Люцко Лазарь Кононович
Люцко
Лазарь
Кононович
подполковник / полковой комиссар
15.06.1910 - 13.11.1991

История солдата

Люцко Лазарь Кононович (1910-1991) 

советский лётчик бомбардировочной авиации, на воинской службе в ВВС РККА СССР с 1933 по 1955 гг., подполковник авиации, Участник боевых действий в составе 140 бомбардировочного авиационного полка на Западном и Сталинградском фронтах в годы второй мировой войны. Летал на бомбардировщике СБ и пикирующем бомбардировщике Пе 2. Парторг полка. С 1943 г. воевал в составе 276 бомбардировочной Гатчинской дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии на Ленинградском фронте. Комиссар эскадрильи. С октября 1944 года участник боевых действий в наступательной операции 3-го Белорусского фронта на территории Восточной Пруссии.  За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях был удостоен орденами и медалями: Медаль «За оборону Сталинграда» (1942), Медаль «За оборону Ленинграда» (1942), Медаль «За боевые заслуги» (1944), «Орден Красной Звезды» (1944), Медаль «За взятие Кёнигсберга» (1945), Орден Великой Отечественной войны  II степени (1945), Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «Орден Красной Звезды» (1949), « Орден Красного Знамени» (1954).

Накануне Великой Отечественной войны старший лейтенантЛ.К.Люцко проходил службу в одном из полков 35 авиадивизии Орловского военного округа дислоцировавшегося на аэродроме Сеща. Управление и штаб дивизии находился в г.Брянске.

В 1940 г. происходило перевооружение дивизии. Полк, в котором служил Л.К.Люцко, получил наименование 140 сбап. С началом Великой Отечественной войны он входил в состав 2-ой смешанной авиационной дивизии (САД), принявшей бои с врагом на Западном фронте. В связи с большими потерями по ВВС РККА в первые дни войны 140 сбап передается в подчинение 47 САД  и был перебазирован 23 июня 1941 г. на Оршанский аэроузел,  аэродром Зубовка. На вооружении 140 сбап имелись самолеты СБ, шло их перевооружение на Пе-2. По дальности СБ не могли «работать»  с аэродромов Орловской области, по приграничным районам в Белоруссии, поэтому дивизия и была перебазирована ближе к линии фронта.

140 сбап участвовал в боевых действиях с 24 июня 1941 г., ниже выписка из Оперативной сводки №3 штаба 47 САД за 24-25 июня. «140 сбап 24 июня 1941 с 17.55 до 18.05 последовательными ударами 2-х девяток атаковал колонну танков противника в районе: Грудополь, Мисловиды, Ивацевицы мост через реку Щара. 8 самолетов 2 АЭ не возвратились на аэродром. 25 июня 1941 6 самолетами доразведка Картуз-Березы, в период 12-16 часов ударами 2-х девяток атакованы танки и автомашины у станции Михалин, танки и пехота на автомашинах на шоссе восточнее Картуз-Береза, группу танков 5 км западнее Картуз-Береза. Потери за 24-25 - не вернулось на свой аэродром 15 самолетов. к 24 часам 25.6.41 части дивизии базируются на прежних аэродромах 140 сбап в составе 27 СБ на аэродроме Зубово, из них исправных 18, не исправных 9, в готовности 2.»

В начальный период Великой Отечественной войны 140 бомбардировочный авиационный полк участвовал в боях на Западном и Сталинградском фронтах. После Сталинграда полк переформировали. В 1943 году он передислоцирован в Ленинград, где базировался на аэродроме Плеханово, под Волховом. Он переподчинён и входит в состав 276 БАД  - бомбардировочной Гатчинской дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии. На полковом вооружении числилось 27 боевых самолетов.

К боевым действиям на Ленинградском фронте 276-й бомбардировочной авиационной дивизия (командир А.П.Андреев) приступила в апреле 1943 года. Она участвовала в Синявинской операции и в прорыве блокады Ленинграда, активно действовала при уничтожении орудий вражеской дальнобойной артиллерии. Для выполнения этих задач в полках дивизии выделялись лучшие экипажи и подразделения. Летчики систематически наносили штурмовые и бомбовые удары по железнодорожным узлам в расположении противника, по дальнобойным батареям, обстреливавшим Ленинград, осуществляла глубокую и ближнюю воздушную разведку. Особое внимание уделялось бомбардировкам Гатчинского железнодорожного узла и немецким аэродромам в Гатчине и Сиверской. 

Весной и летом 1943 года налеты вражеской авиации на Ленинград усилились. Блокированный Ленинград и фронт подвергались жесточайшим авиацион­ным бомбардировкам и обстрелу из дально­бойных орудий. Бомбардировщики Пе-2. летали на подавление дальнобойных батарей в район Мги, Синявино и др.. Чтобы ослабить их воздействие на осажденный город, командование 13-й воздушной армии организовало ряд мощных бомбардировочно-штурмовых ударов по аэродромам противника, в которых принимала участие 276-я бомбардировочная авиационная дивизия совместно с 277-й штурмовой авиационной дивизией.

Боевые полки 276-й авиадивизии не давали покоя врагу в районах Тосно, Гатчины, Луги, Кингисеппа. 3 сентября 1943 года пикирующие бомбардировщики 276-й дивизии разбили скопление железнодорожных эшелонов в Гатчине. В результате бомбового удара и штурмовки с воздуха на станциях Гатчина-Балтийская, Гатчина-Товарная и Гатчина-Сортировочная было разбито 48 вагонов, взорвано 4 склада боеприпасов, 2 склада ГСМ и подавлено 12 батарей зенитной артиллерии противника. 15 сентября авиаторы успешно нанесли удар по узлу сопротивления фашистов и подходящим резервам на участке Мга, Тосно, Новолисино. Бомбовые удары наносились по мостам, переправам, подъездным путям и эстакадам.

14 января 1944 года войска Ленинградского фронта при поддержке авиации перешли к операции по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом и освобождению от оккупантов всей Ленинградской области. Экипажи 140-го авиаполка 276-й дивизии бомбардировщиков успешно действовали в этот день над расположением 18-й немецкой армии, нанося бомбовые удары по коммуникациям и живой силе противника. В последующие дни авиаторы наносили бомбовые удары по вражеским артиллерийским и минометным батареям, поддерживая наступление частей и соединений 42-й армии. Только на станции Гатчина-Товарная ими были разгромлены три железнодорожных эшелона.

26 января 1944 года Гатчина была освобождена, а оборонявшаяся в ней 11-я пехотная дивизия противника полностью разгромлена. В тот же день был передан приказ Верховного Главнокомандующего: «Войска Ленинградского фронта, развивая наступление в ночь на 26 января, штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом Гатчина  (Красногвардейск), превращенным немцами в крепость с развитой системой долговременных оборонительных сооружений. В ознаменование одержанной победы наиболее отличившиеся в боях соединения и части представить к присвоению наименования «Гатчинских» и к награждению орденами... Приказом Верховного Главнокомандующего от 27 января 1944 года почетное наименование Гатчинской присвоено 276-й бомбардировочной авиационной дивизии. Штаб 276-й Гатчинской дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова бомбардировочной авиационной дивизии после освобождения города располагался непосредственно в Гатчине.

После снятия блокады Ленинграда 276-я авиадивизия в составе 13-й воздушной армии действовала в интересах наступающих на кингисеппско-нарвском направлении 2-й ударной армии и на гдовско-лужском направлении. Много налетов произвели экипажи дивизии по аэродромам противника. Весной 1944 года много работы было у экипажей воздушных разведчиков. Выполняя задания штаба фронта, они фотографировали коммуникации, железнодорожные узлы, аэродромы противника, добывая данные, интересующие командование. Особенно напряженными были полеты с целью нанесения бомбовых ударов по аэродрому в Тарту, имевшему мощную противовоздушную оборону.

Летом 1944 года 276-я авиадивизия продолжала действовать в операциях Ленинградского фронта на Карельском перешейке.  К этому времени линия фронта значительно удалилась и командованием было принято решение перебазировать бомбардировщики в Прибалтику. В июне 1944 года авиаторы, поддерживая наступление войск 23-й дивизии, мощными бомбовыми ударами взламывали долговременные сооружения первой и второй оборонительных полос противника, уничтожали его огневые позиции и живую силу. Основные усилия авиадивизии были направлены на поддержку сухопутных войск. В сентябре 1944 года авиадивизия генерала А.П.Андреева перенесла центр тяжести в Прибалтику, где советское командование предприняло наступательную операцию по окончательному освобождению республик Советской Прибалтики.

С октября 1944 года 276-я Гатчинская бомбардировочная авиадивизия вошла в состав 1-й воздушной армии, где вела боевые действия в наступательной операции 3-го Белорусского фронта на территории Восточной Пруссии. Авиаторы наносили бомбовые удары по войскам противника в Восточной Пруссии и по тильзитско-инстенбургской группировке, участвовали в штурме города-крепости Кенигсберг, овладении портом Пиллау. Последний бомбовый удар дивизия нанесла 8 мая 1945 года по скоплению немецких войск на косе Фриш-Нерунг.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность полковой комиссар
Годы службы 1933 1955
Дата рождения 15.06.1910
Дата смерти 13.11.1991

Боевой путь

Принимал участие в боевых действий на Западном и Сталинградском фронтах. С 1943 г. воевал на Ленинградском фронте и в Восточной Пруссии.

Фотографии

Аэродром Сеща 1939 год. Слево направо В.И. Люцко(Райко), И.Л. Райко (Петрова), ст.л-нт Л.К. Люцко.

Аэродром Сеща 1939 год. Слево направо В.И. Люцко(Райко), И.Л. Райко (Петрова), ст.л-нт Л.К. Люцко.

Л.К. Люцко (1945 г.)

Л.К. Люцко (1945 г.)

Л.К.Люцко, 1965 г.

Л.К.Люцко, 1965 г.

Семья солдата

Валентина
Люцко (Райко) Валентина Иосифовна

Аэродром Сеща 1939 год. Слево направо жена В.И.Люцко(Райко), старшая дочь И.Л.Райко (Петрова), ст.лейтенант Л.К.Люцко.

,

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: