ПОТАНИН Николай Карпович
ПОТАНИН
Николай
Карпович
Старшина I-й статьи

История солдата

Николай Карпович ПОТАНИН (*1921 - †1942) родился в 1921 году в хуторе Большом Усть-Медведицкого округа области Войска Донского (ныне – Михайловский район Волгоградской области РФ). Призван в РККА в 1940 г. Вязовским РВК Сталинградской обл. По информации семьи Потаниных, жителей хутора Большого Михайловского района, служил матросом Черноморского флота. Краснофлотец, старшина I-й статьи Н.К.Потанин, будучи торпедистом гвардейского эсминца «Фрунзе» Краснознамённого Черноморского флота, участвовал в морском десанте под Николаевом, где получил контузию, после чего лечился в госпитале в Херсоне, затем возвратился в строй, участвовал в обороне Севастополя.. В дальнейшем – по сведениям сайта ОБД-мемориал – показан машинистом турбины на корабле лидере эскадренных миноносцев  «Ташкент», потопленном немецкой авиацией 2-го июля 1942 в Новороссийском порту.. Погиб Н.К.Потанин 2 июля 1942 года - на боевом посту; место захоронения: Братская могила (номер захоронения 23-684, всего захоронено 90 военнослужащих) на городском кладбище г.Новороссийска: Мысхакское шоссе, Новороссийск, Краснодарский край. Награждён (посмертно) орденом «Красного Знамени», текст о награждении в частности сообщает следующее: "... Принимал участие во всех боевых операциях корабля. При прорыве блокады под Севастополем с 26 на 27 июня 1942 г., находясь в 1-м машинном отделении обеспечивал бесперебойную работу машин"; № записи: 27980105.1140: 16.07.1942.
ИСТОЧНИКИ: 
http://podvignaroda.mil.ru/?#i...ailManCard ЦВМА.1250.2.416;ЦАМО.58.977520.187;
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76830988;
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65028145.
Книга памяти. Михайловский район. Волгоградская область; memorybook.volgadmin.ru.

Регион Волгоградская область
Воинское звание Старшина I-й статьи
Населенный пункт: Урюпинск

Боевой путь

БОЕВОЙ ПУТЬ: Хроника службы и гибель корабля-лидера «ТАШКЕНТ»

Боевая служба корабля – лидера эскадренных миноносцев «ТАШКЕНТ» (январь 1942 — 2 июля 1942)… До 26 июня 1942 года лидер совершает доставку пополнения, боеприпасов, горючего в осаждённый Севастополь и эвакуацию раненных. Поход из Новороссийска в Севастополь занимал 9 часов.

Последний бой. Фаза боя

Ночью 27 июня 1942 года приняв на борт свыше 2100 человек и 86 уцелевших частей картины «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.». лидер покинул Севастополь. Перегруженный корабль (водоизмещение 3800 тонн, средняя осадка 4,2 метра) смог развить скорость порядка 33 узлов. Начиная с 5 часов утра вплоть до 9 часов лидер подвергался непрерывным атакам самолётов противника (около 90 машин). На него было сброшено свыше 300 бомб. С первой же атаки на лидере заклинило руль, из-за пробоины с левого борта затопило румпельное отделение там погибли эвакуируемые. Повреждение с трудом удалось исправить. Вскоре разорвавшиеся с правого борта на траверзе первого котельного отделения бомбы нанесли новые повреждения. На мостик поступили доклады, что затоплено первое котельное отделение и через поврежденную переборку на 75-м шпангоуте затапливает второе котельное отделение. Началось затопление центрального артиллерийского поста, второго артпогреба и кубрика № 3. Скорость упала до 20 узлов. Для её сохранения турбины носового эшелона подключили к котлам кормовой группы. Носовые турбины продолжали работать в полузатопленном отсеке (а ряд вспомогательных механизмов под водой). В результате близких разрывов новой серии бомб образовалась трещина на верхней палубе (71-75 шп), увеличился дифферент на нос. Корабль стал зарываться в волну, скорость упала до 13 узлов. Близкие разрывы наносили лидеру новые повреждения, а одна 250 кг бомба нанесла скользящий удар в районе левого якоря, но не взорвалась и утонула. Для облегчения медленно тонущего корабля были сброшены за борт параваны, бухты стального троса, колосники и запасной котельный кирпич, подготовили к сбросу якоря и торпеды. Дифферент на нос медленно, но неуклонно возрастал, носовая оконечность погрузилась в воду до якорных клюзов. Командир корабля приказал Балмасову Николаю Яковлевичу — командиру БЧ-4 — собрать все секретные документы связи, позывные, опознавательные, шифровальные и уничтожить их в котельном отделении корабля (оформив это актом). Для спрямления корабля были затоплены свободные кормовые топливные цистерны, кубрик № 5, артпогреб № 3 и погреба малого калибра. Положение «Ташкента» удалось стабилизировать, но не удалось определить и ликвидировать главные источники поступления воды.

Угроза затопления

В 8.30 лидер находился в 40 милях южнее мыса Такиль и продолжал самостоятельно двигаться со скоростью 12 узлов. Кончался зенитный боезапас. Только в 09.15 над «Ташкентом» появилось несколько самолётов Петлякова. Был произведён осмотр повреждений, спущен водолаз, установлено местоположение основных повреждений корпуса. Корабль принял более 1900 тонн воды, в том числе 200 тонн было принято как контрзатопление, потеряно 45 % запаса плавучести, в действии находились механизмы только кормового эшелона, но корабль продолжал двигаться.

Вскоре подошли корабли поддержки высланные из Новороссийска. Эсминец «Сообразительный», ошвартовавшись лагом к лидеру, принял за 22 минуты 1975 человек военнослужащих с поврежденного корабля и передал на лидер часть зенитного запаса, аварийное имущество и шланги для осушения. Оставшихся на лидере «пассажиров» приняли сторожевые катера № 014, 084, 036.. Около 15 часов эсминец «Бдительный» взял лидер на буксир, но корабль «рыскал» из-за большого дифферента на нос и вскоре лопнул буксирный трос. Тогда стали буксировать «Ташкент» за корму. Рядом лагом шёл спасатель «Юпитер», откачивая воду из носового машинного и 2-го котельного отделения. Скорость буксировки около 8 узлов. На полубаке установили со спасателей переносные помпы. Несмотря на постоянное откачивание воды, её уровень не убывал, а пробоины заделать было уже нечем. Буксировка длилась около 6 часов. В 20.15 «Ташкент» прибыл ко входу в гавань Новороссийска. Два буксира ввели лидер в гавань, поставив его к правой стороне Элеваторного причала.

За проявленный в походе героизм экипаж лидера был представлен к правительственным наградам, а командиру корабля капитану 2 ранга В. Ерошенко и военкому батальонному комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина.

Гибель лидера «Ташкент»

2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут Новороссийск атаковали самолёты противника - 64 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 14 Bf 109. При налёте было сброшено 170 бомб весом 250—1000 кг. Налёт длился 15 минут. В результате налёта были потоплены несколько кораблей и транспортов: лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», спасательный буксир «Черномор», три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта «Пролетарий». Повреждения разной степени получили крейсер «Коминтерн», эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ «Л-24», ТК № 41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов».

Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие 250 кг бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а ещё две — в кормовой части «Ташкента». Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала № 3. Глубина в месте гибели «Ташкента» составляла 10 метров и корабль лёг на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой.

Из 344 человек экипажа, числившихся на «Ташкенте» на 2 июля 1942 года, погибли и пропали без вести семьдесят шесть человек, семьдесят семь получили ранения.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82_(%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%B2)

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: