Ноговицын Петр Прокопьевич
Ноговицын
Петр
Прокопьевич
Рядовой / Связист
1919 - 1941
Регион Республика Саха (Якутия)
Воинское звание Рядовой
Населенный пункт: Якутск
Воинская специальность Связист
Место рождения Якутская АССР , Одунинский наслег
Годы службы 1941
Дата рождения 1919
Дата смерти 1941

Воспоминания

Несыгранная роль Петра...

28 октября 2019г. в Саха академическом театре им. П.А. Ойунского состоялась премьера спектакля «Оонньоммотох оруоллар» («Несыгранные роли»). Эта постановка — память о 34 студентах якутской актерской студии, класса профессора Леонида Макарьева, куратора Е.К. Лепковской, которые в 1940 году поступили в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. В первые дни войны все юноши ушли на фронт, а девушки остались защищать Ленинград.
Спектакль поставлен режиссером Захаром Никитиным по мотивам воспоминаний Евгении Лепковской «Цветы на холодном снегу» и Исая Попова «Несыгранные роли, угасшие надежды…», инсценировка Марии Боппоёновой, роли исполняют студенты Якутского колледжа культуры и искусств и актеры молодежного театра «Күн Өркөн».
В спектакле студенты-артисты играли студентов-артистов. И тем пронзительнее я внимала тому, что происходило на сцене. Ну, а что говорить про Ньургуйаану, с которой мы смотрели эту постановку, не знаю, не могу подобрать слов… Дело в том, что одним из студентов, поступивших в 1940 году в Ленинградский театральный институт, был ее двоюродный дед. Но обо всем по порядку.



*Ноговицын Роман Прокопьевич*



Ньургуйаана – моя подруга детства, в девичестве Ноговицына. Ее дед – ветеран ВОВ Ноговицын Роман Прокопьевич, Ньургуйаана буквально выросла в любви бабушки и дедушки. Далее я предоставлю слово самой Ньургуйаане:
Наш дедушка Ноговицын Роман Прокопьевич до войны работал председателем сельсовета с.Ой (с.Немюгюнцы). В 1941 году его призвали на войну, где он вначале был снайпером, потому что, как заядлый охотник, был с оружием на «ты». Но поскольку дедушка был образован, его, как ценного кадра, назначили инструктором снайперов. Воспитал 26 снайперов, среди которых было 5 Героев Советского Союза. Войну дедушка закончил в звании младшего лейтенанта в офицерском составе.
Дедушка не любил рассказывать про войну, но в редких своих воспоминаниях часто вспоминал своего родного брата Петра, очень жалел о его трагической кончине, так как был уверен, что Петр, с его задатками, талантом и образованием, мог столько сделать во благо своего народа, стать выдающимся деятелем и оставить след в истории республики.
Самым большим желанием деда было найти могилу Петра. Много сил и времени он отдал на поиски, но, к сожалению, так и не успел это сделать.



*Ноговицын Петр Прокопьевич*



Мой двоюродный дед – Ноговицын Петр Прокопьевич родился в 1919 году в Горном улусе в местности Харыйалаах в семье Ноговицыных. Впоследствии семья из-за голода переехала в Хангаласский улус. Там Петр и вырос. Позже, получив образование, он начал работать учителем в Холболохской начальной школе, позже ставшей Ойской семилетней школой.
Из воспоминаний Ермолаева Н., ветерана ВОВ, члена клуба революционной, боевой и трудовой славы (газета ”Ленские маяки”, № 85, 22.07.75).
В 1939—1940 учебном году я работал вместе с учителем Ноговицыным Петром Прокопьевичем. Жили в одной маленькой комнатушке. Он был пионервожатым, я — секретарем комсомольской организации. Петро принимал активное участие в художественной самодеятельности. Здесь раскрылся его артистический талант.



В 1940 году Петр поступил в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского на артиста. Считался одним из лучших студентов в своей группе. По воспоминаниям театральных друзей, Петр по характеру был целеустремленным, честным и патриотом своей Родины.



15 сентября 1940г. в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, в класс проф.Л.В. Макарьева, прибыла якутская национальная студия.
Этими словами начинается книга «Цветы на холодном снегу» Евгении Константиновны Лепковской, преподавателя Ленинградского театрального института.
Словно свежий ветер ворвался в аудиторию. Словно запахло первым чистым снегом… Пылающие румянцем лица что яркие цветы! Тридцать два веселых якута вверяли нам свою судьбу. Они были готовы сейчас спеть, танцевать, создавать этюды, играть какие-то роли – неважно какие. Важно играть!
После всплеска радости встречи, естественно, завязался разговор, в котором выяснилось не только то, что многие уже работали в театре, но и то, что приехали вместе с ними, вошедшими в актерскую аудиторию, еще двое молодых людей – один на режиссерский факультет, другой – на театроведческий. Пожалуй, это был единственный случай в нашем институте, (…), что национальная республика прислала целый театр: актеров, режиссеров и театроведа, всего 34 человека. Целесообразно, перспективно!
Якутскую группу в институте быстро прозвали «могучая студия». И было за что! Ребята с таким упоением влились в учебный процесс, что вызвали всеобщий интерес – так велико было их желание учиться и поглощать окружавшие их культурные ценности Ленинграда. Они уже мечтали о своих постановках, где могли бы «раскрывать перед зрителями очарование театра…». Но рассказ о молодых якутах, мечтавших посвятить свою жизнь театру – увы, краток. «Могучая студия» просуществовала всего полтора года.
Наступившая война разрушила их мечты, оборвала планы, а многим из них - и жизни…
Якутская национальная студия это «капля», в которой отражается «океан» - советское многонациональное общество. Единое по своей идеологии, крепкое по своим братским связям, богатое своим национальным искусством.
Три понятия – Театр, Якутия, Ленинград с большой буквы, были спаяны для них в одно целое – Родина.
И если обратиться к термину системы нашего общего учителя К.С. Станиславского – это было жизненной сверхзадачей молодых Людей, Патриотов, Художников. Морально-этической основой искусства актера. Краеугольным, идеологическим камнем всей науки о Театра.



Когда началась война, Петр в числе первых сразу же записался на фронт ополченцем. Их отряд был направлен на, так называемый, «Невский пятачок», где с первых дней войны шла ожесточенная борьба. Оказывается, он был связистом, взяли его туда из-за грамотности. По слухам, из его письма старшему брату, он был ранен и 25 августа 1941 года госпитализирован. После выписки из госпиталя 5 сентября Петр заходил в родной институт попрощаться с преподавателями и друзьями, чтоб на следующий день отбыть в свою часть в г.Пушкин. Опять же только по слухам, Петр был направлен рядовым в пехотные войска.
В своем последнем письме Евгении Константиновне Лепковской, датированной 6 сентября 1941 года, Петр рассказывает, что заходил в институт и очень сожалел, что не встретил ее лично. Но после войны надеялся обязательно вернуться в любимый институт и закончить свою учебу. В кратких словах обещал с честью нести долг Советского гражданина, воина, чтобы нещадно бить врага, защищая город, открывший ему глаза на искусство, город, подаривший ему столько нового и удивительного, столько счастливых моментов, о которых он будет помнить до конца своей жизни.
После этого Петр пропал без вести…



*Память должна жить*



Долгое время дедушка по всем инстанциям искал сведения о родном брате, следы его захоронения, но так и не нашел. В честь него он назвал своего сына, моего отца, Петром, поэтому мы считаем себя продолжателями его рода.
В 2018 году мы, а точнее мой сын, внучатый племянник Петра, через интернет нашли сведения о том, что Ноговицын Петр Прокопьевич погиб на «Невском пятачке» и захоронен в п.Дубровка Всеволожской области под монументом «Часовня». Лежит в братской могиле под номером 165.
Желание дедушки, я считаю, исполнено лишь частично. Потому что он, по традициям, хотел повезти на место захоронения Петра горсть родной земли и привезти горсть земли оттуда. Земли, орошенной кровью его брата…
Очень здорово, что Колледж культуры своей постановкой воскресил память не только о нашем деде, но обо всех «студийцах», отдавших свои молодые жизни за наше мирное небо. Надеемся, что в честь «студийцев», может быть, поставят памятник, не сейчас, но в будущем.
Мы же в свою очередь всегда будем помнить о нашем деде, Ноговицыне Петре Прокопьевиче. Пусть он не успел оставить после себя потомков, но его кровь течет и в наших жилах, а память о нем всегда будет жить в наших сердцах.
Автор: Варламова Т.П.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: