Путий Сергей Григорьевич
Путий
Сергей
Григорьевич
гвардии капитан

История солдата

Мой дед Путий Сергей Григорьевич, рождения 11.10.1914г. до призыва в Красную армию работал трактористом колхоза в с.Павелки Андрушевского р-на Житомирской обл. По матери Франциске он  был  из старинной семьи римких католиков Обштатов, а по отцу Путию Григорию  - православным крестьянином. Но в семье, как положено  у католиков, было пятеро детей - четверо сыновей и дочка. Порода была крепкая. Сергею иногда было скучно управляться с трактором. В свободное время он приходил к ветряной мельнице, зависал на одном из крыльев и так кружился вместе с гигантсим пропелером. Отдохнув таким образом, он снова садился за рычаги трактора и ехал трудиться в поле. Эта мельница до сих пор стоит на окраине с.Гараповка. А с.Павелки расположено  на противоположной  стороне безымянного ручья. Местные  мужики немало удивлялись необычной силе парня. И давай с ним спорить, на предмет -  что он еще может. Сергей не любил этих споров, так как ему просто нравилось вот так кружиться. Он и сам поначалу не знал, зачем он это делает. Но мужики донимали. И как-то раз сказа - спорим на ведро горилки, что руками остановлю электродвигатель, который там же на мельнице был. Мужики согласились и... проспорили. Сколько лет прошло, а про этот случай до сих пор, из поколения в поколение, отцы рассказывают своим детям. Про парня с необычными данными узнали в районном военкомате. Пришло время идти в армию. Вызвали как полагается. И военком объявил: - Путий Сергей Григорьевич, 1914г.р. направляется на учебу в военное авиационное училище. Услышав такое Сергей был на седьмом небе! Так вот что хотела его душа! Тут тебе и техника новейшая и летать можно как птица в облаках. Жалко ему стало своего верного желензного друга - трактора, Но попрощался с ним, Ласково погладил по капоту, взял вещмешок и зашагал пыльной сельской дорогой на встречу радостному будущему.

В 1935г.получив  лейтенантские погоны вместе с молодой женой Надеждой Филипповной был направлен для прохождения службы в г.Смоленск,  штурманом авиавиаполка. В 1936-м родилась первай дочь Оленька. Через четыре года в 1940-м родилась младшенькая Валюша. Жизнь складывалась. В молодой офицерской семье бурлила счастливая жизнь. Дети  радовались каждой встрече с отцом, Они долго не слезали с рук, рассматривали красивую лётную форму папы. А еще больше гостинцам, которые папа всегда приносил для своих девчаток.  Но пришел нерадостный 1941-й. Всех жителей Смоленска  направляли за город рыть противотанковые рвы. Копать ров пошла и жена офицера взяв с собой детей. Начался налёт немецких самолётов. На людей посыпались бомбы. Все в ужасе побежали. Надежда схватила на руки Олю и в ужасе обнваружила, что маленькой Вали нет рядом. Потом Надежда рассказывала как в миг поседела. Стала бегать и звать дочь, но отклика нет,лишь дикий  вой падающих авиабомб. Но материнское счастье оказалось сильнее войны. Маленькая Валя спокойно играла совочком в песке в соседнем окопе. Радости матери не было предела. Даже разрывы бомб уже ничего не значили длянеё. Главное её дети с ней. Их быстро посадили в автомашину. А когда приехали на квартиру к своему дому, то все их вещи солдаты уже грузили на бортовую машину. Эвакуация. Где родной и любимый муж и отец?! Нет его рядом. Он по тревоге вызван. Родные лица больше так и не встретились. Новым местом жительства стал г.Хоперск на Южном Урале. Потом длинная война. В 1944-м уже на освобожденной Житомирщине в с.Павелки приходил сослуживец деда. Рассказывал как идет служба. Передавал, что Сергей обязательно вот вот тоже заглянет в свой дом. Как то раз над селом, над хатой очень низко пролетел большой военный самолет. И отец Сергея Григорий Путий обнаружил во дворе бумажный сверток. Обрадовался старике, что теперь у него есть нас тоящая бумага и он может скрутить долгожданную козью ножку с  ароматным домашним табаком. И скрутил и запалил и затянулся во весь дух. Как вдруг из хаты вышла жена Франка. И очень удивилась курящему мужу. Спрашивает, руки в боки, а где это ты старый бумагу нашел? Может кто документы потерял, а ты их на курево переводишь? Да так ловко, раз и выхватила самокрутку их рук супруга. Да быстро и развернула и чуть не обомлела. В руках было письмо от сына Сергея. Там было написано: "здравствуйте мои любимы и родные! Не удается мне с вами повидаться. Сейчас прогоним немца с Украины и заеду к вам на пару дней. Но уж очень крепкие бои идут. Немец сильно сопротивляется. На всякий случай передаю вам документы, что если со мной что случится, то вы мамо и жена моя Надя с детьми будете обеспечены как члены семьи офицера. На том кланяюсь, обнимаю и до скорой встречи в родной хате."

Но не суждено было семье всем вместе встретиться  за праздничным столом со слезами  радости на глазах. 24.04.1944г. во ремя выполнения боевого задания по освобождению г.Севастополя Путий Сергей Григорьевич, гвардии капитан 29 лет отроду, погиб вместе со своим боевым товарищем стрелком радистом Баталовым Иваном Ивановичем из пос.Мосино Молотовской обл. Бомбардировщик А-20-G (американский Дуглас) был сбит корабельной зенитной артилерией фашистов. Артиллеристы береговой артилерии видели как наш самолет атаковал немецкие военные суда. Что бы бить по цели предельно точно, командир и штурман бросали самолет на предельну высоту до 50 метров,  А как иначе поступать, если у тебя за плечами уже три года войны и тебе всего навсего 29 лет! А Баталову и того меньше - 28 лет. А в руках такая современная выстроходная двухмоторная цельнометалическая машина как американский  бомбардировщик А-20-G "Дуглас".

Воевал  штурманом  26-го гвардейского авиаполка (с 10 января 1944 г., до этого 112-й авиаполк, до этого 212-й авиаполк)  2-й гв.авиадивизии 2-го гв. авиакорпуса авиации дальнего действия ВВС СССР, пропал безвести 24.04.1944г. при выполнении боевого задания на бомбардировщике A-20-G ("Дуглас") в районе г.Севастополя (сведения о безвозвратных потерях).  
По книге мемуаров  «К победным рассветам» (М.: Воениздат, 1978) Героя Советского Союза, сослуживца деда,  Ивана Ивановича Киньдюшев (12.05.1918 - 18.05.1989) мой дед погиб. Боевой путь прошел в паре с летчиком, командиром эскадрильи Василием Дмитриевым. Из книги И.И.Киньдюшева:
"...Чтобы повысить эффективность бомбардировки железнодорожных узлов, аэродромов и военно-промышленных объектов врага, была организована небольшая группа  дальних охотников-блокировщиков (октябрь 1942, была подчинена непосредственно И. В. Сталину. Голованов, Александр Евгеньевич
"Дальняя бомбардировочная..." примечание моё). В нее входили наиболее опытные экипажи, отобранные из полков 2-й гвардейской дивизии: Павла Бурлуцкого и штурмана Андрея Тарасова, Василия Дмитриева и Сергея Путия, Владимира Кочнева и Василия Ляменкова, Алексея Пожидаева и Михаила Ершова, Героев Советского Союза Ивана Курятника и Владимира Рощенко.
Охотники-блокировщики уходили далеко за линию фронта и наносили внезапные удары по объектам врага.
Экипажи ночных охотников-блокировщиков в шутку называли "воздушные кавалеристы".
Особенно запомнился мне боевой вылет, выполненный в последних числах апреля (24.04.1944). Наше соединение наносило тогда массированный удар по железнодорожной станции и порту Севастополь. Первыми поднялись в воздух экипажи майоров Ильи Преснякова (я был у него штурманом) и Василия Дмитриева (штурман Сергей Путий). Нам была поставлена задача с наступлением темноты блокировать аэродром на мысе Херсонес, а затем с малой высоты обстрелять ракетами и пушечным огнем фашистские суда на рейде Северной бухты.
Впереди простиралось темное море со светлыми полосками пенистых грив. На рейде и у причалов хорошо просматривались силуэты судов. Слышу, мой командир запел:
- В синем море волны плещут... - и повел самолет в атаку. Высота стремительно падает; 150, 100, 50 метров. В ход пущено все имеющееся у нас оружие. Корабли открыли ответный огонь. Снаряды рвутся со всех сторон. Маневрировать очень трудно - ведь летим буквально над водой. Малейшая ошибка в пилотировании - и морская пучина вмиг проглотит нас вместе с машиной.
Пулеметно-пушечным огнем мы упорно пробиваем себе путь вперед. В бою иногда часы пролетают как мгновение, а порой мгновения кажутся вечностью. Нам удалось наконец вырваться из огненного плена.
Но тут внезапно прервалась радиосвязь с экипажем Дмитриева. Последнее, что он успел передать, это - "отказал мотор". Судьба друзей была для нас неизвестной, хотя мы совсем недавно наблюдали за их работой.
Вернувшись на свою базу, узнали скорбную весть: в ту, как мы назвали ее, "варфоломеевскую ночь" трагически погиб экипаж капитана Владимира Кочнева и штурмана старшего лейтенанта Василия Ляменкова. При посадке в условиях сплошной низкой облачности самолет не попал на полосу, прошел правее ее, зацепился консолью за землю и взорвался. Это и был тот взрыв, который озарил облака яркой вспышкой при нашей попытке сесть на свой аэродром.
Владимир Кочнев не успел получить Золотую Звезду Героя Советского Союза, которой его наградила страна 19 августа 1944 года. Его славный экипаж захоронен у небольшого озера в центре деревушки Большая Александровка, Бориспольского района Киевской области.
Через несколько дней вернулся в полк Василий Дмитриев. Оказалось, что над Севастополем его самолет был сильно поврежден, стал плохо слушаться рулей и с большим трудом набирал высоту. Но все же Дмитриеву удалось набрать около тысячи метров. Над морем, при развороте на сушу, заглох один мотор, второй сильно барахлил. И Дмитриев вынужден был дать команду экипажу покинуть самолет. Сам же он последним оставил уже неуправляемую машину на предельно малой высоте.
Приводнился летчик благополучно. Летчик был спасен, а штурмана (Сергей Путий) и радиста поглотила морская пучина...
На кургане боевой славы в Севастополе воздвигнут монумент. На нем золотыми буквами высечены номера соединений и частей, участвовавших в освобождении города. Среди них указана и наша 2-я гвардейская Севастопольская авиационная дивизия."

В 1943г. штурман звена 18-го Гвардейского Смоленского авиаполка 2-й авиадивизии  2-го авиакорпуса дальнего действия, гвардии капитан Путий Сергей Григорьевич награжден Орденом Красного знамени (Пр.№704 от 29.12.1943г.). 67 боевых вылетов - из них 61 ночью на самолетах ИЛ-4, Б-25 гг.Орел, Брянск, Смоленск,Витебск,Орша, Рославль,Минск за инициативность, личную отвагу, решительность и высокое качество выполнения боевого задания.

Регион Украина
Воинское звание гвардии капитан
Населенный пункт: Украина

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: