
Михаил
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед Малышко Михаил Федорович в марте 1942 года, из села Спасского Ставропольского края, ушел служить в Советсткую Армию.Защитникам Родины требовалось подкрепление. Перед отправкой на передовую он прошел курсы при первом пехотном Краснознаменом Орджоникидзевском училище. В 229 отдельный автотранспортный батальон дед прибыл уже шофером. Отсюда и начался его длинный боевой путь. В начале 1943 года рядовым, он попадает в 230 отдельный автотранспортный батальон. Эта и другие части входили в состав Второй воздушной армии. На своем ЗИС-5 дед выполнял боевые задания под городами Воронежом, Харьковом, Киевом, Львовом, Краковом, защищал и другие города, побывал на Одре,Шпрее и Эльбе. Участвовал во взятии Берлина, Дрездена и освобождении Праги. О ратных подвигах моего деда во время Великой Отечественной Войны говорят его медали..С 1945 года службу дед продолжал за границей в составе советских войск, будучи механиком гаража, а затем помощником командира спецвзвода.
Боевой путь
Малышко М.Ф. проходил действительную военную службу: с марта 1942 года - август 1942 года курсант I Орджоникидзевского пехотного училища, с августа 1942 года - март 1943 года шофер 229 отд.автотранспортного батальона, с марта 1943 года - март 1945 года шофер 230 отд.автотранспортного батальона, с марта 1945 года - апрель 1947 года шофер упр.2 Воздушной армии, с апреля 1947 года - май 1950 года зам.командира взвода 229 отд.автотранспортного батальона.
Воспоминания
Воспоминания Малышко М.Ф. (из семейного архива "Боевой путь супругов" статья в газете Знамя Труда от 04.03.1975 года)
Летом 1944 года будучи под Одессой, 230 отдельный автотранспортный батальон испытывал недостаток в моторах к автомашинам. Была дана команда взять немецкие моторы в Рублевской МТС.
Под руководством командира взвода лейтенанта Солиха были намечены планы операции. Путь к МТС выбрали со стороны станции Глобино. Сделано более половины дела, моторы в кузовах и немедленно нужно следовать в часть. Выполняя свою задачу в селении Рублевка, экипаж автомашины ЗИС-5 под руководством лейтенанта Солиха вывез из окружения немецких захватчиков русскую семью - женщину с дочерью. Отъехав от с.Рублевки километра два, автомашина Малышко Михаила Федоровича зацепила залежавшуюся в земле фашистскую мину. Вследствие взрыва от мощного ЗИСа осталась одна рама. Лейтенант Солих и освобожденные мать с дочерью погибли, а Михаил Федорович был контужен. Шофер из соседнего автобата Ваня Антоненко в деревне между селами Глобино и Рублевкой нашел транспортные средства, чтобы доставить тела погибших в ближайшее селение. Местные жители дали коров, которых впрягли вместо лошадей (других возможностей не было) и установили между селами Глобино и Рублевкой памятник лейтенанту Солиху и неизвестным матери и дочери. Михаил Федорович быстро встал в строй Второй воздушной армии и участвовал во взятии Берлина, Дрездена и освобождении Праги.
После войны
С 1945 года дед продолжал службу за границей в составе советских войск. Там он встретил девушку Артюшину Марию Арсентьевну, которую видел 1944 году и запомнил..Она несла службу в секретном отделе. В Будапеште в 1949 году в советском посольстве состоялось бракосочетание и Артюшина Мария Арсентьевна приняла фамилию Малышко. Мои дедушка и бабушка побывали в Польше, Венгрии, Германии, Чехословакии. Демобилизовались в мае 1950 года. Очень спешили на Родину, так как, на тот момент супруги ждали ребенка и родить его Мария хотела в Советском Союзе. Старшая дочь Тамара родилась 18 июня 1950 года, а младшая - Людмила (моя мама) 1 апреля 1954 года.
Свою трудовую деятельность начали, там, где было трудно - в нефтяной промышленности пос.Карабулак Чечено-Ингушской АССР. Дедушка бурил нефтяные скважины,эксплуатировал их, затем стал механиком участка подготовки и перекачки нефти НГДУ "Сунжанефть", а бабушка работала заведующей административно-хозяйственным отделом. Всеми силами они стремились внести свой скромный вклад в общее дело коллектива НГДУ "Сунжанефть", о социалистических подвигах моего деда говорят его грамоты и награды (медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100 летия В.И.Ленина", медаль "Ветеран труда", знак "Победитель социалистического соревнования 1974 года", знак "Победитель социалистического соревнования 1976 года"). Мой дед умер 21 октября 1989 года и похоронен в пос. Карабулак Ингушской Республике.