Миличевич Предраг Чедомирович
Миличевич
Предраг
Чедомирович

История солдата

Предраг Миличевич.   1926 – 2007

Участник народно освободительной партизанской и подпольной борьбы против немецко-фашистских захватчиков в Югославии, Сербия, Воеводина. 1941 – 1945 гг.

Предраг Чедомирович Миличевич, являясь сыном молодых учителей-коммунистов-подпольщиков Чедомира и Анджелии Миличевичей, с четырнадцати лет принимал участие в подготовке и  в вооруженном восстании сербского народа против немецко-фашистских  оккупантов, которое вспыхнуло 7 июля 1941 года. Участвовал в тяжелой народно-освободительной партизанской и подпольной борьбе против захватчиков в течение  1941 – 1945 гг. Был бойцом Южно-Банатского партизанского отряда в Сербии, командиром разведывательно-диверсионной партизанской тройки, связным подпольного  районного и областного штабов партизанских  отрядов,  выполнял различные задания командования связного и диверсионного характера, участник боев за освобождение города Вршац 1944 года совместно с подразделениями 10-го механизированного корпуса 3-го Украинского фронта Красной армии. Лейтенант. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями. В 1946 году поступил в Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе на факультет авиадвигателей, после окончания которого проработал более полувека ведущим конструктором в МАКБ «Темп» (Впоследствии им. Ф.А. Короткова).

Предраг Миличевич - автор книг «Товарищи мои» (о тяжелой трагической борьбе югославских  подпольщиков – своих погибших товарищах),  «Осторожно! Ревизионизм» (анализ ревизионизма в компартии Югославии, возглавляемой Тито, как оппортунистического идейно-политического течения в социалистических государствах и его роли в развале социалистической системы, в том числе Советского союза), «Шесть агрессией Запада против южных славян в ХХ-ом столетии», (раскрывает суть «югославской трагедии», суть «агрессивных действий США и подчиненного им Запада» про­тив Югославии, начиная с момента ее становления и до конца сто­летия), «От сохи до сверхзвуковых и космических полетов» (о замечательном творчестве инженеров, конструкторов, рабочих, испытателей и всех сотрудников  авиационного агрегатного конструкторского бюро «Темп») и других книг, статей и публикаций.

Регион Москва
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

О  борьбе молодых подпольщиков против фашистских захватчиков (Югославии, Сербия, Воеводина) и своем участии в ней Миличевич Предраг рассказал в своей книге "Товарищи мои"(Москва, "Молодая гвардия", 1983) . Книга прилагается к странице сайта как электронный документ.

Воспоминания

Миличевич Юлия Иосифовна (супруга), Миличевич Екатерина Предраговна (дочь)

Памяти Предрага Миличевича



Предраг Миличевич родился 22 марта 1926 года в г. Белграде (Югославия) в семье молодых учителей-коммунистов. Его родители – отец Чедомир Миличевич и мать Анджа Миличевич-Зренянин были учителями. Начальную школу и 4 класса гимназии Предраг Миличевич закончил в городе Вршаце. 15 сентября 1939 года он был принят в подпольный Союз коммунистической молодежи Югославии, в работе которого принимал активное участие. В 1940 году – он секретарь комсомольской ячейки, постоянно участвует в работе подпольной партийной типографии, находящейся в доме родителей, печатает листовки ЦК КПЮ, Историю ВКП(б), роман „Мать“ Максима Горького и другую литературу по заданию партии. Летом 1940 года был слушателем подпольных партийно-комсомольских курсов на Фрушкой горе. В это время он впервые прочитал так же подпольно изданную книгу „Как закалялась сталь“ Николая Островского, любовь и уважение к которому он пронес через всю жизнь.
Как только гитлеровские оккупанты вступили на сербские земли вся семья Предрага Миличевича вступила в антифашистскую борьбу: мать и отец, старший шестнадцатилетний брат Слободан Миличевич, братья и сестры матери, их жены и мужья – известный Народный Герой Югославии Жарко Зренянин, Спасое и Слободанка Зренянин, Любима и Марко Перовичи, Вера и Деян Бранков, бабушка и дедушка Предрага и другие члены семьи.
Предраг Миличевич участвует в подготовке восстания и в самом восстании 1941 года, в народноосвободительной войне народов Югославии в течение всех лет оккупации 1941-1945 годов. С июня 1941 года он является связным горкома, райкома и окружкома КПЮ и руководства народноосвободительной борьбой народа Южного Баната. Был бойцом городской партизанской тройки южнобанатского партизанского отряда, участвовал в диверсионных акциях, в распространении листовок. Был членом спецразведгруппы подпольного райкома, дважды арестовывался гестапо (в июне 1941 г. и в мае 1942 г. ), но за отсутствием прямых улик и свидетельств после гестаповских мучений был отпущен на волю.
В конце сентября 1944 года Предраг Миличевич присоединяется к подразделениям 3-го Украинского Фронта Красной Армии, наступающих из Румынии в направлении г. Вршац, и 30 сентября – 2 октября 1944 г. участвует в боях за освобождение Вршаца. 3 октября 1944 года входит во вновь образованный горком Комсомола. В ноябре 1944 года Предраг Миличевич был принят в члены КПЮ.
До осени 1945 года работает секретарем горкома комсомола, членом бюро горкома КПЮ. С осени 1945 по 1946 год работает заместителем секретаря комитета Комсомола Южного Баната г.Панчево. Одновременно учится в 3 партизанской гимназии в Белграде, которую заканчивает с отличием летом 1946 года.
Осенью 1946 года по договоренности Югославского и Советского правительства Предраг Миличевич направляется в СССР на продолжение учебы. В ноябре 1946 года поступает в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе на факультет авиационных двигателей и до лета 1948 года заканчивает два курса этого факультета. Во время учебы на 1 и 2 курсах Предраг Миличевич постоянно занимался в аэроклубе, учился летать на самолете. Летом 1948 года, сдав экзамены за второй год учебы, П.Миличевич возвращается в Югославию на каникулы. Осенью 1948 года он был кооптирован в партийный комитет КПЮ Белградского университета.
После разрыва отношений между Югославией и СССР Предраг Миличевич работает с конца 1948 года и в 1949 году членом редколлегии газеты «Новая борьба» в г. Прага. В январе 1950 г. П.Миличевич по ложному доносу и клевете тогдашнего генерального секретаря ЦК КП Чехословакии Сланского и секретаря ЦК КПЧ Геминдера был арестован советскими властями. После длительного сложного следствия и всевозможных проверок П.Миличевич был вызван осенью 1953 г. в ЦК КПСС в Москву, где перед ним извинились, и все обвинения с него были сняты. ЦК КПСС направил Миличевича Предрага на продолжение учебы в МАИ. В 1957 году П.Миличевич заканчивает учебу, защищает с отличием диплом на факультете авиадвигателей. Сбылась мечта его отца Чедомира Миличевича – оба его сына стали инженерами. Предраг Миличевич направляется на работу на одно из ведущих предприятий оборонной промышленности Советского Союза, где он и проработал более 50 лет. Будучи молодым инженером Миличевич П.Ч. подал заявление о приеме в отряд космонавтов, однако не прошел по возрасту.
Предраг Миличевич прошел путь от рядового инженера-конструктора до ведущего конструктора сложных систем управления, в последние годы он работал начальником базового отдела отрасли. Предраг Миличевич активно участвовал в создании ряда систем управления реактивными и ракетными двигателями для самолетов МИГ, СУ, ТУ, для сверхзвукового пассажирского лайнера ТУ-144, «Сотки» и советской космической системы «Буран». Имел более 40 изобретений по системам управления. За участие в войне против немецко-фашистких захватчиков и за свои труды в оборонной промышленности имел правительственные награды.
Кроме того, Предраг Миличевич являлся одним из авторов сербско-русского политехнического словаря 1967 года выпуска
Все эти годы Предраг Миличевич постоянно следил за событиями в родной Югославии, систематически посещая ее, изучая сложные процессы югославской действительности. В 1983 году вышла его книга «Товарищи мои» (издательство «Молодая гвардия»), посвященная героической борьбе народов Югославии, руководимых коммунистами и комсомольцами, против немецко-фашистских агрессоров.
В 1996 г. вышла его книга «Гитлер, Черчилль, Клинтон, Коль и Югославия» (издательство «Палея»), направленная в защиту Югославии, подвергшейся наглой агрессии США и НАТО.
В 1999 выходит его капитальный труд «Шесть агрессий Запада против Южных славян в ХХ столетии» (издательство «Палея»), посвященный непрекращающимся нашествиям империалистических стран на народы Югославии. Книга представляет собой глубокий исторический анализ прошлых и нынешних лет, дальновидно спроецированный на будущее Европы, России и всего человечества. Эта книга на конкурсе «Новая русская книга-2000» победила в номинации Славянское братство.
В 2001 году в Москве вышла книга Предрага Миличевича «Осторожно – ревизионизм». В ней впервые в России публикуются письма 1948 года И.В.Сталина и В.М.Молотова югославским руководителям об опасности ревизионизма с комментариями автора. Автор использует многочисленные источники, ранее не публиковавшиеся на русском языке. Книга призвана помочь читателям разобраться в событиях, произошедших в СССР, СФРЮ и других странах социалистического содружества в конце двадцатого столетия.
Его рассказы о войне были награждены на конкурсе «России верные сыны». Предраг Миличевич был членом Союза журналистов России и Генеральным секретарем по международным связям Международного союза славянских журналистов.
Кроме того Предраг Миличевич является автором около 200 статей в различных газетах и журналах России, СНГ и других стран, посвященных агрессии США и НАТО против Югославии.
В 2006 году в московском издательстве «Весь Мир» вышел капитальный труд Предрага Миличевича «От сохи до сверхзвуковых и космических полетов», посвященный триумфу созидателей, истории рождения, становления и величайших достижений авиационного конструкторского бюро России МАКБ «Темп» им. Федора Короткова, одного из ведущих советских и российских предприятий по созданию систем автоматического регулирования, управления и топливопитания газотурбинных и ракетных двигателей. Эти системы предназначались для управления двигателями военных и гражданских самолетов, вертолетов, ракетных и космических комплексов. В книге собран огромный фактический материал, многочисленные иллюстрации, воспоминания ветеранов предприятия. Автор работал над ней около четырех лет. Материалы этой книги были использованы автором при составлении статьи для энциклопедии военно-промышленного комплекса и для статей в специальных авиационно-космических журналах.
Конструкторское бюро, где более полувека проработал П.Ч.Миличевич, прошло непростой путь своего развития – начинало оно свою деятельность с создания ряда высококачественных карбюраторов для поршневых двигателей, а потом стало разрабатывать и выпускать сложнейшие электронно-гидравлические системы управления и топливопитания реактивных двигателей для современных самолетов, ракетных и космических комплексов. Заложенные в коллективе традиции самоотверженного труда, высокой технологической дисциплины, взаимовыручки, постоянного роста профессионализма, преемственности поколений, позволили конструкторскому бюро высоко держать свою марку в предвоенные годы, в тяжелые годы Великой Отечественной войны, в период послевоенного восстановления и добиться выдающихся результатов в области высоких технологий создания систем управления для авиации, ракетостроения, космонавтики, газоперекачивающих станций.
Во время Великой Отечественной войны все советские боевые самолеты – прославленные истребители, штурмовики, бомбардировщики летали на двигателях, оснащенных карбюраторами, разработанными на этом предприятии.
В 1950-90 годах лучшие военные и гражданские самолеты были оснащены системами автоматического управления, разработанными в этом КБ. На этих самолетах было установлено более 100 отечественных и мировых рекордов. Системы автоматического управления ОКБ обеспечивали высокие тактико-технические характеристики современных истребителей, что позволило нашим летчикам на боевых вооруженных самолетах выполнять уникальные для 80-х годов прошлого столетия фигуры высшего пилотажа «Кобру Пугачева», «Колокол» и др., которые восхитили и потрясли авиационный мир.
Конструкторское бюро внесло свой вклад в создание знаменитого уникального «Бурана», который после запуска автоматически приземлился без пилота в назначенную точку с высокой точностью. Разработкой автоматики для двигателей «Бурана» руководил П.Ч.Миличевич.
В этом ОКБ были спроектированы и изготовлены системы автоматики для ракетного космического комплекса Н-1 и других объектов оборонной промышленности, в работе над которыми принимал активное участие П.Ч.Миличевич.
В 70-е годы 20 века на ОКБ была возложена задача создания мощных и надежных систем автоматического регулирования двигателей газоперекачивающих комплексов для внутренних и международных газопроводов, и оно с ней успешно справилось, что позволило России сэкономить большие средства, которые требовали иностранные фирмы за эту работу. Разработанные системы автоматического управления много лет надежно эксплуатируются на всех газоперекачивающих станциях страны и за рубежом, в различных климатических условиях.
Как неоднократно отмечается в книге, главной ценностью предприятия являются кадры – инженеры, рабочие, технологи, металлурги, контролеры, испытатели высочайшей профессиональной квалификации мирового класса. Более 1500 работников КБ награждены государственными наградами за свой доблестный труд и создание сложнейших образцов авиационной и ракетной техники.
Около 200 сотрудников имеют звание «Изобретатель СССР», «Заслуженный деятель науки и техники», «Почетный авиастроитель» и другие.
Главная задача книги П.Ч.Миличевича, которую он ставил перед собой с надеждой возрождения отечественной авиации и космонавтики – сохранить для будущих поколений память о замечательных тружениках конструкторского бюро, их достижениях в области авиации, ракетостроения и космонавтики, о тех людях, которые создавали советский и российский гражданский и военный воздушный флот, кто своим беззаветным трудом укреплял обороноспособность и могущество страны.
Как пишет П.Ч.Миличевич, он сделал попытку создать портреты прекрасных творческих людей, плоть от плоти простых рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, поднявшихся до невиданных интеллектуальных высот, настоящую элиту советского общества, к которой без сомнения принадлежал и сам Предраг Миличевич – сын сербского и русского народов. Весной 2006 года в Доме журналистов успешно прошла презентация этой книги при активном участии сотрудников ОКБ.
16 марта 2007 года Предраг Миличевич скоропостижно скончался. Но остались его книги, статьи, рассказы и с большим успехом прошла презентация его последней книги «От сохи до сверхзвуковых и космических полетов», организованная Русским домом в Белграде и профессором филологии – сербской писательницей и летчицей Радмилой Тонкович, при активном участии посольства России в Сербии, многочисленных журналистов, прославленных пилотов Сербии и других авиационных и общественных организаций.



Кандидат технических наук,
доцент МАИ им. С. Орджоникидзе Ю.И.Миличевич, супруга;
к.ф.-м.н. Е.П.Миличевич, дочь.



Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: