Мотин Сергей Игнатьевич
Мотин
Сергей
Игнатьевич
РИА старший унтер-офицер, РККА старший сержант / Машинист паровоза
13.09.1881 - 1953

История солдата

23 сентября 1881 года родился Сергей Игнатьевич в городе Ставрополе (ныне Тольятти) Самарской губернии. Сергей рос в многодетной семье Ставропольского мещанина Игната Михайловича Мотина, в семье было 11 детей. Мотины имеют родственные связи с мещанами Мазохиными и Терентьевыми, почти в каждой записи о рождении детей Мотиных они являлись крестными. Отец Сергея, Игнат Михайлович Мотин имел 2-х этажную усадьбу в Ставрополе, личный эскорт и обширное хозяйство. Мотин Игнат был надворным советником, дал достойное образование каждому члену семьи, информации о нем к сожалению мало, в будущем добавлю. Отдельное внимание отводится деду Сергея Игнатьевича, Михаилу Ксенофонтовичу.

Кафтанщик – Мотин Михаил Ксенофонтович, родился в рабочей семье Ижевска 18 июля 1828 года. Семнадцати лет стал учеником на заводе. С 1858 года работал сдельно в ствольном цехе. 15 марта 1868 года награжден от имени Алесандра II мастеровым кафтаном с золотым галуном. В августе 1872 года оружейник получил грамоту почётного гражданина. 15 августа 1875 года заслуженный, семейный 37-летний человек поступил вольнослушателем в старший класс Ижевской оружейной школы. В 1877 году Михаил Мотин стал классным оружейным мастером 1-го разряда. 28 мая 1909 года Михаил Ксенофонтович умер. Также Мотин Михаил являлся Надворным советником департамента военной промышленности.

В 16 лет Сергей Игнатьевич начал свой путь машиниста, устроившись кочегаром на паровоз ходившим по маршруту Самара-Ставрополь. В 20 лет окончил Волжский речной кадетский корпус и поступил на службу в Тихоокеанский флот ,служил на канонерской лодке «Кореец», участвовал в Китайском походе Русской армии 1900 года,был участником боев в районе Тако. В 1901 году переведен на крейсер 1-го ранга «Варяг». На «Варяге» являлся командиром 152 мм орудия, по отчетам командования ,показывал высокие боевые навыки при учениях на надводных и наземных целях. 27 января 1904 года в составе крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» принял бой с Японской эскадрой у Чемульпо. Во время боя у Чемульпо проявил храбрость и слаженностьв командовании личного состава, его орудие во время боя ни разу не умолкало, как отмечало командование: «Орудийный состав Мотина Сергея Игнатьевича не потеряло ни одного человека в погибших и раненых, первым организованно с орудием эвакуировался с крейсера сохранив личное оружие и часть документов командования.». За бой у Чемульпо Мотин Сергей был награжден Знаком Отличия Военного Ордена 4-й степени и пожалован выплатой в виде 25 серебряников каждый год. 27 апреля 1904 года был на встрече и обеде с императором Николаем 2-м совместно с моряками крейсера «Варяг». В 1905 уволен со службы. Далее Мотин Сергей продолжил работу на паровозе, стал помощником машиниста. В 1908 году поженился на дочери канцелярского служащего Самарской казенной палаты Петра Игимаева Варваре Игимаевой. В событиях революции 1905 года принимал участие во всеобщей стачке железнодорожников Ставрополя, состоял в комитете красных железнодорожников. К 1909 году стал машинистом 2-й статьи к 1914 машинистом 1 статьи. С началом 1-й мировой войны снова призван в армию, на этот раз не во флот, стране не хватало машинистов на фронте также как и паровозов. Поступил на службу в звании рядового в 23 дорожный отряд Юго-Западного фронта. Руководил железнодорожным составом, доставлял боеприпасы и вооружение в состав 5-го стрелкового полка. Перевыполняя любые нормы и храбрость в переброске личного состава и доставки боеприпасов, вооружения был представлен к званию младшего унтер-офицера. Осенью 1915 попал в плен под поселком Журабно (Польша) при отступлении Русских войск из Польши. Попал в плен так как не знал о отступлении полка, в это время он доставлял боеприпасы на позиции и в итоге состав прибыл прямиком к немцам. Пробывал в плену в лагере Ламсдорф в Пруссии. Весной 1916 бежал и вновь вернулся в состав полка. Во время побега с товарищами ему удалось разузнать некоторые сведения о противнике и разузнать уязвимые места обороны по пути побега. За данное он был представлен к званию старшего унтер-офицера. Летом 1916 был представлен за утомительный труд во благо победы русской армии, к серебряной медали на Анненской ленте «За Усердие». 26 июля 1917 года получил ранение в челюсть, переведен на службу в флотский запас, стал командиром миноносца «Победитель». Принимал участие в Моондунской оперции 1 октября 1917. Во время Октябрьской революции 29 октября 1917 года поддержал Советскую власть и вывел миноносец из Гельсинфорсе в Петроград для поддержки восстания большевиков. Участник подавления мятежа Краснова и Керенского. С 10-16 апреля 1918 года принимал участие в «Ледовом походе» Балтийского флота, совершив переход «Победителя» по Балтике из Кронштадта в Гельсинфорсе. В мае 1918 года окончательно демобилизовался, вернулся на Родину. Работал на Юго-Восточной железной дороге. С началом Великой Отечественной войны занимался снабжением фронта, участник битв за Харьков, Киев, Сталинград, с освобождением Воронежской области был окончательно демобилизован, работал до конца своей жизни на железной дороге, умер в 1953-54 году. Вырастил 4 детей, является ветераном и почетным работником РЖД ,а также является ветераном ВМФ России.

 

Регион Курская область
Воинское звание РИА старший унтер-офицер, РККА старший сержант
Населенный пункт: Курск
Воинская специальность Машинист паровоза
Годы службы 1904 1945
Дата рождения 13.09.1881
Дата смерти 1953

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: