
Виктор
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Половников Виктор Павлович (1878–1942), горный инженер, исследователь, художник-любитель.
Происходил из крестьян Пермской губернии. Затем семья переехала в Иркутск, где его отец стал купцом, владельцем водочного склада, а также ряда домов. Окончил Иркутское промышленное механико-техническое училище, затем приехал в Петербург и в 1896 году поступил в Горный институт.
Будучи студентом, увлекался революционными идеями, за что даже пострадал. За участие в знаменитой демонстрации у Казанского собора 4 марта 1897 года он попал под трехдневный арест, а в 1902 году был «изобличен» в хранении запрещенных изданий и в «сношениях как с рабочими, так и с интеллигентными лицами, занимавшимися активной пропагандой среди рабочих». По постановлению Особого совещания его выслали на три года в Иркутское генерал-губернаторство, правда, затем срок сократили до года.
несмотря на «политическую неблагонадежность», в 1907 году Виктор Половников успешно окончил Горный институт. Будучи горным инженером, он являлся опытным и разносторонним исследователем в области полевых геологических работ и гидрогеологии в Восточной Сибири, Средней Азии, на Северном Урале, Западной Двине. Являлся начальником рекогносцировочной экспедиции по изысканию пути для строительства железной дороги Иркутск – Бодайбо в 1907-1908 гг., результаты изысканий были опубликованы Половниковым в 1910 г. в Санкт-Петербурге.
Проводил изыскания для водоснабжения Мурманского порта, заведовал геологической частью при изысканиях Волго-Донского канала и т. д. Вся его научная жизнь состояла из постоянных длительных командировок в самые различные части страны. Причем многие из полевых исследований В.П. Половникова завершились публикацией научных трудов.
В 1923–1925 годах он являлся преподавателем по геологии, грунтоведению и бурению в Ленинградском политехникуме и Сельскохозяйственном техникуме, в 1925–1928 годах читал курс геологии и физической географии в Военно-медицинской академии, а затем курс инженерной геологии в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. В 1928 году производил гидрогеологические исследования в северной части Туркестанской Сибирской железной дороги, а следующие три года занимался гидрогеологическими исследованиями в связи в сооружением Сталинградского тракторного и Горьковского автомобильного заводов, а также проектированием ГЭС в Донбассе, Туркестане и на Урале.
Высокую оценку деятельности Половникова давал крупнейший ученый академик Ф.Ю. Левинсон-Лессинг. Так, в 1934 году он отмечал: «В области инженерной геологии В. Половников заслужил репутацию опытного научного работника, к авторитетному содействию которого прибегают в тех или иных ответственных работах крупного строительства последних лет».
«В.П. Половников является одним из лучшим специалистов по гидрогеологии Азиатской части СССР», – указывал в том же году академик Д.В. Наливкин. А по мнению академика В.А.Обручева, научные труды В.П. Половникова говорили о том, что «автор является опытным сформировавшимся научным работником с многолетним стажем, владеющим как методами полевых наблюдений, так и их сводки в литературно изложенной форме».
Половников был член ВСОИРГО (с 1908), член распорядительного комитета общества (1918-1919).
Художник-любитель. Член Иркутского общества художников, на март 1919 г.- секретарь общества. Участник 4-й (весенней) и 5-й (осенней) выставок Иркутского общества художников (ИОХ), состоявшихся 15-27 апреля и 16-28 сентября 1919 г. На последней из них им было выставлено 10 "этюдов - рисунков".
Погиб в блокадном Ленинграде.
Сочинения:
Половников В.П. Рекогносцировочные изыскания железнодорожного пути Иркутск-Бодайбо в 1907-1908 гг.: Отчет производившего изыскания инж. В.П.Половникова / Ирк. гор. обществ. упр. - СПб.: Тип. Г.Шахт и Ко, 1910.
Источники и литература:
Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья // URL: http://lib.rus.ec/b/318324/read
Боевой путь
Погиб в блокадном Ленинграде в феврале 1942 г.
Похоронен на Богословском Кладбище.