
Николай
Платонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Это мой двоюродный дед.
МОИСЕЕНКО Николай Платонович, родился 2 января 1910г. в м. Радзивилишки, Шавельский уезд, Ковенская губ. в Российской империи.
Отец Платон Семенович (род.1872 г. в Гомельском р-не) с 1891-1937 работал на Либаво-Роменской , Московско-Казанской и Белорусской железной дороге(машинист, комендант депо). Член ВКП(б) с 1925 г. Мать Анна Васильевна (род.1986 г. в Сергиевом Посаде). Сестра Елена (1911 г.р.)
После окончания Ф.З.У. в г.Алатырь , работал машинистом паровоза на ст.Нижний Новгород. В 1929 г. добровольцем пошел служить в ВМФ.
Служил на эскадренном миноносце "Урицкий"(1929г.-1932г.), член ВКП(б) с 1932 г.
Окончил ВМУ им.Фрунзе. ( 11.32 г.-06.36 г.), первый выпуск штурманов подводников.
Командир рулевой группы Щ-307 1БПЛ КБФ ( 07.-12.36г.), бч-1 (штурманы) Щ-310 2БПЛ КБФ ( 12.36г.- 07.38г.)
Уволен в запас РККА по ст.43,,б. Уволен по причине нахождения по ложному обвинению отца под следствием в Гомельской тюрьме с февраля 1938г. до смерти в октябре 1938г. Это основная причина увольнения по статье. Так как отец умер (замучен) под следствием(три расстрельные статьи), не дожив до вынесения приговора(дело 31,февраль 1938г.,архив Гом.КГБ) ,то удалось вернуться на флот.
В апреле 1939 года восстановлен в кадрах и назначен командиром бч-1(штурманы) снова на Щ-310 ( 05.39г.-05.40г.).
Участвовал в двух боевых походах на Щ-310 в Советско-финской войне, боевые действия в Ботническом заливе.
Командир бч-1(штурманы) К-21 КБФ, СФ ( 05.40г.-02.42 г.). Участвовал с легендарной К-21 в ее первом и втором боевых походах.
Помощник командира лодки М-121 ( 07.42 г. - до гибели лодки 7.11--14.11.42 г. ). Второй боевой поход стал стал для «М-121» последним. Днем в 13.00 7 ноября подводная лодка покинула Полярное с задачей патрулирования района позиции № 6 в Варангер-фьорде. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась; 14 ноября она не ответила на приказ о возвращении , 24 ноября истек срок автономности. Вероятно, подлодка погибла на мине заграждения «Sperre-V» в Варангер-фьорде, либо на заграждении «Бантос-А» севернее побережья полуострова Рыбачий. На «М-121» погиб 21 человек.
28 декабря 1942 года лодка исключена из состава ВМФ.
На середину 2019 года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.
.Лейтенант (9.06.36г.), ст.лейтенант ( 31.10.39г.), капитан-лейтенант ( 1942г. ).
В годы войны мать работала в госпитале , умерла в 1962г.
Сестра Елена служила в звании лейтенанта в госпиталях РККА, затем в Войске Польском.
До войны семья Моисеенко Н.П. жила в Кронштадте по ул.Бочарная,16-22.
Жена--Моисеенко Валентина Арсентьевна, дочь--Алевтина(Алла) (1937 г.р.), дочь--Ремальда(1941 г.р.). В годы войны были в эвакуации в Челябинской обл. д.Кидыш.
После войны , Валентина Арсентьевна вышла замуж ,родила еще двоих сыновей.
Боевой путь
Участвовал в двух боевых походах на Щ-310 в Советско-финской войне.
"Щ- 310" — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка , принадлежит к серии V-бис 2 проекта Щ- "Щука".
Заложена 6 ноября 1933 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 550/4. 10 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду и 21 августа 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
21 августа 1936 — ноябрь 1939 21-й ДиПЛ 2-й БрПЛ Балтийского флота ВМФ СССР , Кронштадт.
ноября 1939 —11 февраля 1941 21-й ДиПЛ 1-й БрПЛ Балтийского флота ВМФ СССР, Таллин.
Под командованием старшего лейтенанта Овечкина Николая Михайловича «Щ-310» приняла участие в советско-финляндской войне. Подводная лодка входила в состав 21-го дивизиона подводных лодок с базой в Таллине.
Первый поход (29 ноября 1939 года — 6 декабря 1939 года).
Осенью 1939 года Щ-310 перебазировалась в Таллин. Принимала участие в Советско-финской войне 1939-1940 г.г.
Еще до начала объявления войны, в ночь на 29 ноября 1939 года «Щ-310» покинула базу , чтобы занять район западнее острова Саарема (позиция № 18) с задачей ведения дальней блокады Финляндии и наблюдения за шведским флотом. Поскольку в секторе действия подводной лодки проходили исключительно германские суда, а шведский флот не проявлял активности, «Щ-310» вечером 5 декабря, когда нейтралитет Швеции уже не вызывал сомнения, подлодка получила приказ возвращаться в Таллин, и в ночь с 6 на 7 декабря прибыла в Таллин.
Второй поход (8 декабря 1939 года — 17 декабря 1939 года).
Вечером 7 декабря «Белуха» снова вышла в море. На этот раз ее путь лежал к южным подходам к Стокгольму в район маяка Ландсорт ,подлодка патрулировала район маяка. Встреч с противником не имела, поскольку шведы предоставляли финским транспортным судам для передвижения собственные территориальные воды. 16 декабря позиция у Ландсорта была упразднена и 17 декабря Щ-310 вернулась на рейд Либавы. На этом ее участие в «Зимней войне» окончились.
Участвовал в двух боевых походах на К-21 в Великой Отечественной войне.
К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка (ПЛ) времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа "Крейсерская".
Заложена 10 декабря 1937 года под стапельным номером 108 на заводе № 196 в Ленинграде. 14 (по другим данным 16) августа 1939 года подводная лодка спущена на воду, 30 ноября 1940 года вступила в строй, и 3 февраля 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Жукова Аркадия Александровича вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Весной 1941 года «К-21» была включена в состав отряда кораблей ЭОН-11 и начала подготовку к переходу на Северный флот. Для прохождения Беломоро-Балтийского канала субмарину разгрузили, сняв с нее часть приборов и механизмов. 8 июня «К-21» начала переход, успев к началу войны пройти Ладогу и Онежское озеро. Утро 22 июня застало корабль у первого шлюза Беломорканала в Повенце. Получив известие о нападении Германии подлодка, отрубив понтоны, перешла 40 км южнее в губу Черная, где встала под берегом, замаскировавшись ветками.
В течение первых ночей войны немецкая авиация подвергла бомбардировке шлюзы Беломорканала, сумев нанести им серьезные повреждения, исключавшие проход кораблей. Ожидая окончания ремонтных работ на шлюзах, «К-21» отошла к поселку Вознесенье близ устья Свири. Наконец, когда ремонтные работы на шлюзах были завершены, 6 августа подлодка продолжила движение, прибыв в Беломорск 24 августа. 6 сентября корабль перешел в Архангельск, где на Заводе «Красная Кузница» на субмарину вернули все то, что было снято с нее перед переходом на Север. 10 сентября «К-21» была зачислена в состав Учебной бригады ПЛ Беломорской флотилии.
После прохождения докования и ускоренного курса боевой подготовки экипажа, подлодка 23 октября направилась в Полярное. В тот же день в горле Белого моря «К-21» была обнаружена немецкой субмариной «U-576». К счастью, подлодка противника не атаковала, зато утром 24 октября в районе Поноя внезапно вынырнувший из облаков тяжелый истребитель «Bf-110» обстрелял «К-21» из пулеметов, оставив в ее легком корпусе и ограждении рубки 13 пробоин и легко ранив краснофлотца Павла Шорникова. Уйти на срочное погружение субмарина не смогла, так как последний раз дифферентовка корабля проводилась в Архангельске после погрузки аккумуляторов и твердого балласта. Благодаря пресноводной воде Двинского залива, в условиях плавания в Баренцевом море субмарина получила дополнительную плавучесть, и не сумела вовремя скрыться под водой. К вечеру подводная лодка прибыла в Полярное и зачислена в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ.
В первый боевой поход с задачей минирования подходов к Хаммерфесту (позиция № 2-а) «К-21» вышла днем 7 ноября. Обеспечивали боевой дебют субмарины, кроме комдива капитана 2 ранга М.И.Гаджиева флагманский инженер-механик инженер-капитан 3 ранга И.В. Коваленко, дивизионный минер капитан-лейтенант Г.П. Барбашов и дивизионный штурман капитан-лейтенант В.К. Васильев. Прибыв в район минной постановки, вечером 9 ноября на входе в пролив Бустад-сунд подлодка обнаружила одиночное судно. Несмотря на то, что командир субмарины намеревался, чтобы не демаскировать предстоящую постановку мин, пропустить цель, по настоянию комдива судно было атаковано. «К-21» стреляла из надводного положения двумя торпедами кормовых аппаратов с дистанции 8 кбт. Как предполагается, они прошли под килем судна. К счастью, цель не заметила атаки подлодки, и продолжила ход прежним курсом.
Обнаружив фарватер, в ночь на 10 ноября, субмарина провела постановку минного поля № 21. В проливе Бустад-сунд было выставлено 10 мин одной банкой. Спустя 5 часов в направлении только что установленных мин с подлодки наблюдали взрыв и большое пламя. Зарево держалось над водой около 2 минут. На «К-21» оценили первую минную постановку как удачную, но по данным противника в этом месте он потерь не имел. Минное поле спустя два дня после постановки было обнаружено по всплывшей мине охотником «Uj-1212» и вскоре вытралено катерными тральщиками плавбазы «MRS-3» («Bali»).
Днем 10 ноября «К-21» выставила вторую порцию мин (заграждение № 22) у Хаммерфеста. При выходе из шахты седьмой мины заело тележку минного устройства, поэтому минное поле состояло из двух банок (6 и 4 мины). Пока шло исправление повреждений тележки, подводная лодка попыталась выйти в атаку по тральщику, но к счастью для цели, снежный заряд вовремя закрыл ее, а заметивший подлодку в ходе постановки мотобот сбросил на безопасном от нее удалении 4 глубинных бомбы.
Минная постановка «К-21», проведенная в сложнейших условиях (мины ставились днем, из подводного положения на фарватере шириной 0,7 мили) стала результативной. 21 ноября 1941 года на мине субмарины подорвалось и затонуло норвежское каботажное судно «Bessheim» (1774 брт), на борту которого из Квальсунда в Хаммерфест перевозились отпускники Вермахта. Жертвами катастрофы стали 8 человек (3 немца и 2 норвежских пассажира и 3 члена экипажа). Поле проведенного траления катерами-тральщиками с плавбазы «MRS-3» («Bali»), которое, как, оказалось, было проведено не качественно, в этом же месте 9 июля 1942 года подорвался на мине и погиб немецкий охотник «Uj-1110», потери которого составили 25 членов экипажа и 21 военнослужащий Вермахта из числа отпускников. Так как последующим тралением в месте гибели корабля мин обнаружено не было, она оказалась последней из тех, что выставила «К-21».
Выполнив свою миссию в минном варианте, «К-21» приступила к патрулированию для торпедных атак. Днем 12 ноября в районе острова Квалё подлодка обнаружила пару транспортов под охраной сторожевика. После того, как командир субмарины, желая ускорить атаку, заострил курсовой угол до 60°, стрелять пришлось с большой дистанции (20 и 16 кбт) при плохой видимости. Тремя торпедами было атаковано первое судно, а через 9 минут, двумя торпедами, второе. Каждый раз на подлодке слышали взрывы, которые дали основания считать, что обе цели поражены. В реальности, при пуске торпед боцман не сумел удержать субмарину на заданной глубине, и она подвспыла, обнажив над водой антенные стойки. Кроме того, одна из торпед второго залпа в четкой видимости противника прошла по поверхности воды за кормой конвоя. Обнаружив подлодку, сторожевые корабли «Nordwind» и «Nordkap» сбросили в предполагаемом местенахождения субмарины 22 глубинные бомбы. Уклоняясь от контратаки, «К-21» несколько раз ударялась о грунт, в результате чего была нарушена герметичность топливно-балластной цистерны № 3. В море стал вытекать соляр, образуя за кормой подлодки предательский след. В условиях плохой видимости сторожевики не стали проявлять настойчивости, а сопровождаемый ими конвой в составе транспортов «Sten» (1464 брт), «Georg L.M. Russ» (2980 брт), «Kaprino» (3249 брт), «Sardinia» и «Spree» без потерь продолжил свой дальнейший путь.
С 13 по 18 ноября в условиях сильного шторма «К-21» пыталась избавиться от масляного следа, тянувшегося за подлодкой. В море уже утекло 35 тонн топлива, но попытки продувания цистерны с последующим ее промыванием не привели к ожидаемому результату. Когда 18 ноября субмарина сделала попытку вернуться на позицию, ее без труда обнаружил и отбомбил самолет «Ar-196». На следующий день «К-21» получила разрешение досрочно вернуться в базу, и днем 21 ноября прибыла в Полярное.
Пройдя аварийный ремонт и докование на заводе в Росте, к новому, 1942 году «К-21» была снова готова к ведению боевых действий. Днем 6 января подлодка была направлена в наиболее удаленный район так называемого «Лоппского моря» (позиция №2). 8 января, прибыв, по мнению подводников, в район между островами Лоппа и Серё, подлодка оказалась из-за ошибки в счислении на 40 миль восточнее, первоначально действуя в западной части соседней позиции № 2-а. Утром 13 января в западной части пролива Рольвсё-сунд «К-21» обнаружила конвой противника. В этот момент субмарина находилась в дрейфе без хода в надводном положении, имея в готовности четыре носовых, два кормовых торпедных аппарата и два кормовых орудия. Пуск торпед по судну в 5000 тонн проводился из кормовых аппаратов с дистанции 20 кбт, после чего подлодка развернулась, намереваясь использовать носовые торпеды. Пока производился маневр, на мостике «К-21» увидели, что цель окуталась паром и дымом, а сопровождавший ее сторожевик повернул в сторону подлодки и выпустил две зеленые ракеты. Шедший за транспортом еще один сторожевик, включив красный огонь на клотике, так же развернулся в сторону субмарины. На «К-21» сыграли «Срочное погружение».
По данным противника атаке подвергся конвой, включавший в себя германский транспорт «Fechenheim» (8116 брт) и норвежский «Tyrifjord» (3080 брт). Одна из торпед, шедшая по поверхности воды, прошла в 10 метрах от кормы тральщика «M-1502», после чего сторожевик «Polarkreis» сбросил по предполагаемому ходу подлодки 10 глубинных бомб, которые не нанесли повреждений субмарине.
Днем 19 января у острова Йельмсё (Хъельмсё), когда «К-21» наблюдала в перископ за норвежскими рыболовецкими мотоботами, ставившими сети, вблизи подлодки внезапно начали рваться глубинные бомбы. Разрывы были отнесены на счет рыбаков, которые были приняты за противолодочные корабли противника, хотя на самом деле бомбы сбрасывал охотник «Uj-1205», наведенный гидросамолетом «He-115», осуществлявшим охранение конвоя, что проходил поблизости. Вскоре подошли еще один охотник и тральщик из эскорта каравана, подключившиеся к бомбежке, которая длилась почти 3 часа. Всего на субмарину было сброшено 85 глубинных бомб, которые, к счастью, разорвались на безопасном удалении от подлодки.
К вечеру 21 января, «К-21» снова встретила в этом же районе норвежских рыбаков. Мотобот водоизмещением 100-150 тонн, по мнению подводников, осуществлял траление мин, а на его борту они рассмотрели две глубинные бомбы. В момент обнаружения судна подлодка стояла в надводном положении без хода под берегом. Ничего не подозревающие рыбаки, выбрав трал, шли курсом на субмарину, но, не дойдя до нее 3-4 кбт, повернули в сторону. «К-21» дала ход, и когда расстояние до цели составляло 0,7 кбт, открыла огонь из кормового 100-мм орудия. Первый выпущенный снаряд, не взорвавшись, пробил борт мотобота насквозь. Второй попал в одну из бочек с бензином, которые были приняты за глубинные бомбы. Сильный взрыв разметал цель в клочья так, что часть обломков упала на палубу подлодки. Жертвой атаки «К-21» стал норвежский мотобот «Ingoy» («F-223-N»), водоизмещением 15 брт, осуществлявший лов рыбы.
Дальнейший поиск подлодки был безуспешен, и днем 28 января «К-21» прибыла в Полярное. Пока субмарина проводила навигационный ремонт, 26 февраля при налете немецкой авиации на Полярное рядом с кораблем упало три 250 кг бомбы. К счастью, их разрывы не причинили подлодке повреждений. 4 марта командование предпочло сменить командира «К-21», им стал капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Лунин Николай Александрович.
Участвовал в двух боевых походах на М-121 в Великой Отечественной войне.
«М-121» - подводная лодка XII серии типа "Малютка" заложена 28 мая 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 290. 19 августа 1941 года подводная лодка спущена на воду; но достроечные работы на корабле прекращены, так как с 1 июля завод постановлением ГКО полностью перешел на выпуск танков «Т-34». Постановление ГКО от 4 июля 1941 г. предписывало подводные лодки, имеющие высокую степень готовности, направить для достройки в Баку. В октябре 1941 года подводная лодка перед ледоставом своим ходом ушла вниз по Волге на судостроительный завод № 638 им.И.В.Сталина в Астрахань для достройки и прохождения сдаточных испытаний на сдаточной базе заводов им. Закфедерации № 112 и № 638 в Баку, где проводилась окончательная достройка корабля.
Весной 1942 года «М-121» вступила в строй, и 10 апреля 1942 года вошла в состав Каспийской военной флотилии. Уже в мае 1942 подводную лодку готовят к отправке на Северный флот и переводят обратно в Горький, прибыла 10 мая. Там субмарина поднята на берег ,в разобранном виде установлена на железнодорожную платформу и 12 июня отправлена на завод № 402 в г.Молотовск (Северодвинск) для проведения в Белом море ходовых испытаний , куда «М-121» благополучно прибыла 18 июня 1942 года (по другим данным отправлена в мае 1942 года по внутренним водным системам из Астрахани по Волге-Шексне-Сухоне-Северной Двине в Молотовск).
17 июня 1942 года была зачислена в состав ОУДнПЛ СФ. 30 июня, когда подводную лодку начали спускать на воду, из-за несовершенства спускового устройства она сошла с полозьев и остановилась с большим креном, получив повреждения . Аварию устраняли трое суток. 14 июля спуск был повторен , но также неудачно , хотя и без аварии. Только с третьей попытки «М-121» 15 июля удалось спустить на воду. 17 июля 1942 г. ГКО принял решение передать М-121 Северному флоту. М-121 благополучно перешла в Кольский залив. 12 августа (по другим данным 2 августа) 1942 года «М-121» под командованием капитан-лейтенанта Кожакин Василий Петрович (принял корабль в апреле 1942 года) вторично вступила в строй и зачислена в состав 4-го дивизиона БрПЛ Северного флота.
30 сентября «М-121» совершила переход из Архангельска в базу в Полярное. После прохождения курса боевой подготовки вечером в 16.47 14 октября «М-121» вышла в свой первый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать в пределах позиции № 6 в Варангер-фьорде. Обеспечивал боевой поход командир 4-го дивизиона БрПЛ капитан 2 ранга Н.И.Морозов. В ходе патрулирования противник обнаружен не был, и днем в 12.27 21 октября подлодка благополучно вернулась в Полярное.
Второй боевой поход стал стал для «М-121» последним. Днем в 13.00 7 ноября подводная лодка покинула Полярное с задачей патрулирования района позиции № 6 в Варангер-фьорде. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась; 14 ноября она не ответила на приказ о возвращении , 24 ноября истек срок автономности. Вероятно, подлодка погибла на мине заграждения «Sperre-V» в Варангер-фьорде, либо на заграждении «Бантос-А» севернее побережья полуострова Рыбачий. На «М-121» погиб 21 человек.
28 декабря 1942 года лодка исключена из состава ВМФ.
На середину 2019 года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.