Пенов Степан Тимофеевич
Пенов
Степан
Тимофеевич
сержант / авиамеханик
23.12.1907 - 1.01.2000

История солдата

       В сентябре 1929 г. был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Служил на Украине в Донбассе, 108-й отдельный дивизион, рядом с г. Луганск. Демобилизовался в октябре 1931 г. После демобилизации возвратился на Родину в д. Кондуши.  В дальнейшем, окончив курсы повышения квалификации, работал мастером Андомского ЛПХ.

      В 1939 г. в СССР была развернута финская компания и деда призвали в 110–й артиллерийский полк. Участвовал он в Советско-финской войне до июля 1940 г.

       В июле 1941 г.  он был призван на Великую Отечественную войну, в 85-е окружные авиационные мастерские. Служил авиамехаником в стационарных авиа- мастерских по ремонту самолетов и моторов военно-воздушного Северного  флота. Ему не пришлось принимать непосредственного участия в воздушных боях, но все свои силы и знания он передавал молодым лётчикам, которые сражались с фашистами в небе.            

        

Регион Вологодская область
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Вологда
Воинская специальность авиамеханик
Место рождения Вытегорский район п. Кондуши
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 23.12.1907
Дата смерти 1.01.2000

Боевой путь

Место призыва Россия Вологодская область Вытегра
Дата призыва 07.1941

Воспоминания

Пенов С.Т. писал в своих воспоминаниях: «Война началась для нас с изучения самолетов: истребителей - ЛаГГ-3,  И-16 и СБ – скоростной бомбардировщик. Теория сразу же закреплялась практикой – мы работали в  ангарах, выводили оттуда самолеты, рассредотачивали их по границам аэродрома и замаскировывали. И приступали к изучению самолета в действительности. Затем со временем за каждым авиамехаником закреплялись свои самолеты, которые он обслуживал. И-16, по сравнению с немецкими «мессершмиттами», были устаревшими самолетами, они уступали им по скорости, почти на 200 км/ч. Немецкие летчики очень часто сбивали наших летчиков. Всего за годы войны погибли и пропали без вести 18 летчиков из нашего полка. В том числе однажды сбили мой самолет и моего летчика: в один из дней Коля не вернулся из полета. Ребята, которые шли с ним в одном звене, сказали, будто его подбили. Где подбили, никто не заметил. Я ждал его несколько дней, думал, может, он просто не дотянул до аэродрома? Но он так и не вернулся. После И-16 нам дали новые МиГи. Они должны были использоваться как высотные истребители, у них более мощный мотор и сам по себе самолет довольно тяжелый. Летчики ругали МиГи именно за их вес и плохую маневренность. Между собой их называли «утюгами». У наших МиГов был опасный недостаток – протекал бензин. А бензин легко воспламеняется. Поэтому мы, как механики, первым делом следили, нет ли где утечки бензина. Когда прилетал самолет с задания, осматривали его на наличие протечек. Смотрели как работает мотор, исправны ли тормоза. Обязательно расспрашивали летчика, как самолет вел себя в воздухе. Ремонтировать самолеты приходилось в самых разных условиях. Заменить за одну ночь мотор, выработавший моторесурс или поврежденный в бою, – обычное дело. Мы могли делать это и в холодном ангаре, и под открытым небом. За каждым авиамехаником был закреплен конкретный самолет. Но среди авиамехаников был неписаный закон: чей бы самолет ни вышел из строя, его надо восстановить к следующему боевому дню. На усталость и недосыпание никто не смотрел.  Начиная с 1943 г., наши летчики летали на самолетах Як-7, Як-9 и Як-3. За всю войну у меня было 4 летчика. Двое из них погибли в боях. Победу мы встретили на аэродроме».

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Отечественной войны 1941-1945 гг

Орден Отечественной войны 1941-1945 гг

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»

Медаль «За оборону Советского Заполярья»

Медаль «За оборону Советского Заполярья»

Медаль «За трудовую доблесть»

Медаль «За трудовую доблесть»

Медаль « 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», Медаль « 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», Медаль « 40 лет Победы в Велик...

Медаль « 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», Медаль « 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», Медаль « 40 лет Победы в Велик...

Медаль « 50 лет Вооруженных Сил СССР», медаль "60 лет Вооруженных Сил СССР"

Медаль « 50 лет Вооруженных Сил СССР», медаль "60 лет Вооруженных Сил СССР"

После войны

После войны  вернулся в г. Вытегра и до выхода на пенсию трудился в ЦРМ (Центральные районные мастерские) главным механиком. Восстанавливать работу мастерских после войны было очень тяжело – не хватало людей, мастерская была вся разрушена, оборудование сломано, остались одни стены. Но постепенно все было восстановлено.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: