Осипов Михаил Михайлович
Осипов
Михаил
Михайлович
гв. капитан / лётчик
27.07.1918 - 26.05.1943

История солдата

Осипов Михаил Михайлович - командир звена 8-го истребительного авиационного полка (5-я резервная авиационная группа, Южный фронт) лейтенант.
Родился 27 июля 1918 года в селе Кондоль ныне Кондольского района Пензенской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов средней школы в селе Кондоль.
Работал на предприятиях Пензы (ученик монтёра, монтёр), на рудниках в городе Коканд Узбекской ССР, с 1936 года работал на заводе имени М.В. Фрунзе в Пензе, учился в аэроклубе.
В Красной Армии с 1938 года. Окончил Пермскую военную авиационную школу в 1938 году, затем курсы командиров звеньев в мае 1941 года. Служил в 15-м штурмовом и с февраля 1940 - в 8-м истребительном авиационных полках ВВС Забайкальского военного округа (Нерчинск, станция Маньчжурия). Лётчик, с 1940 - командир звена.

В действующей армии с июля 1941 года, воевал на Западном фронте. В августе-сентябре 1941 года находился на переучивании (Рязань, Вольск). С сентябре 1941 года - в боях на Южном фронте, участник Донбасской и Ростовской оборонительных, Ростовской и Барвенково-Лозовской наступательных операций. Первая победа - в воздушном бою 28 сентября 1941 года. Член ВКП(б) с 1942 года.
23 января 1942 года лейтенант Осипов М.М. вылетел на истребителе Як-1 на прикрытие наступающей кавалерии в районе города Барвенково Харьковской области Украинской ССР. Израсходовав боеприпасы, на высоте 20 м винтом своего самолёта отрубил хвостовое оперение вражеского бомбардировщика. Сам совершил благополучную посадку на своей территории. К февралю 1942 года произвёл 127 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 5 и в группе 3 самолёта противника.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года лейтенанту Осипову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Продолжал участвовать в боях в том же полку. С марта 1942 года - заместитель командира эскадрильи. В бою 24 мая 1942 года был тяжело ранен, до февраля 1943 года лечился в госпиталях Сталинграда и Тбилиси. С марта 1943 года - помощник командира 42-го гвардейского (бывший 8-й истребительный) истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Участник воздушного сражения на Кубани весной 1943 года.
26 мая 1943 года капитан Осипов М.М. сбит в воздушном бою у станицы Киевской (Краснодарский край), выбросился на парашюте. Пропал без вести. Этот бой описал в своей книге "Однополчане" Павлов Г.Р.:

Конец мая. Над степью и плавнями колышется марево. Легкий полуденный бриз доносит до аэродрома дыхание Азовского моря. Все самолеты в воздухе. Только одинокий «як» сиротливо стоит в капонире. Тоскует и техник. Он давно приготовил самолет к бою, но лететь некому — заболел летчик, накануне его отправили в госпиталь.

Михаил Осипов вышел из штабной землянки и остановился на невысоком, степном кургане. Отсюда он хорошо видел и рокочущее море, и капонир, и техника. Быстро сбежал с кургана и — к самолету.

— Парашют! — приказал он гвардии технику-лейтенанту Зиновьеву.

— Вам же не разрешается, товарищ гвардии майор, — возразил техник. Однако парашют из-под плоскости взял, расправил лямки, накинул их на плечи Осипова. Они давно вместе воюют, и Зиновьев на правах старого сослуживца твердо заявил: — Не пущу!..

— Слушай, друг. Ты же меня знаешь. — Осипов сел в кабину. — Не могу я прохлаждаться в штабе, когда товарищи в бою. Слышишь? — И он взглянул на небо. — Хоть одного срежу.

— А приказ?

— В критическую минуту, если нет командира, солдат сам принимает решение. Понимаешь, ни шагу — назад. А вперед, на врага — можно. И командир разрешил бы, да там он, воюет... От винта! — нетерпеливо крикнул Осипов, запуская мотор.

Винт завертелся, набирая обороты, и самолет с ходу пошел на взлет. Теперь никакая сила не смогла остановить Осипова. Он не мог поступить иначе. Неодолимая жажда мести звала его в бой.

Он взял курс на Киевское. Под крылом самолета блеснула серебристая лента Кубани, дальше, на юг, начались плавни, сплошь затопленные весенним половодьем.

Эскадрилью Приказчикова обнаружил быстро; восемь остроносых «яков», кто парами, а кто в одиночку пронизывали пространство вниз-вверх, атакуя и отстреливаясь. Их поливали огнем пятнадцать «юнкерсов» и десятка два «мессершмиттов».

— Я «Сокол первый», противника вижу. Атакую!

Позывной и голос Осипова летчики узнали сразу у них будто прибавилось силы и мастерства. Один «юнкерс» задымил, второй. А третий от прямого попадания снарядов, выпущенных Алексеем Приказчиковым взорвался на собственных бомбах.

Ох, как боятся этого фашисты. Ведь только одно попадание в бомбу — и взрыв! Не надеясь больше на «мессершмиттов», «юнкерсы» освободились от бомб и повернули назад.

Михаил прицелился по «юнкерсу» на развороте и ударил из пушки и пулеметов. Дальность стрельбы оказалась большой, и трасса лишь зацепила крыло бомбардировщика. Осипов пошел в догон, уточняя прицеливание, и выпустил еще одну очередь. Из правого мотора «юнкерса» повалил густой черный дым. И в этот напряженный момент Осипов почувствовал удар сзади. Красноватые шнуры мелькнули над головой и вдоль фюзеляжа, несколько бронебойных снарядов стукнуло по гаргроту, прошило бронеспинку. В плечо и грудь больно кольнуло, руки ослабли. Мотор запарил, в кабине запахло гарью. Винт, словно зацепив за булыжник, издал металлический скрежет и остановился. Самолет пошел вниз...

Осипов тряхнул головой, разгоняя темноту. Левая рука послушно потянулась вверх и отбросила назад, подвижную часть фонаря кабины, упругий воздух ударил в лицо, дышать стало легче. Отстегнул привязные ремни, усилием воли приподнялся с сиденья, и набегающий поток выхватил его из кабины. Левой рукой выдернул вытяжное кольцо, парашют раскрылся.

Вспомнил, что надо подтянуться на лямках, подправить подвесную систему. И не смог — правая рука не действовала. Вверху узнал свой самолет. Объятый огнем и дымом, он шел с пологим снижением и кренился в сторону, как орел с перебитым крылом. «Прощай, боевой друг!» — как к живому обратился Михаил к догорающему «яку».

Внизу, куда он; снижался, блестели на солнце топкие плавни...

Это были последние минуты жизни Героя.

К моменту гибели совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил 9 самолётов лично и 4 - в группе. Из числа боевых вылетов 92 выполнил на штурмовку, в которых уничтожил и повредил 4 танка, 3 самолёта на аэродромах, 108 автомашин, 2 автобуса, до 40 повозок, 3 зенитные точки.
Награждён орденом Ленина (6.06.1942), 2-я орденами Красного Знамени (23.12.1941, 10.04.1942), орденом Красной Звезды (14.10.1942).
Его именем названы улица и средняя школа в селе Кондоль.

Регион Пензенская область
Воинское звание гв. капитан
Населенный пункт: Пенза
Воинская специальность лётчик
Место рождения Россия, Пензенская обл. с.Кондоль
Годы службы 1941 1943
Дата рождения 27.07.1918
Дата смерти 26.05.1943

Боевой путь

Место призыва Саратов
Дата призыва 1941
Боевое подразделение 5 РАГ, 8 ИАП ( 42 гв. иап ), 21 авд, 4 ВА
Завершение боевого пути Россия, Краснодарский край, ст. Киевская (Плавненский-Тамбуловский)
Принимал участие Донбасско-Ростовская оборонительная,Битва за Кавказ

Награды

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

С начала боевых действий с германским фашизмом тов. Осипов проявил себя как истиный патриот родины . Безстрашно громил немецких стервятников. Смел и инициативен...

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

22 марта 1942 года пять истребителей под командованием лейтенанта ОСИПОВВ вылетели на сопровождение трех Ил-2 в район Николаевка - Черкасское. Группа наших штур...

звание Героя Советского Союза (Орден Ленина и Золотая звезда)

звание Героя Советского Союза (Орден Ленина и Золотая звезда)

На фронте отечественной войны с германским фашизмом, проявил себя как истинного патриота своей родины, мужественно сражающийся с германским фашизмом. На Южном...

Орден Красной звезды

Орден Красной звезды

Тов. Осипов, находясь беспрерывно на фронте Отечественной войны с 17 сентября 1941 г., имеет: 214 боевых вылетов с боевым налетом 177 часов. Тов. Осипов отличны...

Фотографии

Осипов М.М. у самолета Як-1

Осипов М.М. у самолета Як-1

Семья солдата

Анна
Осипова ( Пикарова ) Анна Михайловна

Родная мать Осипова Михаила Михайловича

Ефросинья
Осипова Ефросинья Григорьевна

Мачеха Михаила Михайловича, в 1933 году заменившая ему мать после смерти Анны Михайловны в 1932 г.

Евдокия
Сальникова ( Пикарова ) Евдокия Михайловна

Моя прабабушка, Сальникова Евдокия Михайловна и ее племянник Осипов Михаил Михайлович

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: