Мустафин Фагим Исмагилович
Мустафин
Фагим
Исмагилович
лейтенант

История солдата

МОЙ ОТЕЦ

Мустафин Фагим Исмагилович   27.10.1922 года рождения. Проживает в городе Орске Оренбургской  области.

Его призвали на военную действительную службу в  РККА  1940 году.

В 1943 году в конце августа был направлен на фронт в 1 Прибалтийский под г. Невель.

Войну закончил в Кенигсберге в 1945 году.

Имеет награды:  ордена -  «Отечественная война 1 степени», «Красная звезда»;

Медали: - «За взятие Кенигсберга», «За Победу над фашистской Германией» и все юбилейные медали.

Имеет: двух сыновей, дочь, пятерых внуков и двух внучек, пять правнуков и шесть правнучек.

Регион Оренбургская область
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Орск

Боевой путь

 

Мустафин Фагим Исмагилович   с октября 1940 года по апрель 1941 года  учился в школе мотористов города Баку Азербайджанской ССР. По окончании школы в мае 1941 года его направили в г. Ахалкалаки Грузинской ССР в 270 авиационный полк авиамотористом. Начало воны он встретил в г. Риони Грузинской ССР, куда они прибыли для получения самолетов И-16 (истребитель).

22 июня 1941 года они, перед возвращением в полк, собирались на экскурсию посмотреть  город. Планам не суждено было сбыться, так как в три часа ночи их подняли по тревоге и объявили, что началась ВОЙНА. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вероломно напала на СССР.

23 июня личный состав, получив самолеты, вернулась в г. Ахалкалаки. В сентябре 1941 года всех мотористов направили переучиваться в школу механиков в пос. Гамболи в близи от г. Тбилиси. После окончания школы мотористов  в июле 1942 года его направили в 11 запасной авиаполк, дислоцированный в г. Кировобад. До февраля 1943 года служил в 11 авиаполку,  где ремонтировали двигатели для самолетов «Боинг-25» и «Бостон-3».

В феврале 1943 года его с товарищами направляют в г. Алатарь  Мордовской АССР, где в апреле 1943 года был сформирован 390 авиаполк легких ночных бомбардировщиков 314 авиадивизии на должность механиков. До августа 1943 года переучивались на ПО-2. После этого их , после чего их полк был направлен в Первый Прибалтийский фронт под город Невель.

Во время перелета делали посадку под городом Ржев, там впервые увидели последствия нашествия фашистов.

Потом перебазировались под город Витебск, где началась и их работа, к которой они так тщательно готовились. Их полк засыпал бомбовыми ударами позиции врага на передовой линии. За ночь делали до 15 боевых вылетов. В конце 1943 года на самолеты установили фотоаппаратуру для фотосъемки позиций врагов в ночное время. Во время съемок кидали осветительные бомбы «Фатаб 80». В один из дней получили приказ о проведении ночной съемки узловой станции Ельне. Задачу для исполнения поручили экипажу капитана Георгобиани. Штурманами были Пивоваров и Махно. Поставленную задачу они выполнили успешно и были представлены командованием к правительственным наградам.

Когда пехотинцы попали в окружение под Витебском, личный состав полка снабжал их боеприпасами и продуктами. Витебск-Полоцк  периодически переходил из рук у руки, бои шли жестокие. В 390 авиаполку, так же  были большие потери.   В июле 1944 года Витебск-Полоцк был освобожден от фашистских захватчиков. За, что 390 авиаполк был награжден орденом «Алексадра Невского», а личный состав был представлен к награждению правительственными наградами, первой наградой папы стал орден «Красная Звезда».

За бои под Витебском-Полоцком экипаж  самолета Тарасьян, где он был бортмехаником, сделала более 25 вылетов. В один из боев самолет был сбит и сел на нейтральной полосе. Они ночью с командиром вытащили самолет, прощупывая дорогу щупом, чтобы не подорваться на минах.

В эскадрилии  было много национальностей: русские, татары, грузины, армяне, украинцы, евреи, адыгейцы и другие, все жили дружно, много рассказывали друг другу о своей Родине, о природе и национальной культуре. Мечтали после войны ездить к  друг другу в гости, родниться.

390 авиаполк по мере освобождения нашей территории постоянно перелетал с места на место ближе к линии фронта: Шарковницы, Поневеж, Шауляй, Клайпеда.

В октябре 1944 года Первый Прибалтийский фронт вошел в состав 3 Белорусского фронта. Начались бои на территории Германии. Есенбург был первым городом Германии, который был взят при помощи 390 авиаполка. Затем начали штурм Кенигсберга, январь и февраль 1945 года экипажи полка делали до 10 ночных вылетов, благо аэродром был недалеко от Кенигсберга.

При взятии  Кенигсберга авиаполком было сделано около 4000 боевых вылетов. В боях за город-крепость погибло много наших солдат и офицеров. 9 апреля Кенигсберг был взят, фашистовы были вытеснены на полуостров Пилау, где шли бои и после капитуляции фашисткой Германии.  

В июне 1945 года папе дали отпуск с выездом на Родину г. Орск. Отца он уже не застал, так как он умер весной 1944 года. После отпуска он вернулся в свой 390 авиаполк,  который находился уже в городе Львов. С августа 1945 по апрель 1947 года он служил бортмехаником на ЛИ-2. Неоднократно делал вылеты с командиром эскадрилии Юхановым.  Летали в город Куйбышев, куда привозили личный состав летчиков для переподготовки на самолеты ИЛ-2.

Так же он в 1946 году в короткие сроки освоил трофейный самолет «Зибель» (помогло знание, полученное на уроках немецкого  языка), так как все приборы и тумблера были подписаны по- немецки. Летал на нем несколько месяцев, пока самолет не забрали в Москву.

В апреле 1947 года был демобилизован и вернулся домой в г. Орск, где проживает и по настоящее время.

Всего за период военных действий мой отец обслужил 488 боевых вылетов.

 

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: