
Павел
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 29 июня 1920 года в деревне Воробьи, Жуковского района Калужской области в семье фабричного инженера Порхаева Ивана Тимофеевича и Порхаевой Марии Федоровны. Русский, православный. Окончил среднюю школу № 206 Тимирязевского района г. Москвы. В 1939 году, посещал изокружок, поступил в текстильный институт на художественное отделение, но не закончил его, так как был призван в армию в 8-й дважды Краснознаменный железнодорожный полк в г. Мичуринск. 19 июня 1939 года прибыл в рас-положение Юго-Восточного фронта на границу с Бессарабией в звании сержанта в должности командира взвода.
22 июня 1941 года встретил в должности помощника дежурного по полку под командованием полковника Иванова, командир батальона — полковник Руз, командир роты — лейтенант Наконечный. Воинское соединение располагалось на станции Вопнярка.
Боевой путь
Полк, где проходил службу, по мобилизационному плану был расформирован, с группой военнослужащих был направлен на Западный фронт. По дороге на Западный фронт был получен приказ повернуть в сторону Воронежа и через него добраться до Мичуринска. Куда прибыл 16 июля 1941 года, и где был определен во вновь сформированную 30-ю ж/д бригаду 6-го отдельного запасного ж/д полка, который оставили на станции Хоботово. Оставшаяся часть командиров была направлена на разные участки фронта. Был направлен на Западный фронт, где был сформирован стрелковый батальон, и в августе 1941 года находился на участке между Смоленском и Вязьмой, где участвовали в боях с немцами. В сентябре 1941 года по приказу Верховного главнокомандующего все лица, которые находились не в своих воинских частях, были направлены в свои части по специальности, и со своим воинским формированием продвигался в расположение 22-й армии, на станцию Кувшиново Калининской области. В октябре 1941 года прибыл в составе бригады железнодорожных войск в город Торжок. Затем в начале 1942 года занимался ликвидацией последствий вражеских налетов, в составе 8-го отдельного восстановительного батальона железнодорожных войск в должности командира взвода вел восстановительные работы от станции Льняная до станции Старицы, а затем строительство железной дороги на станции Старая Торопа и восстановление моста через реку Вскуица. Обезвредил 19 бомб замедленного действия; при подготовке к очередному разминированию получил контузию и был направлен в госпиталь.
До 1943 года восстановление и строительство железных дорог на участке Старая Торопа — Крестцы. В начале 1944 года был контужен при артиллерийском обстреле. Летом (25 июня) — восстановление моста в Витебске. Затем восстановительные работы продолжались под Половском, Шяуляем, Тильзитом, Инстербургом, и 11 апреля 1945 года прибыл в Кёнигсберг.
Был перенаправлен на восток в связи с Японской угрозой. Победу встретил рядом с Иркутском, на станции Култук 9 мая 1945 года, в должности командира мостовой роты 8-го батальона железнодорожной бригады.
Награжден тремя медалями «За боевые заслуги»; орденами Красной звезды, Отечественной войны I и II степени; медалями «За оборо-ну Москвы», «За оборону Кёнигсберга», «За участие в Великой Оте-чественной войне»; знаком «За доблесть и отвагу в ВОВ»; двумя знаками отличного восстановителя железных дорог.
Воспоминания
По воспоминаниям деда
В 1942 году, когда восстанавливали железную дорогу на станции Торопец (она была одной из базовых станций, подпитывающих фронт), работали под непрерывными ударами авиации противника, работа усложнялась бездорожьем и недостатком автомобильного транспорта.
Потом занимались строительством участка железной дороги Старая Торопа — Крестцы. Ширококолейная 27-километровая перемычка до Старой Торопы была спроектирована и построена буквально за пару недель.
Командование фронтом приняло решение о необходимости продлить железнодорожный путь далее к линии фронта, где ни днем ни ночью не смолкали бои. Сложный рельеф местности не позволял проложить путь широкой колеи, и поэтому было принято решение провести узкоколейную железную дорогу, а станцию Старая Торопа развить в скрытый перевалочный пункт.
Для подвоза боеприпасов, продовольствия и строительных материалов по бездорожью, через множество водных преград, через 60- 80-километровую зону болот как для действующих частей, так и для строителей привлекались местные жители — женщины и даже дети.
Несмотря на то, что прошло уже шестьдесят с лишним лет, ни-когда не забуду невероятно тяжелый труд, невиданный энтузиазм солдат и офицеров, участвовавших в проектировании и строительстве железной дороги.
Дни и ночи без сна и отдыха питаясь гороховым и пшенным концентратами, похлебкой с ржаными клецками, мы под постоянными бомбежками строили дорогу, зная, что тем самым помогаем фрон-ту.
По пояс в воде и болотной жиже мы прорывали осушительные канавы, укладывали настилы и фашинные гати, на тачках и носилках доставляли грунт, пилили и тесали шпалы, проталкивали платформы с рельсами и материалами, строили разъезды, пункты снабжения локомотивов водой и топливом, заготавливали дрова, тянули линии связи и сигнализации. Все работы на этом участке были выполнены в течение месяца, и к фронту двинулись составы с боеприпасами и про-довольствием.
После войны
После ухода в отставку в 1961 году вернулся в Москву, где проживал с семьей до 2009 года. В 2000 году было присвоено звание подполковника.