Объедков Петр Матвеевич
Объедков
Петр
Матвеевич
21.12.1915 - 17.10.1994
Регион Мурманская область
Населенный пункт: Мурманск
Дата рождения 21.12.1915
Дата смерти 17.10.1994

Воспоминания

Курсами Боевого Флота

В годы Великой Отечественной войны грозой для фашистов были наши береговые батареи на полуостровах Среднем и Рыбачьем. Они держали под постоянным обстрелом «ворота» в порт Петсамо, топили вражеские корабли и нарушали снабжение фашистских войск. Немцы стремились всеми силами подавить советские батареи, обрушивали на них сотни бомб и снарядов. Но стоило гитлеровцам начать движение к Петсамо, как «стертые с лица земли» батареи оживали и встречали врага дружными залпами орудий.



Живучесть этих батарей значила для североморцев многое, особенно в период, когда флот готовился к решительным боям за окончательное освобождение Заполярья от фашистских захватчиков.



...Только что возвратившийся из рейса экипаж буксирного парохода «М-33» отдыхал. Вскоре, около 6 часов утра 24 июня 1944 года, капитана буксира комсомольца Петра Матвеевича Объедкова вызвали к Командующему Северным флотом. Капитан вошел в кабинет А. Г. Головко. Адмирал, по-видимому, не спал всю ночь и был. чем-то. очень озабочен. Он пригласил Объедкова к висевшей на стене карте и сказал:



— В районе Пумманки при налете вражеской авиации повреждены наши дальнобойные орудия. Необходимо восстановить боеспособность батареи и пресечь движение немецких транспортов, обеспечивающих район Петсамо. Вам нужно доставить орудия...



Указка Командующего замедлила бег и остановилась в том месте, где располагались немецкие батареи.



— Войдете в сектор — обязательно обстреляют. Сможете проскочить?



— Пробьемся, товарищ Командующий! Не так страшен черт, как его фашисты малюют, — ответил молодой капитан и уже «по-взрослому» коротко добавил: — Пройдем.



— Ну и хорошо. Отправление -- в 8 утра.



Командующий внимательно посмотрел Объедкову в глаза, положил руку на его плечо и по-отечески напутствовал:



— С разумной осторожностью, без лихачества. Берегите людей. До встречи!



В Кислой в это время заканчивали загрузку пятисоттонной несамоходной баржи «М-1». Стволы и казенные части орудий уже были погружены и зачехлены.



Состоялось «летучее» собрание. Настроение у личного состава было приподнятое. Всех радовали успехи Советской Армии на фронтах. К лету 1944 года три четверти оккупированной немцами территории были уже освобождены. Наши войска уничтожили большую группировку врага в районе Корсунь-Шевченковского. В июне Ленинградский и Карельский фронты при поддержке кораблей Балтийского флота перешли в наступление на Карельском перешейке и освободили Выборг и Петрозаводск.



Новые победы над заклятым врагом удесятеряли силы моряков, вдохновляли их на отличное выполнение боевых приказов командования.



— Нам, товарищи, поручено важное, срочное задание, и мы должны выполнить его во что бы то ни стало, — сказал капитан на совещании моряков.



Общее мнение экипажа выразил комсомолец радист Василий Калинин:



— Это наш долг. Сделаем все, как полагается.



В 8 часов утра буксир с баржей начал движение. Погода не благоприятствовала переходу: на небе ни облачка, полный штиль. В районе Сеть-Наволока к буксиру присоединились выделенные Командующим для обеспечения два «морских охотника». Как и следовало ожидать, вскоре отряд подвергся ураганному обстрелу немецких батарей. `Снаряды, взметая столбы воды, рвались то по носу, то по корме и бортам Поднявшийся ветер быстро рассеивал поставленную кораблями и буксиром дымовую завесу. Но экипаж действовал смело, уверенно. Ему не впервой было встречаться со смертельной опасностью. Боцман Николай Бутусов заранее развернул на палубе пожарные шланги. Многое зависело сейчас от капитана и машинной команды.



Петр Матвеевич пытался сбить прицельный огонь немцев, то и дело изменял скорость хода и курсы движения. При перелетах снарядов капитан приближался к берегу, временно занятому врагом, при недолетах ворочал к своему. Как всегда, чутко прислушивался к перезвону машинного телеграфа стоявший у маневровых клапанов старший механик Николай Яковлевич Манянин. Осколками снарядов вышибло два иллюминатора в надстройке, в трех местах оказался разрушенным фальшборт. Моряки подсчитали: немцы выпустили по нашим судам 159 крупнокалиберных снарядов.



На руле стоял матрос первого класса Николай Старцев. Несмотря на близкие разрывы снарядов, он исключительно четко выполнял все команды. Его железной выдержке в бою завидовали все товарищи.



И вдруг наступила тишина, обстрел прекратился. Буксир с баржей уже вышел из опасного сектора и вскоре прибыл в пункт назначения, где ценный груз с нетерпением ожидала группа артиллеристов.



Весь экипаж буксира, едва остыв от боя, в течение нескольких часов помогал артиллеристам выгружать орудия. После окончания работы моряки тепло попрощались с защитниками Рыбачьего и заняли свои места на боевых постах буксира.



Обратный рейс прошел спокойно. Над немецкими батареями летали наши самолеты, и фашисты присмирели.



В губе Кислой на причале ждал буксир начальник штаба флота В. И. Платонов. Он от имени Командующего Северным флотом поздравил моряков с успешным выполнением задания и об’явил им благодарность.



Через несколько дней Советское Информбюро сообщило, что наши артиллеристы, действовавшие на коммуникациях врага в районе Петсамо, уничтожили крупный танкер и транспорт с войсками, а также серьезно повредили транспорт с техникой. В этом успехе североморцев была большая заслуга и моряков маленького, незаметного буксирного парохода «М-33».

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: