Рочев Николай Тимофеевич
Рочев
Николай
Тимофеевич
старшина второй статьи

История солдата

Мой дед родился 17 декабря 1920 года в п. Щельяюр  Ижемского района Коми АСССР. В августе 1940 года был призван на службу в Советскую армию, где и застала его начавшаяся война. В июне 1941 года он был командирован на Северный флот и попал служить на эсминец в артиллерийскую часть. Их база находилась в Мурманске. У фашисткой Германии на счет этого города были далеко идущие планы, так согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной, как план «Барбаросса»,  захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота. Вот так деревенский паренёк из далекого северного поселка стал участником обороны Советского Заполярья, которая длилась с 22 июня 1941 по ноябрь 1944 года, за что и был награжден медалью  « За оборону Советского Заполярья». То, что защитникам советского Севера, в том числе и моему деду,  удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны…

         День за днем, месяц за месяцем шли военные будни молодого моряка-артиллериста. Наступил 1942 год, не менее тяжелый, чем сорок первый. Николай Тимофеевич воевал на эсминце и вдруг новое назначение – военизированный транспорт.  Объяснение было  более чем простым: по соглашению, так называемому ленд-лизу, от союзников стали поступать различные грузы: продовольствие, вооружение, в которых страна крайне нуждалась, поэтому его, как опытного артиллериста, назначили на транспорт. На всю жизнь запомнил он первый рейс до берегов Северной Америки.

Из воспоминаний деда: «В отличие от союзников наши транспортные корабли стремились ходить в одиночку, один ночной корабль – это образно говоря - капля в безбрежное море. Другое дело несколько десятков кораблей. В таких случаях вражеская разведка с самолетов очень скоро засекала скопления военных судов, и тут же бросалась авиация, шли подводные лодки немцев. Одиночные же легче прорывались, доходили до места назначения и обратно. Ходили мы по Северному морскому пути. Нами двигало одно желание, чтобы была ненастная погода, тогда наверняка, все будет хорошо и мы вернемся домой»…

               Первый рейс длился…год и месяц. Вернулся Николай на базу в начале октября сорок третьего года. Что только не перетерпел за это время. И жестокие штормы, обледенения, из-за чего корабль едва не перевернулся вверх килем, и атаки подводных лодок. У берегов Исландии, когда шли к берегам Америки, присоединились к транспорту из восьмидесяти кораблей, половина из них состояла из военных судов боевого охранения, однако разыгравшийся шторм раскидал их. Когда буря утихла, не увидели ни одного корабля на горизонте.

Из воспоминаний деда: «Наши транспортные суда были, так сказать, старого образца, при сильном ветре ход корабля падал до крайнего минимума. Другое дело военный транспорт типа «Либерти», на котором удалось мне  походить. У них приличная скорость и водоизмещение 22000 тонн. Но у американских кораблей был один недостаток: на большой волне корпус разламывался. При мне переломился и затонул транспорт «Харьков»». В этот жестокий шторм в первом рейсе вышло из строя как механическое, так и рулевое управление. Транспорт еле дотянул на место назначения и встал на ремонт.

         Пять раз ходил на разных  транспортах Николай Тимофеевич за границу. Побывал в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Бостоне, Сиэтле, Портленде (северная Америка), Ванкувере, Сент-Дасоне, Голифаксе (Канада), а также на Кубе в городе Гаване и на Атлантическом побережье Панамы. За это время пришлось сменить четыре корабля, среди которых и Лидер эскадренных миноносцев «Баку» и  «Комсомолец Арктики».

         Николай Тимофеевич пришёл с войны через год после Победы  весной 1946 года бравым старшиной второй статьи в свой родной поселок речников Щельяюр. В 1947 году женился на  деревенской девушке Глафире Георгиевне Каневой.  В семье Рочевых родилось 6 детей: 2 дочери и 4 сыновей, младший из которых, к сожалению, умер в младенчестве. В 1997 году бабушка с дедушкой отметили Золотую свадьбу, а всего вместе прожили 54 года. Умер Николай Тимофеевич 29 мая 2001 года, после тяжелой болезни.

         Дед запомнился мне спокойным и рассудительным человеком, никогда не повышал он на нас, внуков, голоса, всегда жалел нас.  О войне он вспоминал не часто и всегда, при этом,  старался как можно мягче освятить события его службы, оберегая  нас от страха и ужаса войны, наверно поэтому, 9 мая в детстве ассоциировалось только с праздником, шарами, цветами, Победой нашей страны. Сейчас же война для меня – это большое людское горе, разорванные семьи, не родившиеся дети, это холод, страх, голод, но в то же время, это огромная вера в ПОБЕДУ!!! Я понимаю это и становится страшно, через что же пришлось пройти нашим дедам, чтобы сегодня мы жили в МИРЕ, какой ценой они добыли ПОБЕДУ, что каждая морщинка на лице моего деда, который постарел так рано, это отметина этой страшной войны, воспоминания о которой хранил он в своем сердце  и всем же сердцем ограждал нас от них, настоящих – страшных, кровавых, безжалостных…  Очень жаль, что не дожил дед до этих дней, что мои дети не застали его при жизни, но память о нем жива в нашей семье, мы любим его и чтим его память. Для нас он всегда самый лучший, самый смелый. Мой дед – победитель! Я помню! Я горжусь!

Регион Республика Коми
Воинское звание старшина второй статьи
Населенный пункт: Сыктывкар

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: