
Кузьма
Прокопьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
21 апреля 1932 года был подписан приказ, определявший состав Морских сил Дальнего Востока (СМСДВ), в который входила и Служба наблюдения и связи. Эта дата считается днем образования Службы связи ТОФ.
С организацией Северной Тихоокеанской флотилии появилась необходимость установления прямой телеграфной связи Владивосток - Советская Гавань с достаточным числом каналов связи. Совместно с Управлением связи Приморского края вдоль побережья было начато строительство воздушной линии связи, которая в конце 1940 года вступила в строй.
Созданные на флоте новые линии проводной связи, станции и коммутаторы, организационные мероприятия увеличили возможности проводной связи, которая стала основным видом связи на берегу и совместно с радиосредствами в достаточной степени обеспечила управление силами флота.
Радиосвязь береговых радиостанций с кораблями в море в 1938 году была отработана на значительных для того времени расстояниях. Так, дальность радиосвязи с подводными лодками достигла: на ДВ - 250 миль, на КВ - 800 миль; с надводными кораблями: на УКВ - 15-30 миль, на ДВ - 400 миль, на КВ -900-1000 миль.
С началом Великой Отечественной войны значительно усложнились задачи и условия деятельности Службы наблюдения и связи флота. Необходимо было обеспечить развертывание и рассредоточение сил флота, управление силами при постановке минных заграж-дений и подводными лодками, развернутыми на позициях.
С первых дней войны стала очевидной необходимость размещения командных пунктов флота и соединений в надежных укрытиях и оборудования их средствами связи.
Важнейшей задачей связистов-тихоокеанцев стало повышение живучести системы связи флота, которая достигалась созданием:
разветвленной и гибко управляемой сети проводной связи за счет строительства новых линий связи и их кольцевания, с использованием проводных каналов других ведомств;
защищенных узлов связи с модернизированным составом средств, аварийными и подземными антеннами;
разнесенных друг от друга передающих и приемных радиоцентров, надежно связанных между собой воздушными и кабельными линиями связи;
подвижных групп радиосвязи с автомобильными радиостанциями и приемными радиоцентрами;
широкой сети постов НиС, через которые обеспечивалась связь береговых КП с кораблями в пунктах рассредоточения и во время прибрежного плавания.
Только за 1941 год на флоте было введено в эксплуатацию 4716 км проводных линий связи, в главной базе было завершено строительство и оборудование телефонной станции на 1000 номеров. В дальнейшем вводились телефонные станции большой емкости в штабах ВВС, береговой обороны, береговых соединений.
Большая работа проводилась по созданию подземных радиоцентров, повышению мощностей радиопередатчиков (до 15-20 кВт КВ-диапазона) и живучести антенных полей. Работы велись в условиях резкого сокращения, а затем и прекращения поступления на флот радиоаппаратуры, ЗИП и эксплуатационных материалов. Приходилось восстанавливать демонтированные радиостанции, снятые с вооружения. Мастерская связи изготовляла радиостанции собственной конструкции, оборудовала подвижные радиостанции.
С изучением и обобщением опыта боевых действий флотов, при помощи офицеров-связистов, прибывших на ТОФ с ЧФ, КБФ и СФ, в 1943-1944 годах началось существенное совершенствование организации связи флота. В результате чего была создана, по существу, новая организация радиосвязи флота.
В годы войны, вследствие роста корабельного состава, увеличения числа сухопутных частей и особенно из-за отправки значительного количества личного состава на действующие флоты и фронты, на Тихоокеанском флоте ощущался значительный недокомплект специалистов связи. В 1942 году в частях связи флота недокомплект личного состава доходил до 50-60%. Тогда на флоте были организованы курсы подготовки офицерского состава службы связи, младших командиров и рядовых специалистов.
Школа связи ТОФ стала крупным центром подготовки специалистов.
Только в 1942 году она выпустила 834 связиста. Школа готовила высококвалифицированных специалистов связи также и для других флотов. Наборы увеличенной численности проводились по несколько раз в год, при сокращенных сроках учебы. Это в целом способствовало решению кадровых вопросов Службы связи ВМФ. После войны с Японией большая группа офицеров и старшин Школы связи ТОФ была награждена орденами и медалями: Н. Горелов, Л. Ширинкин, П. Беликов, В. Дроздов и многие другие. Воспитанники школы связи сражались в составе всех действующих флотов, флотилий и фронтов.
На Северном флоте принимали участие в боевых действиях корабли Тихоокеанского флота: лидер "Баку", эсминцы "Разумный" и "Разъяренный", подводные лодки Л-15, С-51, С-54, С-55 и С-56, в экипажах которых воевали специалисты связи, получившие подготовку на ТОФ. В составе авиации действующих флотов также сражались связисты-тихоокеанцы, многие из которых были удостоены высоких правительственных наград. Двое из них: гвардии сержант Г. Асеев и гвардии старшина М. Бадюк - были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В полумиллионной армии моряков, сражавшихся на суше, было более 140 тыс. тихоокеанцев, среди которых были и воины-связисты. Многие из связистов-тихоокеанцев были награждены орденами и медалями, а гвардии старшина М. Панарин и матрос Н. Сикор-ский были также удостоены звания Героя Советского Союза.
Нельзя обойти вниманием роль Главного узла связи ТОФ в развитии связи в 1941-1945 годах. До начала 1945 года узел связи входил в состав Владивостокского района СНиС. Во время войны личный состав Главного узла связи ТОФ, кроме своих основных задач по обеспечению управления силами флота, вел непрерывное радионаблюдение за объектами разведки и дозора; поддерживал круглосуточную связь с постами морского, воздушного наблюдения, участками СНиС в секторах береговой обороны, с подводными лодками, выставленными на позициях; обеспечивал связь взаимодействия с соседними армиями и штабом Дальневосточного фронта; поддерживал связь с ледоколами и транспортами Восточного сектора Арктики при доставке вооружения и продовольствия на фронт. В 1942 году Главный узел связи флота обеспечил радиосвязь сопровождения отрядов подводных лодок, эскадренных миноносцев, отправленных для усиления СФ.
В течение 1445 суток непрерывно, без единого срыва действовали радио-и телеграфные каналы между Москвой и Тихоокеанским флотом, над которым нависла угроза со стороны мощной Квантунской армии и ВМС Японии. К московскому направлению было приковано внимание всей оперативной службы, так как это была единственная ниточка, связывавшая Центр с Тихоокеанским флотом. Без четкой работы флотских связистов, без информации, которая дни и ночи передавалась из Центра на ТОФ и обратно, не могли обойтись ни Наркомат ВМФ, ни Генштаб, ни Ставка Верховного Главнокомандования.
В годы Великой Отечественной войны узлом связи командовали: с 1941 по 1944 год - капитан третьего ранга А. Бледнев, с 1944 по 1948 год - капитан-лейтенант М. Гавычев.
С 6 августа 1945 года личный состав узла связи стал нести дежурство по боевому расписанию, предусматривавшему, кроме связи с основным соединениями и объединениями ТОФ, круглосуточную связь со штабом Главнокомандующего войсками Дальнего Востока (г. Чита) - по радио- и проводному телеграфу, со штабом 1-го Дальневосточного фронта (г. Ворошилов) - по радио, со штабом 2-го Дальневосточного фронта (г. Хабаровск) - по проводному телеграфу.
Узел связи флота выделил в состав Порт-Артурского десанта группу радистов. Эта группа, возглавляемая офицерами М. Шевелевым и Б. Рудовским, в кратчайший срок задействовала японскую трофейную радиоаппаратуру и несколько дней на ней держала связь с ПРЦ флота.
Четко отработанная организация службы, высокий уровень боевой и специальной подготовки обеспечили успех личного состава узла связи в обеспечении стремительных операций Советских Вооруженных сил против Японии в августе 1945 года.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1945 года всему личному составу узла связи ТОФ за отличные боевые действия в боях на Дальнем Востоке была объявлена благодарность. Весь личный состав узла связи флота был награжден орденами и медалями.
Более подробно о ТОФ https://flot.com/publications/books/shelf/signal/9.htm