
Павел
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился Павел Петрович 22 июля 1919 г. в Ленинградской области По окончании 7-го класса в 1934 г. поступил в техникум точной механики и оптики, но учебу в Ленинграде пришлось прервать, так как в апреле 1935 года семья Николаевых была репрессирована. Павел Петрович с мамой оказались в Молотовобацком районе Таджикистана, где им были закончены 8, 9, 10 классы средней школы. Затем он поступил в Сталинобадский пединститут на заочное отделение, одновременно работая в школе. Причем преподавать с одинаковым успехом ему приходилось практически все: литературу, русский язык, физкультуру, рисование, пение, математику и любимую физику. И, кроме того, он руководил драмкружком. И, когда Павел Петрович вынужден был перевестись в другую школу, один из учеников посвятил ему стихотворение - «На прощание», где были такие слова:
« Прощай же, дорогой учитель,
Прощай и уезжай туда,
Где ждет Вас долг и дело чести
Советского т р у д а …»
Было это написано 15 января 1941 года. И как пророчески угадал ученик в молодом учителе его предназначение, а долг и честь были всегда при нем.
Вскоре пришлось сменить род занятий - в июне 1942 года Павла Петровича призвали в Красную армию. Молодой боец Николаев сначала оказался в городе Саратове, затем попал в запасной полк зенитной артиллерии, расположенной близ станции Бекетова, где принял присягу. После месяца учебы 23 августа полк был отправлен в Сталинград. Во второй половине дня полк на барже переправили через Волгу на противоположный берег. Едва успев выгрузиться с баржи, они увидели, на Сталинград со всех сторон волнами пошли вражеские самолеты. Авиабомбы попали на нефтебазу - город заволокло черным дымом. Буквально на глазах мирный город превратился в руины. Часть перебросили в Астрахань на охрану железной дороги и нефтебаз. Павел Петрович служил в зенитной артиллерии. Его зенитная батарея, в числе других, обеспечивала бесперебойное движение эшелонов по железнодорожной ветке Астрахань - Саратов. Именно по этому направлению шло снабжение действующей армии горючим, и фашисты нещадно бомбили железную дорогу, стараясь нарушить жизненно важную артерию. Оттуда, получив ранение, Павел Петрович попал в госпиталь. Пока он лежал в госпитале, полк перебросили под Одессу, и после выписки его командировали в запасной полк под Сталинград, где он целый месяц постигал военную науку, а в июле1944 пришлось форсировать Вислу. Боевой задачей было захватить и удержать плацдарм на противоположном берегу. Захватив плацдарм площадью 1 кв. км, расширить его так и не смогли, пошли на соединение с соседней частью на Сандомерский плацдарм и заняли оборону на переднем фланге. В январе 1945 года началось наступление по всему фронту. Часть, где служил боец Николаев П.П., была переведена во второй эшелон, их задачей было уничтожать фашистов, скрывавшихся в лесах. В этих боях погибло много наших солдат. С боями дошли до немецкого города Бреслау. В городе засела 45-тысячная гитлеровская группировка. Очень важно было не выпустить их из города. Именно здесь, в Бреслау , Павел Петрович узнал о Победе. Но служба для него закончилась только в ноябре 1945 года: он был зачислен взапасной полк в Узбекестане. Приказ о демобилизации пришел 13 ноября, а 14 ноября учитель уже вышел на работу. Затем он вернулся в Таджикистан, где вскоре был назначен директором школы.
Вернувшись,Павел Петрович встретил свою одноклассницу, семья которой также была репрессирована. Лидия Георгиевна родилась 3 ноября 1919 г. в Кенгисепском районе Ленинградской области. Работать ей пришлось начать, из-за тяжелой болезни отца, уже в 9 классе, еще до окончания средней школы. Сначала она работала воспитателем в детском доме. А в 10 классе была одновременно и ученицей и учительницей в начальных классах.. Война застала ее на летней сессии в Душанбинском пединституте. И, начиная с того черного дня 22 июня 1941 года, девушка забыла об отдыхе, выкраивая только короткое время для сна. Нагрузка была чрезвычайной: мужчины-учителя – на фронте, а оставшимся в школе женщинам приходилось работать в две смены, третья смена проходила на уборке хлопка, который был очень нужен фронту. Кроме того, Лидия Георгиевна продолжала заочно учиться в пединституте. А «свободное время» посвящалось труду в госпитале. Там она помогала выносить изнуренных жарой раненых бойцов на свежий воздух, встречала санитарные поезда с фронта, вынося носилки с ранеными из вагонов, или просто читала раненым бойцам адресованные им письма, писала под диктовку ответы. В то время жизнь не баловала изобилием, однако, Лидия Георгиевна и ее подруги умудрялись собирать посылки на фронт, и никто не жаловался, понимая, что на фронте еще труднее. Подвижнический труд молодой учительницы был оценен: Лидия Георгиевна была награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.» и «За трудовое отличие».
Встретившись после войны, Павел Петрович и Лидия Георгиевна поженились. В 1949 году супруги Николаевы приехали на Псковщину и стали работать в Волышовской средней школе: Павел Петрович учителем физики, а Лидия Георгиевна учителем литературы, закончив педагогическое образование в институте им. Герцена. Оба педагога, являясь высоко образованными и глубоко нравственными людьми, настоящими русскими интеллигентами, давали не только прекрасные знания своих предметов, но и уроки общей культуры, этики и эстетики. Лидия Георгиевна, работая завучем, факультативно вела уроки истории искусств, благодаря ей, актовый зал школы украшала галерея репродукций картин известных русских и зарубежных художников. Ее доклады на областных педагогических чтениях и конференциях - настоящее пособие для учителей. Один из докладов Лидии Георгиевны был представлен в институте художественного воспитания в Москве. В то замечательное время в Волышове процветала художественная самодеятельность не только учащихся, но и поселковая, ставились серьезные драматические постановки, где активно принимали участие и Лидия Георгиевна, и Павел Петрович. Во многом, благодаря им, школа участвовала в различных олимпиадах, конкурсах и смотрах, добиваясь хороших результатов.
Учителя Волышовской средней школы, участники литературно-драматического кружка. Выступали с постановками: А.Н.Островский - «Не все коту масленица», «Поздняя любовь»; К.М. Симонов – «Русские люди», «История одной любви»; А.П. Чехов – «Свадьба» и др. в г.Порхове, к-зе им.Чапаева, с. Полоное, д.Логовино, с. Волышово д.Яровня. В центрестоят Николаевы: Лидия Георгиевна и Павел Петрович.Фото1965 года.
Павел Петрович был активным популяризатором современных достижений науки и техники: читал лекции с демонстраций научно-популярных фильмов на разные актуальные темы в поселковом клубе или, летом, просто на улице. Обладая природным оптимизмом, тонким юмором, прекрасной памятью и огромной эрудицией, он доходчиво и живо доносил до слушателей, будь это ученики на его уроках физики, или любая другая аудитория, материал любой сложности и глубины. Особенно повезло тем, у кого Павел Петрович был классным руководителем: до конца его жизни проходили теплые встречи с учениками, к примеру, первого, 1955 года, выпуска. Бывшие ученики рассказывали о своей жизни. Он искренне радовался успехам, помогал советом и участием в сложных жизненных обстоятельствах. Они с благодарностью вспоминали счастливое время, когда жизнь била ключом под умелым и неутомимым руководством Павла Петровича: совместные литературные чтения, выпуск стенгазеты «Искорка» (один из номеров учитель сохранил до конца дней), коллективные походы в кино с последующим обсуждением, спортивные соревнования и лыжные прогулки по парку. На встречах 2000-х годов Павел Петрович, как в 50-х, читал наизусть Пушкина, Некрасова, Тютчева. Очень жаль, что выпусков было только 5 - могло бы быть гораздо больше, ведь до конца жизни наш любимый учитель сохранил острый ум, великолепную память, был образцом высокой культуры и духовности. Именно духовности.
В те годы не принято было говорить о вере. Но чувствовалось, что он жил с Богом в душе. У него было очень важные качества православного человека – смирение и прощение, и ни капли снобизма и высокомерия. А ведь Павел Петровичбыл энциклопедически образованным человеком, при этом умел просто и доступно говорить о сложном и великом - о Великой Отечественной Войне, о Родине. Он всегда имел право сказать: «Честь имею!»
Они оба, и Павел Петрович, и Лилия Георгиевна всегда подтянутые, элегантно одетые, доброжелательные, красивые и мудрые, являясь образцом, как «… в человеке все должно быть прекрасно…», притягивали к себе людей. Они пользовались непререкаемым авторитетом, искренней любовью своих учеников и односельчан. Да, к тому же, школа тогда располагалась в здании бывшего графского дворца, и эта гармоничная аура той Волышовской школы дала прекрасные плоды: сотни бывших их учеников стали инженерами, агрономами, экономистами, зоотехниками, юристами, медиками. Есть среди них и архитекторы, и кандидаты технических и юридических наук, и журналисты. Но, пожалуй, большинство, вдохновленных примером любимых учителей, их выпускников посвятили себя педагогической деятельности, многие стали заслуженными учителями. А кто-то стал рабочим, кто-то трудится на полях, фермах и конюшнях конезавода «Псковский» и других предприятиях, но все бывшие ученики Павла Петровича и Лидии Георгиевны, где бы они ни трудились, и куда бы
ни забросила их жизнь, как подарок судьбы вспоминают годы учебы у этих Учителей. Они прекрасно воспитали и своих детей и внуков. Одна дочь Ольга Павловна стала архитектором-художником. Другая, Наталья Павловна, имея педагогическое образование и большой интеллектуальный потенциал, много сил и внимания, отдала семье, воспитав троих сыновей. В настоящее время она работает программистом. К сожалению, Лидия Георгиевна, умерла в 1997 году, Павел Петрович достойно прожил без нее 11 лет. Весь его облик до последних дней, начиная от всегда до блеска начищенных ботинок, аккуратной одежды, стройной осанки (он и в 88 лет не признавал тросточки) с доброжелательностью и остроумием, не смотря на возраст и все испытания, которые ему пришлось пережить, вселял невольное уважение в каждом, кто встречался на его пути. Он был как маяк, указывающий правильные жизненные ориентиры, и с уходом его, света на Земле стало значительно меньше.
Ратный труд Павла Петровича был оценен - он был награжден медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом «Красной Звезды», орденом «Великой Отечественной Войны». Но, к сожалению, из-за скромности его плодотворная педагогическая деятельность оказалась недооцененной. Он был отмечен знаком «Отличник народного образования РСФСР», других регалий как он, так и Лидия Георгиевна, не получил, что несправедливо: ведь всей своей жизнью они доказали, что являлись воистину Народными Учителями. Своей деятельностью Павел Петрович и Лидия Георгиевна укрепляли основы государства, ибо такие люди – соль Земли русской и было бы им заслуженной наградой – присвоение Волышовской средней школе имени педагогов Николаевых. Такое предложение было высказано во время похорон Николаева П.П.