Миличевич Слободан
Миличевич
Слободан

История солдата

Слободан Миличевич

26.10.1924  –  07.09.2011

Замечательный сын сербского народа,  храбрейший сербский партизан-подпольщик в годы второй мировой войны, борец с немецким фашизмом.

Слободан Миличевич родился 26.10.1924 в городе Белграде в семье учителей – коммунистов Чедомира Миличевича и Анджи Миличевич-Зренянин. Родители Слободана еще до Второй мировой войны участвовали в политической борьбе компартии Югославии против королевского режима. С началом Второй мировой войны и гитлеровской оккупации Югославии все силы коммунистов были брошены на подпольную и партизанскую борьбу против фашизма. В этой жестокой борьбе участвовала вся семья Слободана Миличевича: мать Анджа Миличевич-Зренянин, отец Чедомир Миличевич, младший брат Слободана – Предраг, партизанский курьер и подрывник, братья матери Спасое и Жарко Зренянин (впоследствии посмертно Народный герой Югославии, его именем назван город Зренянин в Воеводине), их жены, сестры Анджи – Любима и Вера,  их мужья Марко Перович и Деян Бранков, и даже пожилые родители матери – бабушка Драга и дедушка Жива.

В родном доме братьев Слободана Миличевича еще с довоенных времен находилась подпольная типография местного отделения компартии. В этой типографии по заданию компартии  печатались листовки, книги А.М. Горького, История ВКП(б), «Как закалялась сталь» Н.Островского и другие, необходимые в борьбе материалы. Всей технической стороной дела типографии заправлял отец Слободана и Предрага Чедомир Миличевич. В распространении этих материалов самое активное участие принимали совсем юные Слободан и Предраг со своими товарищами комсомольцами – «скоевцами» [от аббревиатуры СКОJ –  Савез комунистичке омладине Jугославиjе – Союз коммунистической молодежи Югославии – примеч.авт.]. В свое время, еще до войны, будучи учеником королевской гимназии г. Вршац, Слободан, впервые прочитав роман Алексея Максимовича Горького «Мать», был так потрясен событиями, описанными в нем, что выучил известный монолог Павла в суде и прочитал его в классе на уроке «Классики мировой литературы», вызвав бурю негодования в реакционной профессорской среде, и даже был издан приказ об исключении его из гимназии.

Когда началась война фашистской Германии против Советского Союза, 7 июля 1941 года в Сербии вспыхнуло антифашистское восстание. Прогремели первые выстрелы против фашистов и их прислужников – полицаев, народ взялся за оружие. Отец Чедомир и его старший сын Слободан ушли в партизанский отряд. В партизаны ушли также младший брат матери  – Спасое и младшая сестра Любима с мужем черногорцем Марко Перовичем. Мать Анджа, младший брат Предраг и другие члены семьи остались в Воеводине вести подпольную борьбу против оккупантов. Брат матери Жарко Зренянин, известный руководитель компартии Югославии в Воеводине, опытный подпольщик, прошедший королевскую каторгу, избиения и пытки еще в довоенной королевской полиции, остался руководить областным подпольным отделением компартии и ее борьбой против фашистов и их приспешников.

Война шла своим страшным чередом, в партизанском бою отца Слободана – Чедомира с  товарищами окружил многочисленный вражеский отряд, и их, раненных, взяли в плен. Позже их переправили в норвежский фашистский концлагерь Усен. Там Чедомира Миличевича и его товарищей  – пленных югославских партизан замучили,  как советского  генерала Карбышева – их пытали долго и страшно, заставляя на морозе окунаться в ледяную воду, и затем поливали водой, пока они не погибли в страшных муках, превратясь в ледяные глыбы.

В ходе одной из гестаповских облав, когда Слободан нелегально вернулся в Воеводину, он попал в руки гестапо. Улик против него не было, но гестапо, понимая, по терактам, что в сербском крае Воеводине в области Банат действует хорошо организованное антифашистское подполье, выколачивало подряд из всех схваченных, все что возможно и невозможно. Слободан подвергся ужасным пыткам. По воспоминаниям Предрага, который его посещал в тюрьме, ноги Слободана были черно-синие и опухшие од побоев до такой степени, что он не мог ходить, а только доползал на руках до окошка в двери, через которое смотрел на него младший брат. Слободан держался мужественно и храбро, никого не выдал и все предъявленные ему обвинения отрицал.  Это спасло ему жизнь. Доказательств его участия в подпольном движении у фашистов не было, и его выпустили из тюрьмы.  Его стойкое мужество в тюрьме всю жизнь служило примером для младшего брата Предрага и их товарищей.  Борьба с фашизмом была трудной и жестокой, большинство  подпольщиков погибли. В боях с фашистами погибли и любимый дядя братьев Миличевичей Жарко Зренянин, оказавший огромное влияние на формирование характеров мальчиков,  и Деян Бранков, муж Веры, сестры матери Слободана и Предрага, замечательный человек, адвокат по образованию, веселый и музыкальный человек, любимец семьи и товарищей, сербский герой, награжденный впоследствии посмертно высшей партизанской наградой «Споменицей». О них очень часто вспоминали  Слободан и Предраг  уже после войны. О тяжелой и благородной борьбе подпольщиков Воеводины Предраг Миличевич в Советском Союзе написал  замечательную книгу «Товарищи мои», вышедшую в 1986 г. в издательстве «Молодая гвардия». Многие родные и друзья Слободана были награждены боевыми наградами, но большинство, к сожалению, посмертно. Посвящением всем им, погибшим молодым героям, только вступавшим в жизнь, начинается и следующая историко-аналитическая книга Предрага Миличевича «Шесть агрессий Запада против южных славян в ХХ столетии».

К счастью, после всех чудовищных испытаний Слободан, Предраг  и их мама Анджа Миличевич-Зренянин, остались в живых. Когда на территорию Югославии вступили войска Третьего Украинского фронта Советской Армии, Слободан и Предраг, как и многие другие югославы  – борцы с фашизмом, присоединились к ним и участвовали в освобождении своей Родины. После войны Слободан Миличевич стал одним из самых известных архитекторов Югославии.

Юлия Миличевич (невестка Слободана Миличевича, супруга брата)

Екатерина Миличевич (племянница Слободана Миличевича)

Регион Москва
Населенный пункт: Москва

Воспоминания

По материалам - воспоминаниям близких собрано Юлией и Екатериной Миличевичами.

По материалам и воспоминаниям
Анджелии Миличевич-Зренянин (матери Слободана Миличевич)
Федоры Лончаревич(дочери),
Оливеры Миличевич (вдовы),
Предрага Миличевич (брата),
Юлии Миличевич (невестки).



Ещё в начальной школе, а затем и в гимназии Слободан Миличевич проявлял незаурядные способности к рисованию. Он брал уроки рисования, и оторвать его от этого занятия было почти невозможно, о чем с веселым сожалением в семье часто вспоминал его младший брат Предраг. Разница в возрасте у братьев составляла всего 2 года, они были практически ровесники, и им было вместе очень весело. Но Предраг больше любил играть в футбол, и всегда ему приходилось долго ждать Слободана, пока он от души «нарисуется». Часто Предраг просил Слободана выполнить за него школьные задания по рисованию. Но чтобы учителя не догадались, что это сделал старший брат, Предрагу ( по его воспоминаниям) приходилось слегка подпортить рисунок, за что Слободан часто сердился, и иногда даже завязывалась братская потасовка. Все бы это так замечательно и продолжалось. Если бы не война…
Сражаясь в частях Советской армии вместе с Советскими солдатами, Слободан как-то привык и пристрастился к лошадям. Так полюбил этих замечательных животных, что по окончании войны решил пойти учиться на лесотехнический факультет Белградского университета, чтобы стать егерем и, как он мечтал, объезжать на лошадях лесные угодья. Слободан поступил на лесотехнический факультет. Да еще со своим товарищем – таким же в прошлом сербским бойцом Советской армии – любителем лошадей. Однако при этом он не бросал рисование. И даже продолжал брать уроки в Белграде у художников – членов академии искусств Югославии. От них он часто слышал советы, что ему надо бы заняться искусством профессионально и учиться на художника. Так прошло два года. Любимое занятие взяло верх, Слободан решил оставить лесотехнический факультет и заняться всерьез искусством. Однако и он и его брат Предраг помнили заветное и святое желание любимого погибшего отца Чедомира – чтобы его сыновья стали инженерами. В свое время Чедомир Миличевич, крестьянский сын, старший ребенок в семье, благодаря, с одной стороны своему трудолюбию в сельской школе, а с другой стороны, благодаря материальным и моральным усилиям и мечте всей своей крестьянской семьи – вывести старшего сына в люди, выучился на учителя и даже был отправлен за отличную учебу во Францию на продолжение образования. Но тут помешала Первая мировая война и другие серьезные события ХХ века. Зная всю историю своей семьи и предков, Слободан принял судьбоносное, и как жизнь показала в дальнейшем, правильное решение. Он поступил учиться на архитектурный факультет, после окончания которого, самым замечательным образом соединив свои недюжинные художественные способности с инженерной мыслью, Слободан Миличевич стал известным и одним из самых блестящих архитекторов Югославии, прославившимся своими работами и на родине и далеко за ее пределами. Его работы всегда отличались оригинальным почерком и необычным стилем. Построенный по его проекту отель «Кроация» вблизи города Цавтат на ривьере г. Дубровник, в 1975 г. вошел в десятку лучших отелей мира. Он проектировал гидростанции в Югославии и за границей, украшал Белград новыми зданиями и фантастическим вечерним освещением Скупщины, являлся лауреатом Октябрьской награды (высшей награды Югославии за достижения в творчестве), сотрудничал с художественными и архитектурными журналами, где в статьях излагал свои оригинальные концепции в области архитектуры.
В одном из своих интервью югославской журналистке Д. Яковлевич Слободан Миличевич выразил главную идею своего творчества: «Все во имя человека и для человека – таков был мой принцип работы в архитектуре». Далее в интервью журналистка задала ему вопрос: «Каково было ваше авторское кредо, что вас больше всего привлекало в работе и к чему вы были более всего склонны?» Ответ Слободана Миличевича, очень интересный и для архитекторов, и для людей, ценящих красоту: «Скажу коротко – анализировать детально природу и местность, где предполагается строительство, условия, культуру, менталитет, реальные возможности, ещё целый ряд компонентов, чтобы в окончательной идее проекта я бы нашел наиболее адекватное архитектурное решение. Как человек, влюбленный в природу, убежден в её силе, мощи и власти над нами, всегда старался быть к природе максимально близок, и даже ей подчиняться, признавать её приоритет. Свою творческую энергию добывал из неисчерпаемой силы природы. И всегда, когда условия это позволяли, боролся за тщательный выбор местности для своего объекта. Я убежден, что слияние объекта с природой – один из важнейших элементов успеха, особенно, когда речь идет о туристическом объекте, а моя деятельность была, в основном, связана с проектированием таких объектов. Я был на специализации в Греции и Швейцарии, и самостоятельно повышал свою квалификацию, объехав почти все страны мира, что очень повлияло на мои архитектурные принципы. Очень много в смысле квалификации я получил, работая более 30 лет в Энергопроекте».
Все эти слова Слободана Миличевича абсолютно подтверждаются тем, как сделаны его архитектурные объекты и в особенности упомянутый уже отель «Кроация». Он потрясающе вписан в природу – с одной стороны в крутую скалу, отвесно спускающуюся в море, с другой стороны – в дивный лес, который буквально врос в здание отеля. В отеле огромные окна, из которых открываются фантастические картины – море, восход и закат солнца, прекрасный южный лес. Все виды из любого окна писал любимый художник Слободана – природа, о чем он говорил в своем интервью. Интерьеры этого отеля поражают оригинальностью и красотой. Слободан всегда сотрудничал с замечательными неординарными художниками для отделки интерьеров. Таков был его соратник далматинский художник Фране де Лала. Один из самых выдающихся специалистов по туристическим объектам мира, англичанин, профессор университета Фред Лоусон издал книгу о самых прекрасных отелях мира, и на обложке этой книги он поместил фотографию «Кроации», жемчужины Слободана Миличевича. Журналистка попросила Слободана из его многочисленных работ выделить самые лучшие. Слободан назвал «Кроацию», «Лепенский Вир», «Бельведер» в Дубровнике, комплекс «Яз» в Будве, рекреационный центр и множество объектов в городе Нова Варош на Златаре, мотель «Стари Храст», центр на площади Республики в Белграде, которые впоследствии оказали огромное влияние на современную архитектуру Сербии. Затем он назвал отели в Дар-Эс-Саламе, в Пьхеньяне, на Сейшелах, ряд отелей в Замбии, комплексы в Марокко и в Алжире, огромный спортивный центр в Лусаке (Замбия), больничный комплекс в СССР. Ему довелось работать в Сирии, Ливане, Нигерии, Иране, на Кипре, в Марокко, в Алжире, Замбии, Зимбабве, в КНДР, в СССР, в Танзании… но наибольшее число объектов Слободана возведено на его родине в Югославии. Здесь ему посчастливилось поработать в очень редкой для архитектуры сфере – заняться художественным освещением и акустикой туристических и др. архитектурных объектов: Скупщина Сербии, Пионерский парк, Ресавская пещера и другие объекты. Блистательной работой в этом ряду стало освещение фасада здания Скупщины [ Парламент – примеч. авт.] СФРЮ. Эта работа получила международное признание.
В своих интервью и статьях Слободан отмечал недостатки и ошибки в современном проектировании и строительстве Белграда. В частности, точечное строительство без связи с окружением, наличие огромного количества палаток и контейнеров, искажающих облик города, запруженность тротуаров автомобилями, мешающих пешеходам, плохая экология. Все эти соображения и идеи замечательного югославского архитектора не только не теряют актуальности со временем, но лишь доказывают для будущего человечества, что его принцип «Все во имя человека и для человека» - единственно возможный для позитивного развития общества и его членов.
Брат Слободана Миличевича, Предраг Миличевич в рядах передовой молодежи – комсомольцев Югославии, был отправлен на учебу в СССР в МАИ им. С. Орджоникидзе. После разрыва отношений СССР с Югославией, П.Миличевич эмигрировал в СССР [см. биографию П.Ч. Миличевича и его книги в военно-историческом портале ВИФ2 (vif2.ru). Позже он закончил МАИ и стал талантливым авиационно-космическим конструктором, изобретателем, публицистом, писателем. Всю жизнь братья Слободан и Предраг были настоящими друзьями, единомышленниками, патриотами своей Родины и любимой ими России.
Пройдя через тяжелейшие жизненные испытания, Слободан сохранил в себе удивительную замечательную черту (как и его брат Предраг), присущую многим югославам. В какой бы жизненной ситуации он ни находился, в какое бы общество его не занесла судьба, он просто искрился, фонтанировал остроумием, оптимизмом, жизнерадостностью. Там, где находился Слободан, всегда гремел веселый, радостный смех. Нам хочется его чувство юмора и жизнестойкость сравнить с чувством юмора нашего любимого Югославского писателя Бранко Чопича. Хотя эта черта в значительной мере присуща и всей югославской литературе, и менталитету её граждан. Таким веселым, жизнерадостным, талантливым, дорогим и любимым всеми нами мы проводили нашего Слободана, который, по выражению известной сербской писательницы и летчицы, Радмилы Тонкович, ушел от нас в легенду, и никогда не будет забыт. Вечная ему слава и вечная память!



Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: