Матвеев Анатолий Александрович
Матвеев
Анатолий
Александрович
труженик тыла

История солдата

Анатолий Александрович Матвеев родился 31 октября (12 ноября) 1893 года в д. Глотово, Вологодского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Род Матвеевых в данной местности  насчитывает свою историю со времени ранее 1680 года. Его отец Александр Матвеевич проходил военную службу в 88-м пехотном Петровском полку. Унаследовав от отца превосходные физические характеристики, Анатолий зачисляется в 1912 году на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк Его Императорского Величества, служит в звании фельдфебеля. Участник известного Брусиловского прорыва (лето 1916 года).

Преображенский полк основан императором Петром I и являлся старейшим и самым прославленным войсковым соединением империи в новой Российской истории. Солдаты и офицеры полка имели полковой знак в виде косого андреевского креста, окружённого орлами, а на тыльной его стороне была выгравирована надпись из статута ордена Андрея Первозванного "За веру и верность", тем самым подчёркивая связь знака полка и петровских воинских традиций.

Во время Первой Мировой войны полк участвовал в Галицийской битве, Варшавско-Ивангородской операции, Мазурском сражении, Виленской операции, Брусиловском прорыве.

До начала службы, 16 января 1912 года А. А. Матвеев женится на крестьянке Шустовой (Ногиновой) Александре Лаврентьевне, вдове революционера Павла Шустова, которая на три года его старше.

Впоследствии этой традиции - жениться в середине января, брать в жёны женщину старше возрастом - последуют некоторые его сыновья и внуки.

В декабре 1917 года уголовная большевистская власть расформировывает Преображенский полк, прерывая славную воинскую традицию на 96 лет. Полк будет воссоздан лишь в наши дни по Указу Президента РФ. А. А. Матвеев уезжает в родную деревню к жене и сыну. В марте 1919 года рождается ещё один сын Сергей.

После революции мобилизуется в Красную армию, где служит писарем при штабах в войсках Тухачевского, принимавших участие в подавлении крестьянских восстаний.

Сведений о государственных наградах Российской империи за время службы в лейб-гвардии Преображенском полку и период участия в Первой Мировой войне не сохранилось, так как в период революции и гражданской войны за это можно было поплатиться жизнью.

В семье Матвеевых рождаются пятеро сыновей: Сергей 1912 г.(умирает малолетним), Валентин 1914 г., Сергей 1919 г., Вячеслав 1922 г. и Нил 1927 г.

Валентин получает образование бухгалтера, с началом войны на военной службе в должности начфина войсковой части (281 сд) серьёзно ранен своим же командиром при чистке оружия и затем комиссован по инвалидности. Сергей и Вячеслав гибнут на фронтах войны. Сергей, по примеру отца, также проходил службу в элитном войсковом соединении, но уже РККА, 17-й Горьковской стрелковой дивизии, которая будет разбита немцами в первый же месяц ВОВ, в Белоруссии. Нил получает железнодорожное образование и длительное время, до самой пенсии работает техником и инженером-путейцем на железной дороге.

После демобилизации из РККА осенью 1921 года А. А. Матвеев строит в родной деревне свой дом, ведёт крестьянское хозяйство, растит сыновей, занимается охотой и рыбной ловлей.

В 1932 году с началом сталинской коллективизации всё меняется. Нормальная свободная жизнь в деревне становится невозможной. Некоторое время Анатолий Александрович работает служащим в сельсовете, предупреждая односельчан о возможных арестах ввиду зачисления коммунистами в "кулаки". Он об этом узнаёт первым. Предупреждённые им люди спешно распродают всё нажитое имущество и уезжают в города, спасая свои жизни. А тех, кто не внял дельному совету старого солдата, ожидает арест НКВД, конфискация нажитого и ссылка, либо отправка в лагеря на Север. Сам А. А. Матвеев безвозмездно отдаёт в колхоз всё своё нажитое за годы крестьянское имущество - сельхозинвентарь, скотный двор с постройками, продаёт, пока это было можно, в тот же колхоз за бесценок свою скотину - коров, лошадь, построенный им небольшой семейный домик оставляет на попечение соседей и уезжает из погубленной деревни на работу в райцентр - село Кубенское кладовщиком продовольственных складов потребсоюза. Семья кратковременно снимает квартиру в бывшем "капитанском" домике в деревне Погорелово, потом переезжает в деревню Алёшино.

Когда ежовский террор 1937-38 годов становится смертельно опасной для каждого человека нормой жизни сталинского уголовного государства, во многих учреждениях идёт кадровая перетряска.  А. А. Матвеев лишается работы в Кубенском и по совету старшего сына Валентина переезжает с женой и 12-летним сыном Нилом в райцентр Верховажье, глухое место в 300 км на северо-восток, где устраивается на такую же работу - кладовщиком складов потребсоюза по приему пушнины.  В 1940 году семья возвращается домой в Кубенское. А. А. устраивается кладовщиком на рыбный склад рыбтреста, а затем - на паровую мельницу.

С началом войны Анатолия Александровича в возрасте 48 лет призывают осенью 1941-го до весны 1942-го на трудовой фронт - строить укрепления под городом Боровичи, где погибла Вторая ударная армия генерала Власова. Там он серьёзно заболевает в результате плохих условий содержания и питания (кормили одной кислой капустой), но старший сын Валентин спасает его от гибели и увозит из госпиталя в деревню. Через год его, немного подлеченного, вторично мобилизуют, но уже в райцентре Кубенском. Его назначают капитаном рыболовецкого тралового катера на Кубенском озере. В команде катера трое: капитан А. А. Матвеев, дизелист-механик украинец Павел Филиппович Василенко, беженец с Украины, прекрасный умелец, причём, с одной левой рукой (правую потерял ещё на Первой Мировой), и матрос. Дизелёк катера и траловая лебёдка трудятся безотказно благодаря заботам Павла Филипповича. Позднее, в 1949 году, он уедет со своей семьёй - женой Одаркой и тремя детьми Антониной, Юлией и Анатолием - с Вологодчины на свою родину - Украину, под Белую Церковь, где в годы сталинского голодомора начала 30-х односельчане у него съели тёщу. В 1944 и 45 годах А. А. Матвеев на пределе своих сил, подорванных болезнью, работает на катере в составе рыболовецкой артели, добывая рыбу для нужд фронта. Ввиду голодного времени команда катера любое свободное от работы время использует для охоты на уток и другую дичь на озере, так как с началом войны милиция не стала вопреки приказу НКВД отбирать у А. А. охотничье ружьё ИЖ-5, купленное в селе Верховажье (районный милицейский чин - невысокого роста и рябой от оспин капитан Нестеров - был его знакомым, и имел небольшой моральный должок - его сыновья-хулиганы украли незадолго до того у Матвеевых отличные лыжи и были уличены в воровстве). Наличие ружья на селе в голодное время очень облегчало пропитание, так как мужчины ушли на фронт, и дичь расплодилась в невероятных количествах. Во время одной из таких охот при подъёме ветерана по крутому трапу катера происходит самопроизвольный выстрел, ранивший капитана в руку (ружьё соскочило ниже по трапу и ударило курком по ступеньке). В военное время за самострелы строго наказывали, но в этом случае вины А. А. при разбирательстве не нашли. А. А. Матвеев постоянно и много курил, для курения использовал табак и курительную трубку. В июле 1945 года после обострения тяжёлой болезни, вызванной плохими условиями содержания на трудовом фронте в 1941 году, А. А. Матвеев скончался в больнице г. Вологды.

Похоронен на церковном кладбище Богословской церкви у дер. Лаптево, рядом с его родной деревней Глотово. К настоящему времени ни церкви, ни кладбища не сохранилось. 

Государственных наград, полученных в советский период, не имел.

Его супруга, Александра Лаврентьевна Матвеева (Ногинова) пережила мужа почти на 11 лет и скончалась в мае 1956 года. Похоронена на церковном кладбище Никольской церкви в Ламанихе, с юго-восточной стороны, недалеко от алтаря. 

Регион Вологодская область
Воинское звание труженик тыла
Населенный пункт: Вологда

Боевой путь

На груди солдата виден знак принадлежности к Преображенскому полку Его Императорского Величества. Это косой андреевский крест в обрамлении двуглавых орлов. Цвет креста белый и на нём нет накладного второго креста с изображением Св. Андрея.

Это объясняется тем, что мой дед не был офицером. Офицеры, как правило, заказывали себе нагрудные знаки за свой счёт у ювелиров в мастерских, выполнялись они строго по утверждённому высшим армейским командованием Положению. Крест покрывался синей эмалью и имел накладной второй крест внутри первого с изображением распятого Св. Андрея Первозванного. Однако, на снимке мы видим крест попроще, он весь белый и без накладки. Это объясняется тем, что для нижних чинов полк сам заказывал знаки согласно Положения, точно такого же размера и рисунка, что и для офицеров, но исполнением дешевле, без применения драгоценных металлов, накладок и эмалей. Мы не можем определить сейчас по фотографии, каково было исполнение креста на знаке: то ли это какой-то белый металл, то ли крест - латунный, и просто был до блеска начищен. 

Дед редко рассказывал о своей службе сыновьям. И никогда не говорил, что служил в Преображенском полку: это было опасно. Преображенцы были самыми верными государю солдатами, поэтому за ними охотились чекисты Дзержинского. Потом за этими чекистами будут охотиться уже чекисты Сталина и Берии. Дед говорил сыновьям, когда его спрашивали о службе, что служил он в Литовском полку. Литовских полков было несколько - 51-й пехотный, драгунский, татарский и т. д. Поэтому, если проверяющий не знал точно, какой именно полк представляет солдат своим нагрудным знаком, то определить место его службы было практически невозможно.

О самом знаке и боевых наградах. Несомненно, они были. Преображенский полк был распущен большевиками 2 декабря 1917 года, так как представлял немалую угрозу будущим узурпаторам. Командир полка полковник Александр Павлович Кутепов спрятал древнее боевое знамя полка, сохранив его от большевистских варваров, и в наши дни оно находится в Военно-Историческом музее. Солдаты и офицеры полка разъехались по домам. Представляется, что с началом революции (дед служил всего три года), видя отношение красных к царской армии, дед постарался ещё в деревне безопасно избавиться и от полкового знака, и от наград. Поискать их вообще-то можно, так как те места, куда теоретически дед мог их зарыть, известны, современная техника обнаружения металлов это позволяет. Но он в советское время никому об этом не говорил. Хуже, если он уничтожил награды более капитально: утопил их в реке Вологде, выбрав глубокое место, или же зарыл далеко в лесу. На территории обитания таких мест было предостаточно. Мы также пока не знаем, как проходила в начале 1918 года ликвидация полка, возрождённого потом в белом движении. Возможно, полковые знаки было приказано сдать и собрать вместе для выдачи новому составу.

Воспоминания

С. Н. Матвеев, внук солдата

Мой дед скончался за четыре года до моего появления на свет. Поэтому я никогда его не видел, только лишь на единственном, оставшемся от дореволюционной военной службы фото, которое вы видите здесь.
Тем не менее, дед сыграл огромную роль в правильной политической ориентации своих сыновей, что помогло двоим из них выжить в условиях преступного режима большевиков.
Однако, он никогда не был каким-то ярым и активным антисоветчиком, белогвардейцем и т. д. Такое поведение было бы смертельно опасным. Его супруга, моя бабушка, выйдя первым браком за революционера, который затем был арестован и сгинул, помогла в его правильной ориентации неприятия всех грядущих негативных изменений в политической жизни страны. То есть, это привело к тому, что простые крестьяне, не заканчивавшие академий, изначально верно, с самого момента взятия власти большевиками в 1918 году, восприняли новую власть как преступную, непорядочную, античеловеческую, богопротивную. И не только правильно оценили, что с ней нельзя иметь никаких дел, это смертельно опасно - становиться активистом в общественной жизни для неё, воспринимать власть, как свою - убьёт! -но и выработали единственно верную тактику выживания при такой власти.
Это очень помогло в годы террора, и если бы не война, вся семья бы тогда уцелела.
Как такое стало возможным? Ведь мы знаем, что миллионы людей, слепо доверяясь уголовникам от Ленина и Сталина, этого сделать не смогли, и пропали.
Да просто мой дед был умным человеком, умел анализировать.
И его анализ был верным. Его жизнь была недолгой - всего 51 год с небольшим. Но она могла бы закончиться намного раньше, если бы он допускал ошибки в оценке того, с кем и чем ему приходится иметь дело.

Пресса России

Что такое лейб-гвардия?
Издавна так именовались отборные воинские части, предназначенные для охраны монархов и их резиденций. Помимо боевых и караульных задач, лейб-гвардия принимала участие в парадах, шествиях и торжественных выездах.
В России название «лейб-гвардия» официально появилось при Петре I в 1700 году, хотя два первых входивших в нее полка были сформированы раньше (об этом – чуть ниже). Впоследствии численность русской лейб-гвардии значительно выросла, в ее состав вошли конные воины – кавалергарды.
Солдат в лейб-гвардию отбирали по внешнему виду. В Преображенский полк – самых высоких и русых, в Семеновский – блондинов, в Измайловский и Гренадерский – брюнетов, в Московский – рыжих, в Павловский – рыжих и курносых, в Кавалергардском служили самые высокие блондины на гнедых лошадях, в лейб-гвардии Конном – брюнеты на вороных лошадях, в Кирасирском Его Величества – рыжие на рыжих лошадях, в Кирасирском Её Величества – блондины на караковых (темно-гнедых) лошадях…
Сейчас лейб-гвардия существует в армиях большинства монархий. Подобные формирования, сочетающие охранные и церемониальные функции, имеются и в странах с республиканским строем. В Российской Федерации до настоящего момента было одно такое подразделение – Президентский полк.
И вот теперь полку лейб-гвардейцев у нас прибыло. Восстанавливается не только историческая символика любимцев Петра I (знамена, нагрудные знаки и пр.), но и процесс воспитания солдат. Если опыт окажется удачным, то в будущем, возможно, и другие военные подразделения получат наименования прославленных лейб-гвардии полков.



Родоначальники
Полки были сформированы Петром I в 1691 году из так называемых «потешных солдат» в подмосковных селах Преображенское и Семеновское, от которых и получили названия. Участвовали во всех основных сражениях Северной войны, в том числе под Полтавой. В неудачной битве при Нарве своей стойкостью Преображенский и Семеновский полки спасли русскую армию от полного разгрома. За мужество, проявленное под Нарвой, семеновцы до 1740 года носили красные чулки (в память о том, что «в сей битве стояли они по колено в крови»).
В Бородинском сражении эти полки составляли главный резерв Кутузова. А в самый ключевой момент битвы семеновцы отразили атаку французской тяжелой кавалерии, потеряв 120 человек.
Войну с Наполеоном оба полка завершили в Париже. В той компании в числе семеновцев был уникальный офицер – Георгиевский кавалер Сергей Васильевич Непейцын, потерявший ногу еще под Очаковым и воевавший на протезе конструкции знаменитого механика Кулибина.
За свою историю Преображенский и Семеновский полки участвовали во многих походах и сражениях, в том числе в Первой мировой войне. В 1918 году они были расформированы.



Преемники
Почетное наименование Преображенского получил теперь 154-й отдельный комендантский полк (ОКП). Расквартирован он в столице и выполняет особые функции.
Свою историю подразделение ведет с 1944 года, когда была создана рота почетного караула. Одним из первых высоких гостей, которого она встречала, оказался английский премьер-министр Черчилль.
В связи с возросшим объемом задач в 1979 году был сформирован 154-й ОКП. Подразделение несет гарнизонную службу, обеспечивает почетными караулами встречи и проводы государственных делегаций, отдание воинских почестей при похоронах и т.д. Полк участвовал в погребении всех наших Генсеков, а также видных полководцев: Буденного, Ворошилова, Жукова и других.
В 1980 году личный состав 154-го ОКП принимал участие в открытии и закрытии Московской Олимпиады. В частности, военно-служащие в спортивной форме несли олимпийский флаг. В 1981-м полк в полном составе в течение месяца тушил лесные пожары в Подмосковье.
Почетное наименование Семеновского получил 1-й отдельный стрелковый полк. Его история началась в 1919 году, когда при управлении коменданта Реввоенсовета сформировали охранную роту.
Во время Великой Отечественной войны подразделение несло службу при Главном командовании Красной Армии в осажденной Москве. Сейчас полк выполняет боевую задачу по охране объектов центральных органов военного управления Министерства обороны РФ.

Хлестов О. Н.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПОЛК. ВЕК XXI
К годовщине возрождения Преображенского полка



Роковая осень 1917 года. Пришедшие к власти большевики издают приказ об отмене погон и упразднении всех офицерских чинов и званий. Как только об этом становится известно в армии, командир Преображенского полка полковник А.П. Кутепов принимает решение о ликвидации полка.
Капитан Преображенского полка В.В. Дейтрих-Белуха-Кохановский так вспоминал об этом событии: «21-го ноября в штабе полка мы прощались со знаменем, которое было под чехлом тайно спорото с древка и увозилось - мы-то знали куда... У окна, барабаня по стеклу пальцами, стоял Кутепов, и слеза за слезой скатывались у него по бороде. Малевский-Малевич и Вансович рыдали на походной койке мужскими, сухими, душу разъедающими слезами. Спрятав голову в руки, сидел молча офицер, назначенный отвозить знамя.»[1].
Этим офицером был мой прадед - Дмитрий Дмитриевич Зуев,
Преображенский полк. Век XXI.
К годовщине возрождения Преображенского полка
Самая глубокая ошибка советского государства заключалась в том, что оно оторвало общество от своих корней. Десятки лет люди жили под страхом, боясь рассказать о своих пращурах. Это страх переходил на молодёжь, что, в итоге, и привело наш народ к той тяжелейшей ситуации, в которой находится наша Россия.
Д.Д. Зуев (многолетний директор издательства «Просвещение»), человек, переживший весь ужас положения сына врага народа.
полковник лейб-гвардии Преображенского полка, командир 1-го батальона Его Величества, прошедший всю Великую германскую войну с первого до последнего дня.
По возвращении в Петроград полковник Зуев в течение зимы-весны 1918 года занимался демобилизацией полка, после чего 24-го мая того же года полк был окончательно расформирован.
Через два месяца, 17-го июля 1918 года большевиками был расстрелян Августейший командир лейб-гвардии Преображенского полка Император Николай II со своей Семьёй.
Двенадцать лет спустя, в январе 1930 г. при попытке похищения агентами ГПУ в Париже был убит А.П. Кутепов, возглавлявший на тот момент Русский Общевоинский Союз. А ещё через год, 24-го июня 1931 года в Ленинграде за хранение знамени Преображенского полка был расстрелян и Дмитрий Зуев [2].
Так трагически закончилась история первого полка Русской армии, полка, который «...занимал совершенно исключительное положение в течение всего Императорского периода русской истории. Пожалуй, никогда и нигде не было воинской части, игравшей такую роль в истории своей страны, подобной той, которая выпала в истории России Преображенскому полку. Нам кажется, что именно это подразумевал Император Николай I, когда назвал его "Железной стеной Русского Царства"» .
Эти удивительно точные строки о роли первого полка русской армии в истории России мы читаем в уникальной книге «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны. 1914-1920 годы», написанной в 1971 году французским генералом и одновременно потомком русских эмигрантов Сергеем Павловичем Андоленко и изданной в 2010 году А.А. Тизенгаузеном, внуком князя М.Д. Шаховского, последнего секретаря Союза Преображенцев в Париже, и русским историком С.Б. Патрикеевым.
Описание боевого пути Преображенцев в Первой мировой и Гражданской войнах предваряется отзывом её читателя - В.В. Путина, на тот момент председателя Правительства России, в котором он отметил: «Этот серьёзный исследовательский труд представляет большую историческую, нравственную ценность и обращает читателей к теме патриотизма и ратной славы России» 4
Спустя два года после издания книги в конце 2012 года в послании Федеральному собранию теперь уже президент России В.В. Путин заявил: «Боевой дух Вооружённых Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семёновский полк»5.
А ещё через три месяца, 5-го апреля 2013 года, Владимир Путин подписал указ № 326 «О присвоении 154-му отдельному комендантскому полку почётного наименования», в котором говорится: «В целях возрождения славных воинских исторических традиций, а также учитывая заслуги личного состава полка, постановляю присвоить 154-му отдельному комендантскому полку почётное наименование "Преображенский" и впредь именовать его: 154-й отдельный комендантский Преображенский полк».
Итак, спустя 95 лет знаменитый Преображенский полк, символ и краса русской армии, был восстановлен.
Как всегда бывает в подобных случаях, решение о воссоздании полка вызвало горячие споры о том, насколько это вообще возможно, учитывая изменившиеся исторические реалии, и в чём смысл этого шага.
К сожалению, за давностью времён уже некому высказать мнение по этим вопросам от имени самого Преображенского полка. Нам остаётся только попытаться восстановить видение Преображенцев того, как мог и должен был бы существовать полк. Попробуем проследить логику действий офицерского корпуса полка в переломный для истории России 1917-й год.
Из протоколов допросов Д.Д. Зуева в ОГПУ в 1931 г.: «По мысли, сформулированной Кутеповым ещё на фронте, примерно, в конце октября - начале ноября, Преображенский полк может существовать только при монархии. Никакой преемственности для полка вне монархии не должно быть. Отсюда знамя полка, как предмет, юридически определяющий сущность и существование полка, должно быть скрыто. Этим самым, с одной стороны, пресекалась возможность преемственности полка в новых военных, немонархических формированиях и, с другой стороны, в случае реставрации монархии полк мог быть восстановлен».
Казалось бы, все акценты расставлены предельно чётко - без монархии Преображенскому полку не быть. Однако в действительности всё происходило по-другому.
Сам факт падения Самодержавия и приход к власти Временного правительства в марте 1917 года не приводит к расформированию полка. Напротив, в мае того же года собранный для обсуждения этого вопроса офицерский Суд Чести постановляет: «Царя нет, осталась Россия, война продолжается. Преображенцы не вправе уйти в сторону. Остаёмся на своих местах до конца, а там, что Бог даст!» [7]
Более того, Преображенский полк воссоздаётся в 1918 году в рамках Белого движения, боровшегося «против большевиков», «за единую и неделимую», «за Учредительное собрание», но не за восстановление Самодержавия.
Наконец, и после революции Преображенцы продолжают занимать позицию, выработанную на Суде Чести в мае 1917 года: согласно статье 22 устава Союза Преображенцев (полкового объединения заграницей) «члены Союза свободно могут участвовать в организациях, имеющих целью восстановление в России Законной Монархии, а также в тех политических организациях, кои, не предрешая в настоящее время формы правления освобождённой России, ставят своей первейшей задачей свержение коммунистической власти и уничтожение Союза Социалистических Республик».
Таким образом, анализ последнего периода истории лейб-гвардии Преображенского полка позволяет сделать вывод, что на первом месте в шкале мировоззренческих ценностей Преображенцев было всё-таки не Самодержавие как таковое, но Россия.
Поэтому, рассуждая о восстановлении полка в современной России, представляется, что с точки зрения Преображенцев данный вопрос должен решаться именно с позиции интересов России. Преображенский полк может и должен быть восстановлен, если это послужит укреплению нашей страны.
Сегодня Россия входит в новую эпоху. И решение о восстановлении Преображенского полка имеет столь же важное значение сегодня, как и решение Суда Чести офицеров- Преображенцев в далёком мае 1917 года. Как будто не было 95 лет, так актуально их по- военному сжатое описание ситуации: «Царя нет, осталась Россия, война продолжается».
Остались в прошлом 90-е годы ХХ века, ознаменовавшиеся хаосом распада Советской империи, исчезновения государственности - новейшая Смута. Пролетели «нулевые» годы XXI века, когда удалось предотвратить катастрофу ещё более страшную, чем развал СССР - уничтожение уже самой России.
Позади и 2012-й год, ставший, хочется верить, переломным в современной истории страны, когда Россия в титаническом внутреннем противостоянии проявила волю и стремление возродиться, не уступила ни своей власти (вспомним попытки устроить в Москве очередную «цветную революцию»), ни своей веры (вспомним антицерковную кампанию).
2014-й год за свои недолгие сто дней уже успел стать историческим: выдающаяся Олимпиада в Сочи, борьба с Западом на Украине и, наконец, историческое воссоединение России с Крымом. Совершенно очевидно, что это не «случайные» победы, но результат колоссального труда всей страны, отражение той мощи, которую набрала Россия в последние годы.
И несмотря на историческое значение уже достигнутого, России предстоит ещё огромный путь прежде, чем можно будет с уверенностью сказать, что Русская цивилизация преодолела последствия катастрофы, произошедшей в прошлом веке, что Русский мир смог занять подобающее ему место в изменившихся исторических реалиях.
Задачи схожих масштабов стояли перед Россией и триста лет назад - в ту самую Петровскую эпоху, когда был создан Преображенский полк. Но есть и существенное отличие: сегодня у нас есть уроки прошлого, у нас перед глазами – результаты государственного творчества Петра.
И в новом строительстве Россия должна постараться избежать тех главнейших ошибок, которые были совершены в прошлом: это, во-первых, отказ от Православия, а, во-вторых, отказ от традиций.
Характерно, что отказ от традиций - это единственная «традиция» всех революционеров на Руси, как самодержавных (Пётр), так и либеральных и коммунистических (Временное правительство, большевики, демократы 90-х).
Как писал великий русский философ К.Н. Леонтьев: «Нельзя строить политические здания ни на текучей воде вещественных интересов, ни на зыбком песке каких-нибудь чувствительных и глупых либеральностей... Эти здания держатся прочно лишь на отвлечённых принципах верований и вековых преданий»8.
Осознание этой мудрости приходится на «нулевые» годы XXI века. Именно тогда в России стали происходить события, которые поначалу воспринимались как некое чудачество власть имущих, как попытка поиска мировоззренческой базы, как «слияние государства и церкви».
Российская власть, на словах открещиваясь от идеологии, на деле повела общество в определённом направлении. По сути, это была вполне сопоставимая с Петровскими преобразованиями революция «сверху». На фоне той ситуации, которая была в России после 90-х годов, вдруг снова зазвучала идея о России не как о пространстве с населением, но как о духовной сущности. Всё чаще стали говорить о Русском мире, о самобытной русской цивилизации. Цивилизация же - это не только совокупность материальных и духовных достижений, но и исторический процесс, т.е. движение во времени, «пространство во времени», временная ткань.
В этой связи нельзя не отметить, насколько глубоко продумано стремление наших врагов исковеркать, извратить, переписать нашу историю таким образом, чтобы, ознакомившись с ней, человек инстинктивно отшатнулся в сторону, как отворачиваются от гадкого и мерзкого. Переписать так, чтобы даже холод глобальной мертвецкой казался теплом по сравнению с той ложью, которую пытаются выдать за историю России...
Ответом на крах, на пораженчество, на глобально навязываемую идеологию распада и атомизации личности стала программа по «привитию» народу исторической памяти, реализовать которую можно только одним путём: через вовлечение всё большего числа людей в историческое пространство России.
Тихо, подспудно уже более десяти лет российская власть восстанавливает разорванные лихолетьем традиции. Вспомним: вернулся великий русский философ Ильин, сначала духовно через свои сочинения, потом был возвращён его прах. Рядом с ним упокоились Шмелёв, лидеры Белого движения Деникин и Каппель. Восстановлены кладбища заграницей: Галлиполи, Сен-Женевьев-дю-Буа. Идут переговоры о восстановлении русских кладбищ в Белграде, Афинах.
Восстановлены Императорское Православное Палестинское общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество.
Государственные «Российские железные дороги» уже много лет привозят в Россию Благодатный огонь из Иерусалима.
России возвращены Сергиево подворье в Иерусалиме, Николаевский собор в Ницце. Привезены колокола Даниловского монастыря из Гарварда. Местные власти способствуют возрождению и строительству церквей и монастырей по всей России. Было восстановлено празднование изгнания поляков из Москвы (одновременно - празднование иконы Казанской Божией Матери).
Наконец, эпохальное событие - воссоединение Русской православной церкви в 2007 году, которое не состоялось бы, если бы не личное участие в этом российского президента.
Навсегда в памяти русского народа останется ноябрь 2011 года, когда в Россию был принесён Пояс Пресвятой Богородицы. Первым на российской земле его встречал глава государства. Это как будто возвращает нас в древнейшие времена, когда цари выезжали встречать святыни, прибывавшие в пределы их государств.
Таких событий, крупных и малых, за последние годы произошло много. Их не рекламируют, не создают вокруг них шумиху. Просто они происходят и потихоньку меняют страну, общество, власть.
И вот теперь восстановлен Преображенский полк.
Взятый отдельно этот шаг может производить впечатление попытки создать некий лубок - «потешный полк ряженых». Но если встроить его в систему описанных выше мер, становится понятно, что речь идёт о глубоко продуманной программе действий, имеющей задачей восстановление временного пространства Русской цивилизации, разорванной как трагическими событиями ХХ-го века, так и разрушительными идеями, словно смерчи, прошедшими над нашей страной. Смысл и цель этой программы - восстановление традиций, т.е. «мест памяти», своего рода «скреп», связующих разорванное время, что ведёт к возрождению духовной связи человека с Отечеством.
02.04.2014 г.
Хлестов О.Н.

Матвеев Нил Анатольевич, сын солдата

Когда отец перевёз семью в дер. Алёшино, недалеко от Кубенского, нам стала продавать молоко и сметану бабушка Александра Михайловна Налимова, которая жила рядом в деревне Болсуново и имела корову. У бабушки был сад, куда она пускала меня полакомиться очень вкусными яблоками и сладкой вишней, а также Рудик - курчавая чёрная собачка. Когда собачка умерла от старости, бабушка поплакала, а потом нашла себе другую, похожую, но поменьше.
Мы называли бабушку сметанницей за её вкусную сметану.
Бабушка была закоренелой антисоветчицей. Она очень негативно отзывалась о нынешней власти и не жаловала коммуняк. Соседи иногда советовали ей быть осторожнее, оберегая от доносов, но бабка их не боялась, говоря, что она "им" не нужна. Доводы бабушки-сметанницы я запомнил на всю жизнь, так как они были здравыми и понятными. При тотальном дефиците и нищете села бабушка ходила во всём дореволюционном, купленном давно и сохранённом, открыто говоря пацанам: "Ну вот смотрите, всё это, что на мне, куплено давно, при царе. Разве есть теперь в магазинах хоть что-нибудь, даже близко похожее на это?"
Вскоре мы уехали из Алёшина, и я не знаю дальнейшую судьбу бабушки-сметанницы. Но её слова оказали глубокое влияние на моё последующее отношение к коммунистам и советской власти.
Потому что они были не просто критикой, а правдой среди тогдашнего моря красной лжи.

Документы

other-soldiers-files/pismo_babushki_iz_glotova1.jpg

other-soldiers-files/pismo_babushki_iz_glotova1.jpg

other-soldiers-files/pismo_babushki_iz_glotova2.jpg

other-soldiers-files/pismo_babushki_iz_glotova2.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: