Новожилов Гордей Васильевич
Новожилов
Гордей
Васильевич
Старшина / машинист-инструктор паровоза
5.01.1913 - 3.01.1979

История солдата

Моего отца Новожилова Гордея Васильевича, как человека характеризует статья "Не стареют душой ветераны" из газеты "Гидростроитель заполярья" в связи с его 60-ти летием. Последние годы трудовой и жизненной биографии прошли в поселке Мурмаши Мурманской области.

А. БОРИСОВ. Газета "Гидростроитель заполярья" 12 января 1973 г.

"Не стареют душой ветераны"

Зимний день быстро шел на убыль. К пяти часам уже совсем наступила ночь. Обыкновенная, полярная... Но в конторе ПРБ, залитой светом электрических ламп, представление о ночи терялось, было шумно и многолюдно. Здесь, в пересменку, собрались рабочие и служащие управления производственно-технольгической комплектации. Собрались, чтобы тепло и от всей души поздравить ветерана-гидростроителя, мастера ПРБ Гордея Васильевича Новожилова с днем рождения. Ему исполнилось 60 лет.
Когда все заняли свои места, начальник УПТК Михаил Владимирович Зрянин по поручению коллектива обратился к юбиляру с приветственным словом. Он рассказал собравшимся о большом пути этого замечательного человека, который свою жизнь посвятил самоотверженному труду на благо людей.
...Жизнь прожить — не поле перейти. Так говорит мудрая народная пословица. Жизнь не баловала людей старшего поколения, к котрому принадлежит Гордей Васильевич Новожилов. Но это поколение было и остается хозяином жизни. Таков и Гордей Васильевич Новожилов.
Родился он в семье крестьянской, в деревне Рахновичи Лодейнопольского уезда Олонецксй губернии (ныне — Ленинградская область, Лодейнопольский район). Ему исполнилось четыре года, когда свершилась Октябрьская революция. Новая жизнь пришла в село, затерявшееся на полуголодной окраине России.
Поэтому учился Новожилов уже в советской школе. Окончил пять классов. На большее средств у отца - крестьянина-единоличника - не хватило (коллективизация здесь, началась позднее). К тому же в поле помощник был нужен, а по тем временам пять классов - грамотей!..
По стране широко шагала первая пятилетка. Строились заводы и фабрики, электростанции. Всюду требовались рабочие руки. Вот тада-то и пошел Гордей Новожилов, крестьянский сын, в рабочие.
Было это в 1930 году. Устроился сначала учеником литейщика на строительстве Свирьской ГЭС-3. Одновременно учился. Уже тогда проявился присущий ему талант рабочего, стремление все постигнуть, вникнуть до тонкостей в каждое дело. Года не прошло, а он уже стал помощником машиниста паровоза на той же стройке. Профессия нравилась, работал с душой, Это не могло остаться незамеченным. Много людей рядом было, тоже помощниками работали, а едва еще год минул, его, парня способного, выдвинули на должность машиниста.
Стал водить поезда машинист. Страна жила в едином ритме: время - вперед! Прогремели годы второй пятилетки, началась третья... По стальным магистралям страны мчался и поезд, который водил Новожилов. И не счесть тех мирных грузов, предназначенных строительству каскада Свирьских ГЭС, котсрые перевез он в те далекие годы.
Потом началась война. Великая отечественная... Уже на второй день, после нападения фашистской Германии на нашу землю Гордей Васильевич стал военным человеком, машинистом паровоза 9-й железнодорожной бригады.
Нельзя забыть того неимоверно трудного времени, когда наши войска еще отступали, а в небе бесчинствовала немецкая авиация. Под обстрелами и бомбами водил Новожилов военные эшелоны в Ленинград, Лугу, Кингисепп... А обратно, на восток, шли составы с тысячами эвакуированных детей и женщин. (В их числе августовской ночью за полчаса до того, как фашистские бомбы обрушатся на Кингисепп, вывез и меня на восток неизвестный машинист. Кто знает, может это был Гордей Васильевич Новожилов...).
Для каждого советского человека война стала жестокой и суровой проверкой его качеств, подлинных достоинств. Гордей Новожилов эту проверку выдержал. В июне 1944 года стал коммунистом. Партийный билет ему вручили на Ленинградском фронте, в политотделе бригады.
Всю войну прошел машинист. Остался жив. За боевые подвиги Родина наградила его многими медалями.
После демобилизации в трудные военные годы вернулся к своей мирной профессии - продолжал работать на строительстве каскада Свирьских ГЭС, Княжегубской ГЭС.
Заканчивалась одна стройка, он переезжал на другую. Начинал, как говорят, с «нуля» и заканчивал пуском новой электростанции. Так было на каскадах Ковдинских, Серебрянских ГЭC и Кислогубской ПЭС.
Со временем оставил паровоз, но призванию своему не изменил, остался гидростроителем. Работал начальником перевалочной базы, старшим прорабом, мастером. В этой  должности продолжает трудиться и сейчас.
Не стареют душой ветераны! Вот уже свыше сорока лет - с 1930 года - трудится Гордей Васильевич на строительстве ГЭС Северо-Запада и в Заполярье, а энергии его могли бы позавидовать и молодые...
В конторке старого мастера застать почти невозможно. Погрузо-разгрузочные работы он организует так, чтобы свести до минимума простои транспорта. И не просто, допустим, разгрузить вагон, а при этом и правильно складировать материалы, все уложить на отведенные места.
«Беспокойной души человек», - отзываются о нем гидростроители. И верно. Равнодушия к работе Гордей Васильевич не терпит, и за дисциплину спрашивает строго.
Случится: нет работы — он найдет, чем заняться. Снег чистить, порядок на территории базы навести. (Хотя порядку, который поддерживается здесь, можно было бы другим поучиться).
Им движет доброе, хозяйское беспокойство за положение дел в коллективе. Например, в пусковые дни на Серебрянской ГЗС-2 много говорили о том, что нужно сократить время погрузки в автомашины сухой штукатурки, говорили, а дело не двигалось. Выход подсказал старый мастер: штукатурку заранее укладывать в специально изготовленный каркас, который потом краном устанавливать в кузов машины. Просто и быстро. И таких рационализаторских предложений, если подсчитать, внесено Гордеем Васильевичем немало.
На редком собрании - партийном или профсоюзном - не выступит коммунист Новожилов. Ему до всего есть дело. Касается ли это вопросов производства, работы ли с молодежью или организационно-партийной работы. И, как правило, говорит он не о том, что уже сделано, выполнено, а горячо и убежденно выдвигает те вопросы, на которых следует сосредоточить внимание.
Коммунист Новожилов ведет большую общественную работу. Хорошее воздействие оказывает на нарушителей дисциплины разборы дел на заседаниях товарищеского суда, председателем которого он является. Избран он и в состав комиссии по контролю хозяйственной деятельности администрации УПТК.
Высоко оценены народом трудовые подвиги Новожилова. Он награжден медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
...От имени коллектива М.В. Зрянин вручил Гордею Васильевичу памятный адрес, Почетную грамоту «Севгидростроя», ценный подарок от коллектива ПРБ, пожелал ему дальнейших успехов в работе, счастья в личной жизни, здоровья.
Потом выступали другие товарищи. С исключительной теплотой говорили они о своем мастере, благодарили его за многолетний благородный труд во славу нашей Родины, высказывали искренние пожелания счастья, дальнейших успехов, крепкого здоровья.

Регион Мурманская область
Воинское звание Старшина
Населенный пункт: Мурманск
Воинская специальность машинист-инструктор паровоза
Место рождения Деревня Рахновичи Лодейнопольского уезда Олонецксй губернии (ныне — Ленинградская область, Лодейнопольский район)
Годы службы 1936 1947
Дата рождения 5.01.1913
Дата смерти 3.01.1979

Боевой путь

Место призыва Подпорожский РВК Ленинградской обл.
Дата призыва 13.08.1939
Боевое подразделение Железнодорожные войска
Завершение боевого пути Дальний Восток
Принимал участие Оборона Ленинграда

С 30.11 1939 года по 12.03 1940 года участвовал в Финской войне в составе 3-го отдельного железнодорожного батальона, старшина.
с 23.06. 1941 года по 9.05. 1945 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 9-й отдельной железнодорожной бригады, машинист-инструктор.
С 9.05 1945 года по 25.09 1945 года участвовал в войне с Японией.

Награды

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

Медаль «За Победу над Японией»

Медаль «За Победу над Японией»

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."

Медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."

Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

Документы

other-soldiers-files/statia2.jpg

other-soldiers-files/statia2.jpg

После войны

Строительство гидроэлектростанций на Северо-Западе и в Заполярье.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: