Муляр Степан Васильевич
Муляр
Степан
Васильевич
лейтенант / штурман
5.05.1909 - 10.08.1941

История солдата

Андреев Петр Васильевич
Муляр Степан Васильевич

Муляр С.В.

Старший летчик 22-го дальнебомбардировочного авиаполка 51-й дальнебомбардировочной авиадивизии младший лейтенант АНДРЕЕВ Петр Васильевич, 1915 г.р., уроженец: РСФСР, Смоленская область, Новодугинский район, с. Кулыгино. Семья проживала: РСФСР, г.Ленинград.
Кадровый, в РККА с 1 августа 1935 года.

Старший летчик-наблюдатель (штурман) 22-го дальнебомбардировочного авиаполка 51-й дальнебомбардировочной авиадивизии старший лейтенант МУЛЯР Степан Васильевич, 1909 г.р., уроженец: УССР, Винницкая область, Хмельницкий район, с.Терешполь. Жена Муляр Цезария Рафаиловна проживала в эвакуации по адресу: Алтайский край, г.Алейск, Вокзальная ул., д. 133.
Кадровый, в РККА с 4 ноября 1930 года.

Погибли в ночь c 10 на 11 августа 1941 года.

Место падения самолета ДБ-3ф, в районе деревни Язвище (болото в 3 километрах юго-восточнее) Волосовского района Ленинградской области обнаружено 4 октября 2003 года поисковыми отрядами «Форпост» (г.Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович) и «Авангард» (пос. Большой Сабск Волосовского района, руководитель Лариса Александровна Фетисова). При первом же обследовании места падения были установлены номера двигателей самолета: М-87а №/№ 87335, 87382.

Из информации хранящейся в Фонде поисковых отрядов Ленинградской области и рассказов местных жителей было известно, что 1960–70-е годы на месте падения самолета были обнаружены останки пилотов и найден номер самолета 180246.

По проведенной исследовательской работе с документами Центрального архива Министерства обороны Владимиром Викторовичем Курениным по установленным номерам самолета и моторов, было установлено: «...10 августа 1941 года самолет ДБ-3ф из состава 22-го ДБАП 51-й авиадивизии Дальнего Действия вылетел на бомбардировку вражеского аэродрома Ляды (Псковская обл.). В 23.58, в районе Сольцы (Новгородская область) был подбит ЗА противника и атакован ИА противника. Самолет 3-го звена, командир корабля Андреев, загорелся от огня ЗА противника, погибли 4 человека. Аэродром вылета: Кострома...».

Вычерпывание воды из воронки - тяжелый труд.

Бирка с номером самолета

С 20 по 30 сентября 2005 года поисковой экспедицией в составе отрядов: Военного института радиоэлектроники космических войск (г. Пушкин, руководитель Илья Викторович Переведенцев), «Авангард» (п. Большой Сабск), «Форпост» (г. Кингисепп), «Щит» (г. Кострома) были проведены работы по подъему обломков самолета. В результате работы экспедиции установлено, что место падения в 50-е годы было сильно подвергнуто разграблению. В отвалах воронки (уже на глубине заросшем мхом более чем на 30 см) обнаружено большое количество предметов экипировки экипажа (куски регланов, летных шлемов, обуви), также в отвалах встречались костные останки членов экипажа самолета и их личные вещи, такие как монеты различного достоинства, кусочки линеек: простой деревянной и штурманской, обломки зубной щетки, куски планшетки с обгоревшими бумагами, на обломках расчески обнаружена нацарапанная владельцем фамилия: Оглуздин. На одной из бирок обнаружен номер самолета: 180849, так же на капотах от моторов обнаружены две бирки с правильными номерами самолета: 180246. При вскрытии воронки обнаружены останки штурмана самолета. При извлечении останков штурмана были обнаружены: документы (в октябре 2005 года были переданы на экспертизу Сергею Сергеевичу Котилевскому, г.Великий Новгород), сильно сгнивший парашют, ластик, носовой платок, часы (время зафиксировано на 2.30), ворот гимнастерки со знаками различия старшего лейтенанта, пистолет ТТ с номером: ИВ 399 с кобурой и офицерским ремнем. По обнаруженному прибору установлено, что самолет перед падением шел с одним работающим мотором. Правый мотор был выключен, а правый работал на полных оборотах. На одном из обрывков реглана сохранился воротник с отпечатавшимися знаками различия младшего лейтенанта или младшего сержанта. Останки экипажа вывезены поисковым отрядом «Авангард» в пос. Большой Сабск, для дальнейшего захоронения.

10 октября 2005 года обнаруженные документы были переданы от Котилевского С.С., в Фонд поисковых отрядов Ленинградской области. Сергею Сергеевичу удалось расслоить и восстановить следующие документы: удостоверение личности офицера (довоенного образца), листочек с информацией о подписке на периодические издания. По проведенной предварительной работе с документами было прочитано: фамилия — М....р (Муляр), имя — не сохранилось, отчество — Васильевич.

По архивным данным, полученным из ЦАМО, было установлено:

– старший летчик, младший лейтенант Андреев Петр Васильевич, 1915 г.р., уроженец: Смоленская область Новодугинский район д. Кулыгино. Окончил ФЗУ в г. Ленинграде в 1932 году. В РККА с 1 августа 1935 года. Окончил Энгельское ВАУ в 1938 году. С 20.12.38 г., состоял в штате 22 ДБАП. Первоначально, на 1946 год сведений о судьбе не имеется. В 1954 году с Осьминского РВК поступило донесение: погиб в 1941 году в воздушном бою, найден труп и похоронен село Осьмино Лог, партийный билет № 3908383 выданный политотделом 31 авиадивизии отправлен в Главное политическое управление СССР;

– старший летчик-наблюдатель, старший лейтенант Муляр Степан Васильевич, 1909 г.р., уроженец: УССР Винницкая область, Хмельницкий район с. Терешполь. В РККА с 4 ноября 1930 года. Окончил 9-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей ХВО в 1936 году. Согласно донесения № 01283 от 16 февраля 1942 года, начальника отдела кадров Сибирского военного округа, считался пропавшим без вести (дата не указана). Затем донесением № 01450 от 19 февраля 1942 года признан погибшим (дата не указана). В картотеке потерь: значится погибшим в декабре 1941 года. Жена Мулер (так в документе) Цезария Рафаиловна проживала: Алтайский край, г. Алейск, ул. Вокзальная д.133. В 1948 году был запрос от дочери погибшего Полутовой Т.С., из Винницкого ОВК.

На основании архивных полковых документов было установлено: что по докладу экипажа Агафонова (командира звена), самолет Андреева загорелся и упал. Вернулись стрелки-радисты, выпрыгнувшие на парашюте Коновалов и Боковиков. В документах полка есть донесение стрелка-радиста старшины Коновалова М.Ф. и стрелка младшего командира взвода Боковикова Н.Е.

Сообщение Осьминского РВК от 1954 года еще раз говорит о том, что останки и документы Андреева были найдены местными жителями, но по каким-то причинам останки остались лежать на месте гибели у самолета, а официально «на бумаге» младший лейтенант Андреев стал значиться похороненным.

Останки младшего лейтенанта П.В. Андреева и старшего лейтенанта С.В. Муляра захоронены 8 апреля 2006 года в пос. Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области.

7 апреля 2007 года на воинском мемориале в пос. Большой Сабск на месте захоронения экипажа установлен памятный знак. На церемонии открытия памятного знака присутствовала дочь погибшего штурмана самолета С.В. Муляра — Майя Степановна.

Часы, найденные при останках штурмана.

В 2009 году через Интернет были разысканы родственники летчика самолета П.В. Андреева.

Письма от внучатой племянницы П.В. Андреева — Натальи Конюховой: «...Здравствуйте. Хочу выразить огромную благодарность «ФОНДу ПОИСКОВЫХ ОТРЯДОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» и всем кто участвовал в экспедиции осенью 2005 года в Волосовском районе Ленинградской области от всей нашей семьи. Особая благодарность, которую просто невозможно выразить словами, от Андреевой (по мужу Чернышовой) Любови Васильевны, младшей сестры Андреева Петра Васильевича, младшего лейтенанта, летчика, останки которого были преданы земле 8 апреля 2006 года в поселке Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области. (http://www.lenobl.ru/social/young/vahta — «История пропавшего бомбардировщика» от 7 апреля 2007 года, а так же материалы на www.soldat.ru). В настоящий момент Любовь Васильевна проживает в г. Севастополе. Для нее известие о том, что теперь известно, где захоронен один из ее старших братьев, стало большим подарком ко Дню Победы. Без прошлого нет будущего. Спасибо за то, что вы нам вернули частичку прошлого. С уважением Наталья Конюхова, г. Калининград...».

«... Илья, здравствуйте. Несколько раз звонила бабушке — Чернышовой Любови Васильевне в Севастополь. Вот что удалось узнать об истории семьи.

Отец — Андреев Василий Андреевич.

Мать — Андреева Александра Филипповна.

В семье было шестеро детей — два мальчика и четыре девочки.

В Ленинград из деревни Кулигино, Новодугинского района, Смоленской области семья переехала в 1927 году. В 1938 году умер отец.

Петр Васильевич работал на заводе «Марти» (я так поняла, что это судостроительный завод). По путевке был направлен в авиационное училище в г. Энгельсе. После его окончания получил назначение на Дальний Восток. Летал на бомбардировщике. С началом войны полк был переброшен на фронт. По словам бабушки, он был женат. Его жена приезжала в Ленинград (бабушка помнит, как ее встречала с поезда), когда полк был переведен с Дальнего Востока. Но в Ленинграде она не осталась, решила уехать к своим родственникам. Бабушка почему-то уверена, что уехала она в Грузию. Детей вроде бы у них не было. Петр Васильевич предлагал матери и сестрам уехать вместе с ней. Но на семейном совете было решено оставаться в Ленинграде. Так всю блокаду они и прожили в Ленинграде. Вначале пришло известие о смерти старшего сына — Андреева Василия Васильевича, 1909 года рождения. Служил в войсках НКВД. Погиб в боях на острове Эзель. Затем им сообщили о том, что Андреев Петр Васильевич пропал без вести. Больше о нем они ничего не слышали. Когда я спросила бабушку, что она может сказать о своем брате, было сказано одно: «Петя был очень добрым». Мать, Александра Филипповна, умерла от голода. Похоронена, по-моему, на Пискаревском кладбище в общей могиле. Сестры выжили.

Теперь о сестрах.

Андреева Анастасия Васильевна, 1912 года рождения. По мужу ее фамилия Милишунас. Сын — Геннадий Иванович. Проживали и, по словам бабушки, должны проживать в Санкт-Петербурге.

Андреева Клавдия Васильевна, 1918 года рождения. Все время проживала в г. Ленинграде. Умерла. Детей не было.

Андреева Любовь Васильевна, 1923 года рождения. По мужу — Чернышова. Во время войны служила в войсках ПВО в Ленинграде. После войны уехала вместе с мужем в Крым. Там и проживает в настоящее время.

Андреева Зинаида Васильевна, 1927 года рождения. Фамилию, по словам бабушки, она не меняла. Сын — Анатолий, вроде бы Иванович. Выезжали из Ленинграда, но затем вернулись. По крайней мере, сын, по словам бабушки, вернулся точно.

Связь между сестрами была утеряна где-то в 70-х годах.

Что касается фотографий. Из своего детства я помню то, что альбом со старыми фотографиями был. Мне обещали его найти. Если что-то прояснится, сообщу.

Возможно, фотографии есть у тех, кто все время проживал в Ленинграде. Жаль, конечно, сами потеряли связь с родственниками.

Осень 2005 года выдалось продолжительно сухой. Поэтому, в сентябре месяце сводная экспедиция, организованная фондом поисковых отрядов Ленинградской области в составе четырех отрядов выехала в Волосовский район Ленинградской области. В состав экспедиции входили: местный поисковый отряд «Авангард» из поселка Большой Сабск, под руководством Ларисы Фетисовой, ребята из города Кингисеппа — отряд «Форпост», руководитель Виктор Костюкович, ударная сила экспедиции — курсанты Военного института радиоэлектроники космических войск из города Пушкин, под руководством офицеров института майора Ильи Переведенцева и капитана Дмитрия Никишина, и сводный поисковый отряд из Костромы.

Целью экспедиции стало проведение поисковых работ на месте падения советского дальнего бомбардировщика ДБ-3ф, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Большую воронку, которая находилась на болоте «Малый Мох» нам показали местные жители, которые собирали в этих местах ягоды, еще в 2003 году. Тогда, обследовав обломки самолета, мы пришли к выводу, что, скорее всего, самолет погиб летом 1941 года. Внимательно осмотрев обломки двух моторов самолета, нам удалось установить их заводские номера: М-87а №\№ 87335, 87382. Также опросив местное население, и внимательно изучив накопившиеся материалы по переписке, конца 70-х начала 80-х годов, группы «Поиск» Совета ветеранов ВВС Ленинградского военного округа, мы узнали дополнительные сведения об этом самолете. Оказывается, что в 50-е годы местные жители обнаружили у воронки останки одного из погибших членов экипажа самолета. В документах, говорилось: «...в районе д. Редькино Волосовского района от Гатчины 112 км найден в болоте самолет Дб-3ф (Ил-4), упал 15 сентября 1941 года, извлечены останки летчика на петлицах две шпалы, самолет № 180246, мотор марки 82-34, вынут лебедкой мотор...».

Все установленные нами данные мы передали нашему другу и коллеге из Москвы Владимиру Куренину, который долгое время работал тележурналистом в программе «Забытый Полк» и имел возможность периодически бывать в городе Подольске, где располагается Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Продолжительное время из архива не было ни каких известий. Но вот в один из вечеров прозвучал долгожданный звонок. Володя Куренин сообщил, что по номерам моторов, которые мы установили при обследовании обломков самолета и по заводскому номеру самолета, который был указан в ветеранских записях, удалось установить следующее: «...10 августа 1941 года, самолет ДБ 3ф № 180246, с моторами М-87а №\№ 87335, 87382 из состава 22 дальнебомбардировочного авиаполка 51 авиадивизии Дальнего Действия в 23.58 вылетел с аэродрома города Костромы на бомбардировку вражеского аэродрома Ляды (Псковская обл.). При отходе от цели был подбит зенитной артиллерией противника. Самолет 3-го звена, командир корабля Андреев, загорелся от огня зенитной артиллерии противника, погибли 4 человека...». Еще Володя сообщил, что в архиве сохранилось очень мало документов 22 ДБАП за 1941 год, так как полк в октябре 41-го, понес очень большие потери и поэтому в начале 1942 года был переформирован. Известно, что в августе 1941 года данный полк разными эскадрильями действовал на нескольких участках советско-германского фронта. Так, например, одна эскадрилья полка действовала совместно с авиацией Краснознаменного Балтийского Флота с острова Эзель в Балтийском море и наносила удары с воздуха по столице третьего рейха — Берлину. И поэтому установить данные на погибший экипаж самолета пока трудно, так как «перелопатив» огромное количество архивных документов Владимир не нашел даже списка безвозвратных потерь полка.

Получив сведения из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации мы предположили, что, скорее всего подбитый над аэродромом Ляды дальний бомбардировщик, по решению командира экипажа тянул к ближайшим аэродромам морской авиации Краснознаменного Балтийского флота, которые располагались в районе Клопицы и Котлы, так как именно на этих аэродромах базировались авиаэскадрильи 1-го минно-торпедного полка ВВС КБФ, вооруженные такими же самолетами. Но при перелете нынешней границы Новгородской и Ленинградской областей самолет рухнул на землю...

Поэтому, приступая к работе по извлечению из болота обломков дальнего бомбардировщика ДБ-3ф, мы знали о самом самолете очень много, а об экипаже — только фамилию летчика.

В результате работы экспедиции было установлено, что место падения в 50-е годы было подвергнуто сильному разграблению. В отвалах воронки, были обнаружены многочисленные предметы экипировки экипажа: куски регланов, летных шлемов, обуви. Также, на отвалах воронки мы обнаружили и костные останки членов экипажа самолета и часть их личных вещей: монеты различного достоинства, кусочки деревянной и штурманской линеек, обломки зубной щетки, куски планшетки с обгоревшими бумагами. На обломках расчески мы прочли фамилию: Оглуздин. При самом подъеме обломков бомбардировщика из воронки, были обнаружены и останки штурмана самолета. А вместе с ними — документы, которые мы сразу же, с большой осторожностью запаковали в полиэтиленовый пакет, для дальнейшей экспертизы. Также из воронки были извлечены сильно обгоревший и сгнивший парашют, ластик, носовой платок, часы время на которых зафиксировалось на 2:30, ворот гимнастерки со знаками различия старшего лейтенанта ВВС, пистолет ТТ с номером ИВ 399 с кобурой и офицерским ремнем. По прибору в кабине летчика мы установили, что самолет перед падением шел с одним работающим мотором. Правый мотор был выключен, а левый работал на полных оборотах. Также на одном из обрывков найденного реглана (кожаное пальто одного из членов экипажа) сохранился воротник с отпечатавшимися знаками различия младшего лейтенанта или младшего сержанта.

Вернувшись из семидневной экспедиции, мы передали обнаруженные документы нашему эксперту — Сергею Сергеевичу Котилевскому, единственному человеку, который может профессионально расслоить, пролежавшие в болоте более 60-и лет бумажные документы.

Удостоверение личности С.В.Муляра.

Спустя несколько дней, Сергей Сергеевич Котилевский сообщил, что документом, который мы передали, оказалось удостоверение личности офицера, довоенного образца. По проведенной предварительной работе с документом, нам удалось прочесть: фамилия — М....р (Муляр), имя — не сохранилось, отчество — Васильевич.

Теперь можно было подвести небольшие итоги. На месте падения были обнаружены разрозненные останки членов экипажа самолета. На самом дне воронки нам удалось найти и идентифицировать останки только штурмана самолета, старшего лейтенанта и предположительно установить его фамилию — Муляр. По первому сообщению из архива мы знали фамилию командира экипажа самолета — Андреев. При работе на месте падения в отвалах воронки была обнаружена карманная расческа с надписанной фамилией — Оглуздин. На одном из обрывков воротника от реглана мы рассмотрели отпечатки от знаков различия, которые могли принадлежать младшему лейтенанту или младшему сержанту.

Проанализировав все имеющиеся у нас сведения, и основываясь на находках сделанных во время полевой экспедиции, мы попросили наших друзей из московского поискового объединения «Тризна» Алексея Кравченко и Алексея Бирюкова, еще раз попробовать найти документы 22-го дальнебомбардировочного авиаполка в Центральном архиве Министерства обороны РФ.

Только спустя восемь месяцев Алексею Бирюкову удалось найти интересующие нас документы.

10 августа 1941 года командир полка подполковник Кравченко своим приказом поставил задачу последовательными ударами трех звеньев в период с 2.30 по 3.00 11 августа 1941 года нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Ляды. По сведениям агентурной разведки было установлено, что на этом аэродроме скопилось до 150 немецких самолетов, которые стоят там без горючего. Звено Агафонова (в состав которого входил экипаж Андреева) должно было нанести удар в период с 2.45 по 2.55.

Согласно, утвержденного командиром полка списка ночных экипажей 22 ДБАП, намеченных к вылету в состав экипажа входили: старший летчик младший лейтенант Андреев, старший летнаб старший лейтенант Муляр, стрелок-радист старшина Коновалов, стрелок сержант Боковиков.

После вылета, вернувшиеся командиры звеньев составили боевое донесение по результатам бомбардировки. Вот донесение заместителя командира авиаэскадрильи лейтенанта Агафонова: «...Цель: уничтожить матчасть самолетов противника на аэродроме Ляды. Количество самолетов, вылетевших на задание — 3. Время вылета: 23.57. Время бомбометания: 3.00. Высота бомбометания: 1500 метров. Сброшено бомб: 30 бомб (из них 15 ЗАБ-50 и 15 ФАБ-50). Наблюдение экипажей: В районе Луги наблюдали артогонь. На аэродроме количество и марки самолетов не установлены. В районе аэродрома наблюдали до 4-х прожекторов и пожар в 3-х местах. После бомбометания самолет левого ведомого летчика Андреева загорелся и через одну две минуты пошел со снижением. Потери: 1 самолет ДБ-3...». В списке экипажей, которые вылетали в этот день, напротив экипажа Андреева сделана запись карандашом: «...По докладу экипажа Агафонова, самолет Андреева загорелся. Вернулись стрелки-радисты, выпрыгнувшие на парашюте Коновалов и Боковиков...».

Так описан этот ночной налет на аэродром Ляды в архивных документах 22-го дальнебомбардировочного авиаполка. Члены экипажей других самолетов видели, что самолет Андреева был подбит зенитной артиллерией противника и загоревшийся со снижением стал уходить от цели. Потом в полк вернулись стрелки-радисты со сбитого самолета. Что случилось с летчиком Андреевым и штурманом Муляр, ничего не было известно. На этот вопрос также не смогли ответить вернувшиеся стрелки-радисты. Вот интереснейший документ!

Донесение возвратившихся с экипажа младшего лейтенанта Андреева стрелка-радиста старшины Коновалова М.Ф. и стрелка младшего комвзвода Боковикова Н.Е, 18 августа 1941 года:

«...10 августа 1941 года на 11 августа 1941 года экипаж Андреева получил задачу уничтожить матчасть самолетов противника на аэродроме Ляды в составе звена Агафонова. Товарищи Коновалов и Боковиков доложили следующее:

1. При подходе к цели были обстреляны огнем ЗА до одной батареи. На аэродроме видели в нескольких местах пожары. Четко было видно силуэты самолетов на границе аэродрома в два ряда, самолеты были не рассредоточены и не замаскированы, по приблизительному подсчету самолетов было до 120. После сбрасывания бомб видели разрывы, было несколько прямых попаданий, всего отмечено до 12 самолетов, которые взлетели на воздух.

2. При отходе от цели на развороте наш самолет был подбит огнем ЗА в правый бок три градуса. Самолет загорелся, но скоро пламя потухло. После этого через 2–5 минут, снова загорелся. Командир экипажа ввел в пике, но пламя разгоралось все больше. Мы решили покинуть самолет. Во время спуска на парашюте наблюдали за самолетом. Самолет с пламенем и резко шел к земле. При ударе об землю самолет разбился, остальных из экипажа выпрыгнувших на парашюте не наблюдали.

3. После приземления мы друг друга потеряли, выбрались на свою территорию одиночно на пути ни кого противника не встретили. Товарищ Коновалов в темноте наткнулся на телефонную линию, включился и подслушал разговор, разговор был немецкий, перерезал провода и скрылся в лес.

Вышли на свою территорию к своим (19 СП 90 СД) 11 августа 1941 года в 18.00. На территории противника шли лесом, в населенные пункты не заходили.

Старшина Коновалов, Младший комвзвод Боковиков...».

8 апреля 2006 года в поселке Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области обрели свой покой останки двух членов экипажа советского бомбардировщика. Какие они были? На этот вопрос помогли ответить их архивные документы. Между ними было много разного, но долгие 60 лет их объединяла одна фраза — пропали без вести.

Командир экипажа: старший летчик, младший лейтенант Андреев Петр Васильевич, 1915 г.р., уроженец: Смоленская область Новодугинский район д. Кулыгино. Окончил ФЗУ в г. Ленинграде в 1932 году. В РККА с 1 августа 1935 года. Окончил Энгельское ВАУ в 1938 году. С 20.12.38 г., состоял в штате 22 ДБАП. Первоначально, на 1946 год сведений о судьбе не имеется. В 1954 году с Осьминского РВК поступило донесение: погиб в 1941 году в воздушном бою, найден труп и похоронен с Осьмино Лог, партийный билет № 3908383 выданный политотделом 31 авиадивизии отправлен в Главное политическое управление СССР.

Штурман экипажа: старший летчик-наблюдатель, старший лейтенант Муляр Степан Васильевич, 1909 г.р., уроженец: УССР, Винницкая область, Хмельницкий район, с. Терешполь. В РККА с 4 ноября 1930 года. Окончил 9-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей ХВО в 1936 году. Согласно донесения № 01283 от 16 февраля 1942 года, начальника отдела кадров Сибирского военного округа, считался пропавшим без вести (дата не указана). Затем донесением № 01450 от 19 февраля 1942 года признан погибшим (дата не указана). В картотеке потерь: значится погибшим в декабре 1941 года. Жена Мулер (так в документе) Цезария Рафаиловна проживала: Алтайский край, г. Алейск, ул. Вокзальная, д.133. В 1948 году был запрос от дочери погибшего Полутовой М.С., из Винницкого ОВК.

Вот так закончилась продолжительная история поиска, которая всё расставила на свои места. Даже непонятные для нас с первого взгляда, находки и открытия, стали объяснимы. Так указанные в ветеранских записях дата гибели и воинское звание одного погибшего члена экипажа, в настоящем оказались просто вымыслом. Фамилия Оглузнин, прочитанная на обнаруженной расческе не имела к экипажу погибшего самолета, никакого отношения. Сведения из ЦАМО, что труп Андреева был похоронен в селе Осьмино Лог, в 1954 году, не подтвердились документально, а наоборот были полностью опровергнуты — фактом нахождения останков и амуниции Петра Васильевича Андреева в отвалах воронки. Скорее всего, то давнее захоронение состоялось только на бумаге с гербовыми отпечатками!

7 апреля 2007 года в поселке Большой Сабск Волосовского района, на братском воинском захоронении, состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятника на месте захоронения экипажа самолета ДБ-3ф 22-го дальнебомбардировочного авиаполка 51-й дальнебомбардировочной авиадивизии, погибшего жарким летом 1941 года на дальних подступах к Ленинграду.

Церемония захоронения в п. Большой Сабск. 8 апреля 2006 года.

Долгих 66 лет экипаж самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Петра Васильевича Андреева 1915 г.р., уроженца Смоленской области и штурмана, старшего лейтенанта Степана Васильевича Муляра 1909 г.р., уроженца Винницкой области Украины, значился пропавшим без вести. Только благодаря работе поисковых отрядов их останки были обнаружены в обломках боевой машины и торжественно захоронены с отданием всех положенных почестей весной прошлого года. В результате кропотливого поиска были установлены имена погибших, и стала известна вся трагическая история пропавшего бомбардировщика, случившаяся в ночь с 10 на 11 августа 1941 года.

На торжественной церемонии открытия памятника погибшим летчикам присутствовали родные и близкие штурмана самолета Степана Муляра. Его дочь Полутова Майя Степановна приехала с Украины, чтобы почтить память родного человека.

В этот апрель 2007 года Майе Степановне шел уже 70-й год. Она родилась в 1938 году, и когда ей исполнилось всего три года, отца не стало. В ее жизни в память об отце остались только фотографии, да рассказы матери и бабушки... Потом, повзрослев, к ним прибавились и другие воспоминания об отце. Так в 50-е годы их семья, случайно в одном из украинских городков встретила человека, который, наверное, один из последних видел их мужа и отца Степана Муляра живым. Им оказался техник самолета Василий Александров. Они служили вместе еще на Дальнем Востоке. Вместе, всем экипажем: летчик, штурман, стрелки радисты и техник, перелетали на фронт. Это он выпускал в последний боевой вылет их экипаж. Как вспоминал Василий Александров, в ту ночь в Костроме на аэродроме, Степан Муляр, предчувствуя нехорошее, сказал ему: «...Передай моим родным, что я их очень, очень люблю...». На что, он ответил: «Не дури, Степан... Вернешься, сам и напишешь своим о любви...». С задания самолет не вернулся... И как последнее завещание боевого друга, остались эти слова в памяти техника.

О любви были последние слова Степана Муляра перед вылетом на боевое задание, с которого он не вернулся. Слова о любви остались в памяти человека, который, спустя десятилетия, смог передать их жене и детям друга. А сколько слов о любви к отцу мы услышали от дочери погибшего штурмана, когда ходили на болото, к месту гибели самолета ее отца! Майя Степановна, говорила, что в ее семье отца любили все! Любили всю жизнь, и даже после страшной казенной бумаги из наркомата обороны: пропал без вести. Любили и ждали, верили и надеялись... Шли десятилетия, но память об отце и любовь к нему жила в их семье постоянно. Со слов бабушки, она знала даже такую историю, что ее мать Цезарию Рафаиловну выдали замуж за Степана Васильевича в 15-летнем возрасте, подделав документы Цезии и приписав ей год.

«...Уж больно, гарный хлопец был Степан, нельзя было упускать такого...» — говорила бабушка.

— Мне иногда кажется, что моя бабушка любила моего папу больше чем мама, — говорила Майя Степановна.

В апреле 2006 года Майе Степановне приснился сон. Такого яркого, цветного и реалистичного сна, она не видела за свою жизнь ни разу. История во сне развивалась следующим образом: Майя Степановна что-то делала по дому, как вдруг увидела на кухне стоящую маму, которая умерла, пять лет назад. У матери было строгое лицо. Майя, увидев мать, попыталась подойти к ней, но та стала выходить из кухни и у порога, вдруг остановившись, строго спросила:

— Ты посылку получила?

— Нет — ответила Майя Степановна, — Какую посылку?...

— Получишь... — и мама вышла из дома, затворив за собой дверь.

Как рассказывала Майя Степановна, она сразу проснулась, поразившись такой яркой и реальной картине во сне. И слова матери постоянно крутились в ее голове, так как она была уверенна, что в воочию слышала голос матери.

Этот сон приснился, как раз после того, как 8 апреля 2006 года на воинском захоронении в поселке Большой Сабск, останки ее отца обрели свой покой. Мы тогда уже знали имена погибшего экипажа.

10 мая, этого же года, сразу после празднования Дня Победы в дом Майи Степановны позвонили. Открыв дверь, она увидела военного комиссара города Хмельники Винницкой области.

— Под Ленинградом, нашли самолет Вашего отца — услышала она, из уст комиссара.

15 мая Майя Степановна, вместе с женой брата и ее сыном, уже была в Большом Сабске и смогла притронуться к дорогой могиле... В музее Большого Сабска, командир поискового отряда «Авангард» Лариса Фетисова, передала ей небольшие планшеты, в которые были вложены найденные поисковиками личные вещи и документы отца.

— Уезжая на Родину, сложенные планшетки напоминали мне посылку, о которой говорила мама, придя ко мне во сне — говорила Майя Степановна.

Эти истории мы слушали, находясь на месте гибели самолета, куда мы пришли вместе с дочерью погибшего штурмана, пройдя несколько километров по болоту. Опустив на водную гладь воронки красные гвоздики, зажгли свечи и крепкой, обжигающей украинской самогонкой, приготовленной еще матерью Майи Степановны, мы поминали погибших при боевом задании младшего лейтенанта Петра Андреева и старшего лейтенанта Степана Муляра.

Когда мы собирались уходить с болота, Майя Степановна сказала: — Идите, я хочу побыть здесь одна.

Отойдя на небольшое расстояние и повернувшись, мы увидели, как она опустилась на колени на краю воронки, зачерпнула ладонями воду и омыла лицо, а потом шепотом, стала читать молитву... А может, разговаривать с отцом...

Илья Прокофьев, 2005-2007 годы. Источник:

http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/izdat/book11/027-andreev2.htm

Регион Украина
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Винница
Воинская специальность штурман
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Хмельницкий р-н, с. Терешполь
Годы службы 1930 1941
Дата рождения 5.05.1909
Дата смерти 10.08.1941

Боевой путь

Дата призыва 1930
Боевое подразделение 22 дбап 51 адд

Документы

УЛ

УЛ

Карточка поисковиков найденного Андреева, погибшего с Муляр

Карточка поисковиков найденного Андреева, погибшего с Муляр

Фотографии

Степан Васильевич Муляр с женой Цезарией Рафаиловной

Степан Васильевич Муляр с женой Цезарией Рафаиловной

Памятник на могиле летчика П.В.Андреева и штурмана С.В.Муляра.

Памятник на могиле летчика П.В.Андреева и штурмана С.В.Муляра.

Однополчане

Член его экипажа- погибший Андреев Петр Васильевич 02.05.1915 гр

Член его экипажа- погибший Андреев Петр Васильевич 02.05.1915 гр

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: