Приходько Филипп Васильевич
Приходько
Филипп
Васильевич
начальник медико-санитарной службы БТЩ "Якорь" старший лейтенант м/с
Дата рождения: 31.08.1911

История солдата

Мой дед – Приходько Филипп Васильевич, уволен в запас в звании капитан мед. Службы на БТЩ «Якорь». 


 

Регион Севастополь
Воинское звание начальник медико-санитарной службы БТЩ "Якорь" старший лейтенант м/с
Населенный пункт: Севастополь
Место рождения Украинская ССР, Кировоградская обл., с. Н.-Григорьевка
Дата рождения 31.08.1911

Боевой путь

Дата призыва 5.08.1938
Боевое подразделение БТЩ "Якорь" 1 бр. траления ЧФ, 118 оадн, главный воен. мор. госпиталь ЧФ
Завершение боевого пути 06.07.1948 г.
Принимал участие оборона Одессы, оборона Севастополя, оборона Кавказа, набеговая операция на Румынию, десантная операция в Южной Озерейке, принимал участие в тралении водных акв...

Филипп Васильевич участвовал в боях с немецкими захватчиками на БТЩ «Якорь» (базовый тральщик).

БТЩ «Якорь» – водоизмещением 500 тонн, длиной 61 метр, шириной 12,5 метра. Экипаж состоял из 75 матросов и офицеров. На вооружении были 100-мм и 45-мм пушки, три 37-мм автомата, два торпедных аппарата и крупнокалиберные пулеметы ДШК.

Тральщик "Якорь" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 28.03.1937 г. (заводской №189), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г. 08.04.1939 г. поднят флаг ВМФ.
25.07.1939 г. по общей классификации получил тактический номер "Т-408" ("БТЩ-408").
БТЩ «Якорь» – водоизмещением 500 тонн, длиной 61 метр, шириной 12,5 метра. Экипаж состоял из 75 матросов и офицеров. На вооружении были 100-мм и 45-мм пушки, три 37-мм автомата, два торпедных аппарата и крупнокалиберные пулеметы ДШК.
Тральщик принимал участие в защите морских коммуникаций и баз, производил постановку минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, доставлял в зону боевых действий боеприпасы, боевую технику, продовольствие, медикаменты, эвакуировал раненых бойцов и население, сопровождал транспорты.

"Первая военная ночь застала БТЩ "Якорь" в Одессе. Тральщик, на котором служил Филипп Васильевич, зашёл в Одессу после закончившихся флотских манёвров.

В субботу 21 июня ни увольнения на берег, которого ждали люди, ни культпохода не состоялось, а корабль, вместе с БТЩ "Взрыв" был переведён из торговой гавани в военную.

"После вечерней поверки личный сосав разошёлся на отдых. Сквозь сон я слышал, как кто-то пробежал по коридору начсостава. Открылась дверь каюты, и, и раздался голос помощника командира Анатолия Николаевича Бондаренко:

- Товарищи командиры! Всем собраться в кают-компании!

Когда мы с механиком вошли в кают -компанию, там уже находились Бондаренко и  лекарский помощник Филипп Васильевич Приходько. ..

...После небольшой паузы Щербанюк (командир корабля Щербанюк Пётр Никанорович), оглядев присутствующих, взволнованно объявил:

- Товарищи командиры, сегодня, не объявляя войны, Германия напала на Советский Союз. Нам надо возвращаться в свою базу. Доложите о готовности боевых частей." (здесь и далее, в описании боевого пути, использованы материалы девятого сборника воспоминаний фронтовиков "На земле, в небесах и на море" -М.: Воениздат, 1987 - воспоминания капитана I ранга в отставке Николая Михайловича Дульнева ""Якорь" спешит в Севастополь").

16.10.1941 г. в числе последних кораблей "Якорь"  вывез из Одессы подрывную группу.
В декабре 1941 г. тральщики были задействованы и в набеговых операциях на вражеские коммуникации. В первом походе приняли участие четыре тральщика и эсминец «Сообразительный».
Утром 13 декабря Т-406 «Искатель» и Т-407 «Мина» атаковали вражеский конвой у селения Шаганы, но в ходе двухчасового боя не смогли нанести судам противника значительных повреждений.
Тральщики Т-406 «Искатель» и Т-408 «Якорь» противника не обнаружили и обстреляли его береговые объекты.
Второй поход (26 - 29 декабря) к берегам Румынии также не принёс успеха советским морякам, и они ограничились обстрелом объектов у селения Бурнасы. Больше к действиям на коммуникациях противника «пахарей моря» не привлекали.

"...Почти в тот же час была получена  радиограмма, адресованная всем кораблям в море. В ней сообщалось, что в районе главной базы противник производил постановку парашютных мин, и кораблям приказывалось при подходе к базе ставить паравантралы. На траверзе Евпатории наш тральщик поставил параван-трал и следовал с ним до входа в Стрелецкую бухту, но ни одной мины затралить не удалось...

Вскоре из Стрелецкой бухты вышел буксир "СП-12" и направился в Северную бухту. На траверзе  Карантинной бухты он подорвался на мине и затонул.

Ночью вновь был налёт фашитской авиации на Севастополь... ...в числе многих кораблей довелось вести стрельбу по вражеским самолётам. Так для нашего корабля началась война.В последующие дни "Якорь" ежедневно выходил на траление фарватеров, производя разведывательное и контрольное траление.

Последние дни июня, весь июль и август 1941 года корабли нашего соединения заходили в базу только для того, чтобы пополнить запасы.

БТЩ "Якорь" вместе с другими кораблями охраны водного района главной военно-морской базы Черноморского флота и с минным заградителем "Островский" выполнял постановки мин и минных защитников в Каркинитском заливе, сопровождал транспорты в Одессу и на Кавказ, очищал фарватеры от якорных мин под Одессой, производил контрольное и разведывательное траление, нёс дозорную службу."

"В первой половине августа 1941 года нашему тральщику было приказано принять в Сухарной балке боезапас и доставить его на монитор "Железняков", который находился в бухте Ак-Мечеть у посёлка с одноимённым названием (сейчас Черноморское)... "Якорь" прибыл в Ак-Мечеть с наступлением темноты...

...С рассветом над бухтой на большой высоте прошёл разведчик противника, о чём тут же было доложено командиру. П.Н. Щербанюк поднялся на мостик, огляделся и приказал готовить машины. Минут через 10-12 наш тральщик снялся с якоря, вышел на внешний рейд и лёг в дрейф под обрывом невысоких скал. А минут через 30-40 к бухте приблизилась большая группа бомбардировщиков противника.

Завыли бомбы, ухнули первые взрывы. Из бухты на внешний рейд выскочили торпедные катера и два катера МО. БТЩ "Якорь", монитор "Железняков", катера и береговая батарея, располагавшаяся справа у входа в бухту, открыли огонь. Сбросив бомбы, самолёты уходили в сторону моря, а на их место прилетали новые и продолжали бомбёжку. И вот в один из самолётов угодил снаряд. Клюнув носом, завалившись на левое крыло, он с рёвом устремился к земле, разматывая за собой длинный шлейф чёрного дыма, а в небе, выше падавшего самолёта , раскрылись два парашюта. Из-за мыса выскочил торпедный катер и помчался к месту приводнения парашютистов. Вскоре катер подошёл к борту "Якоря" и высадил их к нам для доставки в Севастополь. У одного из них, рыжего и долговязого, в болтавшейся через плечо планшетке были обнаружены фотографии утренней разведки бухты Ак-Мечеть. Изображённые на фотографии монитор и тральщик были перечёркнуты цветными карандашами - фашисты видимо считали их главными объектами и заранее обозначили как уничтоженные. Фактически же ни монитор, ни тральщик, ни катера не получили даже повреждений, а у немцев одним самолётом стало меньше."

5 - 6 января 1942 г. "Якорь" дважды попытался осуществить попытку высадить второй эшелон десанта в Евпатории, но непогода и артиллерия противника не дали подойти к берегу.
Тральщик осуществлял обеспечение перехода транспортов , доставлявших маршевые пополнения и боеприпасы в осажденный Севастополь, вывоз раненых защитников города на Кавказ, пресекая попытки авиации противника атаковать конвой.

В тяжёлые дни обороны Севастополя оказывал помощь раненым бойцам и офицерам.

10 июня 1942 года в Севастополе корабль стрелял по фронту, ответным огнём противника  ранен был командир корабля и четыре бойца. Он под бомбёжкой и обстрелом противника оказал помощь  раненым, что дало возможность остаться командиру и бойцам в строю.

Тральщики неоднократно попадали под обстрелы врага, их постоянно атаковали немецкие асы. Не всегда кораблям удавалось избежать повреждений, экипажи несли потери. Повреждённые БТЩ становились в ремонт и на оставшихся в строю «пахарей моря» усиливалась нагрузка.

Кораблю несколько раз приходилось вывозить раненых бойцов и командиров из осаждённого Севастополя. 

В декабре немецкие части начали штурм Севастополя.
С 1 по 29 декабря тральщики провели 29 стрельб по наступавшим войскам противника и израсходовали 659 100-мм снарядов.
Немцы в течение весны 1942 г. активизировали блокаду подходов к крепости, они привлекли к действиям на советских коммуникациях самолёты-торпедоносцы, торпедные катера и мини-субмарины, значительно возросло количество налётов на порт. Началась блокада крепости, и всем кораблям с грузами для защитников приходилось прорываться в крепость с боем.
27 мая в Севастополь успешно прорвался транспорт «Грузия». Его сопровождали эсминец «Безупречный», Т-404 «Щит», Т-408 «Якорь» и Т-409 «Гарпун».
7 июня части Вермахта начали новый штурм.
10 июня Т-408 «Якорь» и Т-411 «Защитник» поддерживали огнём части РККА, 11 июня Т-401 «Трал» и Т-410 «Взрыв» вели огонь по немецким войскам. Вскоре защитники крепости начали испытывать острую нужду в боеприпасах и пополнении. Необходимо было срочно доставить грузы в Севастополь и эвакуировать раненых.
10 июня в порт прорвался транспорт «Абхазия» в сопровождении эсминца «Свободный», тральщиков Т-408 «Якорь» и Т-411 «Защитник».
11 июня блокаду прорвал транспорт «Белосток». Его сопровождали Т-401 «Трал» и Т-410 «Взрыв», которые были немедленно направлены командованием СОР обстреливать наступающие немецкие части.
18 июня 1942 г в 21 ч. 30 м. санитарный транспорт "Белосток" в охранении базового тральщика "Якорь" и пяти сторожевых катеров вышел из Севастополя в Туапсе. На борту транспорта находились 375 раненых и 43 эвакуируемых.
Еще перед выходом новый командир тральщика И.В.КОРОВКИН, возвращаясь с флагманского наблюдательного пункта базы на катере из Южной бухты к стоящему у Угольной пристани кораблю, попал под обстрел артиллерии противника и был ранен вместе с командиром конвоя капитан-лейтенантом А.П.КРОЛЕМ (умер ночью).
При выходе из базы на тральщик приняли раненых со сгоревшего БТЩ "Гарпун".
19 июня в 01 ч. 48 м. на выходе с фарватера №3 в 20 милях к югу от мыса Фиолент с тральщика был замечен силуэт торпедного катера, который был принят за свой, и огонь по нему не открывался. Это позволило трем торпедным катерам противника, не встречая противодействия, атаковать конвой. Последовали налеты авиации. От одной из выпущенных торпед транспорт уклонился маневром. Торпеда с катера S-102 поразила транспорт, и он быстро затонул в точке 44°08'N 33°35'E.
Сторожевые катера стали подбирать плававших в воде людей. Катера противника пытались им помешать, открыв пулеметный огонь, но были отогнаны. Погибло 388 человек. Кораблям охранения удалось спасти 75 раненых, 3 пассажиров и 79 членов экипажа.

Дизели БТЩ «Якорь», переработавшие все межремонтные сроки, вышли из строя, и лишь через 1,5 часа тральщик сумел развить ход. Вскоре очнулся и контуженый командир корабля. Тральщик вышел с фарватера и взял курс на Синоп, чтобы выйти из зоны действия авиации противника.
С рассветом начались авианалеты, продолжавшиеся 3 часа 30 минут. "Якорь" атаковали около 87 самолетов, сбросивших до 300 бомб. При первом налете с кормы зашел 21 бомбардировщик, и затем около 30 самолетов атаковали тральщик с носовых углов.
Командир "Якоря" сосредоточился на маневрировании и противовоздушной обороне, а командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант К.Д.ГУРМАН руководил устранением неисправностей и борьбой за живучесть. Благодаря успешному маневрированию и интенсивному зенитному огню, прямых попаданий удалось избежать. При разрыве первой серии бомб вблизи носовой части корабля от сотрясений корпуса в носовой шкиперской кладовой произошел обрыв проводов, вызвавший короткое замыкание и пожар. С огнем справились довольно быстро.
От разрыва следующей серии бомб вышло из строя электрическое управление рулем, заклинив его в положении "право на борт". От перегрузки несколько раз выключало автоматы главного распредщита. От поврежденной дымаппаратуры № 2 на палубе разлилась кислота. В течение 12 минут, работая в противогазах, экипаж сумел восстановить ручное управление рулем. Из-за затопления топливных цистерн левого борта возник крен в 8 - 13° на левый борт. При третьей атаке командир тральщика застопорил машины и дал полный назад. Левый двигатель не запустился, так как в его топливо через разошедшиеся швы цистерн попала вода.
При разрыве бомб в районе машинного отделения тральщик подбросило и ударило о воду, затем еще раз, но с меньшей силой. Корпус испытал сильнейшую вибрацию, у экипажа сложилось впечатление, что корабль вот-вот развалится на части.
Для выравнивания крена командир БЧ-5 приказал откачать соляр из цистерны левого борта и затопить креновые отсеки правого борта, завалить шлюпку левого борта и вывалить шлюпку правого, сбросить левый якорь с якорь-цепью и левый параван с тележкой, а часть твердых грузов перенести на правый борт. Этими мерами удалось уменьшить крен до 3°.
Затапливаемые отсеки непрерывно пытались осушать. Уровень воды в трюме достиг 70 см, и личный состав старался не допустить затопления машинного отсека, работая переносным эжектором и ремонтируя поврежденные участки пожарной магистрали.
В 7.23 вода заполнила коридор валов, но его не стали осушать, опасаясь перегрева промежуточных подшипников. Из-за обводнения смазочного масла перегревались главные двигатели и их подшипники.
В 7.28 вновь последовал налет бомбардировщиков, и "Якорь" получил дополнительные повреждения: упал за борт подъемный кран, затопило ахтерпик и повредило рацию. Крен на левый борт вновь достиг 12°, тральщик принял около 150 т воды, и его осадка увеличилась на полметра.
Несмотря на тяжелое положение тральщика, ему пришлось взять на буксир два поврежденных катера (СКА № 065 и № 0102) и совместным зенитным огнем отражать налеты самолетов.
20 июня в 5.35 "Якорь" прибыл в Туапсе. Затем корабль встал в ремонт и позже был переведен в Поти. Восстановительные работы завершились к 28 октября 1942 г.

После падения Севастополя основной задачей «пахарей моря» по-прежнему оставалась проводка конвоев вдоль берегов Кавказа. Они сопровождали транспорты и танкеры по маршруту Батуми — Поти — Туапсе — Новороссийск, эскортировали боевые корабли, выполняли различные поручения командования ЧФ. Тральщики принимали участие в постановке оборонительного минного заграждения у Новороссийска.
18 октября Т-408 «Якорь» и Т-412 обстреливали Анапу.

Во время десантной операции в Южную Озерейку в ночь с 3 на 4 февраля с борта СК№ 091 на борт были приняты 6 бойцов тяжело раненых и 18 бойцов легко раненых, в том числе и командир катера ст. лейтенант Москалик. Филипп Васильевич проявил исключительные познания в своей специальности, сохранил жизни тяжело раненым  бойцам и командиру. С приходом в Туапсе передал бойцов в госпиталь. Медработники госпиталя удивлялись как это можно сделать на корабле одному человеку и так хорошо.

9 марта 1943 г. СКР «Шквал» вместе с БТЩ «Якорь», конвоируя ТР «Львов» с ранеными перешел из Геленджика в Сухуми.
16 — 18 мая СКР «Шквал» совместно с БТЩ «Искатель» и «Якорь» конвоировал ТР «Рай-комвод» из Туапсе в Поти.
Почти каждый переход конвоев вдоль берегов Кавказа сопровождался атаками противника.

Во время подброски подкрепления в район Станички и Геленджика, Филипп Васильевич руководил эвакуацией раненых из этих участков и оказывал им помощь своими силами. За январь и февраль месяцы 1943 года из этих районов через руки Филиппа Васильевича прошло около 300 бойцов.

При перевозке  раненых из Геленджика корабль брал несколько раз по 109 – 250 человек на борт без сопровождающих медицинских работников. Оказывал сам помощь на корабле и исключительно заботливо относился к раненым.

Во время проведения Ялтинской конференции с 4 по 11 февраля 1945 года глав правительств трех союзных держав антифашистской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 гг. в Ливадийском дворце БТЩ «Якорь» было поручено обеспечение безопасности его участников со стороны моря. Экипаж корабля с возложенной на него задачей справился с честью.
Война шла к завершению, а акватории Черного и Азовского морей всё ещё находилось огромное количество различного типа мин, установленных как советскими моряками, так и немцами. На минах подрывались боевые корабли, гражданские суда, гибли люди, грузы. Стояла задача по обеспечению безопасности плавания не только боевых, но и транспортных, рыболовных, торговых и других судов.
Особую опасность представляли магнитно-акустические мины, которые взрывались от создаваемого магнитного поля и акустического шума плавсредств, проходящих вблизи мест их установки. На этих минах противник применил новые противотральные средства (например, прибор кратности), что сильно усложнило работу тральщиков и заставило применять новые виды тралов и новые приемы тральных работ.
Для этой цели БТЩ «Якорь» в конце 1944 года на судоремонтном заводе в г. Поти был переоборудован для траления магнитно-акустических мин и получили тактический номер "ЭМТЩ-408".  

Боевые действия на Чёрном море завершились, но минная опасность сохранялась — в годы ВОВ противниками было поставлено 19995 мин и минных защитников. Часть мин была уничтожена во время боевых действий, но остальные необходимо было снять в самые короткие сроки. Это была титаническая, смертельно опасная работа и экипажи базовых тральщиков с ней справились. Например, базовый тральщик Т-408 «Якорь» прошёл за 1945 г. 9114 миль, из них более 5000 миль с тралом. Краснознамённый тральщик Т-412 «Арсений Раскин» вёл траление у Варны, здесь тральщиками были уничтожены 132 мины. У Констанцы советские «пахари моря» вытралили 71 мину. При тралении фарватеров у Одесского порта в 1946 г. было уничтожено 177 мин. В 1947 г. траление продолжалось. Т-406 «Искатель», краснознамённые базовые тральщики Т-404 «Щит» и Т-412 «Арсений Раскин» уничтожили минное заграждение у Евпатории. За четыре дня они вытралили 45 мин. Всего за период с 1945 по 1953 г. на Чёрном море было уничтожено 5945 мин и минных защитников, протралена площадь в 9624 квадратные мили. Значительная часть мин была уничтожена именно «фугасами». В конце 50-х гг. корабли-ветераны были выведены из состава флота, но ещё в течение нескольких десятилетий они несли службу в составе Черноморского флота в качестве опытных судов.
ЭМТЩ «Якорь» принимал участие в тралении водных акваторий портов: Мариуполь, Новороссийск, Феодосия, Керчь, Ялта, Севастополь, Евпатория, Одесса, в устье Дуная – порты Измаил, Тульча, Сулина, Констанца (Румыния) и Бургас (Болгария).
Имя тральщика увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.

За годы войны Филипп Васильевич  награждён орденами: «Красной Звезды» и «Красного Знамени»; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа».

Воспоминания

Внучка

С детства слушала его рассказы о войне - мне было интересно, и дед не мог отказать любимой внучке, хотя подчас эти воспоминания были тяжелы для него.
Вот все больше на 9-е мая ходили на Парад Победы, а я с дедом в ОВРу в Стрелецкой бухте Севастополя. Там встречались все сослуживцы – ветераны. А для внуков и внучек самое интересное было, когда можно было по кораблям боевым полазить, пушки потрогать, по трапам побегать.
Все музеи Севастополя, весь город обошли с дедом. Всё мне рассказывал, показывал, и с такой огромной любовью к городу и гордостью...
Спасибо дед тебе за Победу!

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: