Порхаев Павел Иванович
Порхаев
Павел
Иванович
Майор / Железнодорожные войска. Командир мостовой роты..
29.06.1920 - 9.10.2009

История солдата

Родился 29 июня 1920 года в деревне Воробьи, Жуковского района Калужской области в семье фабричного инженера Порхаева Ивана Тимофеевича и Порхаевой Марии Федоровны. Русский, православный. Окончил  среднюю школу № 206  Тимирязевского района г. Москвы.  В 1939 году, посещал изокружок, поступил в текстильный институт на художественное отделение, но не закончил его, так как был призван в армию в 8-й дважды Краснознаменный железнодорожный полк в г. Мичуринск. 19 июня 1939 года прибыл в рас-положение Юго-Восточного фронта на границу с Бессарабией в звании сержанта в должности командира взвода.

22 июня 1941 года встретил в должности помощника дежурного по полку под командованием полковника Иванова, командир батальона — полковник Руз, командир роты — лейтенант Наконечный. Воинское соединение располагалось на станции Вопнярка.

Регион Москва
Воинское звание Майор
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Железнодорожные войска. Командир мостовой роты..
Место рождения Калужская область, Жуковский район, деревня Воробьи
Годы службы 1939 1961
Дата рождения 29.06.1920
Дата смерти 9.10.2009

Боевой путь

Место призыва Москва
Дата призыва 2.11.1939
Боевое подразделение 8 ОВЖДБ
Завершение боевого пути Иркутская обл. ст Култук.
Принимал участие Битва под Москвой. Взятие Кениксберга.

Полк, где проходил службу, по мобилизационному плану был расформирован, с группой военнослужащих был направлен на Западный фронт. По дороге на Западный фронт был получен приказ повернуть в сторону Воронежа и через него добраться до Мичуринска. Куда прибыл 16 июля 1941 года, и где  был определен во вновь сформированную 30-ю ж/д бригаду 6-го отдельного запасного ж/д полка, который оставили на станции Хоботово. Оставшаяся часть командиров была направлена на разные участки фронта. Был направлен на Западный фронт, где был сформирован стрелковый батальон, и в августе 1941 года находился на участке между Смоленском и Вязьмой, где участвовали в боях с немцами. В сентябре 1941 года  по приказу Верховного главнокомандующего все лица, которые находились не в своих воинских частях, были направлены в свои части по специальности, и  со своим воинским формированием продвигался в расположение 22-й армии, на станцию Кувшиново Калининской области. В октябре 1941 года прибыл в составе бригады железнодорожных войск в город Торжок. Затем в начале 1942 года занимался ликвидацией последствий вражеских налетов, в составе 8-го отдельного восстановительного батальона железнодорожных войск в должности командира взвода  вел восстановительные работы от станции Льняная до станции Старицы, а затем строительство железной дороги на станции Старая Торопа и восстановление моста через реку Вскуица. Обезвредил 19 бомб замедленного действия; при подготовке к очередному разминированию получил контузию и был направлен в госпиталь.

До 1943 года восстановление  и строительство железных дорог на участке Старая Торопа — Крестцы. В начале 1944 года был контужен при артиллерийском обстреле.  Летом (25 июня) —  восстановление моста в Витебске. Затем восстановительные работы продолжались под Половском, Шяуляем, Тильзитом, Инстербургом, и 11 апреля 1945 года прибыл в Кёнигсберг. 

Был перенаправлен на восток в связи с Японской угрозой. Победу встретил рядом с Иркутском, на станции Култук 9 мая 1945 года, в должности командира мостовой роты 8-го батальона железнодорожной бригады.

Награжден тремя медалями «За боевые заслуги»; орденами Красной звезды, Отечественной войны I и II степени; медалями «За оборо-ну Москвы», «За оборону Кёнигсберга», «За участие в Великой Оте-чественной войне»; знаком «За доблесть и отвагу в ВОВ»; двумя знаками отличного восстановителя железных дорог.

Воспоминания

По воспоминаниям деда

В 1942 году, когда восстанавливали железную дорогу на станции Торопец (она была одной из базовых станций, подпитывающих фронт), работали под непрерывными ударами авиации противника, работа усложнялась бездорожьем и недостатком автомобильного транспорта.
Потом занимались строительством участка железной дороги Старая Торопа — Крестцы. Ширококолейная 27-километровая перемычка до Старой Торопы была спроектирована и построена буквально за пару недель.
Командование фронтом приняло решение о необходимости продлить железнодорожный путь далее к линии фронта, где ни днем ни ночью не смолкали бои. Сложный рельеф местности не позволял проложить путь широкой колеи, и поэтому было принято решение провести узкоколейную железную дорогу, а станцию Старая Торопа развить в скрытый перевалочный пункт.
Для подвоза боеприпасов, продовольствия и строительных материалов по бездорожью, через множество водных преград, через 60- 80-километровую зону болот как для действующих частей, так и для строителей привлекались местные жители — женщины и даже дети.
Несмотря на то, что прошло уже шестьдесят с лишним лет, ни-когда не забуду невероятно тяжелый труд, невиданный энтузиазм солдат и офицеров, участвовавших в проектировании и строительстве железной дороги.
Дни и ночи без сна и отдыха питаясь гороховым и пшенным концентратами, похлебкой с ржаными клецками, мы под постоянными бомбежками строили дорогу, зная, что тем самым помогаем фрон-ту.
По пояс в воде и болотной жиже мы прорывали осушительные канавы, укладывали настилы и фашинные гати, на тачках и носилках доставляли грунт, пилили и тесали шпалы, проталкивали платформы с рельсами и материалами, строили разъезды, пункты снабжения локомотивов водой и топливом, заготавливали дрова, тянули линии связи и сигнализации. Все работы на этом участке были выполнены в течение месяца, и к фронту двинулись составы с боеприпасами и про-довольствием.

После войны

После ухода в отставку в 1961 году вернулся в Москву, где проживал с семьей до 2009 года. В 2000 году было присвоено звание подполковника.

Семья солдата

Евгения
Порхаева Евгения Петровна

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: