Петров Виктор Иванович
Петров
Виктор
Иванович
капитан / авиамеханник
7.03.1920 - 6.09.2007

История солдата

В 1939 году Петров Виктор Иванович был призван в Армию. Началась военная служба в городе Мелитополь, где дедушка учился в школе авиабомбардиров. Когда началась война из  училища, которое готовило штурманов - бомбардиров, сформировали полк (преподавательский состав, лётчики, штурманы, механики, стрелки), и этот полк бросили к Одессе, затем  Донбасс, дальше отступили на Украину. После командировки в Куйбышев для принятия нового ИЛ-2 Виктор Иванович был переведен в 672 полк 17 Воздушной Армии и с этим полком воевал на Кавказе, в Дагестане, в Румынии, Венгрии, Югославии до самого дня Победы, который дедушка со своими товарищами отметил в Австрии. Окончил службу в июне 1946 г в звании капитана.

Регион Костромская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Кострома
Воинская специальность авиамеханник
Место рождения Кострома
Годы службы 1939 1946
Дата рождения 7.03.1920
Дата смерти 6.09.2007

Боевой путь

Место призыва Кострома
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 672 полк 17 Воздушной Армии
Завершение боевого пути Австрия
Принимал участие Курская битва, освобождение Донбаса, Украины,
Плен нет

Воспоминания

выдержки из радио-интервью

...И вот я, значит, попал в новый полк, который был сформирован в 672 полк 17 Воздушной Армии и с этим полком провоевал до дня Победы. Когда шли бои за Домбай, наш полк направили на Кавказ (42 -43 гг.), но там мы были недолго, вернулись назад, чтобы брать немцев на западе уже после Сталинградской битвы. Во время войны воевал также в Дагестане. А дальше –в Румынии, после Румынии вся наша дивизия была переброшена в Венгрию, стояли под Будапештом. А положение наше было такое, немцы перешли в наступление с целью не допустить захвата Будапешта, захватили и правый и левый берег Дуная, мы оказались в кольце, не могли даже взлететь на самолете, потому что при взлете, пока делаешь круг, невольно попадаешь под обстрел вражеской артиллерии. Было серьёзное положение, и была команда, прикрепить к хвостам самолётов бомбы, с тем, чтобы обеспечить круговой обстрел обороны. В засаде просидели там несколько ночей, и немцы стали отступать, а здесь мы уже начали действовать более решительно. Слава Богу, обошлось без потерь. После освобождения Будапешта, направились в Югославию, и уже в 1945 году завершили войну в Австрии. В ночь с 8 на 9 мая получили приказ об окончании войны. А на следующий день получили приказ, несколько самолётов направить на уничтожение немецких солдат, которые отказались сложить оружие и хотели из Австрии выйти на запад, где были английские армии. Вот ещё провели несколько вылетов, и 9 мая объявили окончание войны, и я остался служить до 1946 года. И только в 1946 году в мае месяце я демобилизовался из Австрии в Кострому. Вот каков мой путь к Победе!

Курьезный случай

- Конечно, служба в армии – это одно, а война - это страшное дело.
На аэродроме прямо спали, дежурили, а там грунтовые воды, приходилось на сапоги надевать цинковые коробки из-под патронов, чтобы ноги не так промокали. Всё это, сказалось на здоровье, вот только сейчас это понимаю. Да об этом и не думал никто. Смертельная опасность повсюду, тогда никто не задумывался об этом, потому что твердо знали, что нужно защищать каждый клочок земли русской, ибо она наша.



- Страшным был полет в Болгарию под Софию. Летом 1944 года наши наземные войска продвигались , порою авиация за ними не поспевала. Так случилось и в этот раз. Полку надо было перебазироваться, командиром указали на карте поле у столицы Болгарии. Разведчик слетал, взлетную площадку одобрил, а затем поднялся весь полк. Так и полетели, оставив на аэродроме всё имущество. А как быть с обслуживающей командой, без неё многого не налетаешь, кто-то должен заправлять самолёты топливом, кто-то подвешивать бомбы и заряжать пушки с пулеметами. Транспортных самолетов, на чём можно было переправить людей, у нас не было, и тогда раздалась команда: « Всех механиков в бомба-люке перевозить!» Скрючившись в три погибели еле-еле убрался в люк. В бока тут-и-там упираются разные штыри, самолет побежал по полю, каждую кочку, выбоину чувствую. Но вот самолет поднялся на высоте 2 км.; холод, неимоверный ветер, свистит в каждую щель, но это не страшно, страшнее другое - вдруг атакует «мессера»? Пилоту и стрелку ещё можно спасти, с парашютом выпрыгнуть. Впрочем, при любой аварии исход один. Откажет шассе - на брюхо придётся садиться, а это опять смерть. Так что пока летел - натерпелся страху.

Как узнал об окончании войны

- Об окончании войны нам объявили ночью, я как раз пришёл с дежурства у нас никто не спал, начали кричать, стреляли из всех видов оружия. Очень бурное ликование было. Вот так и кончилась моя военная служба.

Награды

орден Красная звезда

орден Красная звезда

за взятие Будапешта

за взятие Будапешта

ордена, медали, юбилейные награды

ордена, медали, юбилейные награды

Документы

справка

справка

справка о службе в 672 штурмовом

справка о службе в 672 штурмовом

Автобиография

Автобиография

После войны

- Сохранились ли ваши встречи с однополчанами? Как часто вы с ними видитесь?

- После войны меня разыскали фронтовики 672 полка нашли по адресу и позвали на встречу, которая должна была состояться в Ленинграде, на эту встречу я не попал. А попал через год на вторую встречу в Москве. В 1962 году встреча была громадная, и потом встречи были ежегодно. В Москве школа оказалась № 672, а у нас полк 672!  В этой школе мы организовали музей. Несмотря на то, что полк был распущен, полк продолжал жить. Последняя такая встреча была в 2001 году, на ней был сделана большая фотография, на которой участники 672 полка. В школе номер 672 в Москве открыли обелиск погибшим летчикам.

- Как складывалась ваша жизнь после войны?

  -  Женился в 1949 году на своей однокласснице, первая любовь. После войны работал в театре им. А.Н. Островского в качестве актера с 1946 по 1951 год. В 1951 году закончил учительский институт и начал работать в школе рабочей молодёжи при фабрике «10 Октябрь». В этой школе 20 лет проработал учителем истории, затем стал директором.  А в 1971 году нашу школу закрыли: учителя перешли в другие учебные заведения, а я стал директором школы №29.

Виктор Иванович Петров был директором до 1980 – года. Педагогический состав и выпускники школы помнят его, как человека ответственного, честного и справедливого, любящего порядок, но вместе с тем человека с чувством юмора, очень компанейского, веселого и очень доброго.  Именно при В.И. в школе был совершен капитальный ремонт. Именно он был идейным вдохновителем не только педагогических советов, но и дружеских капустников (сценарии, стихи сочинял сам).

Семья солдата

Нина
Петрова Нина Сергеевна

Петров Виктор Иванович женился в 1949 году на своей однокласснице, первая любовь- Елшина Нина Сергеевна. После войны работал в театре им. А.Н. Островского в качестве актера с 1946 по 1951 год. Благодаря наставлениям и поддержке жены в 1951 году закончил учительский институт и начал работать в школе рабочей молодёжи при фабрике «10 Октябрь». В этой школе 20 лет проработал учителем истории, затем стал директором. В 1971 году Петров В.И. стал директором школы №29. И только семья по-настоящему знала, как непросто все давалось. Нина Сергеевна, как истинная боевая подруга, делала всё, что тыл был надежным. Все бытовые проблемы брала на себя. Всегда была рядом с мужем, поддерживала. Дом Петровых всегда был открыт для гостей- родных, одноклассников, однополчан. Семейные посиделки за большим столом, где В.И. был организатором- актером, поэтом, сценаристом, внучки помнят до сих пор.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: