солдат Победы Николай Ляшенко

       Воспоминания о моем отце

 Николае Ивановиче Ляшенко

Мой отец не любил вспоминать о войне. Когда мы, его дети, спрашивали о событиях тех лет, у него подступал к горлу комок, и он резко бросал: не о чем рассказывать, это не приключение, ничего интересного на войне не было. Наверное, очень уж он ощущал на себе давление официальных версий поражений и побед в этой тяжелой войне. А на войне было все: страх, голод, холод, грязь, вши, ошибки, контузии, ранения, плен, бессмысленные потери и счастье, что остались живы. Нельзя также забывать, что жили тогда в условиях тоталитарного времени, когда свободные высказывания могли дорого стоить человеку и его родственникам. Ознакомившись со всеми документами, которые он бережно хранил, я поняла, что многого не знала о боевом пути отца. Поэтому в дальнейшем повествовании я буду опираться на данные из документов отца и воспоминаний из наших с ним немногочисленных разговоров.

Немного из его биографии. Родился он 22 мая в 1912 году в станице Ильмень Сталинградской области в многодетной семье зажиточных крестьян. В период «раскулачивания» родители отправили юного Николая в Баку, чтобы его, как всю семью, не депортировали в Казахстан. В Азербайджане он успешно отучился на шофера при автозаводе, что в дальнейшей его жизни сыграло решающую роль. После учебы отца распределили в Пятигорское АТП, где он проработал шофером автобуса до призыва в армию. После службы в рядах Советской армии, где он получил звание старшего сержанта, был направлен в г. Ставрополь механиком в автоколонну. В 1936 году здесь познакомился с моей мамой – Елизаветой Андреевной – швеёй на обувной фабрике, в 1937 году они поженились, и уже в 1939 году родился мой старший брат – Валера, в 1941 году ждали второго сына и мечтали жить в мире и согласии, работать, построить дом, родить еще детей. Но страшное известие о начале войны нарушило все планы.

С июня 1941 год по июль 1942 года моему отцу пришлось заниматься мобилизацией автомобильного транспорта для военных нужд, проверкой их технического состояния и передачей его в Вооруженные Силы. Когда вражеские войска стали подходить к Ставрополю, он был призван на фронт  Чалтырским Р.В.К. Ростовской области шофером 38-й инженерно-саперной Пинской бригады. По его воспоминаниям работа на грузовой машине в военное время очень тяжелая, возить ему приходилось всякие грузы, в том числе боеприпасы на передовую, а оттуда – раненых. Шофер на фронте не только сидел за баранкой, но и участвовал в погрузке и разгрузке привезенного груза. Все это делать приходилось под огнем противника, ведь фашистская артиллерия и авиация на фронте старалась уничтожить каждую машину советских войск.

5 июля 1943 года началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге. 23 июля  советское командование перешло от обороны к полномасштабному наступлению на широком участке фронта. Сопротивление немцев, измотанных многодневными штурмовыми боями, ослабло, противник начал отступать. Отец, который участвовал в этой битве, узнал об этом в госпитале, куда в бессознательном состоянии попал после получения осколочного ранения в руку и ногу. После госпиталя отец продолжил воевать в 38-й инженерной Пинской бригаде. Участвовал в освобождении Риги, Праги, Варшавы, в Берлинской операции.

В наступательной операции под Ригой, работая на автомашине, отец производил доставку продуктов передовым подразделениям батальона и материалов для восстановления разрушенных участков дорог и мостов. Несмотря на грозящую опасность от минометного огня противника в ночь на 12 октября 1944 г. произвел доставку необходимых материалов для восстанавливаемого моста на маршруте Ропажи-Рига, что способствовало продвижению пехоты, артиллерии и танков для освобождения Риги. Благодаря героическим действиям советских солдат, в том числе моего отца, к утру 13 октября была освобождена правобережная часть Риги, а 15 октября – весь город. За участие в этой операции отец был удостоен медали «За боевые заслуги».

В мае 1945 г. во время Берлинской операции, при форсировании канала Гогенцоллерн и реки Хавель, несмотря на сильный пулеметный огонь противника, отец выводил свою машину непосредственно к переправе, чем обеспечил быструю постройку понтонного моста, за что получил правительственную награду орден «Отечественной войны II степени».

С войны отец вернулся только в сентябре 1946 года к любимой жене и двум сыновьям на Ставрополье. В 1947 году семья приняла решение переехать к бабушке в Казахстан, чтобы как-то поддержать, помочь, ведь с войны не вернулось трое ее сыновей. Немного пожив, поняли, что не подходит  климат и вернулись в г. Ставрополь, где родился сын Павел. Потом переехали в село Изобильное (ныне город), где в 1949 году уже родилась я. Отец после войны до самой пенсии проработал шофером, механиком, завгаром, неоднократно за добросовестный труд был удостоен грамот и благодарностей, был кавалером бронзовой медали ВДНХ "За успехи в народном хозяйстве СССР".

Вот такой он был, мой папа. Без громких слов. Отчаянно любивший жизнь. Честно прошедший военными дорогами (пережитые невзгоды отозвались в старости многочисленными болезнями). Честно служивший своей стране. Солдат Победы. Таким он и ушёл 23 ноября 1992 года в возрасте 80 лет. Таким и запомнится.

Вечная Слава и память героям Великой Отечественной войны, защитившим нас от коричневой чумы, защитившим наших детей и внуков, правнуков… – для светлой жизни!

Слава героям, погибшим на полях войны и покинувшим эту землю после войны!

Слава моему отцу – воину и победителю!

Регион Ставропольский край
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Ставрополь
Воинская специальность шофер
Место рождения станица Ильмень Сталинградская область
Годы службы 1942 1946
Дата рождения 22.05.1912
Дата смерти 25.11.1992

Боевой путь

Место призыва Чалтырский Р.В.К. Ростовской области
Дата призыва 1942
Боевое подразделение 38-й инженерно-саперная Пинская бригада

С июня 1941 год по июль 1942 года моему отцу пришлось заниматься мобилизацией автомобильного транспорта для военных нужд, проверкой их технического состояния и передачей его в Вооруженные Силы. Когда вражеские войска стали подходить к Ставрополю, он был призван на фронт  Чалтырским Р.В.К. Ростовской области шофером 38-й инженерно-саперной Пинской бригады. По его воспоминаниям работа на грузовой машине в военное время очень тяжелая, возить ему приходилось всякие грузы, в том числе боеприпасы на передовую, а оттуда – раненых. Шофер на фронте не только сидел за баранкой, но и участвовал в погрузке и разгрузке привезенного груза. Все это делать приходилось под огнем противника, ведь фашистская артиллерия и авиация на фронте старалась уничтожить каждую машину советских войск.

5 июля 1943 года началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге. 23 июля  советское командование перешло от обороны к полномасштабному наступлению на широком участке фронта. Сопротивление немцев, измотанных многодневными штурмовыми боями, ослабло, противник начал отступать. Отец, который участвовал в этой битве, узнал об этом в госпитале, куда в бессознательном состоянии попал после получения осколочного ранения в руку и ногу. После госпиталя отец продолжил воевать в 38-й инженерной Пинской бригаде. Участвовал в освобождении Риги, Праги, Варшавы, в Берлинской операции.

В наступательной операции под Ригой, работая на автомашине, отец производил доставку продуктов передовым подразделениям батальона и материалов для восстановления разрушенных участков дорог и мостов. Несмотря на грозящую опасность от минометного огня противника в ночь на 12 октября 1944 г. произвел доставку необходимых материалов для восстанавливаемого моста на маршруте Ропажи-Рига, что способствовало продвижению пехоты, артиллерии и танков для освобождения Риги. Благодаря героическим действиям советских солдат, в том числе моего отца, к утру 13 октября была освобождена правобережная часть Риги, а 15 октября – весь город. За участие в этой операции отец был удостоен медали «За боевые заслуги».

В мае 1945 г. во время Берлинской операции, при форсировании канала Гогенцоллерн и реки Хавель, несмотря на сильный пулеметный огонь противника, отец выводил свою машину непосредственно к переправе, чем обеспечил быструю постройку понтонного моста, за что получил правительственную награду орден «Отечественной войны II степени».

С войны отец вернулся только в сентябре 1946 года к любимой жене и двум сыновьям на Ставрополье. В 1947 году семья приняла решение переехать к бабушке в Казахстан, чтобы как-то поддержать, помочь, ведь с войны не вернулось трое ее сыновей. Немного пожив, поняли, что не подходит  климат и вернулись в г. Ставрополь, где родился сын Павел. Потом переехали в село Изобильное (ныне город), где в 1949 году уже родилась я. Отец после войны до самой пенсии проработал шофером, механиком, завгаром, неоднократно за добросовестный труд был удостоен грамот и благодарностей, был кавалером бронзовой медали ВДНХ "За успехи в народном хозяйстве СССР".

Вот такой он был, мой папа. Без громких слов. Отчаянно любивший жизнь. Честно прошедший военными дорогами (пережитые невзгоды отозвались в старости многочисленными болезнями). Честно служивший своей стране. Солдат Победы. Таким он и ушёл 23 ноября 1992 года в возрасте 80 лет. Таким и запомнится.

Фотографии

Дедушка Николай Иванович с супругой Елизаветой Андреевной сразу после свадьбы, 1939 год.

Дедушка Николай Иванович с супругой Елизаветой Андреевной сразу после свадьбы, 1939 год.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: