Мельников Александр Георгиевич
Мельников
Александр
Георгиевич
генерал-майор авиации / лётчик
19.11.1903 - 19.04.1971

История солдата

Мельников, Александр Георгиевич советский военачальник, генерал-майор авиации (5.11.1944), командир дивизий во время Великой Отечественной войны. Родился 19.11.1903 года, в г. Златоуст, Уфимская губерния, Российская империя. Окончил Тверскую военную кавалерийскую школу, Вольскую ВАШЛиТ и Чкаловскую ВАШЛ в 1931. С 1923 года на военной службе, общественной и политической работе. В 19231955 гг.- лётчик, на командных должностях в авиации РККА, участник Польского похода Красной армии (1939), Советско-Финской войны (1939 1940), помощник командира 3-го ТБАП, совершил 17 боевых вылетов. Участник Великой Отечественной войны, на фронте : с 22.06.1941 по 09. 1941 командир 96-го бомбардировочного авиационного полка (ДБАП), совершил 3 боевых вылета на ДБ-3Ф. С 10.1941 командир 7-го авиаполка(ЗАП) АДД, с 07.1942-командир 27-й авиабригады (ЗАБр) АДД. На стратегической трассе «АлСиб»: с 28.08.1942-командир 2-го перегоночного авиаполка (ПАП), с 10.1943 зам. командира 1 ПАД (1-й Дальней перегоночной авиационной дивизии), с 05.1944 по 12.1945 командир 1-й ПАД Красноярского воздушного пути. Участник Советско-японской войны, с 1945 по 1947 - командир 55-й бомбардировочной авиационной дивизии. В начале войны СССР нес тяжелые потери личного состава, по причине неожиданного нападения, тысячи танков и самолетов были уничтожены на стоянках. 11.1942 г. в г. Красноярск прибыли первые партии поставок по ленд-лизу боевых самолетов США. С этого сибирского города самолеты отправлялись на фронты Великой Отечественной войны. Воздушные суда перегонялись по маршруту от Аляски, далее через Сибирь и Дальний Восток до Красноярска. За три года работы этой авиалинии в Действующую Армию было отправлено более 8 тыс. самолетов. Эту военную трассу называли «АлСиб»:Аляска-Сибирь. Летом 1943 г. название поменяли: «Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль». К личному составу летчикам, инженерам, техникам, привлекаемым на работу на перегоночных маршрутах, предъявлялись особые требования они должны были иметь опыт в боевых условиях или работать ранее в Сибири, Арктике. Отбор был строжайший-3 неудачные попытки взлета или посадки и летчика отстраняли от службы. Из 5 летчиков оставался на перегоне один. Перегон осуществлялся так: советские пилоты 1-го авиаполка вели самолеты через Берингов пролив до Уэлькаля (1560 км. Анадырский залив). Летчики 2-го авиаполка делали перегон (1400 км.) из Уэлькаля по маршруту Чукотка-Колымский хребет-Сеймчан. Условия перегона были очень трудные. Мороз 40-60°. Моторы грели часами. Не хватало дров, угля. Вечные туманы,ветра, безлюдная тайга, снега, непроходимые горы. Были и горькие потери. В Красноярске создан мемориал, посвященный героизму и доблести героев-летчиков перегоночной дивизии. Из наградного листа от 12.09.1945 г.: «Лично сам перегнал на участке Уэлькаль-Сеймчан лидером 36 самолетов А-20 и В-25. В период войны с Японией лётный состав дивизии перегнал 656 боевых самолетов для действующих частей Дальне-восточного и Забайкальского фронта Лично лидировал группу из 100 самолетов по неосвоенной трассе из Марково на Камчатку. В мае 1945 лично руководил правительственным перелетом Москва-Уэлькаль и обратно с правительственной делегацией.. Летает на самолётах ТБ-3, ИЛ-4, СБ, Б-3, А-20, Б-25 и Б-24 имеет общий налет 2404 ч., техника пилотирования отличная, летает днем и ночью, летать любит». Награждён орденами «Красная звезда» (11.06.1940 г.), Отечественной войны I-ой степени (30.08.1943), «Красного знамени» (03.11.1944г.), «Красного знамени» (14.09.1945г.), орденом Ленина, медалями «xx лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»,"За оборону Москвы" (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг.», «За победу над Японией», и другими юбилейными медалями. После обучения в Военной академии Генерального штаба (1947-1949) - зам. командира III-го гвардейского БАК (до 1951г), служил на командных должностях в дивизиях ВВС СССР. С 04.1954 г.- командовал 60-м авиационным училищем лётчиков дальней авиации. Вместе с женой, Ниной Кузьминичной, вырастил и воспитал двоих сыновей. Ушёл из жизни 19.04.1971г.

Регион Москва
Воинское звание генерал-майор авиации
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность лётчик
Место рождения Челябинская обл., г. Златоуст
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 19.11.1903
Дата смерти 19.04.1971

Фотографии

Командир 1-го ПАП полковник И.П.Мазурук (справа) и зам.командира дивизии подполковник А.Г.Мельников. Алсиб 1943-1945

Командир 1-го ПАП полковник И.П.Мазурук (справа) и зам.командира дивизии подполковник А.Г.Мельников. Алсиб 1943-1945

Командование Первой перегоночной авиадивизии ВВС КА. Полковник И. Прянишников, подполковник А. Пушкарский, подполковник А. Мельников, полковник И. Мазурук в шта...

Командование Первой перегоночной авиадивизии ВВС КА. Полковник И. Прянишников, подполковник А. Пушкарский, подполковник А. Мельников, полковник И. Мазурук в шта...

Командир 2-го перегоночного авиаполка А.Г.Мельников показывает самолёт В-25 на аэродроме в Уэлькале. Алсиб, 1942-1945

Командир 2-го перегоночного авиаполка А.Г.Мельников показывает самолёт В-25 на аэродроме в Уэлькале. Алсиб, 1942-1945

После войны

После обучения в Военной академии Генерального штаба (1947-1949) - зам. командира III-го гвардейского БАК (до 1951г), служил на командных должностях в дивизиях ВВС СССР. С 04.1954 г.- командовал 60-м авиационным училищем лётчиков дальней авиации. Вместе с женой, Ниной Кузьминичной, вырастил и воспитал двоих сыновей. Ушёл из жизни 19.04.1971г

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: