Подлубный Степан Андреевич
Подлубный
Степан
Андреевич
Старшина 2-ой статьи / Командир отделения котельных машинистов
1915 - 7.03.1942

История солдата

Последнее место службы: чф э/м "смышленый"

Дата выбытия: 07.03.1942; Причина выбытия: погиб

Первичное место захоронения: море Черное

Регион Украина
Воинское звание Старшина 2-ой статьи
Населенный пункт: Украина
Воинская специальность Командир отделения котельных машинистов
Место рождения Украина
Годы службы 1941 1942
Дата рождения 1915
Дата смерти 7.03.1942

Боевой путь

Место призыва ст. Дубиновка Оренбургской ж/д дороги

Служил на эсминце "Смышленный". 

6 марта 1942 г., возвращаясь в Новороссийск после конвоирования транспортов, в районе мыса Железный Рог из-за штурманской ошибки в счислении "Смышленый" попал на советское минное поле и в 06 ч. 05 м. в точке 45°01'5" N 36°46'E подорвался на мине. 1-е машинное и 2-е котельное отделения были затоплены, образовался крен на правый борт. Но плавучесть потеряна не была, корабль стал на якорь и запросил о помощи. 

К аварийному кораблю были направлены из Новороссийска тральщики, катера, лидеры "Харьков" и "Ташкент". В минном поле удалось протралить фарватер, и "Смышленый" вышел на чистую воду. Пострадавший корабль еще мог дать ход до 8 узлов и идти в Новороссийск без буксировки. Но погода быстро ухудшалась, начинался шторм. Ветер усилился до 7 баллов, волнение моря - 5 баллов, поднялась пурга. Командир "Смышленого" доложил, что аварийный корабль не слушается руля. 

В 00 ч. 49 м. 7 марта "Смышленый" остался без энергии и освещения, потерял ход. Было принято решение взять его на буксир, но все попытки завести буксирный трос не увенчались успехом. Командир "Смышленого" донес, что переборки не выдерживают, вода начинает распространяться по кораблю. Благодаря самоотверженной работе экипажа в 07 ч. 11 м. "Смышленый" снова смог дать ход. Но ветер достиг 10 баллов, волнение моря - 8. Возможности борьбы за живучесть в штормовых условиях иссякли, в 8 ч корабль потерял ход , и стал лагом к волне. В 08 ч. 07 м. в точке 44°43'N 36°45'E (по данным аварийно-спасательной службы - 44°45' N 37°04' 8 E, по отсчету с помощью метода обратной прокладки лидера "Харьков" 44°25'5" N 36°36'5" E) "Смышленый" был положен волной на правый борт, придавив спущенные шлюпку и катер с личным составом. Приспущенная с левого борта шлюпка была разбита волной. 

Эсминец быстро затонул с дифферентом на корму на глубине 98 метров, затем раздались три мощных взрыва - под водой рвались глубинные бомбы. Многие из державшихся на воде моряков погибли от динамического удара этих взрывов. Удалось спасти лишь 5 человек: трех тяжелораненых передали на сторожевой катер еще 6.03.1942 г., а при гибели "Смышленого" лидер "Харьков" смог подобрать из воды лишь двоих. 
Данные гидролокации этого района отсутствуют. Если придерживаться глубины около 100 метров, вероятнее всего эсминец лежит на грунте в районе координат 44°43' N 36°45' E. 
Удаленность от берега около 40 километров.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: