Миронов Николай Константинович
Миронов
Николай
Константинович
лейтенант

История солдата

Как много говорят о танкистах, о лётчиках, об артиллеристах, о пехотинцах-защитниках Ленинграда, а вот о тех, кто воевал в инженерных войсках, обеспечивая продвижение наших войск, говорят мало. Мой папа, мой любимый папа Миронов Николай Константинович (1917-1961), воевал с 1939 года во время советско-финляндского конфликта (1939-1940), защищая Родину. Началась Великая Отечественная война. Для освоения, эксплуатации и боевого применения новой техники нужны были специально подготовленные кадры. Крупными военными событиями, опыт которых имел значение в развитии теории и практики боевого применения инженерных войск Красной Армии, были боевые действия: у озера Хасан (29 июля — 11 августа 1938 г.), на реке Халхин-Гол (май — август 1939 г.) и советско-финляндский конфликт (1939-1940 гг.). Возможно, потому выбрали и моего папу. 159-ый отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, где папа воевал, имел специально оборудованные автомобили, трактора, которые  были постоянно и перевозили понтон парка Н2П. Тракторный поезд (три спецприцепа, буксируемые гусеничным трактором) перевозил понтон. На первом прицепе был средний полупонтон, на втором носовой полупонтон и на последнем загружены полупрогоны, настильные щиты и прочие комплектующие.n2p-05.jpg (22608 bytes) Сегодня  трудно представить, но полупонтоны разгружали с  машин вручную и несли к воде. По 10 человек с каждого борта (иногда 25 человек несли носовой полупонтон весом почти тонна), у кромки воды, переворачивали,  сталкивали в воду. Носовой полупонтон представляет собой металлическую плоскодонную открытую сверху нескладывающуюся лодку, с металлической обшивкой толщиной 1.0 -1.5мм., носовой конец которой приподнят и сужен. В носовой части находится палуба, кокпит для размещения моториста, кран-балка и шпиль с ручным приводом. На дне уложен решетчатый настил для понтонеров.  Вес носового полупонтона 950 кг., длина 5.3м., ширина 2.2м., высота 1.05м. Расчетная грузоподъемность 6100 кг. Самостоятельно использоваться не мог, обязательно в соединение носового полупонтона с одними или двумя средними n2p-02.jpg (17457 bytes)полупонтонами. Перевозился на специально оборудованном, имеющем тяговую лебедку автомобиле ЗИС-5.

        В комплекте парка 16 носовых полупонтонов Опоры береговых пролетов (козловые опоры)  транспортировались на автомобилях с прицепами-роспусками. Забортный агрегат СЗ-20 – бензиновый мотор мощностью 23.8л.с. в едином блоке с трансмиссией и судоходным винтом с тягой  на швартовых до 300 кгс. Он устанавливался на лодки, которые тянули понтон с танками и пушками. В 1943 г. маломощные забортные агрегаты СЗ-20 заменяются на более совершенные мотор-весла М-72.

                    Мой папа всегда был на передовой линии фронта.

          В каждой семье есть участники Великой Отечественной войны или труженики тыла. Обращаюсь ко всем читателям, примите активное участие, ищите данные о ваших родных, которые до сих пор не найдены, принесите воспоминания о подвигах родных, рассказы на военные темы в Республиканский музей Боевой славы, что находится в парке Победы в Уфе. Пусть Вахта Памяти подвига народа России длится вечно!

  Планом операции «Барбаросса» четко оговаривалось: "После разгрома советских войск в районе Минска – Смоленска танковые войска группы армий "Центр" поворачивают на север, где, во взаимодействии с группой армий "Север", они будут уничтожать советские силы в районе Балтики и затем возьмут Ленинград". В приказе ясно значилось: "Наступление на Москву должно быть продолжено только после захвата Ленинграда". Ленинградская битва продолжалась с 1941г. по 1944г.

 

         Миронов Николай Константинович, 24 летний сержант, который и не думал, что ему придётся воевать 6 лет и дойти до Берлина, стал командиром отделения 159-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона. В его отделении 15 человек, и за каждого он был в ответе перед Родиной, перед командирами, перед матерями бойцов. А потери на переправе были часто большие: кто убит, кто ранен и находился в госпитале, а вновь прибывшее пополнение постоянно приходилось учить:

- На вооружении мы имеем Н2П предназначенный, для устройства  мостовых сооружений и паромных переправ на широких реках, с большой скоростью течения. - Поучал бойцов командир отделения Миронов. – Н2П используют вместо сожжённых мостов, для переправы через реку железнодорожных вагонов весом до 180 тонн, а это 3 гружёных вагона, или 3 платформы с грузом, или 3 цистерны с горючим. Комплекс используется на паромных переправах, для перевозки грузов до 75 тонн. 75 тонн груза это: 12500 снарядов для пушек (один снаряд весит до 6, 1 кг.)  или 2777 ящиков с патронами (вес патрона до 8 грамм), или 23125 автоматов Калашникова (весом каждого по 3,2 кг.), или 1000 бойцов с автоматами и винтовками.

- Вы видите, всё это располагается на спецмашинах, а если мы и при погрузке понтонов время сэкономим, значит больше танков и пушек, орудий и боеприпасов, бойцов и продовольствия переправим через реку. Из одного комплекта можно собрать:

- 2 парома под гусеничные грузы 60 тонн. 1паром состоит из 6 полуторных понтонов. На 2 парома плюс одна пристань требуется 55 минут, 6 сапёров и 72 понтонёра. На них можно перевезти 4 танка Т-34, весом по 26 тонн, и шесть пушек.

     - 5 паромов под гусеничные грузы 30 тонн. На один паром из 3 полуторных понтонов требуется 3 сапёра и 36 понтонеров, которые соберут его за 7минут, можно  погрузить 1 танк Т-34 и три пушки, каждая из которых весит 1,2 -1, 34 тонны.

- 8 паромов под гусеничные грузы 16 тонн плюс шесть пристаней. На один паром уходит 2 полуторных понтона. 2 сапёра и 24 понтонера собирали 8 паромов за 30 минут. Это значит, наше отделение может собрать 4 парома. Наши родные и близкие так ждут от нас освобождения от ненавистных фашистов! Мы должны работать чётко, слаженно, чтобы вместо 7 минут, собирать паром за 6, а 4 парома и пристань за  30  минут. Впрочем, смекалка нужна, как не в ущерб качеству работ уменьшить затраты времени, - поучал он бойцов.

 Понтонёры были одновременно и водителями машин, и сапёрами, а когда надо, и стрелками, и минёрами, водолазами и мотористами катеров.  Отделению Николая Миронова, как и многих тысячам воинов, предстояли сражения за Ленинград. В первом эшелоне, переправив танки, пушки и бойцов, отделение, свернув понтоны, двигалось на машинах за армией. Часто, до возведения переправы, реки проверялись на наличие мин на дне.  Водолазы, проверяли дно. После разминирования, или выявления отсутствия мин, они давали «добро» на установку переправ. 159 МПМБ вошёл в состав  войск Северного, с 17.12.1941года Волховского фронта, под командованием генерала  армии К.А.Мерецкова, обеспечивал последовательно отход наших войск на рубежи реки Западная Двина.

  За первые две недели войны, в 22 дивизиях, потери в личном составе и материальной части были свыше 50%. Тогда папа получил первое лёгкое ранение в глаз. Лежал он в госпитале или нет, не знаю, сведения ещё не доступны. Думаю, не в характере папы ложиться в госпиталь с лёгким ранением. Знаю, что после войны, папа слыл хорошим охотником и рыболовом. Сказалась таки военная выправка. Часто папа с соседями,  Бабайловым и Копысовым, жившими в одном доме с нами, и с Кузнецовым, который жил на улице Боевая, недалеко от нас, в своём доме, ходил на охоту  или рыбачил на реке Уфимка в Шакше. Там я жила с родителями. Но это было в 60-х годах, а пока шла война.

          На Карельском перешейке с 31 июля 1941 года советские войска вели оборонительные бои с наступающими финскими войсками. Результаты неудачной для СССР кровопролитной  войны с Финляндией  стали главным симптомом складывающейся угрожающей ситуации. Плачевное состояние Красной Армии, и, прежде всего её командных кадров, было прекрасно известно немецкой армии. Многие командиры среднего и даже высшего звена, не справившиеся со своими обязанностями в первый период тяжелого отступления и поражений Красной Армии, предавались суду военного трибунала и приговаривались к расстрелу. Те же командиры, которые попадали в плен к противнику, без всякого разбора объявлялись предателями и врагами народа.

           В Белостокско-Минском сражении (22 июня — 8 июля) войска Западного фронта потерпели тяжелое поражение: бо́льшая часть сил фронта попала в окружение и была уничтожена как боевая сила. Из 625 000 человек своего состава фронт потерял около 420 000, в руки противника попало большое количество военной техники. Всю вину за поражение нарком обороны СССР И.В.Сталин возложил на командование фронта. 30 июня командующий фронтом генерал армии, Герой Советского Союза Д.Г.Павлов был отстранён от командования и 4 июля арестован. Командующий 4-й армией, к которой был приписан 159 мото-понтонно-мостовой батальон, где служил папа, генерал-майор  А.А.Коробков отстранен 8 июля, на следующий день арестован и расстрелян 22 июля. Эти печальные события были у всех на устах. Командиры разговаривали со своими подчинёнными и рассказали, что за отступление и бегство с передовой приказано расстреливать.

- Я, ребята, прошёл финскую войну, и знаю, что трудно, но отступать нельзя! Кто, если не мы, поможет преодолеть водную преграду нашим войскам, которые пока отступают и минируют после себя все рубежи. Но мы будем наступать, и тогда придётся выполнять в ходе наступления задачу потруднее, ведь враг тоже минирует места, где легче переправляться по реке, взрывает мосты, чтобы наши войска остановились. Я буду учить вас выживать и грамотно выполнять свою работу. Не смотрите, что у меня глаз забинтован, я и одним глазом все ваши огрехи вижу, - сказал Николай своим подчинённым строго, хотя те промеж собой назвали его Кутузовым. Тогда в июне 1941 года  папа получил первое лёгкое осколочное ранение в глаз.

     - Николай Константинович, а как же нам уберечься, если самолёты постоянно бомбят переправу, а доставить грузы надо, - спрашивали бойцы.

- А тут смекалка нужна, мы же переправляемся ночью, работать надо тихо и быстро. Для того мы с вами и делаем ложные переправы, их надо делать ещё качественнее, чтобы противник поверил! И пусть бомбит, нас ведь там нет! Зря снаряды тратит, а мы в это время за километр, скрытно, прикрыв танки, орудия, ящики с грузами ветками, будем форсировать реку. Но уж если высветят и увидят, надо лавировать на катере так, чтобы доставить до берега груз, и пропустить через пристань, а потом уже вместе со всеми залечь, пока немецкие самолёты и артиллерия не отбомбится. А оставаться на пароме нельзя, и паром пропадёт, и себя погубить можете. Хорошо, когда пушки и танки перевозим, тогда прямо с пристани они в бой идут и в самолёты стреляют, подбивают часто... Тогда-то немцы и улетают, и артиллерия наша немцев отпугивает. Вот тогда мы можем работать без отдыха, хотя и на нашем фронте работ часто бывают убитые и раненные, мы же защитники России, мы  защищаем родителей, любимых женщин, детей, братьев, сестёр... Давайте продолжим учения, пока есть короткая передышка, ведь скоро вновь предстоит трудная работа. Нам сообщили, что наши войска переходят в наступление, и скоро подойдут первые танки, - добавил папа.

     Осень. Река для переправы ещё не застыла, тонкий лёд крошился под тяжестью грузов. Приходилось работать стоя в холодной воде, чтобы подставить распорку или  укрепить понтон. Были случаи, когда папа по трое су­ток не спал. Приходилось удивляться, как только он мог переносить все трудности боевой жизни. Спать приходилось в машинах, а иногда прямо на передовой в окопах, по 3 человека, накрывшись плащ-палаткой, чтобы не было уж очень холодно. О том, что болели и кашляли, забывали, лишь бы помочь перевезти танки, катюши, пушки и орудия с бойцами и выбить врага с нашей территории.

     Советские войска не допустили противника к Свири,  но последняя железная дорога (Тихвин – Волхов), по которой шли грузы к Ладожскому озеру, оказалась занята врагом. В ноябре 1941 советские войска перешли в контрнаступление, 20 ноября они овладели Малой Вишерой. Бои были трудными, но переправа была бесперебойной. 9 декабря шли бои под Тихвином. Враг отброшен за р. Волхов. Однако положение Ленинграда продолжало оставаться тяжёлым. Запасы сырья были весьма ограничены, продовольствие и топливо на исходе. С 20 ноября суточный паёк хлеба в Ленинграде составлял 125–250 г. это 5-3 часть буханки хлеба, который мы покупаем теперь. Начался голод, от которого с ноября 1941 по октябрь 1942 погибло 641803 человек. Партия и Советское правительство приняли меры для подвоза в город продовольствия, боеприпасов, горючего и топлива Немецко-фашистское командование пыталось сломить сопротивление защитников Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. В сентябре – ноябре 1941 на город было сброшено 64 930 зажигательных и 3055 фугасных авиабомб и выпущено (сентябрь – декабрь) 30154 артиллерийских снаряда. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Длилась осада Ленинграда с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня, хотя блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.

   Воины и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине. Бойцы три недели получали только по 50 грамм сухарей. Продовольствие и боеприпасы в армию подвести не успели, и несколько дней приходилось растягивать скудный паёк на несколько дней  или пить просто воду. Но никто не роптал. Скопилось много раненых, а из-за недостатка боеприпасов, переправлять их без огневой поддержки было равносильно убийству. Не секрет, что в русских штабах работали скрытые враги, которых внедрили фашисты. Они рапортовали штабному начальству о поставке оружия, а боеприпасы к оружию приходили намного позже. также было и с продуктами. Такие случаи были, виновных находили и расстреливали.

- Мужики, ну неужели мы несколько дней без еды обойтись не сможем? А как же ленинградцы то выживают? Потерпите, немного, продукты не успели подвести, - говорил, наверное, папа своим подчинённым.

-Ничего, Николай Константинович, мы потерпим, не впервой, - вероятно так отвечали бойцы.

Задача преодоления (форсирования) водной преграды, которую приходится выполнять в ходе наступления, традиционно считается наиболее сложной для войск. Общеизвестно, что отступающая сторона всегда стремиться закрепиться на рубеже водной преграды, используя ее как труднопреодолимое для наступающих войск препятствие. Многие командиры среднего и даже высшего звена, не справившиеся со своими обязанностями в первый период тяжелого отступления и поражений Красной Армии, предавались суду военного трибунала и приговаривались к расстрелу. Те же командиры, которые попадали в плен к противнику, без всякого разбора объявлялись предателями и врагами народа.

22 декабря 1942 была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которую получил и папа, согласно данным в наградном листе командира взвода, из 50 человек, лейтенанта Миронова.

     Парк Н2П (три взвода) состоял из: 33 носовых (вес каждого- 950 кг) и 15 средних (вес каждого - 1050 кг) металлических полупонтонов, шести козловых опор, 27 навесных двигателей, 12 кран-балок, большого количество различного другого вспомогательного имущества, а также 2-ух буксирно-моторных катеров БМК-70, у которых в качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель ЗИС-5 (или двигатель ГАЗ-11), 27-ми навесных моторов, легкого быстроходного катера НКЛ-27, предназначенного, для разведки рек и связи. В Н2П входили миноискатели модели ВИМ-203 непрерывно работавшие до 35 часов, а модели ВИМ-625 - до 70 часов; обе модели были способны обнаруживать мины на глубине до 60 сантиметров. В  начале 1944 года начался выпуск миноискателя ДИМ-186, способного обнаруживать мины на глубине до 75 сантиметров.

   Взвод Н2П, одним из которых командовал папа, перевозился на 27 машинах ЗИС-6. Длина походной колонны достигала 1,5 км. Как ни маскировалась колонна, но часто враг бомбил её. Разгрузка и спуск на воду обычно производились с помощью крана в течение 20 минут. Допускался поднос полупонтона от места выгрузки к берегу на руках (иногда требовалось 25 человек). Из имущества одного взвода, которым и руководил папа, можно было собрать 8 понтонов, из парка - 24 понтона. Наплавной мост под грузы 30 тонн (15 тонн на ось) длиной 106 метров для танков собирали за  2 часа 13 минут 22 сапера, 264 понтонера, то есть почти 6 взводов. Легкие грузы, личный состав переправлялись на нормальных, одинарных и полуторных понтонах.

   В начале апреля начал таять снег, вскрылись реки и болота, воронки заполнились водой. Прекратилось движение автотранспорта. Боеприпасы и горючее, продовольствие можно было доставлять конными обозами или на руках. Часто сотни солдат и командиров шли, неся на спине грузы, чтобы облегчить жизнь навьюченным коням. А авиация противника обстреливала  дороги и лесные тропы. Вот тут то на выручку им и приходили такие батальоны, в каком воевал и папа. Бойцы накладывали гати и специальные настилы для танков и катюш, для машин с грузами, и для лошадиных повозок и пехоты. Часто батальон вступал в бой с немцами, ведь он был на передовой, за ним переправлялись те, кто считался первой линией фронта. Моему папе приходилось не только командовать бойцами взвода, но и самому, надев водолазный костюм, разминировать дно рек, когда погибал обученный водолаз, строить переправы, управлять катерами, вести автомобили с оборудованием. А по необходимости,  поднимать взвод в атаку и с автоматом на фрица идти, и в болотах спать,  впрочем, как и многим воинам Великой Отечественной войны.

                 Заслуги Миронова Николая Константиновича были отмечены наградами: медалью «За отвагу», «За оборону Ленинграда», орденом «Красная звезда» (это то, что рассекречено в архиве ЦАМО). Фронтовой приказ № 0149/н от: 19.07.1942, издан ВС 4 Волховско фронта, из архива ЦАМО о награждении сержанта, командира отделения 159 отдельного мото-понтонного мостового батальона Миронова Николая Константиновича 1917г.р., в РККА с 1939 года Место призыва: Уфимский ГВК, Башкирская АССР, г. Уфа

 

                                           GKrYAkAovAAjCzDA2GKMG3ZQ4cExEHiQCjLIWyIKOP+MwOvHKARoIoI28ytBBMW0u2KKD8Ygi6Ex1kBgDR420ECNMUIoQwDg2mAOqUWbkODREFsoQwwbtRiDByD2xGIJibxYAw7xtsisgDzjmkKrJ54YgAJHXUVSDClAsIKL3XbobgxR4yLtwS6wkCgDMKKk0Aw1FGD20Sq6w42FMQTQoIyI0JMgAy4waANBNbJow4gtMnCwXGZjqHCMDARQow0uomgjjzba8MyIKJ5T44c37BjDDibM8NdfMzTATYQeopgCZC7UgAMMNMYAgacQMoAghAoyhrmPEkLYAjeBP9ABhyNIAOFBL3oOIGahNbKjijFEQOGuL7gYoWcQlh06aqkNp6a6aquvxjprrZkNCAA7

    «Тов. Миронов в боях за родину против немецких захватчиков проявляет мужество и бесстрашие. Своим личным примером воодушевляет бойцов своего отделения на выполнение боевого задания. Его расчёт работает на переправе через реку Волхов и по доставке боеприпасов и продфуража. Продолжительное время без смены и отдыха производил работу. Переправа происходила под сильным огнём противника. Осколком мины пробило пантон, ранило несколько бойцов, но расчёт, под командованием тов. Миронова, продолжал работать, и приказ был выполнен. Вывод: за проявленное мужество, за умелое руководство расчётом и своевременное обеспечение боеприпасами и продфуражём частей тов. Миронов достоин правительственной награды «Медаль за отвагу» - написано было в первом наградном листе. В наградном листе папа записан как кульпросветработник, кандидат в члены ВКП(б). На Северном фронте с 27 июня 1941 года. Представлял к награде командир батальона Скороход и старший политрук Емельянов. Начальник инженерных войск полковник Руй написал заключение «Сержант Миронов заслуживает представления к правительственной награде медалью «За отвагу».

Фронтовой приказ №: 119/н от: 22.07.1945, издан: Ленинградским фронтом

Архив: ЦАМО (фонд: 33, опись: 686196, ед. хранения: 4519, № записи: 25928455), в котором была строка о награждении орденом «Красная звезда»:

 

22. Лейтенанта  Миронова Николая  Бывшего командира взвода 159 отдель-

                         Константиновича   ного мото-понтонного-мостового 
                                                                           батальона-ныне в резерве 38 отдельного                                                                                

                                                               батальона резерва офицерского состава.


             В одном  из наградных листов была запись о подвигах папы:                               

GHFf94cSEAA7                                                               

                                                                                                                

«В 1943 году в районе Горы, третий Прибалтийский фронт, при прорыве обороны противника со своим взводом обеспечивал разведку минных полей и сопровождение танков, где получил ранение (автор: тогда возможно, папа был удостоен медали « За оборону Ленинграда»).

     В 1944 году в августе месяце в составе 159 отдельного мото-понтонно-мостового батальона 3 Прибалтийский фронт участвовал со своим взводом при форсировании Чудско-псковского озера. Под сильным артиллерийско- миномётным огнём сделано 20 рейсов, что поспособствовало быстрому раз-витию успеха на плацдарме.

Достоин правительственной награды ордена «Красной звезды» (4 июля 1945 года) подписал командир 38 ОБРОС, полковник Покровский» - написано в наградном листе.

      Война оставили свои отметины на теле папы: июнь 1941 года лёгкое осколочное ранение в левый глаз (Волховский фронт), в июне 1943 года он получил лёгкое осколочное ранение в стопу (Волховский фронт), а в 13.03.1944 в левое бедро (3-ий Прибалтийский фронт). Последнее ранение лёгкое пулевое он получил в августе 1944 года (3-ий Прибалтийский фронт). Понятие лёгкое ранение во время войны означало, что либо человек просился на фронт и старался, чтобы его не списали, либо катастрофически не хватало воинов, и госпиталя, наполненные ранеными, старались освободить место для вновь поступающих раненых бойцов. Батальон, в котором служил папа, участвовал в Тихвинской (Ленинградская область) оборонительной и наступательной операциях. С октября по февраль 1943 года на Западном фронте обеспечивал переправы через Днепр (Украина). В феврале 1944 года возвращён на северо-западное направление. В июне 1944 года был передан Ленинградскому фронту, участвовал в Выборгской операции. 7-9 июля 1944 наводил переправу войск 115-го стрелкового корпуса через реку Вуоксу близ деревни Харьюла  (Финляндия). 12 августа 1944 года вошёл в состав десантной группы, для десанта на Тёплом озере (Карелия, Россия). Участвовал в Рижской (Латвия) операции.  14 октября 1944 года наводит переправы через Западную Двину в районе Румпмуйжа (Эстония). В декабре 1944 года переброшен в Польшу. В 1945 году обеспечивает переправы через водные преграды для 4-ой гвардейской танковой армии, в ходе наступления с Сандомирского (Польша) плацдарма и далее на запад.17 марта 1945 года 1945 года наводил мост на реке Нейсе у населённого пункта Ейтриц недалеко от Шпремберга (Германия). В двадцатых числах апреля 1945 года обеспечивал переправы танков через канал Тельтов, на подступах к Берлину. Это малая толика того, что выполнил батальон.  Папа остался верным сыном Отечества, не струсил, не сдался в плен, и даже раненый продолжал свою работу, приближая победу русского народа, в 159 тяжёлом  отдельном механизированном понтонно-мостовом батальоне, в  состав которого входили люди многих национальностей. Все вместе они гнали фашиста до Берлина, освобождая от фашистского ига не только Россию, но и многие государства Европы!

Интересно мне было подсчитать приблизительно, по имевшимся сведениям, сколько всего папа перевёз в составе батальона.

Только при переправе 191-ой дивизии через Тёплое  (Чудско-псковское) и Чудское озеро 16-17 августа 1944 года (Лана-Мехикоормская десантная операция) с целью освобождения города Тарту в Эстонии – переправлено на западный берег свыше 1000 бойцов 191-ой стрелковой дивизии, 34 тонны груза и 65 орудий и миномётов. И это только за два дня! А война длилась 1418 дней. Наши войска заняли при поддержке артогня кораблей и артиллерии заняли значительный плацдарм 10 км по фронту, и до 6 км вглубь. Но немцы поднимали в небо по 18- 25  самолётов три раза в день (всего от 54 до 75 самолётов) и непрерывно бомбили наши корабли, а наши самолёты делали 24 вылета в день. За два дня были потоплены бронекатер БК- 323, миномётный катер МК-5, сторожевой катер И-27, 15 тендеров (судно, находящееся на борту более крупного судна, служащее для высадки), 4 других катера, из 14 паромов затонуло 7, многие суда были повреждены. Личный состав тоже понёс большие потери. Уцелевшие корабли работали с предельной нагрузкой, выполняя без отдыха до 20 рейсов. Лейтенант Миронов, мой папа в августе 1944 года получил пулевое ранение и за эту войсковую операцию был удостоен ордена «Красная Звезда».

И это только за два дня, а таких дней было 1418, а значит, папа вместе с батальоном переправил: 709000 бойцов, а вся Уфа чуть больше 1 млн жителей, если прибавить к ней жителей Шакши, Базилевки, Федоровки, от Князево  до Иглино, Дёмы, Затона. В составе батальона он перевёз 23306 тонн грузов, примерно учеников 2000-сяч школ, таких как №78 в Шакше, 46085 орудий и миномётов. Или, например, З64 вагона с грузами, или более 6 поездов с танками, или 5 поездов с горючим.

По данным военного архива: танк Т-34 весил 26 т., ППШ-41 самая массовая советская пушка, ЗИС-3, гаубица-пушка МЛ-30 весили по 1 т. каждая, снаряд для пушки от 6 кг., автомат Калашникова весил 3,2 кг., патрон 7,9 гр., ящик патронов 27 кг., вагон крытый гружёный 68 т., платформа гружёная 71 т., цистерна гружёная 67 тонн.

Если посчитать, то во время Великой Отечественной войны три понтона в связке при помощи катеров, могли перевезти груз от 30 тонн, а это один танк и 4 пушки, или 1000 учеников (для сравнения это ученики школ №78 и №131 в Шакше). 

На паромных пантонах, которые тянут при помощи катеров, могли перевозиться грузы до 75 тонн:

-1 вагон, гружёный автоматами и боеприпасами 68 тонн и 7 пушек;

-1 ж/д платформа с 2 танками;

-1 цистерна с горючим для самолётов и танков 67 тонн и 8 пушек;

-12500 снарядов для пушек;

-1000 человек с оружием или учеников школ № 33, №78, №131, №137, практически всех учеников Шакши (по грузоподъёмности, но места для всех бы не хватило, ведь дети легче взрослых);

-2777 ящиков с патронами;

-23125 автоматов Калашникова; и многое другое.

Вот именно так и работал 159-ый отдельный тяжёлый моторизованный понтонно – мостовой батальон, возводя мосты, через широкие реки, и переправляя по рекам на понтонах людей и оружие, при этом используя катера, но прежде всего проверяя не заминировал ли враг дно рек и каналов. А потом, уже в Берлине понтонёры вместе со всеми праздновали свою заслуженную Победу! Праздновали вместе с освобождёнными народами Европы и союзническими, войсками Великобритании и Америки.

 

Z

9k=

География войны

 

 

 

 

 

 

Z

 

 

Масштабная модель ЗИС-5 Понтонный парк Н2П Автомобиль «литер А1»

ЗИС-5 Понтонный парк Н2П Автомобиль «литер А2»

 

Масштабная модель ЗИС-5 Понтонный парк Н2П Автомобиль «литер А2»

 

 

 

03-30 санитарный  41г.

 

 

Масштабная модель 03-30 санитарный 41г.

Внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зенитное орудие 76 мм к ЗИС-6 (транспортное положение)

Масштабная модель Зенитное орудие 76 мм к ЗИС-6 (транспортное положение)

 

   ЯГ-10 с зенитной пушкой

ЯГ-10 с зенитной пушкой

 

Масштабная модель ЯГ-10 с зенитной пушкой

 

 

 

 

Советские саперы наводят переправу через Сев. Донец в городе Лисичанске. Южный фронт, 1942 год

К моменту начала Великой Отечественной войны инженерные войска

года во всех западных округах в сумме имелось армейских инженерных частей: два саперных батальона, два инженерных батальона и только один моторизованный инженерный батальон.

Возведение противотанковых заграждений, июнь 1942 года

Офицеры инженерных войск готовились в четырех училищах (Ленинград, Москва, Борисов, Чернигов) и военно-инженерной академии. Некомплект командного состава инженерных войск к началу войны составлял 40%, что делало их мало боеспособными. В летних боях 1941 года саперы активно использовались как подвижные отряды заграждений. Они, прикрывая отход войск, выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мост, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. Однако, в тяжелых ситуациях инженерные части нередко использовались и в качестве пехоты.

Саперы в освобожденном Смоленске

Саперы-штурмовики на 1-м Белорусском фронте, лето 1944 года

Численность инженерных войск постепенно возрастала. К 1944 году они составляли до 7% общей численности армии.

Советские саперы при разминировании

К началу операции по освобождению Ленинграда.

 
2Q==

Судовой забортный агрегат СЗ-20

Катер БМК-90 имел металлический корпус с носовым и кормовым отделениями. Двигатель ЗИС-120 мощностью 75 л.с. устанавливался в носовом отделении. Максимальная скорость катера на воде достигала 20,5 км/ч, а тяговое усилие на швартовах – 1100 кгс.


9k=


9k=

Буксирно-моторный катер БМК-90 и БМК-150


Z

Транспортировка катера БМК-150 по суше


9k=

Буксирно-моторный катер БМК-130

 

С помощью этого катера обеспечивалась буксировка 50-т парома парка ТПП со скоростью 8 км/ч. Катер по суше перевозился на специальном прицепе за автомобилем. Время спуска катера с прицепа на воду расчетом из четырех человек составляло 6-8 мин. Катер БМК-90 был простым по конструкции, в управлении и обслуживании, что было немаловажным при обучении экипажей.

 

Переправа самоходной артиллерийской установки на пароме из парка Н2П 103 понтонного батальона через реку Днепр в районе Перевалочная. Октябрь 1943 года

Переправа самоходной артиллерийской установки на пароме из парка Н2П

 

Most2

    В годы войны (1941-1945) Мордовщиковским судомостовым заводом было изготовлено большое количество различной оборонной продукции, в том числе, 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП, 162 катера понтонного парка СП-19.


2Q==

Наплавной мост из парка Н2П

Парк перевозился на специально оборудованных автомобилях ЗИС-5 или тракторах с прицепами. Следует отметить, что парк Н2П оказался лучшим понтонным парком из всех армий, принимавших участие во Второй мировой войне. Так, понтонный парк США того времени обеспечивал переправу войсковой техники массой не более 32 т.

 

 

2Q==

 

Наплавной мост из парка ТМП от 60 до 100тонн (улучшенный вариант Н2П)

 

Z

Наплавной мост из парка ПМП-М (улучшенный парк Н2П, грузоподъемностью 60 т)

Z

 

Лаговый паром грузоподъемностью 40 тонн из парка ПМП

География войны

 

 

 

 

 

 

Z

 

 

Масштабная модель ЗИС-5 Понтонный парк Н2П Автомобиль «литер А1»

ЗИС-5 Понтонный парк Н2П Автомобиль «литер А2»

 

Масштабная модель ЗИС-5 Понтонный парк Н2П Автомобиль «литер А2»

 

 

 

03-30 санитарный  41г.

 

 

Масштабная модель 03-30 санитарный 41г.

Внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зенитное орудие 76 мм к ЗИС-6 (транспортное положение)

Масштабная модель Зенитное орудие 76 мм к ЗИС-6 (транспортное положение)

 

   ЯГ-10 с зенитной пушкой

ЯГ-10 с зенитной пушкой

 

Масштабная модель ЯГ-10 с зенитной пушкой

 

 

 

 

Советские саперы наводят переправу через Сев. Донец в городе Лисичанске. Южный фронт, 1942 год

К моменту начала Великой Отечественной войны инженерные войска

года во всех западных округах в сумме имелось армейских инженерных частей: два саперных батальона, два инженерных батальона и только один моторизованный инженерный батальон.

Возведение противотанковых заграждений, июнь 1942 года

Офицеры инженерных войск готовились в четырех училищах (Ленинград, Москва, Борисов, Чернигов) и военно-инженерной академии. Некомплект командного состава инженерных войск к началу войны составлял 40%, что делало их мало боеспособными. В летних боях 1941 года саперы активно использовались как подвижные отряды заграждений. Они, прикрывая отход войск, выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мост, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. Однако, в тяжелых ситуациях инженерные части нередко использовались и в качестве пехоты.

Саперы в освобожденном Смоленске

Саперы-штурмовики на 1-м Белорусском фронте, лето 1944 года

Численность инженерных войск постепенно возрастала. К 1944 году они составляли до 7% общей численности армии.

Советские саперы при разминировании

К началу операции по освобождению Ленинграда.

 
2Q==

Судовой забортный агрегат СЗ-20

Катер БМК-90 имел металлический корпус с носовым и кормовым отделениями. Двигатель ЗИС-120 мощностью 75 л.с. устанавливался в носовом отделении. Максимальная скорость катера на воде достигала 20,5 км/ч, а тяговое усилие на швартовах – 1100 кгс.


9k=


9k=

Буксирно-моторный катер БМК-90 и БМК-150


Z

Транспортировка катера БМК-150 по суше


9k=

Буксирно-моторный катер БМК-130

 

С помощью этого катера обеспечивалась буксировка 50-т парома парка ТПП со скоростью 8 км/ч. Катер по суше перевозился на специальном прицепе за автомобилем. Время спуска катера с прицепа на воду расчетом из четырех человек составляло 6-8 мин. Катер БМК-90 был простым по конструкции, в управлении и обслуживании, что было немаловажным при обучении экипажей.

 

Переправа самоходной артиллерийской установки на пароме из парка Н2П 103 понтонного батальона через реку Днепр в районе Перевалочная. Октябрь 1943 года

Переправа самоходной артиллерийской установки на пароме из парка Н2П

 

Most2

    В годы войны (1941-1945) Мордовщиковским судомостовым заводом было изготовлено большое количество различной оборонной продукции, в том числе, 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП, 162 катера понтонного парка СП-19.


2Q==

Наплавной мост из парка Н2П

Парк перевозился на специально оборудованных автомобилях ЗИС-5 или тракторах с прицепами. Следует отметить, что парк Н2П оказался лучшим понтонным парком из всех армий, принимавших участие во Второй мировой войне. Так, понтонный парк США того времени обеспечивал переправу войсковой техники массой не более 32 т.

 

 

2Q==

 

Наплавной мост из парка ТМП от 60 до 100тонн (улучшенный вариант Н2П)

 

Z

Наплавной мост из парка ПМП-М (улучшенный парк Н2П, грузоподъемностью 60 т)

Z

 

Лаговый паром грузоподъемностью 40 тонн из парка ПМП

9k=

Регион Республика Башкортостан
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Уфа

Боевой путь

МИРОНОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ 1917 г.р. уроженец села Миловка Уфимского района Дмитриевского сельсовета БАССР, с 1957 года проживал в Шакше (Уфимский район, затем Калининский города Уфы)      

Война оставили свои отметины на теле папы: июнь 1941 года лёгкое осколочное ранение в левый глаз (Волховский фронт), в июне 1943 года он получил лёгкое осколочное ранение в стопу (Волховский фронт), а в 13.03.1944 в левое бедро (3-ий Прибалтийский фронт). Последнее ранение лёгкое пулевое он получил в августе 1944 года (3-ий Прибалтийский фронт). Понятие лёгкое ранение во время войны означало, что либо человек просился на фронт и старался, чтобы его не списали, либо катастрофически не хватало воинов, и госпиталя, наполненные ранеными, старались освободить место для вновь поступающих раненых бойцов. Батальон, в котором служил папа, участвовал в Тихвинской (Ленинградская область) оборонительной и наступательной операциях. С октября по февраль 1943 года на Западном фронте обеспечивал переправы через Днепр (Украина). В феврале 1944 года возвращён на северо-западное направление. В июне 1944 года был передан Ленинградскому фронту, участвовал в Выборгской операции. 7-9 июля 1944 наводил переправу войск 115-го стрелкового корпуса через реку Вуоксу близ деревни Харьюла  (Финляндия). 12 августа 1944 года вошёл в состав десантной группы, для десанта на Тёплом озере (Карелия, Россия). Участвовал в Рижской (Латвия) операции.  14 октября 1944 года наводит переправы через Западную Двину в районе Румпмуйжа (Эстония). В декабре 1944 года переброшен в Польшу. В 1945 году обеспечивает переправы через водные преграды для 4-ой гвардейской танковой армии, в ходе наступления с Сандомирского (Польша) плацдарма и далее на запад.17 марта 1945 года 1945 года наводил мост на реке Нейсе у населённого пункта Ейтриц недалеко от Шпремберга (Германия). В двадцатых числах апреля 1945 года обеспечивал переправы танков через канал Тельтов, на подступах к Берлину.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: