Перегонец Александра Фёдоровна
Перегонец
Александра
Фёдоровна
подпольщик
15.11.1895 - 10.04.1944

История солдата

В истории Крымского академического русского драматического театра им. М.Горького есть славная героическая страница –– это подвиг патриотов-подпольщиков, членов группы «Сокол», боровшихся с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Это уникальный случай, когда подпольщиками стали люди, способные не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни.

В первые месяцы оккупации театр понес невосполнимые утраты. В декабре 1941 года был расстрелян один из ведущих артистов труппы Яков Смоленский. В феврале 1942 года в гестаповских застенках погиб прекрасный актер и благороднейший человек Анатолий Добкевич, муж Перегонец. 

Александра Перегонец была актрисой уникального дарования, как сказали бы сегодня, настоящей звездой. Непревзойденная, блистательная на сцене, в жизни она была скромна и даже застенчива. Симферопольские театралы буквально боготворили её. Спектакли с её участием шли на аншлагах.

Весной 1942 года начался массовый угон в Германию молодёжи. Именно тогда Барышев предложил убитой горем Перегонец создать театральную студию, чтобы спасти хотя бы часть молодых крымчан. Набор в студию Александра Федоровна осуществляла с актрисой Еленой Алексеевной Одоевской. Как и предполагал Барышев, смысл набора молодежь поняла сразу. Приняли 50 человек. Позже прибавилась еще одна студийка. Её взяли по просьбе Барышева. Это была разведчица –– радистка Наташа (Татьяна Овсюг).

Подпольно-патриотическая группа Барышева состояла из девяти работников театра. Это актеры Александра Федоровна Перегонец, Дмитрий Константинович Добросмыслов, Зоя Павловна Яковлева, машинист сцены Павел Ипатьевич Чечёткин, костюмеры Илья Никитич Озеров и Елизавета Яковлевна Кучеренко, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Алексеевич Савватеев.

В апреле 1942 года оккупанты издали указ, обязывающий артистов приступить к работе. Появилась легальная возможность собираться в театре, координировать подпольную деятельность, не вызывая подозрения врага.

15 мая театр начал работать. Играли русскую классику, музыкальные спектакли, оперетты.
К концу 1942 года Барышеву и Перегонец удалось установить связь с партизанским движением. Подпольщики снабжали партизан медикаментами, теплыми вещами.

Члены группы «Сокол» оказывали огромную помощь партизанам и советской разведке. Был даже разработан дерзкий план покушения на Гитлера, который осенью 1943 года намеревался прибыть в Крым. Но победоносное наступление советской армии внесло свои коррективы и визит не состоялся. Накануне операции по освобождению Крыма особенно активизировали разведывательную работу, на основе собранных данных Барышев изготовил карту Симферополя, на которую были нанесены места дислокации немецких частей, военной техники, огневых точек. Карту передали на Большую землю. Она оказалась ценным подспорьем для советского командования при освобождении Симферополя от фашистских захватчиков.

Подпольщики во время спектаклей тайком соорудили в подвале театра тайник, спрятали уникальную коллекцию театральных костюмов конца ХIХ – начала ХХ веков, которую оккупанты собирались вывезти в Германию. Костюмеру Елизавете Кучеренко и старейшему работнику бутафору Андрею Сергеевичу Карлову удалось спасти здание театра, которое гитлеровцы планировали взорвать, уходя из города.

В начале марта 1944 года в Симферополе начались повальные аресты. 13 марта руководство подполья приказало группе Барышева уходить к партизанам. Это распоряжение Николаю Андреевичу передал подпольщик В.Михайлов (его воспоминания приводит в книге «Александра Перегонец. Судьба актрисы» С.Ландау). В ответ на этот приказ Барышев сказал: «Отсидимся. Есть конспиративные квартиры. А когда утихнет –– выйдем». Знал, что у большинства подпольщиков семьи… – всех не уведешь… А без родных – не пойдут, ведь оставшихся расстреляют… И уходить почти невозможно. А оставаться опасно. Каждый решал на свой риск. Барышев решил так. Однако «отсидеться» не удалось. Первыми были арестованы Чечёткин и Ефимова. 18 марта гестаповцы арестовали Перегонец, Яковлеву, Добросмыслова. 19 марта –– Барышева, Озерова, Савватеева.


После жестоких пыток в застенках гестапо их расстреляли. Произошло это 10 апреля 1944 года. Всего три дня не дожили они до освобождения Симферополя, которое приближали и они…


Память о героях-подпольщиках жива. В 1973 году состоялась премьера спектакля «Они были актерами» В.Орлова и Г.Натансона. Постановочный коллектив которого был награжден в 1974 году Золотой медалью им. А.Д.Попова, а в 1977 году спектакль был удостоен Государственной премии СССР.

Спустя двадцать семь лет после премьеры, в 2000 году, была создана новая сценическая версия «Они были актерами». Спектакль не просто визитная карточка театра и дань памяти героев, это прежде всего пронзительная постановка, способная тронуть зрительские сердца и показать, особенно молодежи, какой ценой завоевывалась Победа.

https://rusteatrkrym.ru/?p=23994

Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-
драматургической части Крымского
академического русского
драматичес­кого театра им. М.Горького


 

Регион Республика Крым
Воинское звание подпольщик
Населенный пункт: Симферополь
Место рождения Кузнецк
Годы службы 1941 1944
Дата рождения 15.11.1895
Дата смерти 10.04.1944

Боевой путь

Место призыва Симферополь
Дата призыва 11.1941
Боевое подразделение Подпольная группа "Сокол"
Завершение боевого пути Симферополь
Принимал участие Подпольная диверсионная деятельность

Воспоминания

АКТРИСА АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК. (Александра Перегонец)

Александра Федоровна Перегонец… Симферопольские старожилы, поклонники искусства Мельпомены до сих пор с трепетом произносят это имя. И дело здесь не только в подвиге, совершенном Перегонец в годы Великой Отечественной войны, в ее героической гибели от рук фашистов в апреле 1944 года –– хотя, безусловно, трудно переоценить героизм подпольщицы – но и в актерском обаянии Александры Федоровны, в очаровании её таланта. Была у этой хрупкой, грациозной женщины магия духовности и пронзительной чистоты.
Она родилась в ноябре 1895 года в городе Кузнецке Томской губернии. Вскоре семья переехала в Калугу, где и прошли детские годы Шуры Перегонец. Именно здесь актерский дар в ней открыл руководитель театральной секции отставной полковник Федор Павлович Наттер. Девочка с успехом выступала на гимназической сцене, а затем и во взрослых спектаклях в Офицерском клубе. Тогда же был сделан окончательный выбор. Её призвание – сцена.
Летом 1914 года Шура Перегонец стала ученицей частной Школы сценических искусств А.П.Петровского. Педагогический опыт Андрея Павловича высоко ценил Станиславский. Сам же Петровский во многом разделял взгляды Константина Сергеевича как на театральное искусство в целом, так и на систему воспитания актера. В одном из интервью Петровский подчеркивал: «Учить лицедейству нельзя: нужно, чтобы творила душа, воображение, воля…». Педагогом Петровский был строгим, но в его отношении к ученикам чувствовалась настоящая любовь и доброта. В индивидуальности Перегонец Андрей Павлович увидел сочетание лирического начала с глубоким драматизмом. Не будучи героиней по внешним данным (по общепринятым требованиям для этого амплуа ей не хватало роста, величественной фигуры, сильного голоса, её амплуа, скорее, инженю), по внутренним качествам она – подлинная героиня. Неслучайно, Петровский называл её «второй Комиссаржевской».
Педагогами Перегонец в школе также были Мария Савина и Александра Щепкина, внучка великого актёра. Становление Александры Федоровны как актрисы связано с Петроградским театром миниатюр Фокина, театрами «Би-ба-бо» и «Приют комедиантов». Малые формы были тогда необычайно популярны и обогатили Перегонец профессионально. Потом были скитания по России времен революции и гражданской войны, работа в разных театрах, в том числе и в Московском театре комедии, куда её пригласили благодаря поддержке А.П.Петровского. Первой ролью Перегонец здесь стала Елизавета в трагедии «Дон Карлос» Ф.Шиллера, открывавшей сезон 1922-1923 гг.
В начале 1924 года Александру Федоровну неожиданно для неё самой пригласили на роль Ихошки в фильме Якова Протазанова «Аэлита». Её героиня, служанка Аэлиты, была убита «марсианскими фашистами». Как ни мистически это звучит, но ролью Ихошки Перегонец предсказала собственную судьбу. Спустя двадцать лет её тоже казнят фашисты – уже не марсианские, а земные.
В сезон 1924-1925 годов в Казани был организован филиал Московского театра комедии, куда вошли наиболее одаренные актеры среднего поколения и многообещающая молодежь. Именно здесь состоялась встреча Александры Перегонец и Анатолия Добкевича, талантливого актера, начинавшего творческий путь в театре Ф.Корша.
Анатолий Иванович полюбил Александру Федоровну с первого взгляда, поначалу – без всякой надежды на взаимность. Но постепенно его благородство, душевная красота и искренность завоевали её сердце. В 1925 году Перегонец пригласили в Большой драматический театр, Добкевич последовал за ней в Ленинград. Когда ему не удалось устроиться в театр, стал играть на разовых, лишь бы быть рядом.
Судьба подарила Александре Федоровне любовь удивительного человека, но, измученная невзгодами прежних лет, она не сразу решилась ответить на его чувство.
В ноябре 1927 года Александра Федоровна сообщила брату: «Что будет – не знаю. Я ведь не из увлекающихся особ, мне трудно менять свою жизнь… Слишком уж давно я одна и самостоятельна…».
А уже год спустя, летом 1928-го, Перегонец пишет о Добкевиче: «Теперь так не любят. Этот человек – романтик… его все любят, все уважают и ценят. Он умный, интересный и очень добрый».
В Ленинграде Перегонец надолго не задержалась. Несмотря на явные творческие удачи в спектаклях «Мятеж» и «Продавцы славы», Александра Федоровна покинула БДТ.
В 1931 году судьба привела Перегонец и её мужа Добкевича в Крым: сначала в Севастополь, а весной 1932 года Б.Бертельс пригласил их в Симферополь в Крымский драматический театр. Здесь царила удивительно творческая атмосфера, шли лучшие произведения русской и мировой классики, ставились пьесы советских драматургов.
Одну за другой играет Перегонец на симферопольской сцене роли, в жанровом отношении близкие к романтической драме: Эсмеральду в одноименном спектакле, Валерию в «Спартаке», Юльку в «Медвежьей свадьбе». Но главным был, конечно, обширный классический репертуар актрисы: Верочка в «Месяце в деревне» И.Тургенева, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» К.Гольдони, Лидия в «Бешеных деньгах» и Негина в «Талантах и поклонниках» А.Островского, Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» П.Бомарше.
В комедии В.Шекспира «Укрощение строптивой» Перегонец играла Катарину. Актриса подчеркивала в своей героине чувство собственного достоинства, её Катарина была не традиционной строптивицей, а умной, глубоко чувствующей женщиной. Почти одновременно с «Укрощением строптивой» репертуар Перегонец пополнился ещё одним шекспировским образом – в трагедии «Отелло» она сыграла Дездемону. В трактовке Перегонец она была равной Отелло. Актрису не волновал протест её героини против отца, сенаторов. Она никому ничего не делала вопреки, она самозабвенно любила мужа. О Дездемоне-Перегонец критики писали, что актриса играла небесную чистоту, тот идеал, которому поклонялся Отелло.
Полюбилась зрителям её Аня в спектакле «Вишневый сад». Несмотря на то, что режиссер спектакля Леонид Фатин принадлежал к мхатовской школе, пьесу Чехова он решил в гротесковом плане. Рецензенты подчеркивали, это была сатира, где герои представали в остро шаржированном виде. Особняком в постановке стал образ, созданный Перегонец. Это было не первое обращение прекрасной актрисы к роли, Аню она играла и раньше – еще в досимферопольский период. По воспоминаниям современников она решила свою роль в лирическом ключе, усиливая в своей героине порыв к действию. Симона Ландау в книге «Александра Перегонец. Судьба актрисы» подчеркивает, что Александра Федоровна подняла свою Аню «до некого символического обобщения юности, с ее безоглядным стремлением вперед и неколебимой верой в свое право не жалеть о прошлом, встречая новую жизнь». Особенно хороши были сцены с Варей в талантливом исполнении Анны Кудерман. «Зрители забывали, что они сидят в театре. Внутренний смысл каждой фразы был так внятен и глубок», – вспоминал Николай Эльяш.
Филигранностью исполнения поражала Перегонец в образе Насти в горьковской драме «На дне». В трактовке Александры Федоровны это был человек, раздавленный жизнью, замкнувшийся в себе, но при этом светлый и чистый. Настя-Перегонец познала оборотную сторону жизни. «Правду она знает хорошо и не обманывается на её счёт. Но кроме этой житейской правды для неё существовала ещё другая – своя… Этот внутренний огонёк горит в ней и освещает её жизнь. Его гасят. Над ним издеваются. А он все равно теплится, противостоит миру «дна» – так образно охарактеризовала работу Перегонец С.Ландау – Не трагедию безволия играла Перегонец, а трагедию растоптанной, но не сдавшейся надежды».
В спектакле «Любовь Яровая» Перегонец покорила специалистов и зрителей блестящим исполнением роли Дуньки. Согласно логике Александра Федоровна должна была играть роль Пановой, которая точно «ложилась» на её актерскую индивидуальность. И вдруг – роль второго плана, глупая, вульгарная Дунька. Современники, видевшие спектакль, вспоминали, с каким восторгом принимала публика работу Перегонец. Критик К.Францев писал: «Дунька – Перегонец… новый вклад в галерею запоминающихся образов, созданных этой замечательной артисткой. Яркая, чеканная работа, ничего лишнего, все строго обдумано, рассчитано». Перегонец вела роль в несколько гротескном плане, подчеркивая самодовольную сущность своей героини. Это была по сути первая острохарактерная роль, исполненная Александрой Федоровной.
Многолетняя партнерша и близкий друг Александры Федоровны Елена Одоевская вспоминала: «Перегонец… в ранней юности трогала и волновала своей искренностью. В неё верили как в драматическую актрису. Но актрисой она стала акварельных красок, ей были чужды сильные чувства, выплескивающие эмоциональность, яркие краски…».
Ещё при жизни Перегонец начался спор о том, какая же все-таки она актриса – комедийная или драматическая? Продолжается он и по сей день. Но наиболее точно амплуа Перегонец, думается, определил известный искусствовед Николай Эльяш, видевший многие спектакли с её участием и знакомый с ней лично. В статье, посвященной Александре Федоровне, он писал: «Перегонец как актриса опередила свое время. Она была мастером тонкого психологического нюанса, пастельных красок. Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия».
В 1940 году Александра Федоровна создала один из лучших своих образов – Нору в спектакле по драме Г.Ибсена «Кукольный дом», который был поставлен специально для Перегонец. Рецензент газеты «Красный Крым» в номере от 7 января 1941 года писал: «Артистка… нашла ключ к этой трудной и сложной роли. Она показывает перспективу души героини. Её Нора прозревает не сразу, не вдруг». Перегонец создавала характер упорный, личность самоотверженную и цельную. Она играла Нору человеком сдержанным и сильным. Как отмечали видевшие спектакль:
в финале не было никаких мелодрам, а был человек, принявший решение.
В конце 1940-х годов известный крымский публицист, театральный и литературный критик Владимир Вихров, не раз рецензировавший спектакли с участием Перегонец, писал: «Тот, кто хоть немного знал Александру Федоровну, помнит её обаятельной и умной женщиной, человеком многих талантов. Она блистательно танцевала, превосходно пела, рисовала, музицировала и играла, играла, играла. Традиционного актерского амплуа она не признавала и играла роли самые разнохарактерные. Маленькие, эпизодические и заглавные…».
Мастерство перевоплощения у Перегонец было поистине феноменальным. В спектакле «Машенька» по пьесе А.Афиногенова Александра Федоровна играла главную роль, по пьесе её героине пятнадцать лет (актрисе в ту пору было сорок пять). «В этой угловатой и скромной девочке с тоненькими косичками… трудно угадать Нору, трагическую героиню «Кукольного дома», нелегко разглядеть «даму испуганную» из «Кремлевских курантов», – писал в рецензии В.Вихров – Артистка так перевоплощается, словно она всегда только и выступала в амплуа травести, только и играла девочек-подростков. Хорошо передает Перегонец внутреннее напряжение образа».
В последней предвоенной премьере театра спектакле «Поручик Лермонтов» по пьесе К.Паустовского Перегонец сыграла роль Мусиной-Пушкиной. В собирательном образе женщины, которую любит великий поэт, актриса играла подвиг любви, самопожертвование героини, выдвигая на первый план стремление сберечь бесценный талант Лермонтова для России.
Симферопольские театралы боготворили Шурочку Перегонец, как её любя называли. Лет сорок назад автору этих строк довелось услышать рассказ старожила крымской столицы, неоднократно видевшей спектакли с участием любимой актрисы. Пожилая женщина восторженно, с блеском в глазах рассказывала о давних событиях, подчеркивая не только блистательный дар Перегонец, но и её изумительное обаяние, интеллигентность, тонкое чувство стиля.
Ещё одна воспоминание, на сей раз бабушки моего друга. «В конце тридцатых все симферопольские модницы старались гулять по Пушкинской (центральная улица, где находится здание театра – Л.К.) в то время, когда заканчивались репетиции, чтобы увидеть Александру Федоровну и запомнить фасоны её костюмов. По сути она была законодательницей моды. Всегда изысканно строгая, само совершенство».
Впрочем, необычайно яркая на сцене, в жизни Александра Федоровна была человеком скромным, даже застенчивым. «Её любил весь коллектив и, особенно, театральная молодёжь, терпеливым и умелым воспитателем которой Александра Федоровна была многие годы», – писала в 1947 году театровед Л.Жукова.
13 марта 1944 года за пять дней до ареста Александра Федоровна по просьбе своей ученицы Лидии Приваловой надписала ей свои фотографии. На одной из них есть такие слова: «Любите, любите наш театр. Любите театр, но не себя в театре…». Так могла написать только истинно великая актриса и благородный человек. Эти слова – своего рода завещание Александры Федоровны нам, работающим в театре ныне.



Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-
драматургической части Крымского
академического русского
драматичес­кого театра им. М.Горького

Они были героями

Деятельность подпольной группы «Сокол» в годы Великой Отечественной войны – уникальный случай в истории, когда подпольщиками стали люди совершенно мирной профессии, оказавшиеся способными не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни.
Начало войны застало труппу театра им. М.Горького на гастролях в Севастополе. 21 июня был сыгран с большим успехом у публики спектакль «Кремлевские куранты». А объявленный на 22 спектакль «Машенька» уже не состоялся. Поступил приказ дирекции: немедленно возвращаться в Симферополь. Был кардинально изменён репертуар, упор был сделан на спектакли военно-патриотической тематики. Состоялась премьера спектакля «Парень из нашего города», на которой присутствовал автор пьесы Константин Симонов, находившийся в Симферополе в командировке в качестве военкора. После спектакля он встретился с коллективом и рассказал о положении на фронте.
Спектакли шли не только на стационаре, выездные группы артистов театра выступали в воинских частях и госпиталях, за первые два с половиной месяца войны было дано свыше ста концертов.
В конце октября 1941 года фронт был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли. Часть коллектива театра попыталась эвакуироваться морем с ялтинской пристани. Но было уже поздно. Фашисты вошли в Крым. Началось страшное время оккупации. В декабре был расстрелян один из ведущих артистов театра Яков Борисович Смоленский.
В феврале 1942 года в гестаповских застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич, отказавшийся сотрудничать с захватчиками и занять должность бургомистра Симферополя. А.Перегонец очень тяжело переживала гибель мужа. Она замкнулась в себе, потеряв всякий интерес к жизни. Переубедить Александру Фёдоровну и по сути вдохновить её на борьбу с гитлеровцами смог Барышев.
Весной 1942 года Барышев стал создавать подпольную группу, тщательно подбирая соратников, принимая решения на свой страх и риск. Его верной помощницей стала Перегонец. В подпольно-патриотическую группу театра вошли актеры Дмитрий Константинович Добросмыслов и Зоя Павловна Яковлева, машинист сцены Павел Ипатьевич Чечёткин, костюмеры Илья Никитич Озеров и Елизавета Яковлевна Кучеренко, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Алексеевич Савватеев.
В апреле 1942 года оккупанты издали указ, обязывающий артистов приступить к работе. Появилась легальная возможность собираться в театре, координировать подпольную деятельность, не вызывая подозрения врага.
15 мая театр начал репетиционный процесс. Газета оккупационных властей под названием «Голос Крыма» сообщала 17 июня 1942 года: «Русский театр сейчас накануне своего открытия. Здесь заканчивается подготовка к постановке комедий «Мой Бэби» и «Тетка Чарлея», а также оперетты «Нитуш». С августа спектакли шли почти ежедневно. Играли русскую и зарубежную классику, музыкальные спектакли, оперетты.
Когда начался массовый угон молодёжи в Германию, по предложению Барышева была создана театральная студия, чтобы спасти хотя бы небольшую часть молодых крымчан. Набор в студию осуществляли Александра Перегонец и Елена Одоевская. Александре Фёдоровне удалось убедить власти, что для полноценной работы театра, постановки зрелищных спектаклей необходимы молодые артисты , которых в труппе практически не было. В студию было принято пятьдесят молодых симферопольцев, чуть позже по просьбе Барышева была принята ещё одна студийка – разведчица-радистка Наташа (Татьяна Овсюг).
К концу 1942 года группе Барышева удалось установить связь с партизанским движением. У каждого подпольщика был свой участок деятельности. Активными членами группы «Сокол» были актеры Зоя Яковлева и Дмитрий Добросмыслов, с которыми Барышев был знаком ещё со времен учебы в Казани и в которых был уверен, как в себе.
Дмитрий Константинович Добросмыслов родился в 1901 году, детские годы его прошли в деревне Крутоямки Спасского уезда Казанской губернии. Ещё в школе он участвовал в самодеятельных театральных представлениях. В годы гражданской войны служил в рядах Красной Армии, воевал с басмачами в Средней Азии. После службы Добросмыслова направили на учёбу в Казанский ветеринарный институт, но душа молодого человека рвалась на сцену и в конце концов призвание взяло верх – Дмитрий поступил в театральную студию при Казанском драматическом театре. Его однокурсницей была талантливая двадцатишестилетняя девушка из Чебоксар Зоя Яковлева, которая, несмотря на молодость, была активным участником создания Чувашского национального театра. Вскоре Яковлева и Добросмыслов стали супругами. Успешно работали на подмостках театров Казани, Брянска, Вологды. В 1931 году актерские пути-дороги привели их в Симферополь.
В Крымском госдрамтеатре Добросмыслов создал немало ярких образов, спустя десятилетия зрители тепло вспоминали его работы в спектаклях «Лес», «Кармен», «На дне», «Чапаев», «Человек с ружьём», «Фельдмаршал Кутузов». Красивый, пластичный, с огромным сценическим обаянием, сильным темпераментом и прекрасным баритоном оперного диапазона, Дмитрий Константинович был любимцем публики. В годы войны у блестящего характерного актера, мастера перевоплощения на сцене раскрылся незаурядный дар разведчика. Он безотказно выступал в концертах для немецких солдат, никогда не отказывался спеть и станцевать канкан вместе с Яковлевой на офицерской пирушке. А в результате у партизан появлялись важнейшие сведения о перемещениях фашистских частей. Очень помогло здесь неплохое знание Добросмысловым немецкого языка.
Зоя Павловна Яковлева до войны замечательно играла социально-бытовые роли в пьесах Гоголя, Островского, Горького. Среди коллег слыла человеком честным и принципиальным, не признающим закулисных интриг. Во время оккупации, по воспоминаниям современников, Яковлева на репетициях постоянно вязала носки, варежки. На вопрос: «Зачем?» отвечала: «Жизнь стала дорога. Меняю на продукты». А на самом деле всё это с помощью Барышева и Ефимовой отправлялось в лес, к партизанам.
Прасковья Тарасовна Ефимова, работавшая в театре уборщицей, была связной Барышева, в своей большой сумке эта отважная женщина переносила не только теплые вещи и медикаменты для партизан, но и листовки со сводками Совинформбюро. Листовки расклеивали и подкладывали в почтовые ящики симферопольцев все члены группы. Но особенную отвагу проявляли в этом деле Илья Озеров, Павел Чечёткин, ученик Барышева юный Олег Савватеев.
Савватеев родился в Симферополе в январе 1927 года. Когда началась война, он закончил 7-й класс школы №1. Олег очень любил рисовать и параллельно учился в художественной школе. В 1942 году он устроился в театр расклейщиком афиш, Барышев, заметив в подростке способности к живописи, перевел его на работу в свою мастерскую. Олег мечтал после победы стать профессиональным сценографом. Смелый, не по летам сосредоточенный, Савватеев яростно ненавидел фашистов. Барышеву не раз приходилось объяснять ему, что вести подрывную работу надо осторожно. Но юношеская беспечность иногда брала верх. После войны участники симферопольского молодежного подполья вспоминали, как однажды во время спектакля для немецких и румынских солдат Олег бросил в темноте с балкона пачку листовок на немецком языке. В них было обращение к солдатам – не верить фюреру и сдаваться в плен.
Летом 1943 года партизанам понадобились документы и форма фашистских офицеров. Савватеев попросил поручить это задание ему. Олег, устроив наблюдательный пункт в дымоходе соседнего разрушенного здания, изучил расположение комнат в офицерском общежитии. Ночью, когда немцы уснули, по водосточной трубе залез в окно и унес немецкие мундиры. На следующий день трофеи были в партизанском отряде.
Верными помощниками Барышева были костюмер Илья Озеров и машинист сцены Павел Чечёткин. Скромные, трудолюбивые, прекрасные мастера своего дела, во время войны они проявили себя настоящими героями. Один из руководителей партизанского движения Крыма писатель Георгий Северский уже в 1980-х рассказывал, как благодаря Барышеву, Чечёткину и Озерову удалось сорвать концерт певца Петра Лещенко, который должен был состояться в театре после награждения особо отличившихся солдат и офицеров вермахта. Накануне ночью Чечёткин и Озеров проникли по пожарной лестнице в гостиничный номер певца и убедили его покинуть город. В результате Лещенко, не говоря никому ни слова, исчез из Симферополя. Концерт не состоялся. Гитлеровский праздник был испорчен.
В театре было большое количество по-настоящему ценных костюмов. В конце октября 1943 года, когда Красная Армия подходила к Перекопу, началась насильственная эвакуация актеров и вывоз ценного имущества театра. Подпольный горком поставил перед Барышевым задачу – не допустить уничтожения театра и спасти костюмерную. Во время спектаклей Озеров и Кучеренко под предлогом подбора костюмов для очередной постановки относили наиболее ценные экземпляры в комнату в подвале. Костюмы аккуратно сложили, затем эту часть помещения отделили фанерой и выложили кирпичную стену. Таким образом замурованные костюмы были полностью сохранены.
Подпольщики оказали ценную помощь советской разведке и партизанам. Желавшие развлечься высшие гитлеровские чины после спектаклей часто устраивали банкеты, на которые приглашали только избранных, в том числе Александру Перегонец, признанную примадонну труппы. Забыв о необходимости соблюдать осторожность, подвыпившие офицеры были излишне разговорчивы. Ценная информация, полученная Перегонец, сразу же становилась известна партизанскому командованию. Был даже разработан дерзкий план покушения на Гитлера, который осенью 1943 года намеревался прибыть в Крым. Но победоносное наступление советских войск внесло коррективы и визит не состоялся.
Накануне операции по освобождению Крыма подпольщики активизировали разведывательную работу. На основе собранных данных Барышев изготовил карту Симферополя, на которую были нанесены сведения о расположении немецких частей, военной техники, огневых точек. Карту передали на Большую землю. Она оказалась ценным подспорьем для советской армии при освобождении Симферополя от немецко-фашистских захватчиков.
В первых числах марта 1944 года в Симферополе начались повальные аресты. Руководство подполья приказало группе Барышева уходить к партизанам. Это распоряжение Николаю Андреевичу передал подпольщик В.Михайлов (его воспоминания приводит в книге «Александра Перегонец. Судьба актрисы» С.Ландау). В ответ на этот приказ Барышев сказал: «Отсидимся. Есть конспиративные квартиры. А когда утихнет – выйдем». Знал, что у большинства подпольщиков семьи… – всех не увезешь… А без родных – не пойдут, ведь оставшихся расстреляют… И уходить почти невозможно. А оставаться опасно. Каждый решал на свой риск. Барышев решил так. Однако «отсидеться» не удалось. Первыми были арестованы Чечёткин и Ефимова. 18 марта гестаповцы арестовали Перегонец, Яковлеву, Добросмыслова. 19 марта – Барышева, Озерова, Савватеева.
После жестоких пыток в застенках гестапо их расстреляли. Произошло это 10 апреля 1944 года.
12 апреля, уходя из Симферополя, гитлеровцы подожгли смежный с театром магазин, в надежде на то, что огонь перекинется на театральное здание и уничтожит его. Елизавета Кучеренко, старейший работник реквизитор Андрей Сергеевич Карлов и рабочий сцены Яков Бугаенко, пробравшись в театр со стороны двора, организовали тушение пожара, не взирая на угрозы немцев расстрелом. Прекрасное здание театра было спасено.
13 апреля 1944 года Симферополь был освобождён, подпольщики не дожили до этого события всего три дня.
23 апреля 1944 года их хоронил весь город, по воспоминаниям старожилов, людское море буквально заполнило весь центр. Симферопольцы прощались со своими героями.
В 1967 году Александра Перегонец и Николай Барышев посмертно были награждены медалью «За отвагу».
Каждый год 10 апреля коллектив театра собирается у мемориальной доски на фасаде. На перекличке творческого состава рядом с ныне работающими актерами звучат имена членов подпольной группы «Сокол». Герои навсегда в родном театре.



Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-
драматургической части Крымского
академического русского
драматичес­кого театра им. М.Горького

Награды

Заслуженная артистка Крымской АССР

Заслуженная артистка Крымской АССР

Медаль "За отвагу"

Медаль "За отвагу"

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: