Политыкин Василий Константинович
Политыкин
Василий
Константинович
капитан / Военный летчик, штурман разведывательного самолета
1907 - 14.12.1941

История солдата

Место рождения: Орловская обл., Клетнянский р-н, пос. Жерновец

Призван в армию в 1929 г. в РВК г. Брянск.

Военный летчик. Капитан, штурман разведывательного самолета 2 авиационного полка разведчиков (авиационный полк дальней разведки) Главного командования Красной Армии. Окончил Военно-воздушную академию командного и штурманского состава (пос. Монино Щелковского района Московской области).

В первые дни Великой Отечественной войны командованием Красной Армии было принято срочное решение о формировании специального авиационного полка для выполнения дальней разведки войск противника. Для укомплектования полка летным и техническим составом направлялись лучшие кадры из действующих авиационных полков и слушатели Военно-воздушной академии. Для полка выделялись лучшие по тем временам самолеты Пе-2 Пе-3 — скоростные пикирующие бомбардировщики. Экипажи "монинской" эскадрильи приступили к переучиванию на более скоростной и маневренный самолет Пе-2, а технический состав - к монтажу фотооборудования на самолеты.

Разведэскадрилья была сформирована в начале июля того же года в составе 8 экипажей за счет состава, подготовленного для выполнения бомбардировочных задач, но не подготовленного к ведению разведки.

В начале августа 1941 года на базе "монинской" эскадрильи был развернут 2 авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии. Его вооружили самолетами Пе-2.

С 5 июля 1941 года эскадрилья, не получившая номера, начала выполнять боевые задания, и в тот же день понесла первую боевую потерю. Дневные полеты в тыл противника на ДБ-3Ф в условиях господства противника в воздухе были смертельно опасными.

В начале октября 1941 года часть достигла боеготового состояния, располагая 25 экипажами и 26 исправными Пе-2. Кроме того, в разное время на вооружении полка были самолеты Ил-4, Ли-2, Пе-3, По-2, Ту-2, B-25, а также два Do-17 (или Do-215) из числа закупленных перед войной.

Работа полка велась в основном по трем основным направлениям:

- выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений;

- слежение за перевозками по железным, шоссейным и грунтовым дорогам;

- разведка и наблюдение за аэродромами противника.

Советские лётчики, пилотировавшие в начале войны самолёты, уступавшие по основным показателям и возможностям немецким, в полной мере заслужили право быть именованными Героями и Асами своего дела, поскольку, хотя и несли оправданные потери в воздушных боях с противником, но и наносили его силам ощутимый вред, и успешно выполняли боевые задания командования.

            Старшего лейтенанта Климанова Алексея Ивановича и старшего лейтенанта Политыкина Василия Константиновича приказом назначили соответственно командиром и штурманом 3-й эскадрильи (в ноябре и декабре 1941 году обоим летчикам было присвоено звание «капитан»). Они уже имели опыт участия в боевых действиях. За участие в событиях на озере Хасан в борьбе с японскими захватчиками Климанов А. И. был награжден орденом «Боевое Красное Знамя», Политыкин В. К. за участие в финской войне награжден орденом «Красная Звезда». Им было поручено формировать летный и технический состав их обучать и готовить к боевой работе. Одновременно формировались 1-я и 2-я эскадрильи. В составе полка было сформировано три эскадрильи по десять экипажей в каждой и группа управления полка. Общая численность полка составила 40 самолетов и соответственно экипажей. Экипаж самолета Пе-2 три человека: летчик, штурман и стрелок-радист.

            Полеты на разведку выполнялись, как правило, одиночными самолетами без прикрытия истребителями. Противник охотился за нашими самолетами- разведчиками и потери самолетов и экипажей были значительными.

            14.12.1941 в ставку Главнокомандующего поступила информация наземной разведки о том, что по Смоленщине в сторону Москвы продвигается большая вражеская танковая колонна. Информация требовала подтверждения разведкой с воздуха. На задание с Монинского аэродрома вылетел экипаж второго разведывательного авиаполка под командованием капитана Алексея Ивановича Климанова. Вот что пишет об этом в своей книге В. И. Силантьев: «В свой последний боевой полет наш первый Батя, Алексей Иванович Климанов, вылетел на Пе-3. На этом варианте бомбардировщиков «петляковых» не было предусмотрено место для стрелка-радиста. Разведчик был сбит вражеским истребителем снизу, с хвоста». Вместе с Климановым А. И. летел штурман, капитан Василий Константинович Политыкин. Экипаж сделал несколько вылетов, но из-за плохой видимости - безрезультатно. Погода портилась. Однако задание нужно было выполнить. Очередной вылет воздушных разведчиков стал роковым. Над Тумановом немцы подбили их самолёт. Климанов успел катапультироваться, но был расстрелян немцами прямо в воздухе. Самолёт с Политыкиным упал в болото недалеко от Туманова.

Судьба Василия Константиновича сложилась так, что его жена и дети узнали о его гибели лишь через 20 лет. В 1961 г. у деревни Ширяиха Гагаринского района на Смоленщине обнаружены останки нашего самолета. А начал посиковую деятельность Иван Яковлевич Абрамов, который в 1961 году руководил работами по осушению болота в пойме реки Сежа у совхоза «Баскаковский» близ Туманова. Там, у деревни Ширяиха было раскопано место падения самолета и были обнаружены останки и документы штурмана Политыкина. По номеру чудом сохранившейся на планшете квитанции о переводе продаттестата жене, через подольский архив Советской Армии была установлена фамилия погибшего, затем разысканы его родственники. Неоценимый вклад в дело поиска внес сын Василия Константиновича – Владимир Васильевич. Останки летчика Политыкина В. К. с соблюдением воинских почестей и ритуалов были похоронены в братской могиле на воинском кладбище No.11 в пос. Бывалицы (Тумановский с/с, Вяземский р-н, Смоленская обл.), 42 км. от Вязьмы.

            В 1987 г. найдено место захоронения летчика А. И. Климанова. Его останки были перенесены на то же кладбище, где захоронен В. К. Политыкин. Мы очень благодарны неравнодушным к чужому горю людям, которые участвовали в поиске родственников погибших летчиков.

            В школьном музее в Баскаково двум героически погибшим летчикам посвящен один из разделов школьного музея «Крылатые разведчики». В 2001-м году, когда полк, где служили Климанов и Политыкин (ныне это – 47-й отдельный гвардейский авиационный полк, базирующийся в Шаталове) отмечал своё 60-летие, И. Я. Абрамов сделал подарок полковому музею – изготовленный им макет памятника на могиле лётчиков в масштабе 1:10, который занял достойное место в экспозиции музея. Разведывательные данные добывались ценой больших потерь. С 5 июля 1941 года по 23 апреля 1945 года полк потерял 297 человек личного состава и 99 самолетов. За годы Великой Отечественной Войны экипажи полка выполнили 4463 боевых вылетов. Разведали 19646 городов и крупных населенных пунктов, 16836 железнодорожных узлов и станций,4469 аэродромов, фотографировали 230 раз 50 морских портов. Протяженность сфотографированных маршрутов составила 516 000 км.

            8 февраля 1943 года за заслуги в боях с немецко-фашистскими захватчиками приказом НКО СССР № 64 2-й авиационный полк дальней разведки главного командования Красной Армии (2-й АПДР ГК КА) преобразован в 47-й Гвардейский авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии (47-й Гвардейский АПДР ГК КА). За образцовое выполнение заданий командования за овладение г. Борисов приказом присвоено почетное наименование «Борисовский». Полк награжден орденами «Красное Знамя» и орденом Суворова 3-й степени. Экипажи полка выполнили фотосъемку Берлина перед его штурмом и специалистами полка был изготовлен фотопланшет Берлина для Верховного Главнокомандующего. За годы Великой Отечественной Войны в полку состоялось. 2075 награждений орденами и медалями. Присвоено звание Герой Советского Союза -9 летчикам и штурманам.

Источники:

Данные Владимира Васильевича Политыкина

Силантьев В. И. Воздушные разведчики: Записки авиамеханика. — М.: Мол. гвардия, 1983.

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=1660

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261296021

http://www.pobediteli.ru/russia/center/bryanskaya/b/bed-bib/index.html

http://www.tumanovskoe.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=61&Itemid=56

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50395751

http://www.pobeda1945.su/division/10845

https://soldat.moypolk.ru/soldier/klimanov-aleksey-ivanovich

Регион Брянская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Дубровка
Воинская специальность Военный летчик, штурман разведывательного самолета
Место рождения Орловская обл., Клетнянский р-н, пос. Жерновец
Годы службы 1929 1941
Дата рождения 1907
Дата смерти 14.12.1941

Боевой путь

Место призыва Советский Союз, РВК г. Брянск
Дата призыва 1929
Боевое подразделение 2 авиационный полк разведчиков (авиационный полк дальней разведки) Главного командования Красной Армии.
Завершение боевого пути Советский Союз, Смоленская область, Гагаринский район, д. Ширяиха
Принимал участие Разведывательные операции

Один из эпизодов их боевой работы, опубликованный в журнале «Мир авиации» №3

« В первые часы 13 июля 1941 года с аэродрома подскока Гривочки вылетел на задание самолет ДБ-3Ф старшего лейтенанта Климанова. Машина держала курс вдоль побережья Балтийского моря.

На борту находились летчик-наблюдатель (штурман) Политыкин и стрелок-радист Сыроваткин. Разведчикам предстояло на обратном маршруте, после рассвета, сфотографировать все порты, ж.д. станции, аэродромы и магистрали, которые встретятся от Гдыни до Клайпеды.

Экипаж рассчитывал встретить немецкие истребители лишь на обратном пути, а бой пришлось принять уже на первых километрах вражеской территории.
У города Эльбинг на одинокий ДБ-3Ф набросились шесть Bf-109, даже не утруждавшие себя маневром. Поочередно атакуя, они осыпали разведчика ливнем огня.
       Поначалу стрелку удавалось отражать наскоки противника. Вот один из них пошел к земле объятый пламенем, но после очередной атаки пулемет Сыроваткина замолчал. Тяжело раненный он так и умер, не отпуская гашеток.

Ранен Политыкин, пробиты бензобаки. Климанов, развернувшись после смерти стрелка обратно, изо всех сил тянул машину через линию фронта. Разбита приборная доска, вышла из строя система выпуска шасси, изуродованы оба колеса.
Но полет продолжался, и Климанову удалось долететь до своего аэродрома и посадить самолет на «брюхо». Пробежав чуть больше сотни метров, ДБ-3Ф рассыпался и восстановлению уже не подлежал.

Осматривая после посадки кабину, Климанов насчитал около 60 вмятин от осколков и пуль в своей бронеспинке».

книге В И. Силантьева «Воздушные разведчики» так же довольно подробно описаны боевые вылеты экипажа разведывательного самолета.

«Воздушные разведчики храбро сражались в небе подмосковья. Наш первый Батя командир эскадрильи Климанов вместе с штурманом Политыкиным выполнил много важных заданий.

В дни грозного наступления врага на столицу разведчики обнаружили большое скопление танков в окрестностях Волоколамска и Можайска. По их донесения действовала штурмовая авиация.

В полет на разведку в район Волоколамска и Можайска Климанов пошел рано утром. Вернулся расстроенный и озадаченный.

- Ни пехоты, ни техники не обнаружили на всем участке разведки, - доложил он командиру полка.

- Странно,-сухо сказал командир полка.- А наземная разведка сообщает, что прорвалась танковая колонна. И приказал снова разведать дополнительно другой участок шоссе, по которому могли прорваться фашистские танки.
Политыкин тут же вытащил карту и принялся рассчитывать новый разведывательный маршрут.

Лишь в ходе третьего полета по другому маршруту Климанов увидел фашистскую танковую колонну. Она растянулась на десятки километров и двигалась на Москву.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: