Пархоменко Александр Сергеевич
Пархоменко
Александр
Сергеевич
летчик
18.10.1918 - 24.02.2018

История солдата

                         ЗАПИСКИ БЫВШЕГО АВИАТОРА

 

          Так назвал я свое участие в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Участие в войне началось с июля 41 года на берегах великого Днепра под грохот его кременчугских порогов.

           В том далеком 1941 году судьба повелела закончить Серпуховскую авиационную школу летчиков – истребителей. Громко сказано, но учили нас там летать, на прямо скажем, неудачной конструкции истребителя И-153 Чайка. Самолет был оснащен пятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью, обеспечивающей скорость 180 км/час на двух перкаливах-крыльях. Его вооружения представляли две подвешенные под крылья бомбы весом по 50 кг каждая и четыре скорострельных пулемета, стрелявшие обычными винтовочными патронами.

            Убирающиеся шасси Чайки делали ее слабоустойчивой при посадке. Травянистые аэродромы Приднепровья принимали Чайки, переворачивая их вверх колесами. Верхние крылья Чайки опирались на грунт. Хорошо было то, что летчик вместе с парашютом, отстегнувшись от сиденья падал на траву и свободно выбирался на волю, не повреждая самолет и его оснащение.

             На таких чудо-птицах начинали мы войну; сходные с Чайками, покрытые снаружи полотном, уязвимые для мессеров и немецких бомбардировщиков, сходные с Чайками, были и наши истребители И-16 («ишаки»)

                 В дополнение к сказанному выше, хочется вспомнить о летчиках полка, о руководящем составе. Командиром полка служил майор Иван Солдатенков - личность необыкновенная. 

               В 1936 году между Германией и Испанией, считавшейся страной демократической, завязалась военная стычка. Дружественной Испании Советский Союз оказывал военную помощь, прежде всего боевыми самолетами и летным составом. Вот здесь-то впервые и встретились в испанском небе советские истребители с немецкими мессерами. За рулем одного из наших «ишаков» был доброволец лейтенант Солдатенков. В воздушном бою самолет нашего летчика был подожжен немцем. В воздухе горел не только самолет Солдатенкова, но и сам летчик, которому удалось посадить горящую машину на непаханое крестьянское поле. Работавший здесь же крестьянин помог русскому летчику снять горящий кожаный реглан, сорвав с руки наручные часы. Впоследствии, вернувшись домой, лейтенант Солдатенков, пройдя курс лечения, был признан годным к летной службе. Получил воинское звание майора, был назначен командиром нашего 282-го истребительного полка. Однако, следы сгоревшего самолета на теле майора остались навечно. Глубокие рубцы, шрамы, другие следы огня избороздили лицо и руки летчика. Вместе с тем сделали его глубоко уважаемым человеком. Встречи личного состава полка, которым командовал Солдатенков, сделали их незабываемыми.

                  Описывая трагедию с майором Солдатенковым, невольно вспоминается случай с танкистом Егором Дремовым, изложенный в рассказе писателя Алексея Толстого «Русский характер». 

                   Война требует жертв! Егор Дремов и Иван Солдатенков друзья-братья с той лишь разницей – разное время, разное оружие было в их руках. Но, оба русские, оба смелые, оба преданные Родине. 

                   Нельзя остановиться только на одном смелом летчике Солдатенкове. В тот первый месяц войны совершили свои подвиги два офицера нашего полка – капитан Сотников и старший лейтенант Успенский. Оба смелые, оба влюбленные в летное дело. Один из них, заместитель командира полка, второй – командир первой эскадрильи.

                   Ранним утром июля месяца командир полка вызвал к себе трех летчиков, командиров Сотникова, Успенского и третьего (фамилию не помню). Сказал им: «Приказываю вам троим немедленно вылететь на штурмовку немецкой колонны, движущейся под прикрытием лесистой местности от города Александрия (Украина) в сторону Кременчуга». Вернувшись с задания, третий летчик доложил о том, что Сотников и Успенский попали под огонь немецкой зенитной артиллерии и погибли вместе со своими самолетами. Об этой печальной истории  сообщил командир полка на вечерней планерке, уже вошедшей в быт всего коллектива летчиков и обслуживающего персонала.

                   Вскоре полк перелетел на запасной аэродром в районном поселке Градижск (ныне Полтавская область), а позднее из него было выделено звено экипажей в подчинение штаба Юго-Западного фронта, который базировался в поселке Кривое озеро. В задачу нашего звена входила ежедневная разведка Днепра между Кременчугом и Черкассами на предмет обнаружения переправ через Днепр. Одновременно с разведкой звено штурмовало неприятельские переправы, как на неприятельском берегу, так и на днепровских островах, на которые за ночь успевали переправиться немцы. В одной из штурмовок был ранен осколком зенитного снаряда ваш покорный слуга. Этот осколок я ношу безропотно в левом бедре до сих пор.

                   На этом можно было бы поставить точку, если бы не продолжительный послевоенный период в области сельскохозяйственного образования. Закончив Тимирязевскую Академию, более 50 лет работал лаборантом, преподавателем, заместителем, директором Наумовского сельскохозяйственного техникума.

                     За это время получил звание Заслуженного учителя школы РСФСР, Почетный гражданин Куньинского района.

 

                                              Александр Сергеевич Пархоменко, ветеран, инвалид Великой Отечественной войны.

Регион Псковская область
Населенный пункт: Великие Луки
Воинская специальность летчик
Место рождения д.Шутово Куньинского раона Псковской области
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 18.10.1918
Дата смерти 24.02.2018

Боевой путь

Место призыва город Серпухов
Дата призыва 06.1941
Боевое подразделение 282 истребительский полк
Завершение боевого пути Украина
Принимал участие форсировании Днепра

После войны

Преподаватель, директор Наумовского с\х техникума Куньинского района Псковской области

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: