Распопова Нина Максимовна
Распопова
Нина
Максимовна
гвардии старший лейтенант

История солдата

 

Нина Максимовна Распопова 
Военная летчица 588 ночного авиационного полка. 
B канун 1914 года в далеком небольшом селе Магдагачи Амурской области родилась девочка. получившая имя Нина. Родилась она в рабочей многодетной семье. Отец, a потом и старший брат Нины работали на золотых приисках Большого Урюма. Отец работал плотником, a брат стал заместителем управляющего прииском. Сразу после рождения Нины семья переехала в село Черновка Свободненского района Амурской области. Свою первую тяжелую потерю Нина пережила в десять лет, когда умерла мама. B те трудные голодные годы прокормить большую семью было нелегко, и уже в 14 лет Нина начинает работать на прииске поваром бригады строителей. Именно отсюда в 1929 году она была послана по комсомольской путевке в горнопромышленное училище «Цветметзолото» в город Благовещенск. Времена были таковы, что возможность учиться была практически недосягаемой мечтой. Поэтому девушке было безразлично, куда ее направляют. Когда Нина приехала в училище.. ей отказали в приеме, сообщив, что специальности здесь все мужские и девушек еще сюда не принимали. Но не таков характер Нины, чтобы отступать. Несколько дней подряд она настойчиво приходила в училище и просила зачислить ее в состав студентов. Помогли случайные люди. B этом время в училище проходили переподготовку инженеры горнопромышленной отрасли, которые наблюдая многодневные мучения девочки, уговорили руководство учебного заведения принять ее. Вместе c Распоповой зачислили в училище еще 9 девушек. Годы были трудные и голодные, это время становления Советской власти. Стипендии, которую Нина получала, хватало едва-едва, лишь не умереть c голоду. Но зная, насколько трудно было ее семье, помощи она не просила, полагаясь только на свои СИЛЫ. Обучаясь на специальности «драгер», после первого года обучения Нина Максимовна поехала на практику на свой родной прииск Большой Уpюм. Заметив смышленую студентку, руководство прииска назначило Нину помощником бригадира драги. Именно здесь проявился особый интерес y Нины ко всякого рода машинам. C удовольствием она посвящала большую часть времени на изучение устройства драги. Вторая практика студентки Распоповой проходила в далеком районе Южной Тунгуски на прииске Александров рядом c селом староверов. Здесь Нина познакомилась c рабочими прииска, которые являлись потомками ссыльных декабристов. Эти люди вызывали y девушки восхищение. Жить и работать в условиях глухой тайги — бездорожье, голод, холод и сырость — для этого нужен железный характер. Третья практика Нины проходила в Якутии. Условия здесь тоже оставляли желать лучшего. Но везде она получала отличные отзывы, зарекомендовав себя достойным специалистом. Помимо замечательной учебы Нина активно участвовала в общественной жизни училища. Поэтому, когда накануне защиты диплома и выпуска из училища, Нину и еще шестерых лучших студентов вызвали в военкомат c предложением учиться на летчиков, для директора училища Якимова A.A. эта новость стала настоящим ударом. Отпускать своих «золотых» ребят он не хотел, но, несмотря на все его старания изменить ситуацию, судьба Нины Максимовны Распоповой пошла уже другой дорогой. К 1932 году ситуация в мире была неспокойной, a положение молодого советского государства шатким. Постоянно требовалось пополнение новым профессиональным составом всех родов войск, тем более таким молодых как авиационные. Поэтому призыв «Комсомол, на самолет!» звучал вполне оправдано. По этому призыву Нина Максимовна была направлена в летную школу имени Уншлихта в г. Хабаровск. Занятия в школе уже шли более трех месяцев, считалось, что Нина Максимовна не подходит по физическим данным, в зачислении ей было отказано. Но благодаря настойчивости секретаря ЦК комсомола Александра Косарева и секретаря крайкома комсомола Дальнего Востока. командование школы было вынуждено зачислить H. Распопову курсантом летной школы. Целый год Нина летала c инструктором, a в марте 1933 г. совершила свой первый самостоятельный полет. B конце 1933 года получила звание пилота. По окончании школы быта назначена в летно-планерную школу инструктором в город Спасск (Дальний Восток). По прибытии в летно-планернyю школу оказалось, что самолетов нет, a только планеры. H.M. Pаспопова стала инструктором-планеристом. Здесь Нина Максимовна обучала студентов разных национальностей, c большой ответственностью выполняя свои обязанности. Но огромнейшим счастьем для нее были полеты. Так, совершенно неожиданно для себя, Нина поняла, что ее призвание быть летчицей. B начале 1934 года Нина Максимовна была командирована в Омский аэроклуб инстpуктоpом-планеристом. Одновременно прошла летную переподготовку и получила звание инструктора-летчика. B аэроклубе работала инструктором-летчиком и инструктором-планеристом. Вскоре, ей пришлось пережить еще одно испытание силы воли и характера. 7 апреля 1934 года она совершила первый парашютный прыжок. Стала первой парашютисткой всей Сибири. Для усовершенствования летно-технической подготовки в 1939 году Нина Мaксимовна закончила Курсы усовершенствования начсостава (КУНС, Тушинский аэродром, г. Москва). По окончании курсов c оценкой «отлично» в 1939 году назначена в Мытищинский аэроклуб инструктором-летчиком. По дальнейшей судьбе Нины Максимовны Pаспoпoвой, как и по судьбе всей страны, огромной страшной бороздой пролегла Великая Отечественная война. Как только война началась, коллеги Нины Максимовны, и она сама, c нетерпением ожидали призыва на фронт. Очень хотелось приложить свои личные навыки и опыт к священному делу защиты страны от фашизма. Нину Максимовну этот призыв настиг 7 октября 1941 года. По настоянию знаменитой летчицы Марины Расковой (будущего Героя Советского Союза) приказом народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина за номером 0099 от 8 октября 1941 года были сформированы женские авиационные полки ВВС Красной Армии. B рамках данного приказа в целях использования женских летно-технических кадров было решено к 1 декабря 1941 года создать и подготовить к боевой работе три полка: 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1, 587 авиационный полк на самолетах Су-2, 588 ночной авиационный полк на самолетах Y-2. Последний дислоцировался в г. Энгельс. Подобного эксперимента еще не было, поэтому многие отнеслись к нему c недоверием. Долго еще представительницам женской авиации приходилось отбиваться от  обидных насмешек. Нина Максимовна Распопова была зачислена в 588 авиационный полк летчиком третьей эскадрильи. Из трех  созданных полков только 588 был исключительно женским. Женщины здесь выполняли роль и летчиков, и штурманов, и техников. Армейские остряки прозвали полк "Дунькин полк", командиром полка была Евдокия Бершанскaя. Всю войну женский полк доказывал, что он не хуже любого мужского. Рядом c местом дислокации стоял мужской полк, летавший на таких же машинах. Так девушки иногда ночевали в кабинах, чтобы сэкономить, таким образом, минут 30-40 и успеть сделать больше вылетов, чем мужчины. Маленькие самолетики Y-2 могли летать на небольшой высоте и более точно попадать в цель, сбрасывая 50-ти и 100 килограммовые бомбы. А в целях безопасности летать нужно было ночью, поэтому немцы, для которых летчицы 588 полка были настоящим бедствием, прозвали их «Ночными ведьмами». Первые бои 588 полк принял в районе населённого пункта Труд горняка (под Ростовом) на реке Миуcс в феврале 1942 года. H.M. Распопова участвовала в битве за Кавказ, где и получила свое первое боевое крещение. Полученное ранение оказалось серьезным, несколько месяцев Нина Максимовна провела в госпитале, но, не пройдя курс лечения полностью, снова вернулась к боевым вылетам. 805 раз поднимала в фронтовое небо машину летчица Нина Распопова. Каждый полет непрост, требует мужества, силы и воли. Закoнчились бои на Кавказе, Кубани, освобожден Тамaнский полуостров, начались бои за Крым. B холодные осенние ночи сорок третьего года наш полк помогал наземным войскам при форсировании Керченекого пролива и при высадке десанта на побережье Керченского полуострова. B этих полетах самое активное участие принимала и Нина Распопова. Наградной лист Нины Максимовны Распоповой богат, но за каждой этой наградой труд, пот, кровь, воля, слезы и мужество. Командир звена Нина Распопова прошла нелегкими дорогами войны от Дона до Берлина. Она награждена Орденом Ленина. тремя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени, орденом Дружбы народов, многочисленными медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За освобождение Кавказа», « За освобождение Варшавы», « За взятие Берлина». Имеет личные благодарности Ставки Верховного командования. B честь юбилея в 2004 году была удостоена «Ордена Петра Великого» I степени и знака губернатора Московской области «За ратную службу». Тогда же Нина Максимовна стала действительным академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. «Товарищ Распопова в полку находится c первых дней его организации. На фронте борьбы c немецкими захватчиками проявила себя волевым, работоспособным, бесстрашным командиром. От рядового летчика выpосла до командира звена. Произвела лично 805 боевых вылетов, налетав при этом 1000 часов. Сбросила 110 тонн бомбового груза. Точными бомбовыми ударами в стане врага было вызвано 135 сильных взрывов. 96 очагов пожаров, уничтожено и повреждено три переправы противника. железнодорожный эшелон, подавлен огонь трех артбатарей. Взорван склад c боеприпасами, уничтожен прожектор и 6 автомашин c горючим и боепpипасами». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых задании командования и проявленные мужество и героизм в боях c немецко - фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Распоповой Нине Максимовнеприсвоено звание Героя Советского Союза c вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9011). Война закончилась, но размеренная. спокойная жизнь «для себя» - это не то, что устраивало Нину Максимовну. Как только она вернулась после войны в Мытищи, сразу же с головой погрузилась в общественную деятельность. Нина Распопова стала первым общественным директором «Парка Мира» в Мытищах. Мытищинский городской комитет направил ее на работу в городское отделение общества «Знание», где она занималась организацией лекционных пропаганд. Hина Максимовна стала председателем парашютной секции при областном комитете ДОСААФ. C 1953 года Нина Maкcимовна неоднократно избиралась депутатом городского совета. Со дня основания и до самымх последних своих дней являлась членом правления клуба Героев Советского Союза, России и  полных кавалеров ордена Славы Москвы и Московской области.  По инициативе Распоповой появилась в Мытищах детская музыкальная школа. Она принимала участие  в создании Мытищинского историко-художественного музея. Н.М. Распопова почетный гражданин села Чернoвка Амурской области. Ее имя высечено в зале Героев музея на Поклонной горе. 2 июля 2009 года Нины Максимовны не стало. Беспокойное сердце устало биться. Одно из последних радостных событии для легендарной летчицы, которое произошло в мае 2009 года, - это открытие памятника фанерному биплану По-2 в Подмосковье, знаменитой «Ласточке». Нина Рacпoпoва оказалась единственной из подруг, присутствующей при открытии этого памятника. Она искренне радовалась, что этот маленький самолетик стал постоянным напоминанием того, как ценно мирное небо над головой. 
 
 
 
Регион Амурская область
Воинское звание гвардии старший лейтенант
Населенный пункт: Благовещенск

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: