Дмитрий
Андреевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
23 сентября 1944 г. в 1 ч. 13 м. конвой «ВД-1» в ш = 76°10' норд, д = 87°45' ост в Карском море был атакован вражеской подводной лодкой("U-957"). Торпеда попала в сторожевой корабль № 29, и он через 2 минуты затонул со всем экипажем. В районе гибели сторожевого корабля, по приказанию командира конвоя, был оставлен тральщик "Т-120" (бывший американский тральщик типа "Admirable")для поиска и уничтожения подводной лодки противника, остальные корабли конвоя направились в бухту Михайлова, но из-за тумана следовать туда не могли и легли на курс 240° к острову Диксон.
В 7 ч. 38 м. тральщик № 64 вблизи конвоя безуспешно атаковал другую вражескую подводную лодку. В 10 ч. 30 м. в ш = 75°22/ норд, д = 85°44' ост была обнаружена подводная лодка в позиционном положении; при попытке ее преследования она скрылась в снежном заряде курсом ост. В 5 ч. 40 м. над конвоем появился самолет «Каталина» (44-го авиаполка), высланный с аэродрома Диксон для противолодочной обороны. В 7 ч. 50 м. для встречи и эскортирования конвоя с острова Диксон вышли эскадренные миноносцы "Достойный" и "Жесткий" и в 14 ч. 20 м. присоединились к конвою.
В ночь на 24 сентября из Иоканьги вышел в пролив Югорский Шар конвой "БЮ-5" в составе транспорта Онега (до Нарьян-Мара), плавёмкости "Белушья" (на буксире тральщика № 53), тральщиков № 37 и 59 и большого охотника № 140.
Самолет "Каталина" и один МБР-2 (53-го авиаполка) с аэродрома Иоканьга несли противолодочную оборону конвоя "БЮ-5" в северной части Белого моря и в южной части Баренцева моря.
В 2 ч. 31 м. большой охотник № 210 вышел в море с острова Диксон для противолодочной обороны конвоев "ВД-1" и "БД-7".
С 3 ч. 48 м. самолет «Каталина» (44-го авиаполка) с аэродрома Диксон нес противолодочную оборону конвоя «ВД-1» на подходах к острову Диксон. В 6 ч. 30 м. конвой "ВД-1" прибыл на рейд Диксон. На подходе к рейду тральщик "Т-111" отделился от конвоя и по приказанию командира конвоя направился на смену тральщику "Т-120", оставленному накануне в районе гибели сторожевого корабля № 29. "Т-111", ничего там не обнаружив, в 15 ч. 45 м. возвратился на Диксон. В тот же день в порт Диксон прибыл тральщик № 64, отставший от конвоя вследствие плохой видимости и в связи с поиском и атакой вражеской подводной лодки.
В 6 ч. 45 м. командир Карской военно-морской базы приказал тральщику "Т-120" идти в порт Диксон. Тральщик, получив по радио это приказание около 9 ч. 00 м., направился в базу, идя полным ходом противолодочным зигзагом. Видимость была хорошая, в море штиль. В 10 ч. 15 м. в ш = 75°15' норд, д —84°30' ост произошел взрыв в корме тральщика и оторвало часть кормы; корабль потерял ход, радио вышло из строя. До взрыва ни следа торпеды, ни перископа подводной лодки не наблюдали. "Т-120" получил крен на левый борт 6—7°, но он был быстро устранен выкачкой топлива за борт. Командир тральщика, полагая, что корабль подорвался на мине, приказал спустить на воду катер и спасательный понтон и направить на них на берег часть команды, в том числе раненых, и все секретные документы. На катер сошли 26 человек, на понтон 20. Через час после взрыва с тральщика заметили перископ подводной лодки("U-739") и обстреляли его артиллерийским огнем. Подводная лодка погрузилась. В 12 ч. 30 м. тральщик "Т-120" был вторично атакован неприятельской лодкой. Торпеда попала в среднюю часть корабля; на поверхности остался нос тральщика, который продержался еще 10—15 минут на плаву. После атаки вражеская подводная лодка всплыла в надводное положение и ушла полным ходом в северном направлении. На тральщике "Т-120" погибли 38 человек экипажа (в том числе командир корабля).
В 17 ч. 00 м. на катере, спущенном с тральщика «Т-120», подняли паруса и пошли на юг.
Исторический отдел Народного Комиссариата Военно–Морского Флота
(Арх. 13727, л. 26, 27, 75, 99, 184; арх. 13542, л. 34 об.; инв. 2209 стр. 36; арх. 23135, л. 114—116.)
(Арх. 13727, л. 15, 23, 75, 184; арх. 13727, приложение 3, л. 31, 32.)