Борис
Акимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Марчук Борис Акимович (20.06.1916 - 02.10.1976)
Борис Акимович Марчук родился в 1916 году в семье железнодорожного мастера. Отец рано умер, и мать в 1920 году переехала в Ромны (Украина). В 1924 году Борис Марчук поступил в железнодорожную школу. Учебу он заканчивал во 2-ой средней школе, так как в железнодорожной школе не было в то время старших классов.
Еще в младших классах он заинтересовался радиотехникой и стал собирать радиоприемники от простых детекторных до сложных. Это было на заре развития радио. Первыми роменчанами, услышавшими голос из эфира, были радиолюбитель инженер А.Герасимов, строивший в Ромнах водопровод и электростанцию, и школьник Борис Марчук. Когда из школ в села направлялись комсомольские агитбригады, Борис Марчук ездил с ними в качестве радиста. Он ловил радиосигналы московской радиостанции, что для того времени было чудом из чудес. Б.Марчук был деятельной и энергичной натурой. Он чутко прислушивался ко всему новому в технике.
В школьные годы он стал серьезно интересоваться также авиамоделизмом, и это увлечение стало делом его жизни. Он был организатором и руководителем авиамодельного кружка при клубе имени Ленина. Там занимались изучением принципов полета планеров, воздушных шаров и сложных моделей самолетов. Со своими моделями Б. Марчук участвовал в областных и республиканских соревнованиях и завоевывал первые места. На одном из соревнований Отто Юльевич Шмидт наградил его памятным подарком - двухтомником "Поход Челюскина".
В школьные годы большим его увлечением был спорт. Он был хорошим лыжником, пловцом, легкоатлетом. Особых успехов он достиг в плавании. На республиканских соревнованиях по плаванию он занял первое место среди школьников Украины.
С 1935 года он, будучи студентом Московского авиационного института, работал в группе энтузиастов ракетоплавания - зачинателей ракетостроения.
Начавшаяся Великая Отечественная война заставила его переключиться на авиацию, и он стал успешно работать в этой области. Он получил авторские свидетельства на ряд изобретений: №7816 "Летающее крыло", №7162 "Киль", №57434 "Сигнальный прибор".
Боевой путь
Когда грянула война, Б.А.Марчук работал на одном из авиационных заводов, где внедрялся в серийное производство грозный штурмовик ИЛ-2. Это была настоящая летающая крепость. Подобных самолетов никто в мире не строил. Он имел на борту пушки, бомбы, реактивные снаряды. Фашисты называли его "черной смертью". Когда фронт приблизился к Москве, авиационные заводы были эвакуированы на Восток, и пока они не наладили выпуск самолетов, у врага в воздухе было численное превосходство. В создавшейся обстановке был один выход: возвращать к жизни сбитые и поврежденные самолеты. Поэтому непосредственно на передовой были организованы фронтовые авиаремонтные мастерские. На авиационном заводе над созданием самолета работают тысячи рабочих, а в фронтовых ремонтных мастерских работали бригады из 6-7 человек, которые производили ремонт самолетов. Борис Акимович был командирован во фронтовые ремонтные мастерские, где руководил одной из бригад. Люди работали в тяжелых условиях, часто под обстрелом врага, работали в холодных неприспособленных помещениях при свете аккумуляторной лампочки, не зная отдыха. От усталости и холода опухали руки, но фронт требовал самолетов, и люди работали, не жалея себя. Иногда из 2-3 самолетов собирали 1. Бригада дедушки восстановила около 50-ти самолетов. Это был немалый вклад в дело разгрома врага. Иногда поврежденный самолет надо было для ремонта перетаскивать ночью из-за линии фронта с ничейной полосы, иногда удавалось восстановить его на месте и увести буквально из-под носа у врага. О роли фронтовых ремонтных бригад можно судить по тому, что в первый год войны каждый четвертый самолет в небе на фронте был восстановлен в мастерских.
Б.А. Марчук как инженер широкого профиля часто выезжал в авиационные войсковые части.
Военным Б.А.Марчук не был, хотя и работал на фронте и для фронта. Как специалист по отечественным и иностранным самолетам он выезжал в разные страны. В Канаде он отбирал закупленные для фронта самолеты. В Иране после Тегеранской конференции собирал самоелеты, присланные Англией в разобранном виде. Монтировать их пришлось без технической документации, которая пришла с опозданием, но фронт ждать не мог. По работе ему пришлось побывать в Румынии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии, Корее и на Ляодунском полуострове.
После войны
В послевоенные годы, возвратившись к мирному труду, он занимался вертолетами, работая в конструкторском бюро на Московском вертолетном заводе имени Миля. За эти годы он внес 38 рационализаторских предложений, внедренных в производство, принимал участие в подготовках к изданию двадцати сборников по эксплуатации и ремонту вертолетов в качестве соавторов.
Б.А.Марчук был ветераном труда и имел правительственные награды. За участие в героической обороне Москвы - медаль "За оборону Москвы", за работу в период войны - медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В ознаменование 800-летия Москвы - медаль "В память 800-летия Москвы", в 1975 году - медаль "Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." В 1974 году был награжден медалью "За трудовую доблесть" за активную общественную работу по охране природы.
Последние 10 лет жизни Б.А.Марчук отдавал много сил и времени общественной работе по охране природы. Он считал, что на современном этапе развития техники, когда увеличивается загрязнение окружающей среды, это становится одной из актуальных проблем. Он был не только организатором работ по озеленению микрорайона, но и сам принимал активное участие во всех работах - сажал деревья и кустарники, копал землю итд. После него остался микропарк , который носил его имя. Микропарк просуществовал до 2010-ых годов. Его общественная работа была отмечена правительственной наградой "За трудовую доблесть". О его большой общественной работе писали журналы "Огонек", "Городское хозяйство Москвы", газеты "Вечерняя Москва", "Московский комсомолец", рассказывали по радио в передаче "Доброе имя москвича" (28 августа 1977 года).
Борис Акимович Марчук прожил за свои 60 лет большую деятельную и плодотворную жизнь. Каким бы делом он не занимался, он отдавался ему полностью, отдавая весь свой ум и энергию, не щадя своих сил.
Умер он 2 октября 1976 года скоропостижно, вернувшись поздно вечером с работ по доставке саженцев для озеленения.
Все изложенное выше основано на материалах из архива Б.А.Марчука.