Морозов Михаил Ефимович
Морозов
Михаил
Ефимович

История солдата

Морозов Михаил Ефимович.

Родился 6 марта 1924 года, в деревне Кочетовка Уинского  р-на Пермской области.

Из воспоминаний: «Ранней осенью 1941 года вчерашние десятиклассники были  направлены в авиашколу на первоначальное обучение под Алма-Атой. Все хотели стать боевыми летчиками. Но жизнь распорядилась по-своему: самолеты  и инструкторы были отправлены на фронт, школа прекратила свое существование, а военная судьба разбросала нас по белу  свету».

Поступил  в  Ташкенте  военное  училище , отделение «Аэродромное  обслуживание», стал радистом. Проходил  службу  в 105 стрелковом батальоне, 110 стрелковой дивизии , 557 отдельном батальоне аэродромного обслуживания. В 1945 году был демобилизован.

Награжден  Орденом  Отечественной  воины II степени, медалью  «За победу над  Германией», медалью «20 лет победы в Великой Отечественной Войне», медалью  «30 лет победы в Великой  Отечественной Войне», медалью «40 лет победы в Великой Отечественной Войне», медалью  «50 лет победы в Великой Отечественной Войне», медалью  «70  лет  вооруженных  сил  СССР».

После  войны  Морозов  Михаил Ефимович с отличием окончил исторический факультет и  аспирантуру при Алма-Атинском пединституте имени Абая, во время учебы был единственным  студентом на своем факультете, который получал самую престижную и высокую  тогда Сталинскую стипендию.  После обучения приехал в  г. Петропавловск по направлению и приступил к исполнению обязанностей заведующего кафедрой марксизма-ленинизма учительского института. Защитил  диссертацию в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова.

Коллеги и студенты отмечали его преданность  делу  и  любовь к своей профессии: «Михаил Ефимович – неординарный человек,  наделенный многими талантами, скромен, несколько замкнут, сверхтактичный и вежливый он жил богатой духовной жизнью: писал стихи, сочинял музыку, великолепно играл на баяне. Всю жизнь изучал историю Северо-Казахстанского края, много рассказывал своим студентам о войне. И он не мог об этом не рассказывать, потому что с этим было связано многое, чем особенно дорожили люди его поколения – своим долгом перед Родиной, крепкой фронтовой дружбой».

Многие стихи Михаила Морозова были посвящены Великой Отечественной Войне. В одном из них он пишет:

У стен  ее  враги  стояли,

Свой  смертный бой вела Москва,

И ей на помощь улетали

От  нас  последние  У-2.

А  впереди  была, ребята,

В суровых тяготах  страна,

И  неизвестный  сорок  пятый,

И жизнь, и смерть, и вся война...


 

Или вот одно из обращений к молодежи:

Чти память тех, кто сердцем пламень

В великий  подвиг тот вложил,

Кто жизнь свою, как первый камень,

В твой дом когда- то  заложил.

Внук  победившего солдата

Иль не пришедшего с войны,

Теперь  тебе, как  нам  когда- то

Ключи  от дома вручены.

Ни грубым натиском, ни словом,

Не дай обидеть отчий дом,

Не допусти, чтоб в небе снова

Войны  суровой грянул гром.

И сделай так, чтобы на свете

Он был достоин их мечты,

Сегодня ты за мир в ответе,

Наследник и хозяин – ты.


 

Еще  его  строки:

Когда мы встретились с тобой,

Кончался год сорок шестой.

А в памяти звучал Победный залп большой войны,

И я еще шинель не  снял.

К  нам  приходили часто сны

Друзья по роте, старшина...

Но круто   все   менялось, очень  круто,

Семья  студентов, тишина...


 

Из школьного сочинения внучки Михаила Ефимовича Морозова:

Завтра  можно  не  успеть

«Война – жесточей нету слова», - вслушиваюсь в слова  ведущей  на встрече ветеранов "Не прерывалась жизни нить". «Война – печальней  нету  слова», -  всматриваюсь  в  лица фронтовиков, сидящих в зрительном  зале, и вспоминаю своего деда, которого сегодня уже нет .

Вспоминаю  его  ладони, большие и теплые, они характеризовали его, как спокойного, уверенного   в  завтрашнем дне человека. Но даже и эти  руки начинали дрожать, когда  на  столе  появлялись аккуратные коробочки с боевыми  наградами. Привыкшая видеть деда серьезным и немногословным,  9 мая я всегда боялась заходить в его кабинет:  мне было странно видеть непослушные дрожащие пальцы, которыми он перебирал какие- то блестящие монетки на красных ленточках. Но любопытство брало свое: я забиралась к деду на колени и с интересом наблюдала, как из шкатулки появлялись таинственные  коробочки. Позже узнала, что серая предназначена  для  медали  "За  победу над Германией ", а в красной хранится  орден  Отечественной  Войны  II  степени. Тогда я не думала о происхождении наград  и видела в них только эстетическую ценность. О второй  мировой  войне я узнала благодаря учебнику по истории, но сухо изложенные  книжным  языком  факты не вызывали у меня никакого желания узнать больше, события 41-45 годов казались мне такими же далекими как война 1812 года. И эта отдаленность от современности не сопоставлялась в  моих  мыслях  с  вполне  реальным  образом деда. Мое воображение не желало  представлять  вчерашнего  школьника – сегодняшнего  солдата – Морозова. Оно упорно  рисовало  доцента  преподавателя  СКУ  Михаила Ефимовича. Историк по образованию, свидетель и участник главных событий 20-го  века, он мог дать мне бесценные знания. Но на улице светило солнце, у подъезда ждали подружки, а это... успеется! Не успелось. Дед пережил   50-летннюю годовщину  победы  на  полтора  месяца...

Другого своего деда - фронтовика Газиза Галеевича Галиакбарова я так и не  узнала. Но, думаю, его рассказы были бы не менее интересны, ведь война для  него  началась  гораздо  раньше, в 38 году, на озере Хасан. Он тогда проходил действительную службу на дальнем востоке, кончался ее срок, а тут  провокационные  акции  японцев. Долго размышлять в этой ситуации солдат не стал – пошел  добровольцем  на  границу. После поражения агрессора  планировал  начать учебу. Однако судьба распорядилась иначе: приготовила  новую  схватку  с  врагом.  И когда тяжелый час пробил, артиллерист  Галиакбаров  не  ждал повестки – сам пришел в военкомат и был  зачислен  в формировавшуюся  тогда  в Северном  Казахстане  314 Стрелковую Дивизию. И для него вехой в биографии стал Ленинградский фронт. И, может  быть,  дороже двух орденов Славы для него были медали «За оборону  Ленинграда», «За  боевые  заслуги» и благодарственная грамота, подписанная  маршалом Коневым.

Для меня же дорого все, что связано с ними  обоими: их  воспоминания, записанные  кем-то  из родственников, старые фотографии, награды, грамоты... Ведь это не просто история моей семьи, это – история жизней человеческих, положенных  во  имя живущих сегодня.

Свойство памяти такого, что чем дальше мы уходим от событий, тем четче нам видится смысл и значение  пережитого. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная Война. И каждые сутки  она уносила в среднем 14104 жизни советских людей,  каждый час погибали  588 человек,  каждую минуту 10, каждые 6 секунд  1 человек. Сейчас в Петропавловске проживает 340 тысяч человек, а в годы войны остались сиротами 13 миллионов детей.  Это  13 городов «миллионеров». Они остались тогда сиротами, чтобы сегодня у нас были родители. И  это – главный факт, не написанный ни в одном учебнике, но увековеченный  рядами  надгробных  плит, орденов  и  медалей на груди каждого  ветерана. И это – самый важный аргумент, говорящий нам о том, что уже сегодня нужно вместе с дедушкой или бабушкой перебрать боевые награды и похвальные документы... Завтра можно не успеть!

Регион Республика Казахстан
Населенный пункт: Петропавловск

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: