Панченко Евгений Леонтьевич
Панченко
Евгений
Леонтьевич
старший лейтенант
Дата рождения: 23.09.1923

История солдата

После окончания обучения служил в 15 запасном авиаполку.

С июня 1943г. в составе 511 отдельного разведывательного авиаполка (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович). Младший лейтенант, летчик. 

03 и 04 августа вместе со штурманом Поповым Борисом Ивановичем экипаж вскрыл график движения по железной дороге Полтава-Харьков, обнаружили две автоколонны. На аэродроме Рогань- до 110 самолетов, на аэродроме Сокольники- до 80 самолетов.

05 августа 1943г. в разведывательном полете обнаружили передвижение мотомеханических частей противника по дороге Полтава-Харьков, на аэродроме Полтава- 110 самолетов. Вскрыли систему ПВО городского гарнизона. Над Полтавой зенитным огнем противника был подбит правый мотор. Штурман произвел расчет и сообщил пилоту кратчайший курс на свою территорию. Пролетев 70км до линии фронта, самолет снизился до 100-150м. Скорость падала, противник, видя низколетящий самолет, открыл огонь из всех видом вооружения. Но летчик сумел перетянуть за линию фронта и посадил самолет в 1км от неё. 

14 августа в районе Мерефа установлено скопление войск. На обратном пути самолет был атакован тремя истребителями Ме-109 (Мессершитт-109). Летчик сумел выйти из воздушного боя и доставил ценные сведения в часть.

23 августа вскрыл передвижение четырех автоколонн противника.

К 24 августа выполнил 10 боевых вылетов. Приказом от 03 сентября 1943г. награжден орденом Красного Знамени.

26 августа вскрыл передвижение четырех автоколонн противника.

06 сентября произвел фоторазведку, по результатам которой обнаружены 4 батареи на позициях восточнее Борки, у деревни Будановка 2 зенитные батареи, 10 артиллерийских позиций и 2 минометные батареи на переднем крае противника.

14 сентября- две автоколонны противника, 20 самолетов на аэродроме Полтава.

02 октября- 3 автоколонны.                                                                                                                        

К 18 ноября совершил 27 боевых вылетов, командир звена лейтенант Панченко представлен к ордену Отечественной войны I степени, награжден приказом от 01 февраля 1944г.

В конце марта 1944г. командиром полка назначен подполковник Берман Семен Даивдович.

За 28 последующие боевых вылетов заместитель командира авиаэскадрильи старший лейтенант Панченко приказом от 28 августа 1944г. награжден вторым орденом Красного Знамени.

01 ноября 1944г. экипаж в составе: ст.лейтенант Панченко, штурман капитан Иващенко Василий Александрович, стрелок-радист старшина Франков Николай Филиппович на самолете Пе-2 в 15-00 вылетел на выполнение боевого задания по фотографированию железнодорожных станции г.Будапешт. Во время фотографирования стрелок-радист доложил, что ниже на 2000-2500м. город патрулируют две пары немецких истребителей. Над целью на высоте 7000м самолет был обстрелян зенитной артиллерией противника. Командир выполнил противозенитный маневр и продолжил фотографирование. В этот момент старшина Франков заметил пару истребителей FW-190 (Фокке-Вульф-190) на дистанции 800-900м от самолета. Летчик, набрав высоты, сделал разворот на свою территорию. Вражеские истребители преследовали разведчиков, но огонь не открывали, пытаясь подойти на близкую дистанцию.  Когда истребители приблизились до 400м, старшина открыл из люкового пулемета огонь по ведущему. Со второй очереди истребитель был подбит, второй, дав две неприцельные очереди, ушел в сторону Будапешта.

11 и 25 декабря вновь вел фоторазведку обороны Будапешта.

19 января 1945г. с высоты 400м установил движение 4 автоколонн и 4 железнодорожных составов.

К 10 февраля 1945г. старший лейтенант Панченко произвел 73 боевых вылета, представлен к ордену Отечественной войны II степени, награжден орденом Александра Невского.

25 февраля 1945г. экипаж Панченко- Иващенко- стрелок-радист ст.сержант Протащук Николай Михайлович с высоты 1000м. под прикрытием истребителей произвел перспективное фотографирование западного берега р.Грон от Орошка до Паркань.

11 марта 1945г. экипаж произвел фотографирование г.Секешфехервар.

24 марта 1945г. экипаж произвел перспективное фотографирование огневых средств противника на рубежах: Чародице, Корлать, Декенеш, Онрейевце, станция Куралани с высоты 800м. под прикрытием четырех истребителей Ла-7.

30 апреля 1945г. на самолете вышел из строя мотор, который был снят для ремонта.

10 мая 1945г. экипаж в составе ст.лейтенант Панченко, штурман лейтенант Кононенко Иван Федорович, стрелок-радист ст.сержант Протащук выполняли разведку с фотографированием с высоты 1500м в районе Метовице, Цвиттау, Одирец, Место Ждяр. 

Награжден медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Службу окончил: 11.11.1949г. капитан

Регион Украина
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Донецк
Место рождения г.Донецко-Амвросиевка, Сталинская обл.
Годы службы 1941 1949
Дата рождения 23.09.1923

Боевой путь

Место призыва Амвросиевсикй РВК, Сталинская обл.
Дата призыва 31.07.1941
Боевое подразделение 511 отдельный разведывательный авиаполк

Воспоминания

Из книги Пляченко Петра Федоровича "Дан приказ" (разведка пусковых установок ракет ФПУ в конце марта- начале апреля 1945г.)

Первым докладывал капитан Завадский. Он сообщил, что экипажи эскадрильи вчера днем дважды вылетали на разведку заданных районов. Ночью на разведку северо-восточных и юго-восточных районов Вены летало четыре экипажа. С воздуха засняты все районы разведки. Визуально обнаружено девять действующих аэродромов, шестнадцать складов (на десяти из них — горючее), в трех районах наблюдалось большое скопление войск. В восточных и северо-восточных отрогах Австрийских Альп обнаружено четыре карьера с узкоколейными дорогами; пяти объектов установить не удалось. Взлетных полос возле карьеров и неизвестных объектов не видно. Истребители противника в районе разведки сопротивлялись слабо, был атакован лишь самолет старшего лейтенанта Панченко. В результате ранен стрелок-радист Дорофеев. Воздушными гранатами сбит один истребитель противника Ме-109.
— Товарищ капитан, какие взлетные полосы вы искали в районах карьеров и непонятных объектов в отрогах Альп? — спросил Абалакин.
— Те самые, с которых должны взлетать ракеты ФАУ, — ответил комэск. — Не могут же они с места выпрыгивать в воздух.
Все дружно засмеялись.
— Ну а какой, по-вашему, должна быть эта самая взлетная полоса? — расспрашивал начальник разведки.
— Думаю, как и для самолетов, только немного уже и короче, а впрочем, точно доложить не могу.
Абалакин поинтересовался, где был атакован экипаж старшего лейтенанта Панченко. Со стула не спеша поднялся высокий загорелый летчик с черными как смоль волосами. Это и был заместитель комэска старший лейтенант Павел Панченко. Он подробно рассказал, как все произошло. Пролетев вдоль долины Альп, в сорока километрах западнее Вены, он заметил у высокой обрывистой скалы небольшую круглую площадку. На ней стоял предмет, чем-то напоминающий кран с огромной, очень длинной стрелой, задранной кверху градусов под сорок пять. К карьеру тянулась дорога. Панченко решил сфотографировать долину. Зашел с юга, со стороны солнца. Пролетел горизонтально всего несколько сот метров и вдруг увидел, что спереди заходят для атаки два Ме-109. Штурман открыл из передних крупнокалиберных пулеметов заградительный огонь. «Мессершмитты» отвалили в сторону и сманеврировали для атаки сзади сверху, но были отогнаны огнем стрелка-радиста: тот действовал отлично, несмотря на ранение. Противник повторил атаку сзади с нижней полусферы. Экипаж выбросил серию воздушных гранат. Осколками, очевидно, был убит летчик ведущей пары «мессершмиттов». Истребитель перешел в беспорядочное падение и, налетев на гору, взорвался. Второй самолет предпочел в одиночку не сражаться.
— Как себя чувствует стрелок-радист? — спросил полковник.
— Ранение у него легкое. Завтра собирается в полет, — ответил старший лейтенант.

Документы

01 нояборя 1944г.

01 нояборя 1944г.

01 ноября 1944г. схема воздушного боя.

01 ноября 1944г. схема воздушного боя.

Фотографии

слева-направо: стрелок-радист Протащук Николай Михайлович, Панченко Е.Л., штурман Кононенко Иван Федорович

слева-направо: стрелок-радист Протащук Николай Михайлович, Панченко Е.Л., штурман Кононенко Иван Федорович

Торжественная встреча экипажа старшего лейтенанта Костарева М.В. после 100-го успешного боевого вылета.

Торжественная встреча экипажа старшего лейтенанта Костарева М.В. после 100-го успешного боевого вылета.

Однополчане

Бабанов Анатолий Александрович

Бабанов Анатолий Александрович

Берман Семен Давидович

Берман Семен Давидович

Попов Борис Иванович

Попов Борис Иванович

Иващенко Василий Александрович

Иващенко Василий Александрович

Франков Николай Филиппович

Франков Николай Филиппович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: