Плетнев Емельян Дмитриевич
Плетнев
Емельян
Дмитриевич
Техник-лейтенант

История солдата

  • Мой отец , Плетнев Емельян Дмитриевич,1911г.р в РККА с1941г по 1946г. Награжден орденом "Красного Знамени"  медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией",  "За победу над Японией"  И вот совсем недавно, с помощью "Бессмертного полка", мне удалось найти в архиве ЦАМО наградной лист к ордену, из которого стало известно, где он воевал и за что награжден.  Вот что удалось узнать про дивизию и полк где служил мой отец. Спустя 70лет.
  •  1940.09.-1941.06 учеба на курсах при киевском авиаинституте им.К.Е.Ворошилова.Присвоено звание авиатехника 3 класса.
  •  1941.06.25 служба в РККА.
  •  1941.07. Направлен в московскую авиагруппу особого назначения( МАОН ГВФ) в 1-йавиационный (позже херсонский) полк. Позже была преобразована в 1-ю авиатранспортную дивизию ГВФ, позже в 1-ю краснознаменную перегоночную авиадивизию ГВФ (КПАД) в качестве авиатехника и бортмеханика.Командир полка под-ник АЛЕКСАНДР БУХАРОВ. Полк в составе МАОН обеспечивал воздушно-транспортную связь Москва-Ленинград.Базировался полк сначала во Внуково.Летали в Ленинград в основном из Вологды, где находились склады для Ленинградского и Волховского фронтов.Было задействовано около 50 самолетов, в большинстве это ПС-84 ( советская модефикация ДУГЛАС. С декабря 1941- ЛИ-2) Также использовались самолеты ПС-40;ПС-43;ТБ-3(Г-2);Р-5.
  • 1943 июле переведен в новь сформированный 8-й транспортный полк(в/ч 18304) 1-ой перегоночной авиадивизии ( 1-й ПАД ГВФ) из шести полков.Командир дивизии А.С.Пушкарский Личный состав полка-102 чловека .Базировался в Якутске.Перегонял поступавшие по ЛЕНД-ЛИЗУ "дугласы",перевозил авиаторов перегоночных полков и импортные грузы из США,а также выполнял задания по доставке пассажиров из Москвы и обратно и другие правительственные задания.Кроме перегонки транспортных самолетов и облуживания нужд трассы АЛСИБ (Аляска-Сибирь),полк подключали и к выполнению народно-хозяйственныхработ.(ледовая разведка,заброска на метеостанции и т.д.)
  •  1945 в полку создается 7-я оперативнная эскадрилья, которая входит в состав 9-ой воздушной армии Дальневосточного фрота.Эскадрилья принимала участие в боевых операциях по высадке десантов в тылу японской Квантунской армии на аэродромах Харбин,Гирин,Мукден. Самолеты СИ-47 (дугласы,ЛИ-2) доставляли боеприпасы и горючее войскам,  действовавшим в районе Мунданьдзяна.Все 30 авиаторов АЭ-7 отмечены орденами и медалями.
  • 1945.10.30 авиаполк выведен из состава 1-ой ПАД и подчинен начальнику воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль,а совместным приказом командуещего ВВС и начальника ГУ ГВФ личный состав полка был оставлен в ГВФ.
  • 1946.06.08. демобилизован .
  • Ленд-Лиз и АЛСИБ. На московской конференции 3-х держав антигитлеровской коалиции-СССР,США и Англии (сентябрь-октябрь 1941г) - было решено, поставлять в СССР по Ленд-Лизу С 1 октября этого же года по 400 боевых самолетов в месяц.Однако, до конца года было доставлено лишь 204 в основном через Мурманск и через Тихий и Индийский океаны на Иран.Требовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника .И он был создан. Сталинская секретная трасса Аляска-Сибирь-АЛСИБ. Маршрут проходил через г.Фербенск(США,Аляска)-Уэлькаль-Сеймчан-Якутск-Киренск-Красноярск. Авиа площадки строились при активном содействии местного населения, а также с  использованием труда заключенных Севвостоклага. Аэродромы были построены в Марково  ,Анадыре,Певеке, Хандыге,Чайбухе .Открыли трассу 25.09.42г.   Самолеты(Б-25,А-20,П-39,П-63,АТ-6,С-47) доставляли через Канаду на Аляску экипажи 7- й перегоночной группы ВВС США. В Фербенске машины передавали личномо составу 1-Й Краснознаменной перегоночной авиационной дивизии (1-я КПАД), штаб которой находился в г. Якутске. Дивизия состояла из 5 авиаперегоночных полков. 1-й ПАП перегонял из Фербенска через Берингов пролив до Уэлькеля. 2-й ПАП базировался в Уэлькеле и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й- из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП- из Якутска до Киренска, 5-й из Киренска до Красноярска. Передав эстафету ,экипажи возвращались на свою базу транспортными самолетами С-47(Ли-2) спец.эскадрильей, позже преобразованной  в 8-й транспортный полк. Всего было доставлено 8024 самолетов (справка: в 1942-1943г. отечественная промышленность выпускала уже до 40.000 самолетов в год)  Потери: С американской стороны-129 авиаторов и 133 самолета. С советской-114 человек и 81 самолет.     
  • Память. Памятники героям-авиаторам установлены в Красноярске, Киренске, Якутске а также в г.Фербенске США Аляска. На нем вбиты замечательные слова:"Аляска.Сибирь. Вторая Мировая Война. Мы летали в одном небе.Воздушнй маршрут "Аляска-Сибирь" 1942-1945" И еще:"Структура глобального мира не может быть создана усилием одного человека,одной партии или одной нации. Обязательно мир должен состоять на основе взаимодействия всего мирового сообщества. Франклин Делано Рузвельт,1 мая 1945"
  1.  

 

Регион Липецкая область
Воинское звание Техник-лейтенант
Населенный пункт: Липецк

Боевой путь

Из наградной записки к ордену "Красная Звезда" :            Участвовал на фронтах Отечественной войны в составе МАОН с июля 1941г. по июль 1943г. в должности авиатехника и бормеханика.   Будучи на фронте,работая на земле обслужил 285 боевых самолето-вылетов. В качестве бортмеханика налетал 185 час. Произвел 23 боевых вылета на линию фронта. В полк прибыл в июле 1943г. на должность борттехника. В составе экипажа произвел 171 рейс. Перевез 261т. груза, 225чел. пассажиров. Перегнал 7 самолетов С-47(Дуглас) на участке УЭЛЬКАЛЬ-КРАСНОЯРСК, протяженностью 4833км.. Общий налет в дивизии-797 часов.                                                                                                                                                                                                                                                           
 

Награды

Наградной лист

Наградной лист

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: