Максвитис Франц Иосифович
Максвитис
Франц
Иосифович
капитан
13.03.1908 - 28.06.1949

История солдата

Капитан в ВОВ. Железнодорожные войска. С первого и до последнего дня войны. Герой Соцтруда за сооружение под его командованием моста через Даугаву под огнем фашистов. Его фамилия высечена в мраморе на Поклонной горе Москвы.

Герой Соц. Труда 105.11.1943 ( медаль № 129)           

На фото Максвитис Франц Иосифович - командир 14-го отдельного железнодорожного батальона 6-й железнодорожной бригады, подполковник.

  Родился 13 марта 1908 года на разъезде Суетиха Томской железной дороги, ныне город Бирюсинск, Иркутская область, в семье железнодорожного служащего. Литовец.     Отец, бывший путеец из Ковно (Каунас), был сослан в Сибирь за связь с группами социалистов. В 1922 году, после смерти отца, Франц с матерью переехал в город Минск  к родственникам. Здесь он окончил школу фабрично-заводского ученичества при Западной железной дороге, работал    в паровозном депо слесарем, помощником машиниста, машинистом.  В 1929 году был призван в ряды Красной Армии. Службу начал в 6-й кавалерийской дивизии. В 1930 году вступил  в ВКП(б). Как один из лучших сержантов и железнодорожник, был направлен в Ленинградскую школу военных сообщений имени М.В. Фрунзе. После окончания учебы был назначен командиром взвода в 3-й железнодорожный полк. Затем командовал ротой. В июне 1938 года был уволен из рядов РККА, как родственник врага народа. Еще в 1935 году был арестован его старший брат, Эдуард, начальник ж.д.станции г. Вязьма, Белоруссия, осужден по 58 статье: «враг народа», на 10 лет отправлен в Магаданскую область,  в 1947 г.  приехал в Минск.   С лесоповалом был хорошо знаком, поэтому пошел работать  в лесную промышленность, через  год снова арестован, отправлен на поселение в Красноярский край,  после смерти Сталина в 1955 г. реабилитирован и восстановлен в компартии, прожил совсем не много. Об аресте брата в то время Франц не знал.   С увольнением из армии стал работать  в Гомеле инженером паровозной службы.  С просьбой о пересмотре его дела,  возвращении в армию Максвитис Франц Иосифович  обратился к Народному комиссару обороны Ворошилову К.Е. Через год, в июне 1939 года, восстановлен в армии, вернулся в свой полк. Принимал участие в войне с Финляндией 1939-1940 годов в составе 13-й армии Северо-Западного фронта. Был представлен к награде, но из-за брата награды не получил. В июне 1941 года его отдельная рота вместе с батальоном прокладывала железнодорожный путь от станции Барановичи в направлении на город  Слуцк. Участник Великой Отечественной войны с первых дней. 27 июня 1941 года принимал участие в обороне станции Столбцы; 6-я железнодорожная бригада прикрывала путь врагу на столицу Белоруссии Минск. Затем пришлось выходить из окружения.На Калининском фронте подразделению Максвитиса не раз приходилось отражать атаки фашистов. Так было возле станции Селижарово, здесь воины-железнодорожники сдерживали наступление врага, пока не ушел в тыл последний эшелон с заводским оборудованием и другими ценными грузами.   В декабре 1941 года в составе бригады железнодорожных войск,  командуя 14-м батальоном той же бригады, Максвитис Франц восстанавливал мост через Волгу в недавно освобожденном Калинине (ныне - Тверь), в апреле 1942 года награждён орденом Красной Звезды. Максвитис, командуя батальоном, проявил исключительную решительность, инициативу и умение в организации выполнения боевых задач. В ожесточенной боевой обстановке росли опыт и командирское мастерство офицера. Большое внимание командир батальона уделял воспитанию людей, внедрению в практику передовых приемов труда. Предельно целеустремленный и настойчивый офицер,  создавал все возможные условия для подготовки специалистов к работе, применения новой техники, требовал и добивался высокой исполнительности. С переходом наших войск к наступательным действиям, перед воинам -железнодорожниками встали новые задачи:  восстановление путей в прифронтовой полосе, обеспечение подвоза боеприпасов и военной техники к линии фронта, почти  на передовую. На подступах к Великим Лукам батальон Максвитиса получил приказ:  восстановить участок железной дороги для подачи поездов  с боеприпасами ближе к укрепленному пункту фашистов. Под постоянным обстрелом гитлеровцев,  батальон упорно продвигался вперёд. К исходу четвертых суток нити рельсов вплотную подошли к вражеским позициям, участок был восстановлен в срок и по стальным путям двинулись бронепоезда, поддерживая огнем наступление наших войск. За Великолукскую эпопею комбат  Максвитис был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.                                                                                                    

       Так было на всех фронтовых магистралях войны. Бойцы железнодорожных войск под руководством подполковника Франца Максвитиса надёжно обеспечивали движение поездов на участках:  Смоленск - Витебск, Смоленск - Рудня и других магистралях. Везде поставленные задачи по восстановлению путей выполнялись досрочно. Многие подчинённые Максвитиса выросли в подлинных мастеров военно-железнодорожного дела, были отмечены государственными наградами, возглавили воинские коллективы.              

       Указ Президиума Верховного Совета СССР  от 5 ноября 1943 года:  «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени»  подполковнику  Максвитису Францу Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 16260) и золотой медали «Серп и Молот»                          (№ 129).

Регион Московская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Сергиев Посад
Дата рождения 13.03.1908
Дата смерти 28.06.1949

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: