Моднов Сергей Герасимович
Моднов
Сергей
Герасимович
Лейтенант 260-й орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского БАП / Лётчик Дальней Бомбардировочной Авиации
28.11.1918 - 16.08.1943

История солдата

Моднов Сергей Герасимович (28.11.1918 -16.08.1943 гг.).

Дата рождения: 28 ноября 1918 года

Место рождения: Горьковская обл., Муромский р-н, д. Корниловка

**********************************************************************************************************

Мать: Моднова (Спиридонова) Евдокия Фёдоровна (1892, 1896 -1966 гг.) неграмотная, колхозница.

27 октября 1943 года приказом ГУК НКО № 01761 Сергей Моднов был исключен из списков офицерского состава как погибший при катастрофе самолета 16 августа 1943 года. 

После гибели сына в бою за Социалистическую Родину при выполнении боевого задания Евдокии Фёдоровне было вручено 23 ноября 1943 года извещение ГУК НКО, полученное Муромским РВК, о его гибели и ей была назначена пенсия в РВК после гибели сына офицера.

Отец: Моднов Герасим Алексеевич (1892, 1894 - 29.08.1968 гг). Член колхоза им. «Новый путь» с 1932 года. С 1947 года работал разнорабочим в колхозе. Грамотный. Проживал с семьей в д. Корниловка в доме № 12 1928 года постройки, с баней 1935 года постройки и дворовыми постройками. Имел корову на 1952-1954 гг. 

**********************************************************************************************************

Партийность: член ВЛКСМ с 1933 года.

Отчетная карточка на кандидатскую карточку № 3384318 (образца 1936 года) на вступление в ВКП(б)  была выдана 21 сентября 1941 года начальником политического отдела 37 авиадивизии Фёдоровым и получена Сергеем Герасимовичем. 

Кандидатские партийные документы Моднова С.Г. были погашены Главным управлением РККА 12 ноября 1943 года "Погиб". 

**********************************************************************************************************Семейное положение: Женат

Супруга: Моднова (Карасева) Татьяна Сергеевна 14 декабря 1915 года рождения.

К сожалению, как познакомились Татьяна и Сергей Модновы, как долго встречались, неизвестно.

Возможно, это произошло в г. Саратов по адресу: САРАТОВ, УЛИЦА РАБОЧАЯ, 22, куда поступил в Саратовский аэроклуб младший родной брат его будущей Супруги - Александр Сергеевич Карасёв. Саратовский аэроклуб который готовил кадры для летных военных  училищ и пилотов запаса.

В 1933 году в Саратове было создано городское отделение ОСоАвиаХИМа. Для его размещения было выделено бывшее здание Германского консульства. В том же году созданная 2 августа 1930 года в составе одной группы из 8 человек саратовская авиашкола была реорганизована в аэроклуб, который также разместился на Рабочей улице.

Интересно, что гражданская авиация сосуществовала на одном аэродроме с аэроклубом до начала Великой Отечественной войны.

С началом войны ОСоАвиаХИМ и аэроклуб начали работать по требованиям военного времени. В октябре 1941 года Саратовский аэроклуб был передан в ведение ВВС. Сотням лётчиков Саратовский аэроклуб дал путёвки в небо. Двадцати шести воспитанникам Саратовского аэроклуба присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них капитан С.Ф. Тархов, получивший это звание одним из первых в стране. А также наши земляки: летчица Таманского женского ночного 

авиаполка Р.Е. Аронова, В.М. Безбоков, К.В. Иванов, К.П. Панченко, С.И. Харламов и другие.

Информация о заключении брака Сергея и Татьяны стала известна  мне16.06.2022 года. Моднов Сергей Герасимович не был холост (!!!), как мы все считали! У него была Супруга: Татьяна Сергеевна 25 -ти лет, 1915 г.р. 

Запись акта о заключении брака номер 2039 от 04.12.1940 с Карасева (Моднова) Татьяна Сергеевна 25 лет. Саратовское городское бюро ЗАГС.

Брак был зарегистрирован в Саратове перед войной: 04.12.1940 года!

Сергею Герасимовичу было 22, его Жене - 25! Детей не момент вступления в брак не было, для Супругов брак был первым.  Он был военнослужащим 56-й Сб авиаполка, она – студентка пединститута в г. Саратов. На момент регистрации брака новобрачные проживали по адресу:  г. Саратов, ул. Дзержинского, д.26, кв.4 (сейчас тот дом снесен, возведен многоэтажный жилой дом). 

После окончания военно-воздушной школы в г. Энгельс Саратовской области, Сергей Герасимович был отправлен в летную часть Забайкальского военного округа до 31 декабря 1940 года.  Супруга Татьяна Сергеевна Моднова должна была закончить учебный год в пединституте и летом 1941 года выехать к нему. В июне 1941 года началась ВОЙНА !!! 

Татьяна Сергеевна Моднова (14.12.1915-07.08.1998 гг.) была вдовой с 1943 года по 1953 год, получила свидетельство о смерти мужа от 5 сентября 1949 года, выданное Сампурским РВК Тамбовской области: извещение от 05.09.1949 года форма 15.

Прямых потомков у четы Модновых Татьяны Сергеевны и Сергея Герасимовича нет. 

От второго брака Супруги Татьяны Сергеевны (Карасёвой, Модновой, Мироновой) есть внучка Ольга и внук Сергей Мироновы, проживающие в г. Саратов. Внук сына - Бориса Николаевича Миронова, Сергей Борисович был назван по настоянию Татьяны Сергеевны, не Дмитрием, как хотела его Мама, а Сергеем. Возможно, в память о Сергее Герасимовиче Моднове - первом Супруге вдовы. 

Миронова Татьяна Сергеевна умерла тоже в августе, как и её первый Супруг - 07 августа 1998 года в г. Саратов. Захоронена на Елшанском кладбище г. Саратов, уч. 169 В.

**********************************************************************************************************Образование: 9 классов Монаковской средней школы Муромского района Горьковской области в 1936 году.

Военное образование: В 1939 году закончил Энгельсское военно –авиационное училище.

Дата поступления на службу: 13.08.1936

Воинское звание: лейтенант

Год присвоения звания лейтенант: 1939 год, номер:05072.

Социальное положение и происхождение:

Учащийся из крестьян.

Профессия (специальность): не имеет.

Партийное образование: не имеет.

Ранения или контузии: не имеет.

Почетно - революционные награды: не имеет.

Налёт Моднова С.Г. на самолете СБ (Скоростной бомбардировщик) - скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева. Первый полёт совершил 7 октября 1934 года под управлением лётчика-испытателя К. К. Попова. Первый серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6616 самолётов различных модификаций.

Вывозной 24 п 2 ч 33 мин.

Контрольный 5 п 1 ч 06 мин.

Самостоятельный 40 п 6 ч 45 мин.

Итог: 69 п. 10 ч 24 мин.

С 29 июля по 11 августа 1938 г 250 советских самолетов (180 бомбардировщиков и 70 истребителей) участвовало в боевых действиях против японских агрессоров в районе озера Хасан на Дальнем Востоке. Основную мощь ударной группы бомбардировщиков составили самолеты СБ (120 бомбардировщиков). Советские летчики наносили бомбовые и штурмовые удары по противнику в полосе обороны и по его резервам в тылу. Особенно сильный удар был нанесен 6 августа - в день штурма сопки Заозерной. Перед началом штурма была проведена авиационная подготовка, когда в течении полутора часов советская авиация непрерывно бомбила японские войска. Мощные удары бомбардировщиков оказали деморализующее воздействие на противника, понесшего большие потери в живой силе и технике. В боях у озера Хасан впервые в советской авиации была применена практика использования крупных соединений бомбардировщиков (по 27-36 самолетов одновременно). Массированные удары авиации оказали существенную поддержку наземным войскам и способствовали быстрому разгрому японских агрессоров.

Он был пригоден для использования младшим летчиком в Д.Б.А. 

Воинские части: 56 сбап ЗабВО, 56 ббап45 зап

Наименование воинской части: 

  1. 56 сбап ЗабВО.

Справочно: период существования: 1939-1994. 

Участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол – с 20 июля 1939 года по 16 сентября 1939 года.

Период вхождения в действующую армию: с 20 июля 1939 года по 21 июня 1940 года – в составе ВВС 1-й Армейской Группы Забайкальского ВО. На вооружении имел бомбардировщики СБ. К октябрю 1941 года планировалось перевооружить полк на Пе-2. В 1942 году входил в состав ВВС 17-й Армии Забайкальского фронта. Переименован в 56-й бап. Участвовал в боях против Японии в августе-сентябре 1945 года на Забайкальском фронте в составе 247-й бад.

56 ббап

Справочно: 56 ближне-бомбардировочный авиационный полк: период в составе действующей армии: 08.08.1945 — 02.09.1945.Командир 56 ббапМуравьев Григорий Наумович (12.03.1907 г.р., Грозненская обл., г. Грозный, Старые нефтяные промыслы, п. Старый), полковник. Дата окончания службы: 17.05.1954).

  1. 45 зап

Справочно: 

45-й запасный стрелковый полк входил в состав 44-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, дислоцировался вблизи города Орла. В связи с приближением немецких войск в октябре 1941 года 44-я зсбр была передислоцирована в Уральский военный округ. 

  1. 244-я бад 260 бомбардировочного авиационного ордена Кутузова полкаВС 17 ВА (СССР) ВС.

Справочно:

244-я бомбардировочная авиационная Лозовская Краснознамённая дивизия (23.09.1943 г.).

Командиром полка с 13.07.1941г. по ноябрь 1944г. являлся подполковник Забелин Алексей Федорович.

28.06.1942г. полк направлен в 23-й ЗАП Усть-Ордынский АО Иркутской области на ст. Белая (военный городок «Южный») входил в подчинение Забайкальского ВО.

С 09.09.1942г. личный состав 260 ББАП (ближне-бомбардировочный авиаполк) проходил в г. Красноярске Сибирского ВО (на базе 45-го ЗАП) переучивание на американские четырехэкипажные (летчик, штурман, стрелок-радист, стрелок) самолеты "Бостон А-20" поставляемые по "ЛЕНДЛИЗу".

Отличительным знаком самолетов 260-го БАП была молния (сначала белого, затем темного цветов) в носовой части с обеих сторон, сразу после кабины штурмана и ниже кабины пилота. На молнии наносились ордена Михаила Кутузова III степени (орден полка) и Богдана Хмельницкого II степени (орден дивизии).

В разное время, на различных аэродромах, на протяжении всего фронтового пути 260-й авиаполк обслуживался различными Батальонами Аэродромного Обслуживания (БАО) 23-го Района Авиационного Базирования (РАБ) 17 ВА. Например, 460-й ордена Красного Знамени Батальоном Аэродромного Обслуживания, 694 БАО, 432-й и 555-й (информация проверяется).

Судьба: Погиб

Дата окончания службы: 16 августа 1943 года (дата смерти). 

Источник информации: ЦАМО

Номер шкафа: 668

Номер ящика: 1127

Участвовал в боях в МНР 1939 года.

Кадровый военный летчик: ВРИД командира АЭ, бомбардировочная авиация дальнего следования (Д.Б.А.) (Дуглас А-20 Бостон).

Погиб 16 августа 1943 года при выполнении боевого задания в 244 - ой бомбардировочной авиационной Лозовской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии (244-я бад) 260 бомбардировочного авиационного ордена Кутузова полка вследствие катастрофы в воздухе в боях на южном фасе Курской дуги, в Белгородской области, у хутора Боготобин (Вейделевский район), позже перезахоронен в братской могиле в Курской области, зерносовхоз Викторополь, 4-ое отделение (сегодня – п. Викторополь Вейделевского района Белгородской области).

Возможно посмертно награжден орденом Красного Знамени. Прижизненных наград нет. 

Регион Нижегородская область
Воинское звание Лейтенант 260-й орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского БАП
Населенный пункт: Навашино
Воинская специальность Лётчик Дальней Бомбардировочной Авиации
Место рождения деревня Корниловка
Годы службы 1939 1943
Дата рождения 28.11.1918
Дата смерти 16.08.1943

Боевой путь

Место призыва Муромский РВК Горьковская область
Дата призыва 13.08.1936
Боевое подразделение 244-ой бомбардировочная авиационная Лозовской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизия (244-я бад) 260 бомбардировочный авиационного ордена Кутузова полка
Завершение боевого пути Россия, Белгородская область, Вейделевский район, п. Викторополь. Ранее в Курской области, хутор Боготобин.
Принимал участие Участвовал в боях в МНР 1939 года. В боях на южном фасе Курской дуги, в Белгородской области, у хутора Боготобин (Вейделевский район Белгородской области)

Участвовал в боях в МНР 1939 года.

Кадровый военный летчик: ВРИД командира АЭ, бомбардировочная авиация дальнего следования (Д.Б.А.) (Дуглас А-20 Бостон).

Погиб 16 августа 1943 года при выполнении боевого задания вследствие катастрофы в воздухе в боях на южном фасе Курской дуги, в Белгородской области, у хутора Боготобин (Вейделевский район), позже перезахоронен в братской могиле в Курской области, зерносовхоз Викторополь, 4-ое отделение (сегодня – п. Викторополь Белгородской области).

Воспоминания

Воспоминания М. Е. Кляманина, уроженца д. Корниловка Горьковской области:

Воспоминания М. Е. Кляманина
Поступили от вдовы автора Е. Ф. Спириной. Общая тетрадь в коленкоровой коричневой обложке. 17х20х1. Содержит 154 страницы, пронумерованных автором. Нумерация начинается со второго листа. На 33-х первых листах записи имеются только с одной стороны листа, на оставшихся – с двух. Текст рукописный, написан шариковой ручкой синего цвета.
Воспоминания были написаны в 1982 году и охватывают время от рождения автора в 1922 году до 1982 года.
Подготовка текса и вступительная статья А. А. Горской
С. 43
Из деревни нас в это время училось в Монакове восемь человек, из них в живых осталось всего три человека, остальные погибли на войне. У всех нас тогда была мечта стать военным офицером, примером этого нам служил Моднов Сергей Герасимович – курсант летного училища и Спирин Егор Владимирович – курсант медицинского училища (оба тоже погибли).

интернет - ресурсы:

http://www.pobeda1945.su/frontovik/1559



https://www.moypolk.ru/soldier/modnov-sergey-gerasimovich



https://foto.pamyat-naroda.ru/view/69089038



https://museum-murom.ru/scientific-work/sources-publishing/vospominaniya-klyamanina



https://1418museum.ru/heroes/229129/

Викторопольский аэродром

В школьном музее «Зале боевой и трудовой славы», хранятся вещи Великой Отечественной войны, которые напоминают нам о создании и деятельность военного аэродрома в годы войны на территории села: табличка, на которой написано «Боевому товарищу Перскому Ефиму Соломоновичу (1922 - 1942 г.) от боевого коллектива», фронтовые фотографии лётчиков и фотографии после войны, документы из архивов о личном составе полков и отдельных лётчиках, воспоминания тружеников тыла. Шла Великая Отечественная война, наши войска с тяжёлыми боями отступали в глубь страны. Население района на себе чувствовало приближение фронта, народ всячески помогал на благо победы. К октябрю 1941 года в нашем посёлке Викторополь начали строить два военных аэродрома. Один из них – в двух километрах, северо-западнее посёлка – между хутором Боготобиным и Опытным полем, рядом с дорогой на село Клименки. Второй аэродром находился южнее Викторополя, между лесами Ясинов и Софьино. С восточной стороны границей аэродрома являлась дорога, ведущая в хутор Попов.
До сих пор на окраинах леса можно заметить стоянки для самолётов, остатки землянок, окопы. В строительстве и обслуживании этих аэродромов принимали участие жители Викторополя, Клименок, Яропольцев, Белого Колодезя, Николаевки и других сёл нашего района. Они вместе с военными сооружали специальные укрытия ангары, которые частично спасали самолёты от осколков поблизости разорвавшихся бомб и пулемётных выстрелов немецких самолётов.
Какие авиационные полки базировались на аэродроме Викторополь, до оккупации района мы не знаем, но из воспоминаний старожилов мы знаем, что самолёты были разной модификации И -16, И – 153, ЯК – 2, ЯК – 4. [4; 4]
Конечно трудно было нашим лётчикам, осваивать новую технику приходилось в боевых полётах, война почти не оставляла времени на изучение новых типов самолётов. Едва экипаж научился делать взлёты и посадку, его сразу же отправляли в бой, в результате этого были большие боевые потери.
Так 316 отдельный разведывательный авиационный полк через полтора месяца боёв утратил боеспособность, в конце декабря 1941 года полк был расформирован. При этом на его базе были сформированы две отдельные разведывательные эскадрильи: 90 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья и 91 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья. 90 ОРАЭ базировалась на аэродроме Викторополь до июля 1942 года. Она входила в состав 272 ночной бомбардировочной авиационной дивизии. Командир дивизии – полковник П.О. Кузнецов, с конца декабря по июнь 1942 года командиром был капитан М.П. Воронин. За период с 29 апреля по 10 июня 1942 года погибли три лётчика эскадрильи. Из донесений о безвозвратных потерях Упр. ВВС ЮЗФ ОК в воздушной армии (№16360 от 21.07.42 г.): « 5 июня 1942 года на аэродроме Викторополь потерпел катастрофу самолёт. Экипаж в составе командира звена старшего лейтенанта Волкова И.П., штурмана звена старшего лейтенанта Дементьева И.Н. и стрелка-радиста Травушкина В.И. погиб. Похоронены на кладбище зерносовхоза «Викторополь» Вейделевского района.»
В начале марта 1942 года на Викторопольский аэродром был переброшен 6-й истребительный авиационный полк. С нашего аэродрома вылитали на харьков 1 сентября на высоте 6000 метров командир звена младший лейтенант И.А. Желтов на самолёте И-153 вступил в бой один на один с Ю-88. После нескольких атак «Юнкерс», объятый пламенем, рухнул на землю. Так же полк выполнял боевую задачу по прикрытию переправы через Северский Донец и железнодорожные узлы в Валуйках и Уразово. О том, как воевали лётчики полка можно судить из событий. 8 апреля 1942 года четвёрка ЯК-1с командиром полка майором Моисеевым встретили двенадцать Ю-88, пытавшихся бомбить железнодорожный узел в Валуйках. Умелыми действиями наши лётчики обратили фашистские самолёты в бегство. 17 мая майор Моисеев не вернулся из боя…
Весной – летом 1942 года на Викторопольском аэродроме располагался 273 истребительный авиационный полк. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество в ноябре 1942 года полк был преобразован в 31 гвардейский истребительный авиационный полк. В феврале 1945 года полк был награждён орденом Суворова.
Выясняя историю дюралюминиевой таблички с изображением авиационной эмблемы и со словами «Боевому товарищу Перскому Ефиму Соломоновичу…», удалось установить, что сержант Перский Ефим Соломонович, лётчик ИАП, 30 июня 1942 года после выполнения боевого задания при посадке на аэродром врезался в землю. Самолёт сгорел, лётчик погиб и похоронен на кладбище в Викторополе. В тот же день не вернулся с боевого задания командир 273 истребительного авиационного полка майор Кошевой И.Т.
С весны 1942 года на аэродроме базировался 512 истребительный авиационный полк. В феврале 1943 года за мужество и героизм, проявленные лётчиками полка в Сталинградской битве 512 истребительный авиаполк был преобразован в 53 гвардейский Сталинградский полк. Из воспоминаний Зинаиды Королёвой, оружейницы 512 ИАП: «После окончания учебного подразделения меня распределили в 512 ИАП, базировавшийся в Викторополе. На станции Валуйки, по пути в Викторополь, попали под бомбёжку. Там стояло много составов с горючим и боеприпасами. Всё это взрывалось и горело. Мы успели выйти за пределы станции и укрепились во рву. До аэродрома добрались без потерь. И началась наша служба в батальоне аэродромного обслуживания. Лётчики воевали на самолётах ЯК-1 и ЛАГГ-3. Велись ожесточённые бои с врагом, и самолёты возвращались порой изрешечёнными пулями».
Из отчёта о боевых действиях 512 ИАП во время нахождения его на аэродроме Викторополь: «13 мая 1942 года в районе Старый Салтов был сбит ЛАГГ-3 лейтенанта Жернова. Лётчик получил ранение ног, спасся на парашюте. Во второй половине дня в том же районе при вынужденной посадке был полностью разбит ЛАГГ-3 командира звена Г.С. Дубенка. Пришлось также садиться на вынужденную посадку командиру эскадрильи, старшему лейтенанту И.П. Моторному и его заместителю, старшему лейтенанту В. Макарову.
Девятый гвардейский истребительный авиаполк находился на аэродроме Викторополь в первой половине 1942 года. За время войны лётчиками полка было уничтожено более 580 самолётов. 25 лётчиков полка стали Героями Советского Союза. В брадской могиле в Викторополе захоронено несколько лётчиков 9 ГИАП.



АЭРОДРОМЫ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА



Изучая военную авиацию на Харьковском и Юго-Западном направлении фронта, нами были найдены интересные факты, связанные с боевыми действиями. Аэродромы Викторополь (Вейделевка, Опытное Поле) входил в состав 23 района авиационного базирования, в Уразовский авиационный узел. Удалось установить, что с октября 1941 года аэродромы в районе Викторополя были задействованы. Лётный состав аэродромов Викторополь, Зенино, Куликовы Липяги, хутор Кулькин, Олейники, Уразово вёл бои в районе Харькова, Чугуева. Проводили штурмовки, прикрывали с воздуха наши войска, наносили бомбовые удары по скоплению вражеской техники, прикрывали железную дорогу Валуйки – Уразово от налётов вражеской авиации. На начальном этапе войны осень-зима 1941 года на вооружении войск, на данных аэродромах были старые самолёты И-153, И-16, не смотря на то, что они уступали по характеристикам самолётам противника, наши лётчики оказывали упорное сопротивление.
В 1942 г. боевой состав 17-й воздушной армии с соединениями базировались в Викторополе 5-я гвардейская штурмовая авиационная эскадрилья, руководил полковник Коломейцев Л.В. на вооружении были самолёты ИЛ-2, Як-1, Ла-5.
Стремясь остановить противника, истощить его посылались к переправам самолеты. Так, к ударам подключились «Бостоны» 244-й бад. Несколько налетов на неприятельские войска на западном берегу Северского Донца выполнили штурмовики 1-го шак. «Бостоны А-20» появились с 1942 года. Первая катастрофа на территории Викторополя на 4 отделении произошла с экипажем Моднова Сергея Герасимовича из 244 БАД погиб 16.08 1943 г. катастрофа в воздухе при выполнении боевого задания.
Из воспоминаний Марии Семёновны Капустиной мы узнали о том, что летом 1942 года её мама разговаривала с Василием Сталиным, хотя сама об этом не знала. Об этом позже сказал один из военных, слышавший их разговор. Из проверенных данных можно только сказать, что летом 1942 года 434 истребительный авиационный полк, которым командовал Василий Иосифович Сталин в то время, базировался на аэродроме Уразово. Мария Семёновна рассказала, что лётчики полка были расквартированы по домам и в их доме то же жили. Она вспомнила фамилии некоторых из них, в числе которых Николай Грезин, похороненный на Опытном Поле. Из донесений о безвозмездных потерях 66 штурмовой авиационной дивизии за апрель 1943 года «Потерпел катастрофу самолёт 66 штурмового авиационного полка, лётчик, сержант Грезин Николай Петрович, погиб 16 апреля 1943 года. Похоронен возле аэродрома «Опытное Поле». После войны останки лётчика были перенесены в братскую могилу в Викторополь.
Завершая исследование нужно сказать, что из вот таких событий формируется подвиг на войне. Эти летчики, не жалея своей жизни ковали светлое будущее для нас. Вечная память нашим героям, мы преклоняем над их подвигом головы.
В заключении подведём итоги нашему исследованию, цели и задачи исследования были выполнены. Нам удалось узнать и найти информацию о военном аэродроме, в посёлке Викторополь. Так же в ходе исследования мы подтвердили фактами, что на территории Вейделевского района действовали ещё несколько аэродромов, которые были связаны между собой и входили в одну группу.
В процессе поисковой работы нами было установлено из 40 погибших 22 лётчика и 3 солдата, похороненных в братской могиле посёлка Викторополь по другим погибшим идёт поиск и сбор информации. Установлены некоторые авиационные полки и эскадрильи, базировавшиеся на территории аэродрома во время войны. Установлена на братской могиле мемориальная доска с фамилиями лётчиков. Ведётся переписка с Кобловой Марией Сергеевной, два раза она приезжала в наш посёлок, поклониться праху солдат победителей и своему деду герою войны.



НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ



1 – е направление – опрос населения о событиях 1942-1943 гг.
Были опрошены жители посёлка Викторополь, села Клименки, села Яропольцы, хутора Орлов. Карагодин П.М., Ильяшенко А.В., Колесниченко И.Г., Пасечник С.Г., Твердохлебов П.И., Ильминский Г.И., Алтынник З.Н., Дядиченко Н.И, Княжеская Н.В.
2 – е направление – работа с районным краеведческим музеем.
Директор Ушатова Марина Михайловна помогала нам связаться с Подольским архивом чтобы подтвердить информацию.
3 – е направление – работа в районном военкомате, так же дала информацию по некоторым летчикам, захороненным в братской могиле.
4- е направление – работа в сети интернет, которая нам дала большое количество информации, которую проверяли и перепроверяли через 2-е и 3-е направление. Список сайтов, на которых мы получили интересующую нас информацию:
• ОБД Мемориал – http:www.obd – memorial.ru
• Авиаторы второй мировой – allaces.ru
• Победа 1945 – . http://www.pobeda1945.su/ Дмитрий Головин и Коблова Мария Сергеевна
• Память народа
В процессе поисковой работы нами было установлено из 40 погибших 22 лётчика и 3 солдата, по другим погибшим идёт поиск и сбор информации.
Викторопольская средняя школа является попечителем братской могилы в посёлке Викторополоь.



Список лётчиков захороненных в братской могиле посёлка
Викторополь
Вейделевского района
Белгородской области




1. к-н Барышников Глеб Герасимович 1910-1.06.1942 гг. 10ГБАП
2. л-т Борозна Николай Григорьевич 1919-01.07.1942 гг. 9 ГИАП
3. мл. л-т Вершинин Геннадий Михайлович 1922-27.08.1943 гг. 260 БАП
4. ст. л-т Волков Илья Петрович 1913-5.06.1942 гг. 90 ОРАЭ
5. ст. с-т Гордеев Александр Петрович 1922-16.08.1943 гг. 260 БАП
6. с-т Грезин Николай Петрович 1922-16.04.1943 гг. 66 ШАТ
7. с-т Гужев Иван Васильевич 1922-14.04.1943 гг. 66 ШАП
8. мл. с-т Гусев Павел Степанович ----- - 16.08.1943 гг. 260 БАП
9.ст. л-т Дементьев Иван Николаевич 1913-5.06.1942 гг. 90 ОРАЭ
10. ст. с-т Казаков Дмитрий Иванович 1919-26.06.1942 гг. 9 ГИАП
11. к-н Клещёв Кузьма Яковлевич 1915-19.03.1942 гг. 322 ОРАЭ
12. ст. с-т Ковальский Николай Трофимович 1920-23.06.1942 гг. 9 ГИАП
13. с-т Коробицын Николай Николаевич 1919-27.08.1943 гг. 260 БАП
14. ст. с-т Кочергин Сергей Михайлович 1918-16.08.1943 гг. 260 БАП
15. ст. с-т Лобачёв Николай Семёнович ----- - 8.03.1943 гг. 735 ШАП
16. л-т Мамонтов Андрей Елисеевич 1916-16.08.1943 гг. 260 БАП
17. л-т Моднов Сергей Герасимович 1918-16.08.1943 гг. 260 БАП
18. ряд. Павлов Пётр Иванович 1922-27.08.1943 гг. 260 БАП
19. с-т Перский Ефим Соломонович 1922-30.06.1942 гг. 273 ИАП
20. л-т Соколов Дмитрий Ефимович 1914-1.06.1942 гг. 10 ГБАП
21. с-т Травушкин Василий Иванович 1920-5.06.1942 гг. 90 ОРАЭ
22. мл. л-т Черезов Василий Ильич 1914-16.08.1943 гг. 260 БАП
Список солдат захороненных в братской могиле
пос. Викторополь



1. ряд. Дёмин Фёдор Емильянович 1907-30.06.1942 гг. сапёр
2. Перепечаев Леонид Владимирович ----- - --01.1943 г.
3. Пенкин Василий ----- - --01.1943 г.



ЛИТЕРАТУРНОЕ ОПИСАНИЕ СОБЫТИЯ.



Подводя итоги нашей работы можно сказать, что она ещё далеко не завершена, она будет продолжаться, так как много ещё неясного и закрытого для нас, но мы надеемся, что все преграды пройдём и добьёмся положительного результата в поиске имён солдат погибших на территории посёлка Викторополь.
Итогом нашей поисково-собирательной деятельности можно назвать то, что родственники Моднова Сергея Герасимовича приехали в наш посёлок Викторополь на День Победы 9 мая и поклонились братской могиле, в которой он лежит, и вместе с нами почтили память погибших.
Как это было!
Этот праздник со слезами на глазах…
Каждый год 9 мая в каждом городе, в каждом поселке, в каждом селе и даже в самых маленьких деревушках каждый ощущает радость и гордость за Великую Победу нашего народа в Великой Отечественной Войне. Нас всех переполняют смешанные чувства: радость и гордость смешиваются с горечью потерь.
Никуда от Прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам.
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам.
/ Ю. В. Друнина./
9 мая 2011 года жители поселка Викторополь запомнят надолго. Прекрасная погода, яркое небо — всё говорило о нашей Победе. Как всегда в этот день, ребята и жители Викторополя собрались на митинг около мемориала «Неизвестному солдату». Пионеры уже стояли на своих местах, отдавая честь героям нашей страны. Все было торжественно и волнующе. Наступало время начала митинга. Первые слова по традиции произнес глава администрации Викторопольского сельского округа Кулик В.И. Он поздравил всех с праздником, поблагодарил присутствующих ветеранов ( которых к сожалению с каждым годом остаётся всё меньше в живых). Почтили память погибших на войне минутой молчания.
Знамённая алость гвоздик,
Холодная тяжесть гранита.
Был подвиг народа велик—
Гласят эти скорбные плиты.
Вам, тысячи павших солдат:
Отцы наши, братья и деды,
Сегодня цветы говорят,
Что есть у живых День Победы!
Затем Валюженич И.А. рассказала о своем детстве в военные годы, о советских летчиках и самолетах базировавшихся на аэродроме зерновхоза «Викторополь». На митинге присутствовали родственники одного из погибших летчиков, захороненных в братской могиле. Это племянники: Моднов Сергей Иванович, Беляев Сергей Григорьевич и внучка Коблова Мария Сергеевна. Сергей Иванович рассказал о своем дяде, его жизни. Некоторые не сдерживали слез. Ком подступал к горлу, слушая рассказы о войне. Особенно всех тронула табличка с новыми именами погибших лётчиков, которые появились на обелиске благодаря кропотливой работе учителя истории Околота Александра Николаевича и преподавателю дополнительного образования Пухличенко Анатолия Григорьевича. Родственники погибшего под Викторополем лётчика Модного Сергея Герасимовича увидели родную фамилию среди восстановленных имён.
Продолжением митинга стало выступление учащихся Викторопольской средней школы. Ребята вдохновенно рассказывали о страшных, суровых и героических годах войны. В каждом лице отражалась скорбь, радость и гордость за дедов и прадедов.



«В лучистом цвету неоглядные дали
И песни звучат на просторах страны
И песни и солнце в боях отстояли,
Герои давно отгремевшей войны».
Все это было посвящено ветеранам Великой Отечественной Войны и шло от всего сердца и с душой, той самой огромной доброй душой россиян. Окончанием митинга было возложение цветов на братскую могилу.
Я сегодня зажгу поминальные свечи,
Неумело впервые за тех помолюсь,
Кто сложил свои головы в битве извечной
За родную свою православную Русь.
На вселенских просторах святые могилы
Наших прадедов, дедов, отцов и сынов.
Пусть хранят их покой Серафим шестикрылый,
Покаяние наше и наша любовь.
Поклонюсь образам, и пред памятью павших
Оставаясь всегда в неоплатном долгу,
Перед Матерью Божьей, по душам скорбящей,
Поминальные свечи сегодня зажгу.
После торжественного митинга все проследовали в Викторопольскую среднюю школу в её музей «Зал боевой и трудовой славы». Родственники лётчика узнали об образовании Викторополя, о людях прославивших поселок, о событиях и действиях во время войны. Но самым главным для них стала информация об их дяде и дедушке, о его товарищах и о его гибели. По окончанию экскурсии руководитель музея совместно с учащимися подарили книги с информацией о нашей земле. Моднов С. И, Беляев С. Г.и Коблова М. С. Оставили свои отзывы в книге пожеланий. Но расставаться с этими людьми нам не хотелось, поэтому мы еще долго беседовали, делились впечатлениями и просто улыбались друг другу в знак благодарности. Тем для разговоров было так много, а времени мало и вскоре нам пришлось расстаться. Теперь напоминать этот светлый добрый день будут совместные фотографии, впечатления и отзывы на страницах книги. А в сердце будут звучать слова «Победное утро Земли!» ведь это утро таковым и являлось…
Врагам России очень хочется
Стереть войну в своих умах.
Для нас война не кончится
Пока живёт у нас в сердцах.
Пока не найден воин павший,
Пока болит в душе родных.
Пока последний из пропавших
Не будет найден для живых.

В небе Викторополя

Летом 1943 года в небе между поселком Викторополь и селом Яропольцы столкнулись 2 наших бомбардировщика «Бостон». После столкновения, из двух экипажей удалось спастись двум летчикам. Они успели выбросится на парашютах. Об этом мне несколько лет назад рассказывал житель поселка Вейделевка Бондаренко Иван Дмитриевич, который во время войны жил в селе Яропольцы и был свидетелем этой катастрофы. Самолеты «Бостон» поставляли в нашу страну американцы. Экипаж самолета состоял из 4 человек. Это значит что в той катастрофе погибло 6 летчиков. Время шло, однако установить фамилии погибших в той катастрофе летчиков никак не удавалось. В процессе поиска удалось установить, что летом 1943 года на аэродроме «Викторополь» возле леса Ясенов базировался 449-й бомбардировочный авиационный полк, который летал на самолетах «Бостон». В мемуарах Евдокимова Г.П. «Записки штурмана» о столкновении двух бомбардировщиков не упоминается, хотя он в своей книге рассказывает о двух эпизодах которые произошли на аэродроме «Викторополь». В одном из них он вспоминает о том что после выполнения боевого задания в ночное время, группа наших самолетов возвращалась на свой аэродром, к ним пристроился немецкий истребитель и во время посадки нашего самолета открыл по нем огонь и подбил его. Летчик был тяжело ранен, однако сумел посадить свой самолет. Похожий случай произошел на аэродроме «Викторополь» за год до этого, т.е. летом 1942 года. Ночью во время совершения посадки немецкий истребитель сбил наш самолет СБ из 10 гвардейского бомбардировочного полка. Из 3 членов экипажа удалось спастись лишь одному. Во втором эпизоде он рассказывает о том что немецкий самолет сбросил на аэродром «Викторополь» мины «лягушки». Казалось мы так и не узнаем имен погибших если бы не письма которые в канун 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне пришли в администрацию поселка Викторополь и Викторопольскую среднюю школу. Из города Выкса, Нижегородской области от Кобловой Марии Сергеевны в котором она просила помочь разыскать могилу ее родственника Моднова Сергея Герасимовича летчика 260 бомбардировочного авиационного полка, который летом 1943 года базировался на аэродроме «Викторополь». Как сообщила о своем письме Коблова М.С. Моднов Сергей Герасимович был командиром экипажа бомбардировщика «Бостон» и погиб при столкновении двух бомбардировщиков в небе над аэродромом, при этом как сообщила она, в живых остались только 2 члена экипажа. Как писала Коблова М.С. об этом она узнала от своей бабушки которая рассказала ей о том что после окончания войны к ним домой приезжал одни из двух спавшихся в той катастрофе летчиков. Он рассказал что командир экипажа Моднов С.Г. приказал им покинуть самолет а сам погиб. Останки летчиков как сообщила Мария Сергеевна были захоронены на четвертом отделении совхоза Викторополь. В администрации поселка и в Викторопольской школе не остались равнодушными к этому письму. Начались поиски обратились в Вейделевский военкомат, расспросили старожилов Викторополя. Удалось установить что на аэродроме расположенном между хутором Боготобин (четвертое отделение совхоза Викторополь) и поселком Опытное поле. Летом 1943г. действительно базировались бомбардировщики «Бостон», а в самом хуторе Боготобен были захоронены летчики, останки которых после окончания войны были перенесены в братскую могилу расположенную в поселке Викторополь. Преподаватель истории Викторопольской средней школы Околота А.Н. провел большую поисковую работу. Много интересного о военном и послевоенном времени рассказали старожилы Викторополя : Алтынник З.Н., Дядиченко Н.И., Ильяшенко А.В., Капустина М.С., Ключникова З.П., Княжеская Н.В., Масютенко П.А., Мироненко Н.В., Пасечник С.Г., Перепеченый И.Л., Твердохлебов П.И. К сожалению о столкновении о двух бомбардировщиков никто из них не рассказывал. Но многие из них независимо от того где они жили во время войны, то ли в поселке Викторополь, в селе Яропольцы, в поселке Опытное поле, в хуторе Орлов или урочище «Гнилое», рассказывали о том что видели сами или слышали от других, что в 1943 году в небе между поселком Викторополь и селом Яропольцы столкнулись два истребителя. Княжеская Н.В. во время войны жившая в селе Яропольцы, рассказывала о том что в тот день когда столкнулись два истребителя , она работала вместе с другими женщинами в поле и видела как все это произошло. После столкновения самолетов один из них упал недалеко от того места где они работали. Она вместе с другими женщинами побежали к месту падения. Подбежав к горящему самолету женщины увидели мертвого летчика, который горел вместе с самолетом. Наталья Васильевна вспомнила фамилию погибшего в этой катастрофе летчика Его фамилия Египко, как она рассказала второй летчик остался жив и сумел посадить свой самолет на аэродроме, об этом она узнала от летчиков.
которые приходили в село Яропольцы на танцы. Война войной, но жизнь продолжалась. За последние несколько лет удалось установить что на двух аэродромах расположенных рядом с поселком Викторополь базировались в 1942 году - 316-й разведывательный авиационный полк, 10 гвардейский бомбардировочный авиационный полк, 9 гвардейский истребительный авиационный полк, 512 истребительный авиационный полк, 6 истребительный авиационный полк, 273 истребительный авиационный полк, 434 истребительный авиационный полк а также - 90 и 322 отдельные разведывательные авиационные эскадрильи. После освобождения нашего района от немецко-фашистких захватчиков с января по сентябрь 1943 года на аэродроме базировались 66 штурмовой авиационный полк, 673 штурмовой авиационный полк, 735 штурмовой авиационный полк, 449 бомбардированный авиационный полк и 260 бомбардированный авиационный полк. Кроме того в 1942 году в поселке Викторополь располагался штаб 268 истребительной авиационной дивизии командир дивизии полковник Сиднев Б.А. а в 1943 году штаб 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии командир дивизии полковник Коломейцев Л.В. Как оказалось 434 истребительным авиационным полком в 1942 году командовал сын Иосифа Виссарионовича Сталина, Василий. Об этом в беседе со мной рассказывала Мащенко Антонина Алексеевна проживающая в поселке Вейделевка. Летом 1942 года ее, Мащенко Нину, Гайдамака Марию, Кошкину Антонину, и Нарижнюю Анастасию из села Клименки призвал Вейделевский военкомат направил на аэродром Викторополь, где они стали проходить службу в 357 батальоне аэродромного обслуживания.
Этот батальон был придан 434 истребительному авиационному полку которым командовал В. Сталин. Как вспоминает Ильяшенко А.В., Коротенко Петр Степанович столяр совхоза Викторополь рассказывал ему о том, что он на аэродроме «Викторополь» в 1942 году ремонтировал самолеты (у самолетов была фанерная обшивка) и встречался с Василием Сталиным который командовал полком расположенном на аэродроме Викторополь. Перепеченый И.Л. вспоминает что в 1950 году после окончания Викторопольской школы он поступил на работу в стройцех совхоза Викторополь учеником столяра, его наставником был Шевченко Петр Михайлович, который рассказывал ему о том, что во время войны он ремонтировал самолеты в полку Василия Сталина. Капустина М.С. жившая в годы войны в поселке Опытное поле вспоминает о том что Василий Сталин был проездом в поселке Опытное поле. Ее мать сама того не зная разговаривала с В.Сталиным. После того как Василий Сталин уехал к ней подошел какой-то военный и спросил: «Ты знаешь с кем ты разговаривала?» «Нет»- ответила женщина. Военный сказал ей: «Ты разговаривала с сыном Сталина, Василием». В истории аэродрома «Викторополь» осталось еще много неизвестного, ведь до сих пор в небольшом болоте у пруда «Водяный» лежит наш самолет. После войны его пытались вытащить. Откопали хвост самолета, тракторист Олейник Дмитрий Иосифович, на тракторе С-80 зацепил трос за хвост самолета, но самолет вытащить не удалось, хвост самолета оторвался, а самолет остался лежать в болоте. Так и лежит там до сих пор.
Удалось ли летчику покинуть самолет или он находится в кабине самолета неизвестно. В центре поселка Викторополь расположена братская могила. Место для братской могилы было выбрано не случайно. До войны на этом месте, на постаменте стоял бюст В.И. Ленина и возле него в июне 1942 года впервые были захоронены летчики. После окончания Великой Отечественной войны в эту братскую могилу были перенесены летчики которые во время войны были захоронены в хуторе Боготобин и поселке Опытное поле. Над братской могилой установили деревянный обелиск. В конце 50-х годов на месте обелиска поставили памятник. Солдат в плащ-палатке, без головного убора с автоматом ППШ в руках. Этот памятник сделал фронтовик который родился в селе Яропольцы Кулик Василий Павлович. Он приехал в Викторополь в гости к брату Кулик Ивану Павловичу, так же фронтовику. Василий Павлович был скульптором самоучкой и решил сделать памятник на братскую могилу поселка Викторополь. Директор совхоза поддержал эту идею и через некоторое время памятник был готов. В 1967 году этот памятник бы заменен на другой который стоит до сих пор. Теперь это солдат со знаменем рядом с памятником установили стелу на которой изображены летчик и пехотинец, что указывает на то, что в этой братской могиле лежат рядом летчики и пехотинцы.
Так случилось, что фамилии многих из них, до сих пор неизвестна. Были известны лишь 4 фамилии летчиков захороненных в братской могиле это летчики 9-го ГИАП:- Герой Советского Союза капитан Елохин Агей Александрович 1912 – 23.06.1942 г., старший сержант Казаков Дмитрий Иванович 1919-26.06.1942 г., старший сержант Ковальский Николай Трофимович 1920- 23.06.1942 г., лейтенант Борозна Николай Григорьевич 1919 -1.07.1942 г. За последние несколько лет поисков удалось установить, что в братской могиле кроме выше перечисленных летчиков захоронены летчики:
к-н Барышников Глеб Герасимович 1910 – 1.06.1942 г., 10 ГБАП
л-т Соколов Дмитрий Ефимович 1914 – 1.06.1942 г., 10 ГБАП
с-т Перский Ефим Соломонович 1922-30.06.1942 г., 273 ИАП
ст. л-т Дементьев Иван Николаевич 1913 – 5.06.1942 г., 90 ОАРЭ
ст. л-т Волков Илья Петрович 1913-5.06.1942 г., 90 ОАРЭ
с-т Травушкин Василий Иванович 1920 – 5.06.1942 г., 90 ОАРЭ
к-н Клещев Кузьма Яковлевич 1915- 19.03.1942 г., 322 ОАРЭ
с-т Грезин Николай Петрович 1922 – 16.04.1943 г., 66 ШАП
с-т Гужев Иван Васильевич 1922 – 14.04.1943 г., 66 ШАП
ст. с-т Лобачев Николай Семенович - -8.03.1943 г., 735 ШАП
л-т Моднов Сергей Герасимович 1919 – 16.08.1943 г., 260 БАП
м. л-т Черезов Василий Ильич 1914 – 16.08.1943 г., 260 БАП
л-т Мамонтов Андрей Елисеевич 1916 – 16.08.1943 г., 260 БАП
ст. с-т Кочергин Сергей Михайлович 1918 – 16.08.1943 г., 260 БАП
мл. с-т Гусев Павел Степанович - -16.08.1943 г., 260 БАП
с-т. с-т.Гордеев Александр Петрович-1922 — 16.08 1943 г.,260 БАП
мл. л-т Вершинин Геннадий Николаевич 1922 – 27.08.1943 г., 260 БАП
с-т Коровицын Николай Николаевич 1919 – 27.08.1943 г., 260 БАП
ряд. Павлов Петр Иванович 1922- 27.08.1943 г., 260 БАП, а т.ж. сапер 534 отдельного саперного батальона
ряд. Демин Федр Емельянович - - 7.07.1942 г.



Кроме них в братской могиле захоронены жители поселка Викторополь бойцы истребительного отряда погибшие в бою с группой отступающих немецких солдат зимой 1943 года возле хутора Боготобин – Перепечаев Леонид и Пенкин Василий. В братской могиле также лежат солдаты погибшие в бою летом 1942 года в урочище «Гнилое» из перенесли сюда из братской могилы которая находилась на восточной окраине урочища «Гнилое». Но всех ли их перенесли из той могилы, а может их не переносили совсем точно установить не удалось. Возможно братскую могилу возле урочища «Гнилое» взяли да и запахали, ведь могила располагалась в 50 м. от урочища «Гнилое» в поле. Да и не все солдаты погибшие в том бою были захоронены в той братской могиле, многих из погибших просто прикопали на месте их гибели. Ведь по разным данным погибших было от 50 до 300 солдат. Твердохлебов П.И. не так давно указал место, на северной стороне урочища «Гнилое», где во рву лежат 6 погибших наших солдат. К сожалению пока не удалось установить не одной фамилии тех солдат которые погибли в урочище «Гнилое». Поиск продолжается.

Награды

Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Посмертно награжден орденом Красного Знамени. Награда родственникам не была вручена.

Документы

Именной список части Моднова С.Г.

Именной список части Моднова С.Г.

приказ об исключении  из списков стр.1 из 16

приказ об исключении из списков стр.1 из 16

о моднове с.г.стр.4 из 7 информации о безвозвратных потерях

о моднове с.г.стр.4 из 7 информации о безвозвратных потерях

Отчетная карточка на кандидатскую карточку № 3384318 (образца 1936 года).

Отчетная карточка на кандидатскую карточку № 3384318 (образца 1936 года).

15 августа 1938 года учащийся саратовского аэроклуба: https://djhooligantk.livejournal.com/1478815.html

15 августа 1938 года учащийся саратовского аэроклуба: https://djhooligantk.livejournal.com/1478815.html

на Саратовском аэродроме 18 08 1940 года - день сталинской авиации: https://djhooligantk.livejournal.com/1479869.html

на Саратовском аэродроме 18 08 1940 года - день сталинской авиации: https://djhooligantk.livejournal.com/1479869.html

Статья в "Саратовской областной газете": https://djhooligantk.livejournal.com/1478815.html

Статья в "Саратовской областной газете": https://djhooligantk.livejournal.com/1478815.html

статья в "Саратовской областной газете" 2

статья в "Саратовской областной газете" 2

КАРАСЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ.     ... ПОКА НЕ ЗАЖГЛИСЬ РАКЕТЫ : ВОЕН. МЕМУАРЫ РАЗВЕДЧИКА / А. С. КАРАСЕВ. - ПЕРЕРАБ. И ДОП. ИЗД. - САРАТОВ : ПРИВОЛЖ. КН. ИЗД-ВО, 1991. - 230 С.

КАРАСЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ. ... ПОКА НЕ ЗАЖГЛИСЬ РАКЕТЫ : ВОЕН. МЕМУАРЫ РАЗВЕДЧИКА / А. С. КАРАСЕВ. - ПЕРЕРАБ. И ДОП. ИЗД. - САРАТОВ : ПРИВОЛЖ. КН. ИЗД-ВО, 1991. - 230 С.

Письма

Учитель Викторопольской школы Александр Околота у братской могилы в поселке

Учитель Викторопольской школы Александр Околота у братской могилы в поселке

Катастрофа 16.08.1943 года

Катастрофа 16.08.1943 года

В 1943 году произошла следующая катастрофа на территории Викторополя, на 4 отделении с экипажем Моднова Сергея Герасимовича из 244 Бомбардировочной Авиационной Дивизии. 16 августа 1943 года катастрофа произошла в воздухе при выполнении боевого задания: из 4-х членов экипажа выжил только один.  Так же в этот день погибли Гордеев Александр Петрович, Черезов Василий Ильич, Мамонтов Андрей Елисеевич, Кочергин Сергей Михайлович, Гусев Павел Степанович. Все они были похоронены около хутора Боготобин, после войны было перезахоронение на братской могиле в центре посёлка.

Мемуары о войне Карасёв А.С. …Пока не зажглись ракеты / Александр Карасёв. — [Перераб. и доп. изд.]. — Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1991. — 230 с.

Мемуары о войне Карасёв А.С. …Пока не зажглись ракеты / Александр Карасёв. — [Перераб. и доп. изд.]. — Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1991. — 230 с.

https://search.rsl.ru/ru/record/01001603485

Карасев, Александр Сергеевич.

... Пока не зажглись ракеты : [Воен. мемуары разведчика] / Александр Карасев. - Перераб. и доп. изд. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1991. - 230,[2] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7633-0348-2 (В пер.) : 70 к.

Разведчики в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - Воспоминания и записки

https://moyaokruga.ru/selskayazhizn/Articles.aspx?articleId=44405

https://vk.com/wall240069234_1067

Карасёв Александр Сергеевич (1922–1995), в 1942–1943 — рядовой, ефрейтор, разведчик 24-й отдельной гвардейской разведроты 24-й гвардейской стрелковой дивизии.
1930-е–1970-е гг. Детство автора в селе Идолга (Татищевский район, Саратовская область). Смерть отца (1933). Голод в Поволжье. Окончание автором Идолгской семилетней школы. Учёба в старших классах школы в Саратове. Занятия в аэроклубе. Отчисление из аэроклуба по решению мандатной комиссии (из-за осуждённого в 1937 г. родственника). Окончание Хвалынской автошколы. Работа шофёром на Саратовской автобазе Союзсовхозтранса. Призыв в армию. Прибытие на станцию Гулбене (Латвия). Зачисление в 613-й артиллерийский полк. Начало Великой Отечественной войны. Направление автора в Ригу. Закрепление за ним автофургона. Продвижение в автоколонне через г. Остров, посёлок Пушкинские Горы, село Михайловское. Соединение полка с тяжёлым артдивизионом. Назначение автора заряжающим и вторым наводчиком в артиллерийский расчёт. Дальнейшее отступление на восток. Первый бой в районе г. Новоржева (Ленинградская, ныне — Псковская область). Оборона в районе г. Холма (Калининская, ныне — Новгородская область). Назначение автора водителем автомашины командира взвода боепитания. Окружение. Неудавшаяся попытка прорыва. Уничтожение техники. Выход автора вместе с небольшой группой бойцов из окружения в районе озера Селигер. Лечение в госпитале. Зачисление в резервную роту 225-й стрелковой дивизии. Преобразование роты в заградительный отряд. Оборона дивизии по берегу реки Волхов севернее Новгорода. Назначение автора командиром стрелкового отделения. Ранение (апр. 1942). Лечение в госпитале в г. Боровичи. Зачисление в разведроту 24-й гвардейской стрелковой дивизии. Оборона дивизии в районе деревни Спасская Полисть (Чудовский район, Ленинградская, ныне — Новгородская область). Участие автора в походах за «языком». Наступление в ходе Синявинской операции. Выход частей дивизии из окружения. Переброска дивизии с Волховского фронта на Южный. Вхождение в состав 2-й гвардейской армии. Участие во взятии посёлка Котельниковский. Наступление в ходе Ростовской операции (янв.–февр. 1943). Вступление в г. Новочеркасск. Выход к реке Миус в районе посёлка Матвеев Курган. Передислокация дивизии в район г. Свердловска (Ворошиловградская область; ныне Должанск Луганской области). Бои по прорыву немецкой обороны на реке Миус («Миус-фронт»). Дальнейшее наступление, освобождение Донбасса. Продвижение к реке Молочной. Тяжёлое ранение автора (16 сент. 1943), приведшее к утрате зрения. Лечение в госпитале в Тбилиси. Возвращение к родным в Саратов. Окончание музыкального училища по классу баяна. Работа заведующим городским клубом общества слепых. Участие во встречах ветеранов 24-й гвардейской стрелковой дивизии.

 

 

Пока не зажглись ракеты

Пока не зажглись ракеты

Воспоминания внучатой племянницы по линии сестры Сергея Герасимовича - Марии Сергеевны Модновой основаны на рассказе внучки вдовы лейтенанта Моднова С.Г. - Татьяны Сергеевны Мироновой, Елены Борисовны из г. Саратов о её бабушке по линии Папы:

"Супруга Сергея Герасимовича - Татьяна Сергеевна Карасева родилась 14.12.1915 года в Саратовской области.

Их семья родом из Татищевского района Саратовской области: село Идолга.

Имела двух сестер – Карасеву Марию, Карасеву Ольгу, брата – Карасева Александра. Старшей была Мария, потом Татьяна, Ольга – младшая из сестер, а самым последним родился Александр.

Село было довольно большим и богатым. В нем была церковь, кузница, мельница, школа-семилетка с большим количеством мастерских. Жители занимались сельским хозяйством, работали на железной работе, а также в различных учреждениях райцентра.

Каждым летом на станцию в Татищево прибывала Саратовская 32-я стрелковая дивизия, состоящая из 94-го, 95-го и 96-го стрелковых полков. Родители – Софья Степановна и Сергей Карасевы работали на сезонных работах в армейских лагерях.

Родители любили петь: исполняли русские народные песни и русские романсы. Незаурядные музыкальные способности имела и Татьяна Сергеевна.

В 1932 году начался голод в Поволжье. Значительная часть населения стала выезжать в другие области и привозить хлеб, пшено, сухари. 

Отец устроился вольнонаемным на вновь созданные вторые лагеря. Летом он участвовал в строительстве различных лагерных сооружений, а зимой выполнял охранную службу. Он получал зарплату и армейский паек. Для семьи из 6 человек этого не хватало, но, по сравнению с другими, жили лучше. В один из дней случилось несчастье. Отец, выехавший в Саратов за получением зарплаты и пайка, не вернулся домой. В штабе военной части сообщили, что деньги и продукты он получил и поехал домой. По всей видимости, он был ограблен и убит. В то время преступность была явлением довольно частым.

К тому моменту самому младшему ребенку и единственному оставшемуся мужчине в семье – Александру –  было 11 лет. Зимние запасы подходили к концу. Карточная система, введенная в 1933 году лишила возможности приобретения продовольственных товаров за деньги. В результате семья решается отправится в далекие края. Софья Степановна и Александр собрались в путь. На своей станции они ожидали 4 дня. Купить билет на поезд было невозможно. Наконец они купили билеты до Ртищево. На вокзале в Ртищево был кошмар  - к билетным кассам невозможно было пробиться и билетов не было. Люди лежали на полу и стонали. Это были умирающие от голода. Их запас, состоящий из нескольких килограммов вареного картофеля, также подходил к концу. На 4-й день им удалось купить один билет с рук до станции, находящейся дольше Горького. Но удалось сесть на поезд, идущий только до Пензы. В поезде их оштрафовали. Билет был не закомпостирован, а Александр совсем не имел билета. В Пензу прибыли ночью, но им даже не удалось зайти в здание вокзала. Всю ночь они простояли на холоде. И только на следующий день поздно вечером удалось сесть на поезд, следовавший на Горький. В поезде было много грабителей: резали мешки, вырывали чемоданы. Их мешок, в котором были вещи для продажи, также оказался разрезанным в нескольких местах. Летнее пальто Софьи Степановны, самая ценная вещь, оказалось испорченным. Поскольку билет был куплен снова только один, Александру пришлось прятаться под нижней лавкой. Причем прятался он там не один. Рядом с ним лежал еще один безбилетник. На тот момент они уже несколько дней ничего не ели.

Но путь подошел к концу. Они сошли на станции Ужовка, а дальше шли в более отделенные пункты. И остановились в селе Малое Болдино. Жители отнеслись к их трудностям с пониманием. Прожили они там более месяца и купили 5 пудов муки и пшена. Обратный путь также оказался нелегким. Их груз оказался больше полагающихся норм. Но все обошлось. Всего на поездку ушло около 1,5 месяцев.

В Саратове жила сестра Софьи Степановны. Дети иногда ездили к ней в гости. А после окончания семилетней школы, сестры переехали в Саратов по приглашению тети для обучения в средней школе. Сестры получали государственную стипендию. В 1937 году и младший брат окончил семилетнюю школу и переехал в Саратов. Связь с деревней была разорвана. 

Всемером они жили в 11 метрах тетиной комнаты. Бюджет их состоял из заработка старшей сестры Марии и двух стипендий, и не превышал трехсот рублей. 

Но вскоре младшая сестра Ольга закончила педагогическое училище (в 18 лет) и поехала работать в Вязовский район учительницей.

Таня поступила в институт и переехала в общежитие.

Александр поступил в Саратовский аэроклуб, который готовил кадры для летных военных  училищ и пилотов запаса. Ему очень нравилось обучение и все мысли были о выходе на аэродром и о предстоящих полетах. Однако мандатная комиссия, изучавшая личные дела курсантов, отстранила его, т.к. имелся осужденный родственник (дядю, брата Софьи Андреевны арестовали в 1937 г.). Из аэроклуба пришлось уйти. 

В 9-ом классе у Алексанлра была еще одна попытка стать военным – поступить в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Но снова он был отчислен из-за анкеты, в которой указал сведения об осужденном родственнике.

В 1939 г он поступает в Саратовскую автобазу Союзсовхозтранса. Его отправляют в Хвалынскую автошколу. 8 марта 1940 года в день своего 18-летия Александр окончил автошколу. И был отправлен в Чапаевский зерносовхоз. Домой он вернулся ближе к Новому году (конец декабря 1940 г). 

К этому моменту Таня вышла замуж за Сергея Моднова. После окончания военно-воздушной щколы в Энгельсе, Сергей был направлен в летную часть Забайкальского военного округа. Таня же должна была закончить учебный год и летом 1941 года выехать к нему.

К сожалению, как познакомились Татьяна и Сергей, как долго встречались, неизвестно.

Также неизвестно, выехала ли Татьяна Сергеевна к мужу, или начавшаяся война помещала этому. Но ясно то, что поженившись 04.12. 1940 года, молодые практически и не жили вместе. Сергей был командирован в воинскую часть. А Татьяна работала в школе, где шел учебный год.

А уже 16.08.1943 года Сергей погиб. Сведений о том, где жила Татьяна в этот период, не сохранились.

 

В браке с Сергеем Герасимовичем, но после его гибели 16.08.1943 года Татьяна Сергеевна родила единственного сына Бориса.

 

Миронов Борис Николаевич родился 8 сентября 1944 г. в Читинской области до заключения официального брака с Мироновым Н.А., о чём свидетельствует запись в Агинском с/с депутатов трудящихся Бурят - Могольского национального округа.

 

Родители Бориса: Миронов Н.А., Миронова Т.С.

Место жительства родителей: Читинская область, Агинский район, с. Агинское. С 2008 года Забайкальский край, Агинский Бурятский округ с особым статусом в крае.

Там Татьяна Сергеевна работала также учителем русского языка и литературы в местной школе. 

Второй Супруг Татьяны Сергеевны: 

Миронов Николай Аристархович 22.06.1908 года рождения, уроженец д. Самохино Ржаксинского района Тамбовской области (Тамбовская область, р-н Ржаксинский, п. Самохинский).

Брак Модновой Т.С. (14.12.1915-07.08.1998 гг) и Миронова Николая Аристарховича (22.06.1908-19.03.1975 гг.) от 22.09.1953 года в Сампурском р-не Тамбовской области был зарегистрирован.

Получается, что супруга с ним переехала после проживания в д. Гавриловка (Администрация Гавриловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области) или с. Сампур Сапмурского района Тамбовской области на ее Родину - в Саратов!!!

Гавриловка - деревня в Ржаксинском районе Тамбовской области России. Административный центр Гавриловского сельсовета. Население 574 чел. (2010 г.)

Они жили в Саратове, и умерли там. 

Татьяна Сергеевна Миронова долгое время работала в г. Саратов во Всесоюзном обществе слепых в системе ВОС (общество слепых). Там же работал ее брат Карасев Александр Сергеевич, который потерял зрение во время войны. Александр Сергеевич служил под Прибалтикой. Был разведчиком.  16 сентября 1943 года (через месяц гибели первого супруга Татьяны Сергеевны(!)) был ранен и ослеп. И умер тоже 16 сентября 1995 года. За 3 года до Татьяны Сергеевны, сестры.

Она помогала ему писать книгу - воспоминания о войне – «Пока не зажглись ракеты»:

Имея музыкальное образование, Александр Сергеевич более 20 лет трудился в системе ВОС, обучая незрячих нотной грамоте. Также он был председателем первичной организации Волжского района. Много хорошего сделал для незрячих людей, стремясь облегчить их жизнь. Александр Сергеевич планировал опубликовать еще одну книгу, над которой работал, но не успел. Но и эта единственная книга " …Пока не зажглись ракеты" – бесценное наследие для земляков.

Татьяна Сергеевна проживала с сестрами и братом по адресу в Саратове вчетвером после возвращения из Тамбовской области: ул. Дзержинского, д. 26, кв.4. (в настоящее время дом снесен)

Миронов Николай Аристархович умер также в Саратове, как и Татьяна Сергеевна Миронова, только ранее ее на 23 года: 19.03.1975 года, в возрасте 67 лет.

Миронова Татьяна Сергеевна умерла 07.08.1998 года в г. Саратов.

Захоронена на Елшанском кладбище, уч. 169 В.

Ее сын - Миронов Борис Николаевич скончался в 2012 году в г. Саратов, пережив Маму на 14 лет.

Жена Бориса Николаевича Миронова - Людмила Георгиевна Миронова (Ларина) 15.02.1943 г.р., уроженка города Саратов.

У Супругов Мироновых Людмилы Георгиевны и Бориса Николаевича есть сын Сергей и дочь – Елена. Сын назван по настоянию Татьяны Сергеевны, не Дмитрием, а Сергеем. Возможно, в память о Сергее Герасимовиче. 

Со слов внучки Елены Борисовны и внука Сергея Борисовича они никогда не знали о первом браке своей Бабушки, ничего не слышали о Сергее Герасимовиче никогда от своей бабушки. Татьяна Сергеевна, по воспоминаниям внучки Елены, была властной женщиной, её слово было законом!

Сноха Татьяны Сергеевны – Людмила Георгиевна Миронова впервые 16.08.2022 года при посещении их Семьи Елены Георгиевны Поздеевой из «Электронная книга памяти Саратова» по адресу внучки в Саратове с рассказами о Моднове, услышав эту фамилию, сказала да, правильно: «МОДНОВ», а не «МОТНОВ». Она слышала об этой фамилии своей свекрови.

То, что я нашла их, было откровенной неожиданностью для Мироновых Людмилы Георгиевны и её двух детей, внуков Татьяны Сергеевны – Елены и Сергея, проживающих в Саратове, на Родине своей Бабушки и её родителей, брата и сестер.

17.08.2022".

 

Фотографии

Модновe С Г  20 лет. Осень 1938 год.

Модновe С Г 20 лет. Осень 1938 год.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ФОТО МОДНОВА С.Г.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ФОТО МОДНОВА С.Г.

Осень 1938г. Моднову С.Г. 20 лет

Осень 1938г. Моднову С.Г. 20 лет

Фото Моднов С.Г. Память народа

Фото Моднов С.Г. Память народа

Моднов Сергей Герасимович 28.11.1918 -16.08.1943 гг

Моднов Сергей Герасимович 28.11.1918 -16.08.1943 гг

Фото Моднов С.Г. Память народа 17 ВА АВИАЦИЯ

Фото Моднов С.Г. Память народа 17 ВА АВИАЦИЯ

Фото Моднова Сергея Герасимовича 21 09 1941 года Москва ВКП(б)

Фото Моднова Сергея Герасимовича 21 09 1941 года Москва ВКП(б)

Фото 1941 Супруги Моднова Татьяна Сергеевна  14 12 1915 07 08 1998 из семейного архива Е Б Хорольцевой Мироновой Саратов

Фото 1941 Супруги Моднова Татьяна Сергеевна 14 12 1915 07 08 1998 из семейного архива Е Б Хорольцевой Мироновой Саратов

штендер Супругов Модновых Т С и С Г 18 08 2022 2

штендер Супругов Модновых Т С и С Г 18 08 2022 2

штендер Супругов Модновых Т С и С Г 18 08 2022

штендер Супругов Модновых Т С и С Г 18 08 2022

Фото июнь 1940 года будущей Супруги Карасевой Татьяны Сергеевны из семейного архива Е Б Хорольцевой Мироновой Саратов

Фото июнь 1940 года будущей Супруги Карасевой Татьяны Сергеевны из семейного архива Е Б Хорольцевой Мироновой Саратов

Фото январь 1939 года будущей Супруги Карасевой Татьяны Сергеевны из семейного архива Е Б Хорольцевой Мироновой Саратов

Фото январь 1939 года будущей Супруги Карасевой Татьяны Сергеевны из семейного архива Е Б Хорольцевой Мироновой Саратов

1 аэродром в годы вов

1 аэродром в годы вов

аэродром Викторополь (современный вид)

аэродром Викторополь (современный вид)

Макет аэродрома в школе поселка Викторополь (Музее)

Макет аэродрома в школе поселка Викторополь (Музее)

Семья солдата

Евдокия
Мать Моднова (Спиридонова) Евдокия Фёдоровна

_
Бабушка по линии Отца Моднова _ _

Бабушка Сергея Герасимовича по линии Отца

Анна
Тетя по линии Мамы Моднова (Спиридонова) Анна Фёдоровна

Тетя Герасима Алексеевича по линии Мамы - Моднова (Спиридонова) Анна Фёдоровна

Михаил
Младший брат Моднов Михаил Герасимович

Родной младший брат Сергея Герасимовича - Михаил Герасимович Моднов. Захоронен в д. Корниловка Нижегородской области.

Мария
Сестра Коблова (Моднова) Мария Герасимовна

Родная и единственная сестра Сергея Герасимовича: Коблова (Моднова) Мария Герасимовна. Умерла в 1976 году. Захоронена в с. Дедово вместе с Супругом - Кобловым Николаем Александровичем, свёкром и старшим сыном Николаем.

Герасим
Отец Моднов Герасим Алексеевич

Моднов Герасим Алексеевич 1894 - 29.08.1968 гг.

Однополчане

Гордеев Александр Петрович, 1922, должность: воздушный стрелок, звание: ст. сержант

Гордеев Александр Петрович, 1922, должность: воздушный стрелок, звание: ст. сержант

Черезов Василий Ильич, 1914, Должность: нач. связи АЭ, Звание: мл. лейтенант

Черезов Василий Ильич, 1914, Должность: нач. связи АЭ, Звание: мл. лейтенант

Мамонтов Андрей Елисеевич, 1916, Должность: лётчик старший, Звание: лейтенант

Мамонтов Андрей Елисеевич, 1916, Должность: лётчик старший, Звание: лейтенант

Кочергин Сергей Михайлович, 1918, Должность:	стрелок – радист, Звание: ст. сержант

Кочергин Сергей Михайлович, 1918, Должность: стрелок – радист, Звание: ст. сержант

Гусев Павел Степанович, Должность: воздушный стрелок, Звание: мл. сержант

Гусев Павел Степанович, Должность: воздушный стрелок, Звание: мл. сержант

5 человек захоронены в Белгородской области, Вейделевский район, п. Викторополь

5 человек захоронены в Белгородской области, Вейделевский район, п. Викторополь

Учётная карточка захоронения стр 1

Учётная карточка захоронения стр 1

Учитель Викторопольской школы Александр Околота у монумента в поселке

Учитель Викторопольской школы Александр Околота у монумента в поселке

Мамонтов Андрей Елисеевич

Мамонтов Андрей Елисеевич

КОМАНДИР 260 БАП подполковник Забелин Алексей Федорович с ефрейтором Линевой Липой Леонидовной и красноармеец Снегиревой

КОМАНДИР 260 БАП подполковник Забелин Алексей Федорович с ефрейтором Линевой Липой Леонидовной и красноармеец Снегиревой

260 БАП на боевом вылете.самолёты Бостон А-20

260 БАП на боевом вылете.самолёты Бостон А-20

Грузинский Л.А. Русаков К.Ф. Шаповалов Н.Ф. и Черезов А. март 1942г. г.Красноярск

Грузинский Л.А. Русаков К.Ф. Шаповалов Н.Ф. и Черезов А. март 1942г. г.Красноярск

лётчики 260 БАП сидит первый слева Шаповалов Н.Ф.остальные неизвестны.

лётчики 260 БАП сидит первый слева Шаповалов Н.Ф.остальные неизвестны.

Товарищу Коле (Шаповалову) от товарищей. Лина, Зина и Вера. г. Красноярск 28 IV 1943г.

Товарищу Коле (Шаповалову) от товарищей. Лина, Зина и Вера. г. Красноярск 28 IV 1943г.

г.Красноярск 1-ый квартал 1943г. период освоения 260-ым БАП бомбардировщиков Бостон А-20 прибывающих по АЛСИБу. Лица устанавливаются

г.Красноярск 1-ый квартал 1943г. период освоения 260-ым БАП бомбардировщиков Бостон А-20 прибывающих по АЛСИБу. Лица устанавливаются

Шаповалов Николай Федорович память народа

Шаповалов Николай Федорович память народа

Экипаж 260 БАП слева направо Родзанов, Шаповалов, Сысоев. 10 IV 1943г. г.Красноярск

Экипаж 260 БАП слева направо Родзанов, Шаповалов, Сысоев. 10 IV 1943г. г.Красноярск

обратная сторона к фото Черезов Шаповалов Н Ф Русаков К Ф Грузинский Л А Черезов А

обратная сторона к фото Черезов Шаповалов Н Ф Русаков К Ф Грузинский Л А Черезов А

обратная сторона к фотографии экипажа Родзанов Шаповалов Сысоев

обратная сторона к фотографии экипажа Родзанов Шаповалов Сысоев

Романенко Петр Михайлович

Романенко Петр Михайлович

Вершинин Геннадий Михайлович 1922

Вершинин Геннадий Михайлович 1922

Вершинин Геннадий Михайлович

Вершинин Геннадий Михайлович

Оборотная сторона фото Вершинина Г М

Оборотная сторона фото Вершинина Г М

Оборотная сторона фото Вершинина Г М

Оборотная сторона фото Вершинина Г М

Вершинин Г М

Вершинин Г М

Вершинин Г М

Вершинин Г М

Вершинин Г М

Вершинин Г М