Мутин Усман (Валентин) Гумерович (Георгиевич)
Мутин
Усман
(Валентин)
Гумерович
(Георгиевич)
Старшина / авиационный техник
10.07.1924 - 18.11.2015

История солдата

Трудно удержаться, чтобы не воспользоваться материалами, так вовремя размещенными на сайте общедоступного электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и касающихся описываемых в этой книге людей и событий. На многие мои вопросы, на которые не смог ответить отец, я неожиданно получил исчерпывающие ответы, не выходя из дома. И это о событиях более чем полувековой давности! Низкий поклон  этим людям, осуществляющим этот полезнейший и грандиозный информационный проект. Думаю, будет справедливым и уместным закончить наше повествование о том времени кратким документальным обзором на основе этой информации. Абзацы, выделенные скобками, приведены дословно из наградных листов и приказов о награждении.

Мы теперь знаем полный состав экипажа младшего лейтенанта Милавина, бомбардировщик которого готовили к полетам техник Гусев и механик Мутин в период их службы в 42-м Авиаполку ДД с декабря 42-го по август 43-го.

Это летчик младший лейтенант Милавин Борис Прокопьевич, 1920 года рождения, русский, в Красной Армии с 1940 года, член ВЛКСМ с 1937 года, участник ВОВ с октября 1942 года. Он был трижды награжден:  Орденом Красного Знамени (7 сентября 1943 г.), Орденом Отечественной Войны 1 степени (29 декабря 1943 г.) и  Орденом Красного Знамени (8 августа 1944 г.).

Это штурман лейтенант Петренко Евгений Александрович, 1921 года рождения, украинец, в Красной Армии с 1939 года, член ВЛКСМ с 1940 года, участник ВОВ с декабря 1942 года. Имеет награды: Орден Красного Знамени (7 сентября 1943 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (29 сентября 1943 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (29 апреля 1944 г.), медаль «За оборону Ленинграда», Орден Красного Знамени (21 ноября 1945 г.). С января 1945 г штурман Петренко Е.А. переведен в 330 Бомбардировочный Авиаполк для переучивания на новой материальной части самолета Ер-2.

Это стрелок - радист младший сержант Губарь Семен Евтухович, 1919 года рождения, украинец, в Красной Армии с 1939 года,  член ВЛКСМ с 1936 года, участник Финской войны 1940 год,  участник ВОВ с декабря 1942 года. Трижды награжден: Орденом Красной Звезды (7 сентября 1943 г.), Орденом Славы III степени (3 марта 1944 г.) и Орденом Отечественной Войны 1 степени (5 июня 1945 г.).

Это воздушный стрелок младший сержант Примха Иван Федорович, 1921 года рождения, беспартийный.

Экипаж младшего лейтенанта Милавина в этом составе просуществовал до 20 сентября 1944 года. В ночь с 19.09 на 20.09.44 г в районе Будапешта при выполнении боевого задания пропал без вести воздушный стрелок младший сержант Примха Иван Федорович.

Стала известна и боевая деятельность экипажа   Милавина в период  с января 43-го по август 43-го, за который было совершено 50 боевых вылетов.  Экипаж «выполнял задания по срыву перевозок и разрушению складов с боеприпасами и горючим на ж.д. станциях и узлах Гомель, Брянск, Псков, Орша, Жуковка, Орел, Мга  и др.  Уничтожал материальную часть и блокировал аэродромы: Балбасово, Брянск, Сеща, Олсуфьево, Клинцы и др.  Действовал по живой силе и технике, разрушал узлы сопротивления севернее и восточнее Орла и в районе станции Мга. В результате успешного бомбардирования экипажем и экипажем контролером зафиксировано до 15 прямых попаданий по ж.д. путям и станционным сооружениям, 12 крупных и 5 малых пожаров, а также 17 взрывов из них 4 большой силы, что свидетельствует об уничтожении складов с боеприпасами и горючим».

Летчик Милавин «имел две вынужденных посадки из-за отказа моторов, из них одна произведена ночью на колеса без всяких повреждений для самолета».

Несколько слов о технике самолета Милавина.

Техник лейтенант Гусев Тимофей Васильевич, 1912 года рождения, русский, в Красной Армии с 1934 года, член ВКП/б/ с 1941 года, участник ВОВ с октября 1941 года. Имеет награды: медаль «За Боевые Заслуги» (22 июля 1942 г.) и орден Красной Звезды (28 апреля 1944 г.). На момент последнего награждения обеспечил 240 боевых вылетов. Из них 160 в системе АДД, из которых 33 боевых вылета с оперативного аэродрома, выполняя спецзадание на севере в условиях заполярья. «В период обслуживания боевых и учебных полетов самолет, готовившийся Гусевым,   не имел случаев опозданий, невыходов и отказа работы материальной части».

В августе 1943 года из состава 42-го Авиационного полка ДД был выделен 108-ой Авиационный полк ДД. Его возглавил Герой Советского Союза подполковник Бирюков Серафим Кириллович, а заместителем к нему был назначен майор Родионов Иван Васильевич.

Техник лейтенант Гусев и механик сержант Мутин стали служить в новом 108-ом авиаполку ДД. Техник Гусев обслуживал машины экипажей майора Баукина, капитана Новожилова, лейтенанта Казакова, старшего лейтенанта Ванякина. А механик Мутин был приписан к Ил-4 младшего лейтенанта Горинова, техником которого стал старшина Данилин.

Несколько слов об экипаже Горинова.

Летчик лейтенант Горинов Павел Григорьевич, 1921 года рождения, русский, в Красной Армии с 1940 года, член ВЛКСМ с 1940 года, участника ВОВ с 27 августа1943 года. Имеет награды: Орден Красного Знамени (20 сентября 1944 г.) и Орден Отечественной Войны 1 степени (14 июля 1945 г.).

Штурман звена лейтенант Селезнев Валентин Ильич, 1923 года рождения, в Красной Армии с 1940 года, член ВКП/б/ с 1944 года, участника ВОВ с 27 августа1943 года. Имеет награды: Орден Красного Знамени (20 сентября 1944 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (27 апреля 1945 г.) и медаль «За боевые Заслуги» (14 июля 1945 г.).

Стрелок-радист сержант Кармашев Павел Петрович, 1912 года рождения, русский, в Красной Армии с 1942 года, беспартийный, участника ВОВ с августа1943 года. Представлен 10 июля 1944 года к ордену Отечественной Войны II степени, но награжден медалью «За Отвагу» (20 июля 1944 г.).

Воздушный стрелок старший сержант Прудников Василий Михайлович, 1919 года рождения, в Красной Армии с 1940 года, беспартийный, участник ВОВ с 22.06.1941г. по декабрь 1941 г. и с 27 августа 1943 года по 9 мая 1945 года. Награжден Орденом Красной Звезды (26 мая 1945 г.).

В последний период войны в экипаже Горинова вместо стрелка-радиста Кармашева летал стрелок-радист старшина Жилин  Павел Федорович. Он принял участие в 10 боевых вылетах на фотографирование из 31 выполненных данным экипажем.

Ранее стрелок-радист старшина Жилин летал в экипаже старшего лейтенанта Осипова В.В.. Штурманом в этом экипаже был старший лейтенант Зуенко И.С, а воздушным стрелком младший сержант Петрушин Е.Н.

Несколько слов о боевой деятельности экипажа лейтенанта Горинова.

За период с 27 августа 1943 года по 9 мая 1945 года экипаж на бомбардирование и фотографирование военных объектов противника выполнил 88 боевых вылетов, из них 2 днем, остальные ночью.

В период с 27 августа 1943 года по 10 июля 1944 года на бомбардирование совершено 36 боевых вылетов ночью. Из них  17 вылетов на средние цели (ж.д. узлы -  Двинск, Минск, Выборг, Борисов, Вильно, Полоцк и др. и по живой силе и технике противника - Клетное, Кобельки), и 19 вылетов по переднему краю обороны (Орша, Молодечное, Вильно и др. и по живой силе и технике противника в д. Пышное).

На боевом счету экипажа за этот период имеются: пожаров больших и средних размеров – 15, пожаров малых размеров – 5, взрывов большой силы – 3.

В период с 11 июля 1944 года по 9 мая 1945 года экипаж лейтенанта Горинова на бомбардирование и фотографирование военных объектов противника выполнил 52 боевых вылетов. «Особые успехи и заслуги экипаж показал в боевом фотографировании. Произвел 31 вылет на фотографирование, из которых 18 вылетов выполнено отлично, 13 хорошо».

«22 раза подвергал бомбардированию и фотографированию «военно-промышленные объекты на собственной территории противника: Тильзит – 1 раз (14.10.1944 г.), Штеттин –2 раза (21.02 и 6.03.1945 г.), Данциг – 4 раза (09,11,25 и 27.03.1945 г.), Кенигсберг – 2 раза (22.02 и днем 07.04.1945 г.), Берлин – 2 раза (25 и 26.04.1945 г.),  Альт–Ландеберг – 1 раз (18.04.1945 г.), Фишгаузен – 1 раз (08.04.1945 г.), Наутцвинкель – 1 раз (днем 08.04.1945 г.), порт Хель – 1 раз (09.04.1945 г.), Мюнхенберг – 1 раз (17.04.1945 г.), Берлин – 1 раз (21.04.1945 г.), Свинемюнде – 2 раза (27.04 и 01.05.1945 г.), порт Мемель – 3 раза (14.10, 20.12 и 20.12.1944 г.).  Один боевой вылет совершил по переднему краю обороны противника на западном берегу реки Одер (16.04.1945г.). 16 раз подвергал бомбардированию ж.д. узлы порты и аэродромы противника на временно-оккупированной территории СССР – Таллинн, Рига, Салдус, Либава, Яняварти и др.

На боевом счету экипажа за этот период числится 10 взрывов большой силы и 22 пожара.

В ночь на 10.10.1944 г. экипаж выполнил задание на фотографирование порта Либава. Дополнительно взяли на борт 1000 кг фугасных бомб. Не смотря на массированный огонь 5-ти батарей зенитной артиллерии и активное противодействие ночных истребителей противника, лейтенант Горинов произвел 3 захода на цель. Умело и грамотно маневрируя в первом заходе точно поразил порт фугасными бомбами, а двумя последующими заходами отлично сфотографировал цель, чем подтвердил отличные результаты бомбардирования соединением и дал ценные разведданные.

В ночь на 20 декабря 1944 г. экипаж выполнял задание на фотографирование порта Мемель. На боевом курсе экипаж – фотограф был атакован двумя истребителями противника, лейтенант Горинов приказал радисту и стрелку открыть огонь  и не допускать противника на близкое расстояние. Предупредив штурмана, хладнокровно выдержал заданную скорость, курс и высоту. Во время фотографирования экипаж вел воздушный бой, отразил 6 атак вражеских истребителей огнем бортовых пулеметов и, выполнив задание, ушел от их преследования. Задание на фотографирование было выполнено отлично.

В боях на подступах к Берлину и в самом Берлине выполнил 6 боевых вылетов на фотографирование. Кроме ФОТАБов всегда брал на борт по 1200 – 1500 кг. фугасных бомб. Все 6 боевых вылетов выполнил с оценкой отлично.

В декабре месяце 1944 года имел аварию самолета. Кроме этой аварии никаких летных происшествий за все время боевой работы по вине тов. Горинова не имел».

Несколько слов о технике самолета лейтенанта Горинова.

Младший техник старшина – техслужбы Данилин Павел Иванович, 1918 года рождения, русский, в Красной Армии с 1939 года, член ВКП/б/ с 1943 года, участник ВОВ с 13 октября 1941г. Награжден медалью «За Боевые Заслуги» (21 февраля 1944г.) и орденом Красной Звезды (5 июня 1945 г.).

«С октября 1941 года по 9 мая 1945 года Данилин П.И. в должности механика и техника самолета обслужил 274 боевых вылетов, из них в должности техника - 110 боевых вылетов, из которых 30 боевых вылетов приходится на фотографирование. Обслуживал боевые вылеты экипажей: лейтенанта Горинова, лейтенанта Александрова, майора Трехина, подполковника Родионова, капитана Весновского и майора Горбунова.

За период Отечественной войны заменил 12 моторов, полностью выработал моторесурс 4-х моторов, восстановил один самолет в составе тех.экипажа, отремонтировал текущим ремонтом 2 самолета. Случаев невыхода на боевые задания и возвратов за время боевой работы по вине тов. Данилина не было».

Ну и наконец, несколько слов о механике, принимавшего участие в подготовке боевых вылетов самолета Горинова и других экипажей.

 Мутин Усман Гумерович, 1924 года рождения, татарин, в Красной Армии с августа 1941 года, член ВЛКСМ с 1940 года, участник ВОВ с 15 января 1943 года. Награжден медалью «За Боевые Заслуги» (7 октября 1944 г.), медалью «За Боевые Заслуги» (25 июня 1945 г.).

В первом случае награждения формулировка в приказе о награждении была такой: «за то, что он в Отечественную войну обслужил 182 самолетовылетов ночью без отказа материальной части самолета по его вине».

Во втором случае: «за то, что он всего обслужил 232 боевых вылетов и 150 учебных полетов. После последнего награждения обслужил 50 боевых вылетов, большинство из них по военным объектам на собственной территории противника не имея отказа матчасти по его вине.  В составе тех.экипажа отремонтировал 2 самолета, снял и поставил 18 моторов. Материальную часть Ил-4 и М-88-б знает хорошо и эксплуатирует грамотно».

Об остальных участниках данных воспоминаний можем сказать однозначно – они достойно служили и каждый из них внес свой вклад в общую Победу. Об этом говорят документы.

Регион Белгородская область
Воинское звание Старшина
Населенный пункт: Старый Оскол
Воинская специальность авиационный техник
Место рождения Башкирия
Годы службы 1943 1950
Дата рождения 10.07.1924
Дата смерти 18.11.2015

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: